И. С. Андрианова

Музейная и библиографическая деятельность А. Г. Достоевской

В настоящее время о музейной и библиографической деятельности А. Г. Достоевской имеются самые общие представления, почерпнутые из мемуаров и переписки супруги писателя. А между тем она является продолжением и развитием ее литературной, литературно-критической и литературоведческой деятельности, имеющей самостоятельное значение (собирательство ценных архивных документов) и прикладное (изучение жизни и творчества Достоевского).

 

§ 1. Создание «Музея памяти Ф. М. Достоевского»

История увековечения памяти Ф. М. Достоевского начата трудами его вдовы. Она стала создательницей первой в России писательской музейной комнаты, хранилища материалов, назвав ее «Музей памяти Ф. М. Достоевского». В словаре «Коллекционеры России XVII – начала XX в.» ее имя значится в списке 82 коллекционеров − основателей и инициаторов создания музеев и библиотек, среди которых Н. Д. Бартрам, А. П. Боголюбов, И. Е. Забелин, Н. М. Мартьянов, М. К. Тенишева, П. М. Третьяков и др.[1]

Между тем работа А. Г. Достоевской по созданию «Музея» до сих пор исследована недостаточно. Главы из воспоминаний вдовы, посвященные ее собирательской, архивной, музейной и библиографической деятельности до сих пор не опубликованы. Речь идет о главе «Музей памяти Ф. М. Достоевского»[2], имеющей две редакции в беловой рукописи[3], а также связанных с нею главах «Музей (Инженерное училище)», «Библиографический указатель»[4]. Черновые наброски к ним хранятся в РГАЛИ[5]. Не известными широкому кругу читателей и исследователей остаются также рукописные материалы А. Г. Достоевской, относящиеся к «Музею памяти»[6].

Специального исследования, посвященного истории «Музея памяти Ф. М. Достоевского» и роли А. Г. Достоевской в его организации, не существует. В статьях В. С. Нечаевой[7], Г. Ф. Коган[8], книге Г. Б. Пономаревой[9] подробно повествуется о работе Московского музея Достоевского в советское время. Роль А. Г. Достоевской в его становлении характеризуется бегло. Так, В. С. Нечаева пишет: «Напомню, что в Москве в Историческом музее с начала XX в. хранились рукописи, книги, вещи и изображения Ф. М. Достоевского, отданные туда Анной Григорьевной Достоевской»[10].

Между тем изучение обстоятельств возникновения, развития, а впоследствии уничтожения «Музея памяти Ф. М. Достоевского» поможет по достоинству оценить масштаб собирательской, архивной, музейной и библиографической деятельности жены писателя, осознать великое значение результатов этой деятельности для исследователей и любителей его творчества.

Первопричина появления музея как научно-культурного учреждения исследователями трактуется по-разному. Согласно распространенной на сегодняшний день точке зрения словацкого исследователя З. Странского, музеи рождаются из специфического музейного отношения к действительности, «мотивированного определяющим для человека фактором памяти»[11]. На рубеже XIX века об этом говорил Н. Ф. Федоров. В его философской концепции «общего дела» музей – это объединение интеллектуальных, духовных и физических усилий всех поколений в борьбе против смерти, которая становится по-настоящему необратимой только с утратой памяти о человеке. Память остается, пока хранятся вещи, оставленные человеком и несущие след его личности. Они могут, в отличие от недолгой памяти отдельного человека, и через века и страны служить напоминанием и необходимым элементом воскрешения, так как, «воссоздавая других, мы воссоздаем себя»[12].

«Въ характерѣ Анны Григорьевны оказалось рѣшительное антикварство (и это очень для меня мило и забавно)», – писал Ф. М. Достоевский А. Н. Майкову 16 (28) августа 1867 года[13]. Сама собирательница после смерти мужа размышляла: «Мнѣ кажется, что природа вложила въ каждаго человѣка стремленiе къ собиранiю чего либо, важнаго или неважнаго. Одни стремятся собрать капиталъ, скупить земли, дома; другiе обращаютъ свою страсть на прiобрѣтенiе книгъ, картинъ, художеств. предметовъ. У нѣкоторыхъ эта страсть перерождается въ нисшую[14] и человѣкъ начинаетъ съ наслажденіемъ собирать совсѣмъ ненужныя вещи: почтовыя марки, пуговицы и под. вздоръ. Очевидно, эта жилка собиранія таилась и во мнѣ и перешла ко мнѣ отъ моего отца, который любилъ собирать разныя диковинки»[15].

«Жилка собирания» Анны Григорьевны проявила себя в ее увлечении коллекционированием марок. Она является одной из первых русских женщин-филателисток. Начало ее коллекции марок было положено в 1867 году, в Дрездене. Поводом для этого послужил спор между супругами Достоевскими о женском характере. Писатель однажды во время прогулки высказал сомнение в способности женщины к долгому и упорному напряжению сил для достижения цели: «А женщина? Она загорится желанием собирать марки, купит роскошный альбом, надоест всем родным и знакомым, выпрашивая марки, затратит на покупку их массу денег, а затем – желание в ней уляжется…»[16]. Достоевская на своем примере решила доказать мужу обратное: «женщина годами может преследовать привлекшую ее внимание идею»[17]. Свою коллекцию почтовых марок Анна Григорьевна пополняла всю жизнь. Как замечено в ее воспоминаниях, она не купила ни одной марки за деньги, а лишь использовала те, что были сняты ей с писем или подарены. Не случайно в архиве Достоевских большинство конвертов − с вырезанными марками. К сожалению, дальнейшая судьба этой коллекции Анны Григорьевны не известна.

Другим результатом собирательской деятельности Достоевской стала ее коллекция автографов русских и зарубежных деятелей культуры и науки: А. И. Герцена, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, К. С. и И. С. Аксаковых, Т. Г. Шевченко, В. Гюго, Э. Ренана и др. Эти документы были в разное время подарены Анне Григорьевне друзьями, знакомыми и почитателями Достоевского, часто по просьбе самого писателя, который с интересом относился к увлечению своей жены. В письме Достоевской от 29 мая 1880 г. содержится напоминание мужу: «Не забудь попросить у Ивана Серг. Аксакова, автографы Гоголя, да и вообще кого либо»[18]. В ответ на это Достоевский пишет: «Автографъ Гоголя Аксаковъ мнѣ обѣщалъ»[19]. В письме от 30 мая 1880 г. к мужу неутомимая коллекционерка повторила просьбу об автографах: «Да подумай кстати и объ автографахъ, напр. у Новиковой – Гладстона, у Аксакова – Гоголя, а у Павлищева – Пушкина. Не съѣздишь ли ты къ старичку Муравьеву-Апостолу, Матвѣю Ивановичу… Могъ бы ты попросить у него письмо Муравьева. У него находится Сазановичь. Угоди мнѣ привези хоть какое-либо письмецо, потѣшь свою автографку…»[20]. Из письма И. С. Аксакова известно, что он исполнил обещание позднее − 3 сентября 1880 г.: «Посылаю для Вашей супруги три автографа: Гоголя, моего отца и брата Конст. Сергѣевича»[21].

В записной тетради под названием «Автографы изъ коллекціи А. Гр. Достоевской. Каталогъ<,> составленный въ 1900 году. Добавленъ въ 1907 году» коллекционерка расписала по алфавиту рукописи своего масштабного собрания, распределив их по 25 «отделам». Это автографы знаменитых литераторов, редакторов, сотрудников газет и журналов, высочайших особ, академиков Импер<аторской> Академии Наук, декабристов, петрашевцев, лиц духовного звания, художников, композиторов, музыкантов, врачей, педагогов и др.[22].

Основная часть коллекции автографов А. Г. Достоевской проаннотирована в «Описании рукописей Ф. М. Достоевского»[23]. Обзор и публикация многих из этих материалов произведены в статье Л. Р. Ланского «Коллекция автографов А. Г. Достоевской»[24]. Большая часть автографов, зарегистрированных в каталоге, сохранилась. Судьба нескольких десятков документов остается невыясненной. Среди них автографы А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, декабристов.

Параллельно с коллекционированием автографов знаменитых деятелей культуры и науки Достоевская начала работу по сбору материалов, связанных с жизнью и творческой деятельностью супруга. В состав ее собрания вошли рукописи, книги, личные вещи, портреты Ф. М. Достоевского, статьи разных авторов о нем.

Коллекционерка отдавала себе отчет в ценности собранных ею материалов для современных ей и будущих исследователей жизни и творчества Достоевского. Поэтому Анну Григорьевну особенно заботил вопрос о дальнейшей судьбе всего собранного ее трудами. После смерти писателя его вдова решила передать свое собрание, насчитывавшее свыше тысячи наименований, в хранилище.

В 80-е гг. XIX века в России существовали три центральных книгохранилища: Академия Наук, Императорская Публичная библиотека и Румянцевский музей. В мемуарах Достоевская не упоминала последнего, но определенно указала, что в двух первых не хватало места для размещения ее коллекции[25]. В то время ситуация с книгохранилищами была удручающей: они не имели ничего своеобразного, копировали друг друга по своему книжному составу, принимая в свои фонды весь объем поступающей к ним литературы. На нехватку средств и помещений для хранения многочисленной книжной продукции обратил внимание известный русский библиотековед и библиограф К. Н. Дерунов. С 1915 года он стал выступать с докладами о необходимости специализации каждого архива, об отборе книжной продукции, выделении предметов музейного значения, призывал к пересозданию русского центрального книгохранилища в «национальное хранилище бессмертных творений русского гения»[26], выдающихся деятелей России.

Первое хранилище материалов великого писателя было заложено А. Г. Достоевской в Московском Государственном историческом музее[27]. С разрешения руководителя и организатора его фондов Ивана Егоровича Забелина под коллекцию материалов великого писателя была отведена одна из башен учреждения. Образовалась музейная комната, получившая официальное название «Музей памяти Ф. М. Достоевского в Императорском Российском Историческом музее имени Императора Александра III в Москве».

С. В. Белов датой его создания ошибочно называет 1901 г.[28]. Этот факт не находит подтверждения в архивных материалах А. Г. Достоевской. Н. Ф. Буданова отмечает, что «Музей памяти» был организован в 1891 году[29]. Ближе к истине в этом вопросе оказывается Ю. А. Красовский, отмечая, что «первый в России писательский музей-комнату Достоевского» его вдова организовала в конце 1880-х годов[30].

Из свидетельств А. Г. Достоевской трудно установить год его создания. Согласно первой редакции главы «Музей памяти Ф. М. Достоевского», мебель для него была привезена весною 1888 г.[31]. Данная дата самой мемуаристкой в рукописи ставится под вопрос. Во второй редакции указанной главы временем первого посещения музейной башни назван Великий пост 1886 г.: «Нетерпѣніе мое было такъ велико, что я еще въ Великомъ Посту /1886 г./ поѣхала на нѣсколько дней въ Москву»[32]. Причем запись самого года вставлена над строкой, как будто мемуаристка позднее вспомнила и обозначила его. Следуя далее по тексту второго варианта главы, находим указания на 1886 (поставленный в скобках и под вопросом) и 1887 гг. как на время организации внутреннего пространства помещения «Музея памяти»: «Въ теченіи цѣлаго (1886?) я громадными ящиками отправляла въ Музей книги, бюсты и портреты, а весною 1887 г. привезена была и мебель, которая чрезвычайно украсила башню»[33]. Тем не менее 1886 г. не является временем организации «Музея памяти». Это ошибка памяти мемуаристки, по записям которой явно видно, что она сомневалась в этой дате при подготовке воспоминаний − ведь с момента заложения ею «Музея памяти» мужа до писания главы об этом прошло почти 30 лет[34].

Временем основания «Музея памяти Ф. М. Достоевского» следует считать начало 1889 г. В записной книжке А. Г. Достоевской за этот год появляются упоминания о нем[35]. Впрочем, главное подтверждение этому факту – переписка А. Г. Достоевской с детьми. В письме от 22 февраля 1889 г., отправленном в Москву, Л. Ф. Достоевская интересовалась у матери: «Видѣла-ли ты комнату въ Музеѣ? Опиши намъ все по-подробнѣе»[36]. А. Г. Достоевская писала к сыну 25 февраля 1889 г. из Москвы: «Ты вѣрно уже знаешь изъ письма къ Лилѣ, что мнѣ для коллекціи отвели цѣлую башню и я теперь очень занята мыслью какъ мнѣ получше и художественнѣе разставить и размѣстить все собранное»[37]. Письмо датировано самой А. Г. Достоевской. Предположение о том, что основательница «Музея памяти», сделав это в 1886 г. (согласно воспоминаниям), сообщила о том своим детям только спустя три года, не находит никаких оснований: ее общение с детьми в эти годы, и письменное, и личное, было непрерывным.

Отметим, что к 1889 г. – времени создания первой писательской музейной комнаты – из литературных музеев существовали только Пушкинский и Лермонтовский, организованные в Санкт-Петербурге в 1879 и 1883 гг. соответственно.

Обстановку ныне не сохранившегося «Музея памяти» составляли предметы мебели, доставленные А. Г. Достоевской: «Изъ принадлежавшихъ лично Ѳеодору Михайловичу вещей были пожертвованы мною въ Музей его большой книжный шкафъ, его письменный столъ и къ нему кресло. За этимъ столомъ Ѳеодоромъ Михайловичемъ были написаны: окончаніе романа «Бѣсы» и нѣкоторые №№ «Дневника Писателя» за 1876‑77 годы»[38].

Заметим, что наименование башни с материалами Достоевского «музеем» теперь воспринимается весьма условно. По словам Г. Б. Пономаревой, имелся в виду не мемориальный музей, но «меморативный», не слитый с каким-либо заповедным местом жизни писателя[39]. Башня не была предназначена для широкого обозрения, а являлась бесценным хранилищем. Доступ к материалам «Музея памяти» имели лишь лица, занимавшиеся научной деятельностью и получившие разрешение самой вдовы. Так, в ее письме от 18 ноября 1917 года к руководству Московского исторического музея содержится просьба выдать литературоведу В. Л. Комаровичу «на просмотръ всѣ тѣ собранія памяти моего незабвеннаго мужа, которыя недоступны для посторонней публики»[40]. Своему первому биографу Л. П. Гроссману она призналась в 1916 году: «Каждый, кто работает над изучением жизни или произведений Достоевского, кажется мне родным человеком»[41]. Для исследователей творчества писателя «Музей» был открыт в зимнее время. Сама Анна Григорьевна работала там весною или осенью. И это, как признавалась она, были «не мѣсяцы труда, а истиннаго наслажденiя»[42]. Они определили представление Достоевской о ее истинном жизненном призвании – «сдѣлаться архиваріусомъ какого нибудь большаго ученаго учрежденія, гдѣ я могла-бы уйти съ головою въ интересующую меня тему»[43].

Вдова Достоевского взяла на себя попечение о «Музее памяти» мужа. Она вела серьезную и планомерную работу в России и за рубежом по пополнению и систематизации его фондов до конца своей жизни: разыскивала книги, статьи, портреты и прочие материалы через букинистов, книгопродавцев, переписывала статьи о Достоевском в библиотеках, просила о копиях официальных документов, касающихся ее мужа, в архивах государственных учреждений. Наибольшую трудность для собирательницы представляло разыскание материалов первого периода литературной деятельности Ф. М. Достоевского и его пребывания в Сибири, относящихся к 40-м и 50-м годам XIX века. Их поиск она вела в Императорской Публичной библиотеке, копировала найденное стенографически, переписывала набело и отправляла в «Музей».

В Москву на адрес Исторического музея с помощью Российского общества страхования и транспортирования кладей Анна Григорьевна отсылала все ею найденное и собранное в России и за границей, прилагая при этом перечень отправляемого.

По организационным вопросам Достоевская вела переписку с главным библиотекарем Исторического музея Алексеем Ивановичем Станкевичем, который помогал ей в составлении и описании фондов Достоевского. Так, 22 мая 1902 г. Анна Григорьевна сообщала Станкевичу: «За послѣднiе мѣсяцы у меня накопилось для Музея еще около 160 книгъ и я ихъ выслала вчера <…>. Для большей ясности я позволила себѣ адрессовать посылку на Ваше имя. Рос<сiйское> Общ<ество> доставитъ посылку въ Музей. Полагаю, что нѣтъ необходимости ее открывать: можетъ быть, мнѣ удастся быть въ Москвѣ въ будущемъ мѣсяцѣ (числа 5–6го) и я сама разберу. Прилагаю при семъ списокъ посылаемыхъ книгъ»[44]. Этот список хранится в ОР РГБ в составе рукописных материалов Достоевской по созданию «Музея памяти»[45]. Его главную часть составляют научные, литературные и политические журналы 1890-х годов: «Русское богатство», «Русская мысль», «Северный вестник», «Жизнь», «Русская старина» и др. Карандашные пометы, сделанные на полях списка, свидетельствуют о том, что Станкевич проводил сверку присланных материалов с уже имеющимися в «Музее памяти». Подобная работа Достоевской и Станкевича продолжалась и в последующие годы. В письме от 8 марта 1903 года она советует ему: «Вы, въ свободныя минуты, можете по немногу отчеркнуть имѣющiеся у Васъ книги и предметы, а тогда прiемъ остальныхъ книгъ не доставитъ Вамъ слишкомъ много работы сразу»[46].

В мае 1906 г. Анна Григорьевна передала Историческому музею свое собрание в вечное хранение. 22 апреля того же года она была избрана в Почетные члены Исторического музея.

Над пополнением «Музея памяти Ф. М. Достоевского» вдова писателя работала до конца своих дней, испытывая удовлетворение от своей деятельности, считая его делом жизни и надеясь найти признание своего труда у современников. В ноябре 1890 года оценить созданную «комнату» Достоевского основательница приглашает Андрея Михайловича, младшего брата покойного супруга: «Когда Вы будете проѣзжать Москву зайдите въ Императорскій Историческій Музей посмотрѣть тотъ музей имени покойнаго Ѳедора Михайловича, который я тамъ устроила. <...> Я увѣрена, что обозрѣніе коллекціи доставитъ Вамъ удовольствіе»[47]. Среди посетителей «Музея памяти» были Императорские особы. «Сегодня въ Гражданинѣ прочла, что Ихъ Императ. Величества въ Москвѣ, осматривая среднеазіатскую выставку заходили въ папинъ музей, который ты устроила и осматривали его. Не знаю только хвалили-ли при этомъ учредительницу», – писала Л. Ф. Достоевская матери 23 мая 1891 г.[48]. О своем впечатлении от посещения «Музея памяти» в 1901 году писал журналист И. Забрежнев: «Я уходил, благоговея перед энергией этой уже почтенной женщины, единичными силами которой создано такое большое дело. В будущем русское общество оценит по достоинству великую заслугу перед ним Анны Григорьевны»[49].

§ 2. Составление библиографического указателя

Библиография является частью литературной деятельности. В 1838 г. об этом писал В. Г. Белинский. Он определил главные задачи библиографии: составление полного (текущего и ретроспективного) свода печатной продукции, комментариев и справочных пособий, библиографическая критика, создание библиографической истории литературы[50]. Современный исследователь Б. А. Семеновкер, вслед за критиком XIX века, заметил, что «начиная с глубокой древности, литература и библиография были тесно связаны как проявления письменной культуры. Библиография – своего рода индикатор объема творческой деятельности в обществе. Она возникает тогда, когда появляется значительное количество литературных текстов, особенно одного жанра, и возникает необходимость отличить их друг от друга»[51]. По мнению исследователя, «библиографическое творчество является одним из проявлений литературного дарования, творческой способности к созданию текста в зависимости от личных способностей автора»[52].

Библиографирование Достоевского началось в первое десятилетие XX века и продолжается до настоящего времени. Первым его библиографом стала А. Г. Достоевская, выпустившая в 1906 году «Библиографический указатель сочинений и произведений искусства Ф. М. Достоевского»[53].

Основанный «Музей памяти» мужа побудил Анну Григорьевну взяться за сложный и обширный библиографический труд — описание всех материалов, хранящихся в нем. Зарождение этой идеи она объясняет так: «Моя мысль заключалась въ томъ, чтобы составить каталогъ не только для тѣхъ лицъ, которыя будутъ пользоваться матеріалами въ самомъ Музеѣ, но и для всѣхъ лицъ, желающихъ ознакомиться съ произведеніями Ѳеодора Михайловича и отзывами о нихъ критики; благодаря указаніямъ каталога такія лица могутъ найти нужныя имъ статьи въ большихъ библіотекахъ столицъ или университетскихъ городовъ»[54].

Ко времени подготовки библиографического указателя вдовой Достоевского не существовало должности библиографа, она появилась лишь в 1918 г. О ситуации в сфере библиографии в начале XX в. писал К. Н. Дерунов, начав свою статью словами: «В обширной, веками строившейся храмине русской литературы едва ли найдется угол более темный, заброшенный и безрадостный, чем библиография». По его мнению, «книжный рынок произведений печатного станка принимает, поистине, угрожающий характер», но при этом необходимая в этих условиях библиография не интересна ни самим литераторам, ни библиографам[55]. В сложившей исторической ситуации труд, проделанный вдовой писателя по составлению библиографического указателя, кажется грандиозным.

Библиографический указатель Достоевской – это расширенный вариант рукописного каталога, составленного ею для «Музея»[56]. В указатель составительница включила 4232 записи материалов «Музея памяти» за 1846—1903 гг. и выделила в нем 20 «отделов» (вместо 19-ти «отделов» каталога)[57].

Согласно М. В. Машковой, «персональная библиография до революции складывалась из трех типов изданий. Один из них учитывал произведения писателя, второй – литературу о нем, третий – тексты произведений писателя и одновременно критические материалы»[58]. Библиографический указатель А. Г. Достоевской по его составу можно отнести к последнему, смешанному типу изданий такого рода. Он вобрал в себя не только произведения писателя в разных изданиях, критические материалы о его творчестве, но и мемориальные предметы, ему принадлежавшие (вещественные, изобразительные, фотодокументы), т. е. большую часть коллекции «Музея памяти».

Работа по составлению библиографического указателя и редактированию его, как признавалась А. Г. Достоевская, стоила ей больших трудов[59]. Об этом свидетельствуют и черновые рабочие записи, сделанные ею – начинающим библиографом[60]. Как озаглавить тот или иной отдел указателя, в каком порядке их поставить, чего придерживаться при нумерации отделов, каким образом помещать в каталог портреты с живого и умершего Достоевского, по алфавиту или по языковой группе расположить переводные издания – эти и многие другие вопросы, судя по черновым записям, пришлось решить Анне Григорьевне перед публикацией библиографического указателя. Советы и указания в этой работе ей давали известные библиографы и библиофилы П. А. Ефремов, В. И. Срезневский, С. Н. Шубинский, Н. А. Вукотич, А. И. Станкевич, историк Е. В. Тарле, литературовед А. Н. Пыпин.

А. Г. Достоевская признавалась: «когда мнѣ пришлось самой составлять «Библіографическій Указатель Музея» я поняла на собственномъ опытѣ какихъ большихъ трудовъ стоитъ составленіе каталога и какъ возможны въ этомъ дѣлѣ пропуски и опечатки. Я вполнѣ увѣрена, что, не смотря на всю тщательность, съ которою я много разъ провѣряла составленный мною «Указатель Музея» въ немъ найдется не мало погрѣшностей»[61]. Действительно, библиографический указатель, подготовленный А. Г. Достоевской, не лишен опечаток. Но большинство из них – механические, объясняются технической особенностью типографского набора: необходимостью отрывать взгляд от набираемого текста, возможностью неверного прочтения по рукописи или запоминания набираемого текста, техникой разыскания нужной литеры в наборной кассе и т. п. Как правило, механические опечатки в указателе Достоевской встречаются в словах на иностранных языках (напр., «Das Magazfn fürdie Literatur», нужно: «Das Magazin fürdie Literatur»; «Aϑήναξ», нужно: «Aϑήνας», «Učtvrtak», нужно: «Učetvrtak»), в фамилиях и инициалах зарубежных авторов («Гансумъ, Кнутъ», нужно: «Гамсунъ, Кнутъ»; «Roman von F. M. Dostojewski. Ausdem Russischen von A. L. Hauff», нужно: «Roman von F. M. Dostojewski. Ausdem Russischen von L. A. Hauff»)[62].

Недостатки указателя А. Г. Достоевской отмечает исследователь С. В. Белов, автор ряда библиографических трудов, посвященных Ф. М. Достоевскому[63]. По его мнению, к ним относятся прежде всего пропуски: библиограф не охватывает все критические работы о Достоевском, упускает из виду статьи провинциальных авторов. Возможно, это замечание С. В. Белова справедливо, хотя Анна Григорьевна, готовя указатель, не ставила перед собой такой невозможной задачи: ее труд включает только материалы, ею собранные и размещенные в «Музее памяти». Противоположное С. В. Белову мнение высказывал современник А. Г. Достоевской, работавший над подготовкой биографии писателя, А. С. Глинка: «Пробелов в указателе почти совсем нет, скорее излишняя полнота»[64]. Другие недостатки, указанные С. В. Беловым: слабое раскрытие псевдонимов авторов и расположение материалов «не по авторам, а по заглавиям журналов, газет, сборников, что… значительно затрудняет пользование ее библиографическим указателем»[65] – субъективны, если учитывать роль периодических изданий, особенно журналов, в XIX веке. В России с ее огромными территориями, при отсутствии хороших путей сообщения и ограниченном количестве книг именно периодика была единственным поставщиком и художественной литературы, и разнообразных сведений о злободневных событиях, и сообщений о достижениях науки. Возможно, в настоящее время расположение материалов в библиографическом указателе по фамилиям авторов было бы актуально, но в XIX веке имя журнала значило больше и давало бóльшую информацию, чем имя автора статьи.

Любопытно, что в работе крупнейшего ученого библиографа Н. В. Здобнова «Синхронистические таблицы русской библиографии 1700–1928 гг.: Материалы для истории русской библиографии», дающей сведения о разнообразных событиях в области библиографии начиная с XVIII в. до 1928 г., выход библиографического указателя А. Г. Достоевской в 1906 году упущен из виду. Это странно, т. к. автор признается, что одним из мест его подготовительной работы был Московский Исторический музей. Не обратила должного внимания на библиографический труд вдовы Достоевского и М. В. Машкова, описавшая историю короткого периода русской библиографии с 1900 по 1917 гг. Исследовательница, перечисляя персональные указатели, изданные в рассматриваемое ею время, называет и «указатель произведений Ф. М. Достоевского», но к наиболее удачным относит «Библиографию сочинений А. П. Чехова» И. Ф. Масанова (1908 г. изд.) и «Пушкин в печати» Н. Я. Синявского и М. А. Цявловского (1914 г. изд.)[66].

Известно, что профессиональная деятельность библиографа оценивается путем экспертизы подготовленной им продукции потребителями и современниками. Несмотря на игнорирование исследователями истории библиографии указателя, составленного А. Г. Достоевской, этот труд не мог не найти понимания и отклика в русской общественности, увлеченной произведениями и идеями великого писателя. Это обусловлено тем, что уже первые десятилетия после смерти Достоевского ознаменовались фундаментальным философским и критическим осмыслением его наследия. Исследователь творчества Ф. М. Достоевского и первый биограф А. Г. Достоевской Л. П. Гроссман назвал этот указатель «уникумом русской литературной библиографии»[67]. Евгений Викторович Тарле, профессор всеобщей истории Императорского Юрьевского университета, получив от Анны Григорьевны «Библиографический указатель», писал ей в 1906 году: «это – памятникъ не только великому человѣку, но и любви, которой онъ былъ всегда окруженъ съ Вашей стороны. За этотъ указатель Вамъ литература навсегда будетъ благодарна»[68]. Литературовед и библиограф А. Г. Фомин выразил свое восхищение трудом Достоевской в отзыве для «Исторического вестника» (1907 г.): «позаботившись собрать и привести в систематический порядок все, относящееся к деятельности мужа, она выполнила свой долг пред обществом, …воздвигла ему прекрасный, прочный памятник, подобно которому пока еще не воздвигла своему мужу ни одна из жен русских писателей»[69]. Огромный интерес вызвал библиографический труд вдовы Ф. М. Достоевского у С. Н. Булгакова. Свое мнение он выразил в письме к автору указателя от 29 октября 1906 г.: «Это – памятник Вашей преданности памяти Ѳ<едору> М<ихайловичу>, супружеской любви и большого труда, — отрадно видѣть и чувствовать эту любовь и эту заботу. Конечно, Ваша работа является незамѣнимым указателем для всякаго, кто будет работать о Ѳ<едорѣ> М<ихайловичѣ> и Вашим нерукотворным памятником ему. Какую массу чернаго труда /и хлопот/ нужно было Вам понести чтобы составить этот указатель! Вѣроятно, как и всякая работа человѣческих рук, и в ней можно открыть какiе–нибудь пробѣлы, но это возможно только при спецiальном изслѣдованiи, а для читателей Достоевскаго Ваша работа является в своем родѣ незамѣнимой. Я с большим интересом познакомился с разными ея отдѣлами, в частности убѣдился в ошибочности своего сдѣланнаго даже печатно утвержденiя, что «Бр<атья> К<арамазовы>» и «Бѣсы» не были переведены еще на новые языки! Вот Вам непосредственное доказательство полезности Вашей книги!»[70]

На сегодняшний день библиографический указатель, созданный А. Г. Достоевской, является бесценным «энциклопедическим справочником» для всех, кто интересуется жизнью и творчеством великого писателя. На плоды ее добросовестного и скрупулезного труда опираются современные библиографические указатели, архивы, литературные музеи.

Работу над продолжением библиографического указателя, выпущенного ею в 1906 г., вдова писателя вела до последних дней жизни, собирая материалы о творчестве мужа. Об этом свидетельствуют ее записные тетради 1906-1917 гг., на страницах которых содержатся списки книг с упоминанием о Достоевском.

______

 



[1]     Полунина, Н. М. Коллекционеры России, XVII  начало XX вв.: энц. словарь. М., 2005. 553 с.

[2]     Нам известна только публикация с сокращениями: К воспоминаниям о музее // Красный Архив. 1923. Т. 3. С. 253‑290.

[3]     Первая и вторая редакции главы «Музей памяти Ф. М. Достоевского» следуют друг за другом в рукописи белового автографа воспоминаний (ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 1. Ед. хр. 1). Во второй редакции произведена литературная правка и заполнены пропуски в рукописи, встречающиеся в первой редакции.

[4]     ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 1. Ед. хр. 1. Л. 767–782; 787–792; 783–786.

[5]     Достоевская А. Г. Воспоминания: черновые варианты // РГАЛИ. Ф. 212. Оп. 1. Д. 146. 157 л.

[6]     Достоевская А. Г. Материалы, относящиеся к устройству «Музея имени Ф. М. Достоевского» [1901–1917] // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 5. Ед. хр. 14. 69 л.; Достоевская А. Г. Каталог музея Ф. М. Достоевского в Москве [1905–1906] // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 3. Ед. хр. 3. 88 л.; Достоевская А. Г. Тетрадь с заголовком: «Книга первая. Объяснения домашних дел и указания, сделанные А. Г. Достоевской на случай ее смерти или тяжкой болезни, в марте 1902 г. и в последующие годы» (1902-1911) // РГАЛИ. Ф. 212. Оп. 1. Д. 224. 214 л. и др.

[7]     Нечаева В. С. Из воспоминаний об истории основания первого музея Ф. М. Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1985. Вып. 6. С. 274–295.

[8]     Коган Г. Ф. Из истории Московского музея Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1987. Вып. 7. С. 210‑226.

[9]     Пономарева Г. Б. Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве. М., 2002. 110 с.

[10]    Нечаева В. С. Из воспоминаний… С. 278.

[11]    Странский З. Понимание музееведения // Музееведение. Музеи мира. М., 1991. С. 25.

[12]    Федоров Н. Ф. Сочинения. М., 1994. С. 329.

[13]    Достоевский Ф. М. Письмо к Майкову А. Н. // РО ИРЛИ. Ф. 168. № 16640. Л. 5. (Ср.: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1985. Т. 28. Кн. 2. С. 205).

[14]    Над строкой вариант: «переходитъ ея степень».

[15]     Достоевская А. Г. Воспоминания: черновые варианты // РГАЛИ. Ф. 212. Оп. 1. Д. 146. Л. 65 – 65 об.

[16]    Достоевская А. Г. Воспоминания. СПб., 2011. С. 157-158.

[17]    Там же. С. 158.

[18]    Достоевская А. Г. Письмо к Достоевскому Ф. М. От 29.05.1880 г. // РО ИРЛИ. Р. I. Оп. 6. №170. Л. 34. (Ср.: Достоевский Ф. М., Достоевская А. Г. Переписка. Л., 1976. С. 330).

[19]    Достоевский Ф. М. Письмо к Достоевской А. Г. От 31.05.1880 г. // РГАЛИ. Ф. 212. Оп. 1. Д. 33. Л. 17.

[20]    Достоевская А. Г. Письмо к Достоевскому Ф. М. // РО ИРЛИ. Р. I. Оп. 6. № 170. Л. 38–38 об.

[21]    Аксаков И. С. Письмо к Достоевскому Ф. М. // РГБ. Ф. 93. Разд. II. Карт. 1. Ед. хр. 20. Л. 15.

[22]    РО ИРЛИ. Ф. 100. № 30740. 234 л.

[23]    Описание рукописей Ф. М. Достоевского / под ред. В. С. Нечаевой. М., 1957. 587 с.

[24]    Ланский Л. Р. Коллекция автографов А. Г. Достоевской // Памятники культуры: Новые открытия. М., 1977. С. 59–74.

[25]    Достоевская А. Г. Воспоминания // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 1. Ед. хр. 1. Л. 774.

[26]    Дерунов К. Н. Типичные черты в эволюции русских центральных государственных книгохранилищ // Дерунов К. Н. Избранное. М., 1972. С. 208.

[27]    Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры, открытое в 1883 г. Тогда оно носило название Императорского Российского Исторического музея, а с 1894 года − Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III.

[28]    Белов С. В. Жена писателя: Последняя любовь Ф. М. Достоевского. М., 1986. С. 190.

[29]    Буданова Н. Ф. «Книги − это жизнь, пища моя, моя будущность» (Личная библиотека Ф. М. Достоевского) // Библиотека Ф. М. Достоевского. СПб., 2005. С. 12.

[30]    Красовский Ю. А. Архив Ф. М. Достоевского // Встречи с прошлым. М., 1985. Вып. 2. С. 303.

[31]    Достоевская А. Г. Воспоминания // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 1. Ед. хр. 1. Л. 769.

[32]    Там же. Л. 777.

[33]    Там же. Л. 778.

[34]    Последние главы белового автографа воспоминаний (ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 1. Ед. хр. 1), к которым относятся и обе редакции главы «Музей памяти Ф. М. Достоевского», были написаны А. Г. Достоевской в 1916 году.

[35]    См.: Достоевская А. Г. Записная книжка [1889-1890] // РО ИРЛИ. Ф. 100. № 30743. 125 л.

[36]    Достоевская Л. Ф. Письмо к Достоевской А. Г. // РО ИРЛИ. Ф. 100. № 30355. Л. 22.

[37]    Достоевская А. Г. Письмо к Достоевскому Ф. Ф. // РО ИРЛИ. Ф. 100. № 30416. Л. 1–2.

[38]    Достоевская А. Г. Воспоминания // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 1. Ед. хр. 1. Л. 778.

[39]    Пономарева Г. Б. Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве. М., 2002. С. 88.

[40]    Достоевская А. Г. Письмо Комаровичу В. К. Приложение – письмо в Московский Исторический музей // ОР РНБ. Ф. 262. № 11. Л. 3.

[41]    Гроссман Л. П. А. Г. Достоевская и ее «Воспоминания»… С. 14.

[42]    Достоевская А. Г. Воспоминания // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 1. Ед. хр. 1. Л. 783.

[43]    Достоевская А. Г. Воспоминания // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 1. Ед. хр. 1. Л. 781.

[44]    Достоевская А. Г. Письмо Станкевичу А. И. // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. II. Карт. 3. Ед. хр. 69. Л. 1.

[45]    Достоевская А. Г. Материалы, относящиеся к устройству…

[46]    Достоевская А. Г. Письмо Станкевичу А. И…. Л. 4 об. – 5.

[47]    Достоевская А. Г. Письмо к Достоевскому А. М. От 27.11.1890 г. // РО ИРЛИ. Ф. 56. № 56. Л. 85 об.

[48]    Достоевская Л. Ф. Письмо к Достоевской А. Г. От 23.05.1891 г. // РО ИРЛИ. Ф. 100. № 30355. Л. 46 об.

[49]     Забрежнев И. Реликвия Достоевского // Новое время. 1901. 4 января.

[50]    Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. М., 1953. Т. 2. С. 533–534.

[51]    Семеновкер Б. А. Эволюция библиографии как литературного феномена // Книга: Исследования и материалы. М., 1995. Сб. 70. С. 52–70.

[52]    Там же. С. 64.

[53]     Каталог вышел в двух изданиях. Их точное название: 1. «Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф. М. Достоевского, собранных в «Музее памяти Ф. М. Достоевского» в Московском Историческом Музее Имени Императора Александра III»; 2. «Музей памяти Ф. М. Достоевского» (то же издание, что и предыдущее, но на веленевой бумаге и с пятью приложениями).

[54]    Достоевская А. Г. Воспоминания // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 1. Ед. хр. 1. Л. 783‑784.

[55]    Дерунов К. Н. Жизненные задачи библиографии (итоги и уроки прошлого русской библиографии за 200 лет) // Дерунов К. Н. Избранное. М., 1972. С. 10-11.

[56]    Достоевская А. Г. Каталог Музея Ф. М. Достоевского в Москве // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 3. Ед. хр. 3. 88 л.

[57]    [Достоевская А. Г.] Музей памяти Ф. М. Достоевского в Императорском Российском историческом музее имени Александра III в Москве. СПб, 1906. С. 393.

[58]    Машкова М. В. История русской библиографии начала XX века (до октября 1917 года). М., 1969. С. 271.

[59]    Достоевская А. Г. Воспоминания // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 1. Ед. хр. 1. Л. 769 об.

[60]    Достоевская А. Г. Материалы, относящиеся к устройству «Музея имени Ф. М. Достоевского»…

[61]    Достоевская А. Г. Воспоминания // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. III. Карт. 1. Ед. хр. 1. Л. 769 об.

[62]    Достоевская А. Г. Музей памяти Ф. М. Достоевского… С. 366, 217, 241, 336, 224.

[63]   Белов С. В. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: библиогр. указ. // Проблемы жанра в истории русской литературы. Л., 1969. С. 274–316; Белов С. В. Библиография произведений Ф. М. Достоевского и литературы о нем, 1970–1971 // Достоевский: материалы и исслед. Л., 1971. Т. 1. С. 305–338; Белов С. В. Достоевский и театр, 1946–1977: библиогр. указ. / С. В. Белов. Л., 1980. 179 с. и др.

[64]    Глинка А. С. Письмо к Достоевской А. Г. От 15.10.1906 // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. II. Карт. 2. Ед. хр.92. Л. 11.

[65]   Белов С. В. Творческая жизнь в 155 лет // Слово. 2002. №6. С. 96-98.

[66]    Машкова М. В. История русской библиографии начала XX века (до октября 1917 года). М., 1969. С. 271-272.

[67]    Гроссман Л. П. А. Г. Достоевская и ее «Воспоминания»... С. 12.

[68]    Тарле Е. В. Письмо к Достоевской А. Г. // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. II. Карт. 9. Ед. хр. 42. Л. 15.

[69]    Цит. по: Белов С. В. Жена писателя... С. 191.

[70]    Булгаков С. Н. Письма к Достоевской А. Г. // ОР РГБ. Ф. 93. Разд. II. Карт. 1. Ед. хр. 120. Л. 17-17 об.