ПРИМЕЧАНИЯ

«Воспоминания А. Г. Достоевской» представляют собой рукопись, сплошь переписанную рукою автора на больших листах писчей бумаги, сшитых в тетради. Но эта чистовая не представляет собой окончательного текста, приготовленного к печати. Прежде всего здесь не всюду соблюден последовательный порядок глав. При первом чтении может показаться, что Анна Григорьевна ведет рассказ не в строго хронологическом, а в «монографическом» порядке, выделяя отдельные темы своих воспоминаний и нарушая подчас последовательность событий. Так глава «Образование» доводит рассказ до 1866 г., после чего в рукописи следуют главы, описывающие события 50-х годов («Мое намерение поступить в монастырь», «Соболий воротник» и пр.). При этом часто целые главы, представляющие сплошные варианты к основному тексту, включены в рукопись на равных с ним правах, так что одно и то же событие имеется подчас в двух незначительно рознящихся редакциях. В обоих случаях пришлось произвести перегруппировку материалов согласно очевидным намерениям самого автора: в первом случае восстановить хронологический принцип, положенный в основу всего рассказа, во втором – выделить варианты повествовательного характера из основного текста1).

Другой признак неотделанности рукописи – обилие в ней мелких стилистических вариантов. А. Г. Достоевская и в этом отношении не установила окончательного текста. Отдельные выражения и обороты почти на каждой странице рукописи приведены с соответствующими вариантами, при чем вопрос о выборе единственной и окончательной формулы автором не разрешен. При всяком более характерном или энергичном выражении А. Г. Достоевская проявляла большую робость и непременно снабжала его каким-либо смягчающим вариантом. Стилистическая неуверенность автора сказывалась и в целом ряде других случаев, повидимому, совершенно не вызывающих сомнений и не требующих видоизменения. Огромное количество сохранившихся в рукописи стилистических вариантов относится

____________________

1) В настоящее издание эти варианты не вошли, по соображениям издательского порядка.

298

к этой именно категории, представляя собой как в смысловом, так и в чисто словесном отношении совершенно несущественные отличия. Таковы, например, бесчисленные варианты вроде: «представляла из себя» вместо «представляла собою»; «чтоб не быть голословной» вместо «чтоб не говорить голословно»; «итак» ‑ «и вот»; «денежная сторона» ‑ «денежная часть»; «для набивки папирос» ‑ «для набивания папирос» и пр. Полное воспроизведение всех этих вариантов было бы уместно в издании, преследующем строго научные цели и рассматривающем «Воспоминания А. Г. Достоевской» как классический памятник русской литературы. Настоящее издание сохранило в подстрочных примечаниях лишь варианты, представляющие существенные признаки различия, вроде: «всегда дружного с моей матерью» вместо «всегда имевшего влияние на мою мать»; «слышать его распоряжение» вместо «видеть его подавленное настроение»; «3.000 экземпляров» вместо «5.000 экземпляров» и пр. Варианты другого типа здесь не представлены, а из различных начертаний выбраны наиболее естественные, синтаксически и стилистически уместные.

Неподготовленность «Воспоминаний» к печати сказывается и в отсутствии крупных разделов, что придает рукописи некоторую бесформенность и крайне затрудняет обозримость собранных здесь материалов. Девяносто две больших и малых главы, на которые распадается рукопись, не сгруппированы в более значительные отделы и в целом представляют собой почти сплошную повествовательную массу без необходимых в таких случаях разграничений и делений. Для устранения этой трудности мы разделили рукопись «Воспоминаний» на три части, обозначив каждую хронологическими пометами естественных периодов, на которые распадается автобиография Анна Григорьевны; это прежде всего годы 1846‑1871, период, охватывающий молодость автора1), затем 1871‑1881, пора ее семейной жизни на родине, и, наконец, наиболее длительная третья эпоха, с 1881 г. вплоть до конца, охватывает все время после смерти Достоевского. В пределах каждой части отдельные главы естественно собираются в группы, которые и выделены нами в двух первых частях под обозначением книг (третья часть в таком делении не нуждается). Отдельные главы сохраняют всюду заглавия, данные им автором; некоторые, в рукописи неозаглавленные, для удобства общей ориентации обозначены краткими определениями, заключенными в квадратные скобки.

В рукописи Анна Григорьевны имеются пропуски, неточности и ошибки; всюду, где это оказалось возможным, мы пополнили пробелы, обозначив, по традиции, такие дополнения квадратными скобками. Обнаруженные ошибки исправлены в примечаниях после текста, где даны краткие сведения об упоминающихся в тексте именах. Примечания составлены нами в сотрудничестве с Н. Ф. Бельчиковым.

_________________

1) В настоящее издание, как указано выше, эта часть вошла лишь последними своими главами (1866‑1871). Из третьей части сюда включены лишь главы, представляющие историко-литературный интерес.

299

Сноски, ссылки и примечания внизу страниц составлены самой А. Г. Достоевской, за исключением обозначения пропусков рукописи, вариантов и немногих специальных отметок, подписанных инициалами редактора.

____________

К стр. 25. Ольхин, Павел Матвеевич, один из первых преподавателей стенографии в России по системе Габельсбергера, автор учебника «Руководство к русской стенографии по системе Габельсбергера», имевшегося в библиотеке семьи Достоевского.

К стр. 30. Сниткин, Алексей Павлович (1839‑1866), студент Петербургского университета; поэт-юморист, автор романов, повестей и рассказов, напечатанных в «Современнике», «Библиотеке для чтения», и автор стихотворений, преимущественно пародий на произведения современных лириков («Искра», «Развлечение», 1859 1861).

К стр. 33. Стелловский, Ф. Т., издатель еженедельной газеты «Якорь» с приложением карикатурного листка «Оса» в 1863‑1865 г. г. В начале 60-х г. г. приступил к изданию серии собраний сочинений современных беллетристов, в которую вошло и собрание сочинений Достоевского в четырех томах, Петербург, 1865‑1867; выпустил отдельные издания романа «Бедные люди» в 1865 г., «Зимних заметок о летних впечатлениях» ‑ в 1866 г.

К стр. 33. Об этом Достоевский пишет В. И. Губину в письме от 8 мая 1871 г.

К стр. 33. Милюков, Александр Петрович (1817‑1897 г. г.), педагог и писатель, выступавший еще при жизни Белинского в качестве его последователя. К этому времени относится его знакомство с Достоевским, которого Милюков встречал в кружке Петрашевского. Оставил обстоятельные воспоминания о Феодоре Михайловиче, помещенные в «Русской Старине», 1881, III, V и перепечатанные в сборнике портретов и характеристик «Литературные встречи и знакомства» (Спб. 1890).

К стр. 33. Долгомостьев, Иван Григорьевич († в 1869 г.), переводчик и сотрудник журналов Достоевского «Время» и «Эпоха»; по характеристике Н. Н. Страхова – «умный и благородный молодой человек, который неожиданно подвергся в 1867 г. сумасшествию, а вскоре затем и смерти». «Как жалко мне Долгомостьева», пишет Достоевский в письме к Страхову от 26 февраля (10 марта) 1869 г. (из Флоренции).

К стр. 47. Об увлечении Достоевского А. В. Корвин-Круковской существует подробный рассказ в «Воспоминаниях детства» Софьи Ковалевской («Вестник Европы», 1890, VIII). Из этих воспоминаний не видно, чтобы Анна Васильевна была «невестой» Достоевского. Впоследствии вышла замуж за известного коммунара Жаклара.

К стр. 76. Аверкиев, Дмитрий Васильевич (1836‑1905), драматург, беллетрист, критик и публицист. В начале 60-х г. г. сблизился с кружком Достоевских, Аполлона-Григорьева и Страхова. Сотрудничал во «Времени», «Эпохе» (где была напечатана первая драма Аверкиева «Мамаево побоище»), впоследствии в «Заре» В. В.Кашпирева, редактируемой Н. Н. Страховым. Здесь была напечатана его «Комедия о российском дворянине Флоре Скабееве и стольничьей Нардын-Нащокина дочери Аннушке» («Заря», 1869, III). Достоевский дал в своих письмах хвалебный отзыв об этом произведении Аверкиева: «Про Флора же Скобеева хотел бы написать к вам письмо, с тем, чтоб его напечатать в «Заре», да некогда и слишком волнуюсь; впрочем, может быть, исполню. Не знаю, что выйдет из Аверкиева, но после «Капитанской дочки» я ничего не читал подобного» (Письма, стр. 278). Продолжая идею Достоевского, Аверкиев выпускал в 1885‑1886 г. г. единоличное периодическое издание «Дневника писателя»,

300

в котором поместил и статью о Достоевском. По сообщению Е. А. Штакеншнейдер, это был краткий отрывок из подготовляемого Аверкиевым критико-биографического очерка о Феодоре Михайловиче к собранию его сочинений (издание 1885‑1886 г. г.), порученного Аверкиеву А. Г. Достоевской.

К стр. 77. Ламанский, Евгений Иванович (1825 1902), известный финансист, состоявший долгое время управляющим Государственного Банка.

К стр. 83. Иванова, Вера Михайловна (род. в 1829 г.) – сестра Феодора Михайловича, бывшая замужем за врачом Константиновского Межевого Института, Александром Павловичем Ивановым (1813 -1868 г. г.).

К стр. 83. Катков, Михаил Никифорович (1818‑1887), известный публицист: в 50-х г. г. занимал кафедру философии в Московском университете. Консерватор, издатель газеты «Московские Ведомости» и журнала «Русский Вестник». Здесь Достоевский печатал свои романы «Преступление и наказание» (1866 г.), «Идиот» (1868 г.), «Бесы» (1871 1872 г. г.), «Братья Карамазовы» (1879‑1880 г. г.). Письма Феодора Михайловича к Каткову немногочисленны; сохранившиеся опубликованы в «Былом», 1919 г., кн. XIV, под редакцией Б. Л. Модзалевского.

К стр. 83. Иванова, Софья Александровна (р. в 1847 г.), дочь сестры Достоевского – Веры Михайловны, любимая племянница писателя; Софья Александровна была в замужестве за учителем математики, Дмитрием Николаевичем Хмыровым (р. в 1847 г.). Письма к ней Достоевского напечатаны в «Русск. Стар.», 1885, VII.

К стр. 90. Мать Феодора Михайловича, дочь московского купца Феодора Тимофеевича Нечаева, Марья Феодоровна, скончалась 27 февраля 1837 года и похоронена на Лазаревском кладбище, недалеко от Александровской больницы и Марьиной рощи, т.-е. в конце, противоположном Воробьевым горам.

К стр. 93. Одна из забытых статей Достоевского, в которой он говорит о Белинском («Время», 1861, август, Смесь, стр. 108‑117), была воспроизведена в сборнике «Творчество Достоевского», Од. 1921.

К стр. 102. О картине Клода Лорена Достоевский говорит не в «Дневнике писателя», а в «Подростке» и в «Исповеди Ставрогина».

К стр. 169. Бабиков, Константин Иванович (1841‑1873), беллетрист; печатался в «Русском Вестнике» (1863, № 4, «Захолустье»), «Эпоха» (1864, №№ 10‑12, «Глухая улица»). Лучшее его произведение – «Глухая улица», предвестник многочисленных описаний глухих российских углов. Умер от чахотки.

К стр. 112. Ссора Тургенева и Достоевского накопила уже немало печатных материалов. Сущность ее, со слов Тургенева, наложил И. М. Гаршин в «Русском Архиве», 1884, III, 238. По его словам, «находясь в затруднительном положении, Достоевский взял взаймы у Тургенева какую-то незначительную сумму денег. Вскоре затем он отигрался, перестал играть и привез Тургеневу свой долг. Но, уже отдав деньги, Достоевский все-таки, по замечанию Тургенева, чувствовал тяжесть своего обязательства относительно человека, которого он не любил, а тут, как нарочно, нищею для этого раздражения оказался злополучный «Дым». «Эту книгу надо сжечь рукой палача», сказал Достоевский, взяв книгу в руки. Тургенев… скромно осведомился о причинах и в ответ услышал целую «обвинительную речь на тему: вы ненавидите Россию, вы не верите в ее будущее и т. д. Иван Сергеевич рассказывал, что он предпочел выслушать все молча и дождаться, пока Достоевский кончит и уйдет». Вскоре после этого столкновения, осенью 1867 г., редакция «Русского Архива» получила из Петербурга от неизвестного лица для хранения на будущие времена письмо Достоевского, в котором обстоятельно описана сцена их беседы и «взаимных оскорблений». Оно было напечатано только через 17 лет в «Русском Архиве», 1902 г., кн. III, 145‑148, где и помещено

301

ответное письмо Тургенева (от 3 января 1868 г. (22 декабря 1867 г.), извещенного о получении редакцией журнала обвинительного письма Достоевского. См. Н. Б. «Тургенев и Достоевский», «Русский Архив», 1902, III, 144 – 149. Этого эпизода касается и Ю. А. Никольский в своей монографии «Тургенев и Достоевский». История одной вражды. София 1921. Литературные отношения обоих освещаются в статье Н. К. Пиксанова «История Призраков» («Тургенев и его время», М. 1923). Неизвестные письма Достоевского к Тургеневу опубликованы А. Мазоном в «Revue des études Slaves», 1921, I.

К стр. 113. Здесь Анна Григорьевна ошибается. «Père Goriot» не есть первая часть эпопеи «Les parents pauvres», каковой является роман «Le cousin Pons». Косвенное указание на знакомство Достоевского с этим произведением Бальзака, изображающим двух старых музыкантов, представляет интерес при изучении «Неточки Незвановой».

К стр. 114. Здесь опять ошибка. Анна Григорьевна, несомненно, имеет в виду «Les Misérables» Виктора Гюго, называя этот роман обычным переводным заглавием «Униженных и оскорбленных» Достоевского («Les humiliés et les offensés»).

Огарев, Николай Платонович (1813‑1877), известный поэт; в эпоху его встречи с Достоевским ему было 54 года.

К стр. 114. В письме к А. Н. Майкову из Женевы от 15 сентября 1867 г. Достоевский пишет: «Писал ли я вам о здешнем мирном конгрессе. Я в жизнь не только не видывал и не слыхивал подобной бестолковщины, но не предполагал, чтоб люди были способны на такие глупости. Все было глупо: и то, как собрались, и то, как дело повели и как разрешили. Разумеется, сомнения и не было у меня в том, еще прежде, что первое слово у них будет драка. Так и случилось. Начали с предложения вотировать, что не нужно больших монархий и все поделать маленькие, потом – что не нужно веры и т. д. Это было 4 дня крику и ругательств. Подлинно мы у себя, читая и слушая рассказы, видим все превратно. Нет, посмотрели бы своими глазами, послушали бы своими ушами. Видел и Гарибальди. Он мигом уехал» (Письма, 179‑180).

К стр. 125. Кашпирев, Василий Владимирович (1836‑1875), издатель «Памятников новой русской истории» (Спб. 1871‑1873), основал в 1869 г. в Петербурге журнал «Заря» (1869‑1872). Достоевский поместил здесь своего «Вечного мужа» (1870, 1, I). Редактор журнала Н. Н. Страхов дал в «Гражданине», 1775 г., № 50, некролог Кашпирева. В своих комментариях к письмам Достоевского Страхов характеризует Кашпирева, как человека очень доброго, очень деликатного, с благородным образом чувств и мыслей, но крайне медлительного, что вызывало подчас сильное раздражение в его сотрудниках и в частности в Достоевском (см. письмо к Н. Н. Страхову из Дрездена от 16/28 октября 1869 г.).

К стр. 127. Мистер Микобер – герой романа «Давида Копперфильда» Диккенса, вечно нуждающийся в деньгах. Достоевский упоминал это имя в своих письмах по поводу своего ужасного состояния: «денег нет ни копейки» и пр. Письмо к А. Н. Майкову от 25 марта (6 апреля) 1870 г. из Дрездена.

К стр. 129. Достоевская, Любовь Федоровна, неоднократно выступала в литературе. Ею выпущены в свет рассказы и повести: «Адвокатка», «Эмигрантка», «Больные девушки». Последняя книга посвящена памяти Ф. М. Достоевского. Помимо беллетристики, Л. Ф. Достоевская выпустила в Мюнхене в 1921 г. воспоминания о своем отце под заглавием: «Dostoewsky, geschildert von seiner Tocher».

К стр. 143. Дети старшего брата, писателя Михаила Михайловича Достоевского скончавшегося 10 июня 1864 г. в Петербурге.

К стр. 146. Записные тетради к роману «Преступление и наказание» сохранились; они обнаружены в числе других ценных материалов о творчестве Достоевского

302

12 ноября 1921 г.; в настоящее время хранятся в Центрархиве (см. подробнее «Документы по истории литературы и общественности» в. I, «Ф. М. Достоевский». Издание Центрархива. М. 1922, стр. III‑IV, предисловие, тетради №№ 1, 2 и 3).

К стр. 147. Об этом «доме», неоднократно грозившем Достоевскому, имеются упоминания в его письмах. Рассказывая Майкову о взысканиях своих кредиторов зимою 1867 г., Достоевский замечает: « … оно положим – (и говорю не для красы и не для словца) – долговое отделение, с одной стороны, было бы мне даже очень полезно. Действительность, материал, второй мертвый дом, одним словом, материалу было бы, по крайней мере, на 4 или на 5 тысяч рублей, но ведь я только что женился и, кроме того, выдержал ли бы я душное лето в доме Тарасова? – Это составляло неразрешимый вопрос. Если же бы мне писать в доме Тарасова, при припадках усиленных, было нельзя, то чем бы я расплатился с долгами?» (Письма, 169; также 230).

К стр. 155. Владиславлев, Михаил Иванович (1840‑1890), философ; профессор Петербургского университета и Историко-филологического Института. Ему принадлежит лучший в свое время учебник «Логики».

К стр. 155. Григорьев, Василий Васильевич (1816‑1881), ориенталист и публицист. Известная его статья о Грановском («Р. Беседа», 1856) вызвала в свое время полемику. Отражая нападки Кавелина, он в ответ написал статьи: «О значении народности» и «О воспитании в духе народности». («Молва», 1857 г.).

К стр. 155. Мещерский, Владимир Петрович (1839‑1914), известный журналист и беллетрист, по матери внук Н. М. Карамзина. Известностью пользовались его сатирические романы; имела успех и комедия «Миллион». С 1872 года Мещерский приступил к изданию газеты «Гражданин» ярко реакционного направления; Феодор Михайлович состоял в 1873 г. редактором этой газеты и передал в следующем году редакторство В. Ф. Пуцыковичу (подр. об этом эпизоде см. в статье Ю. Г. Оксмана «Ф. М. Достоевский в редакции «Гражданина» ‑ сб. «Творчество Достоевского». Од. 1921, стр. 63‑82).

К стр. 155. Филиппов, Терентий Иванович (1825‑1899), славянофил и государственный деятель.

К стр. 155. Перов, Василий Григорьевич (1833‑1882), известный живописец давший на-ряду с жанровой и исторической живописью и ряд портретов известных деятелей русского искусства (Писемского, Рубинштейн и др.). Достоевский, выступивший противником реализма, высоко ценил бытовую картину Перова»Охотники» (см. «Дневник Писателя», 1873 г., март). Фото-литография портрета Достоевского кисти Перова имеется в Московском Историческом Музее, № 3.165, а оригинал хранится в Третьяковской галлерее.

К стр. 174. Градовский, Григорий Константинович, известный ученый и публицист. Ему принадлежит отклик на речь Достоевского о Пушкине (см. «Журналистика» в газете «Молва», № 225, 16 авг. 1880 г.).

К стр. 174. Порецкий, Александр Устинович (1819‑1879), писатель, редактор «Воскресного Досуга». Служил в Лесном Департаменте, после смерти М. М. Достоевского (10 июня 1874) он состоял официальным редактором «Эпохи» до прекращения журнала на февральской книжке за 1865 г.

К стр. 174. Белов, Евгений Александрович (1826‑1895), педагог-историк.

К стр. 176. Пантелеев, Петр Фомич (1906 г.), владелец типографии и литографии в Петербурге; с ним в течение ряда лет Анна Григорьевна вела дела по изданию сочинений Достоевского. По смерти его дела велись с его наследниками.

К стр. 179. В № 29 от 29 февраля 1873 г. В «Голосе», на 4 стр. в тексте объявления о выходе в свет 29 января № 5 журнала «Гражданина», редактором которого состоял в это время Достоевский, помещена публикация и о романе «Бесы».

303

«Иногородние подписчики «Гражданина», желающие получить полное собрание стихотворений А. Майкова и роман Ф. Достоевского «Бесы», обращаясь в редакцию, («Гражданина»), за пересылку ничего не платят. Цена 3-х томов романа «Бесы» 3 р. 50 коп.».

К стр. 180. Пуцыкович, Виктор Феофилович (1843‑1899), писатель и журналист. С 1874 по 1879 г. был редактором-издателем «Гражданина», сменив на этом посту Достоевского в апреле 1874 г., о чем сохранилось официальное прошение на имя Главного Управления по делам печати (см. Ю. Г. Оксман. Ф. М. Достоевский в редакции «Гражданина», напеч. в сборн. «Творчество Достоевского», 1921 г., стр. 81). Здесь же напечатано прошение Пуцыковича об утверждении его в редакторстве по истечении шестимесячного временного пребывания в роли редактора 8 окт. 1874. С конца 1879 по 1881 г. издавал и редактировал в Берлине «Русский гражданин». Достоевский вначале обещал свое участие и составил для № 1 статью, но потом статьи не дал и разрешил только выставить свое имя, а позднее стал еще более скептически относиться к этому предприятию Пуцыковича. Письма Достоевского к нему напечатаны в «Московском Сборнике» под редакцией Сергея Шарапова, 1887.

К стр. 182. Шидловский, Иван Николаевич (1816‑1872), ранний друг Достоевского, после разгульной молодости он завершил свой жизненный путь постригом в монахи. Достоевский очень ценил его и говорил Вс. С. Соловьеву: «Непременно упомяните в вашей статье о Шидловском, нужды нет, что его никто не знает и что он не оставил после себя литературного имени; ради бога, голубчик, упомяните, это был большой для меня человек и стоит того, чтобы его имя не пропало», (Вс. С. Соловьев, «Воспоминания о Ф. М. Достоевском», «Исторический Вестник», 1881, кн. III, стр. 608). – М. П. Алексеев посвятил специальный очерк И. Н. Шидловскому: «Ранний друг Ф. М. Достоевского» (Одесса 1921, стр. 26).

К стр. 182. Засецкая, Юлия Денисовна († 1882), дочь поэта Дениса Давыдова, переводчица и филантропка. «У наследников Юлии Денисовны (ее сыновей и дочерей) или сестры ее графини Висконти могли бы найтись и ответы Феодора Михайловича на письма Засецкой, преимущественно по вопросам религии. (См. «Примечания Анны Григорьевны к соч. Достоевского» в сборн. «Творчество Достоевского». Одесса 1921, стр. 34)

К стр. 184. Кони, Анатолий Феодорович (род. в 1844 г.), известный судебный деятель, писатель, автор литературных портретов и характеристик, собранных в книге «На жизненном пути» (2 т.) и специальной монографии о докторе Гаазе (личность которого сильно заинтересовала Достоевского). Личное знакомство с Достоевским дало Кони материал для ряда статей и воспоминаний о нем: «Достоевский как криминалист» («Журнал Гражданского и Уголовного Права», кн. 2, март‑апрель 1881 г.); то же («Неделя», 1881, № 6, февраль 8), несколько речей о Достоевском, произнесенных в Собрании Юридического Общества («Новое Время», 1881, № 1780); «Некрасов и Достоевский», СПБ. 1921.

К стр. 212. Вагнер, Николай Петрович (1829—1907), профессор зоологии Казанского, а потом Петербургского университета, писатель. В 1876‑1878 г. г. издавал журнал «Свет», беллетристические произведения печатал под псевдонимом «Кота-Мурлыки» в «Свете», «Вестнике Европы» и др. Ему принадлежат статьи по изучению бессознательной психической деятельности и особенно спиритических явлений; сотрудничал в органе русских спиритов – журнале «Ребус».

К стр. 217. (Отто) Онегин, Александр Федорович, известный пушкинист, здравствующий и поныне; живет в Париже; владелец коллекции рукописей Пушкина и многих других русских писателей. Собрание Онегина приобретено в 1909 году полностью Российской Академией Наук и временно находится на хранении в Париже у Отто-Онегина. История этого богатого собрания рукописей Пушкина и вопрос о его приобретении

304

в 1909 г. Российской Академией Наук изложен в предисловии к сб. «Неизданный Пушкин», «Атеней», 1922. Описание рукописей этого собрания, составленное Б. Л. Модзалевским, напечатано в XII вып. сборника «Пушкин и его современники».

К стр. 227. Всев. С. Соловьев сохранил подробные сведения в своих воспоминаниях об этом посещении и о предсказании Фильд Достоевскому большой славы, которая, по мнению Всеволода Сергеевича, вскоре и началась. Другое предречение этой «интересной вруньи» (выражение Достоевского) о грозящем ему весною 1878 г. несчастии это – смерть маленького сына, внезапная кончина которого глубоко потрясла Феодора Михайловича.

К стр. 227. Соловьев, Всеволод Сергеевич (1849‑1903), родной брат Владимира Соловьева, известный автор исторических романов. Он познакомился с Феодором Михайловичем в начале 1873 г., будучи молодым человеком, и влияние Феодора Михайловича на него было очень значительно, что он и отметил в своих воспоминаниях: «Я знал Феодора Михайловича не просто как знакомого – он был моим учителем и исповедником». «Достоевский имел на меня решительное влияние, и я придавал большое значение почти каждому сказанному мне им слову». («Истор. Вестн.», 1891, III, стр. 613). Ему принадлежат статьи о Феодоре Михайловиче: 1) «Ф. М. Достоевский» («Нива», 1878; № 1), 2) «Воспоминания», 1881 г. (отд. изд.); 3) Воспоминания, гл. I‑V («Исторический Вестник», 1881, т. I‑V, март); 4) «Памяти Феодора Михайловича» («Нива», 1881, № 7) Упоминания о Достоевском в его романе-«Цветы бездны» («Русский Вестник», 1895, январь, стр. 34‑37).

К стр. 230. В 1872 г. был утвержден в Петербурге отдел Московского общества любителей духовного просвещения, которому синод предоставил право свободного обсуждения всякого рода церковных вопросов. Достоевский живо интересовался деятельностью общества, о чем свидетельствует его статья в «Гражданине» 1873 г., № 14: «Заседание Общества любителей духовного просвещения 28-го марта» (см. «Забытые и неизвестные страницы Ф. М. Достоевского», изд. «Просвещения», т. XXII, стр. 217‑223) и «От редакции» (к письму проф. И. Ф. Нильского, «Гражданин», 1873 г., № 18, там же, 247‑250).

К стр. 235. Арсеньев, Дмитрий Сергеевич (1832‑1915), адмирал; с 1873 г. директор Морского Училища.

К стр. 239. Берг, Федор Николаевич (1839‑1909), поэт и переводчик, выпустивший под своей редакцией в 1863 г. первый том полного собрания сочинений Гейне в переводе русских поэтов. Сотрудничал также и в «Заре» (1869‑1870).

К стр. 239. Бекетов, Андрей Николаевич (1825‑1902), известный профессор ботаники, друг молодости Достоевского. Занимал кафедру ботаники в Харьковском университете в 1859‑1861 г. г. С этого времени состоял профессором Петербургского университета.

К стр. 254. Гаевский, Виктор Павлович (1826—1888), один из основателей Литературного Фонда и долголетний его председатель, известный пушкинист, оставивший ряд статей о самом поэте, о Дельвиге, о Царскосельском лицее и пр.

К стр. 258. Толстая, Александра Андреевна (1817‑1904), двоюродная тетка и друг Л. Н. Толстого.

К стр. 259. Юрьев, Сергей Андреевич (1821‑1888), литератор, переводчик испанских драматургов и Шекспира; председателем Общества Любителей Российской Словесности состоял в 1878‑1884 г. г.; в 1880‑1885 г. г. редактор издававшегося В. М. Лавровым журнала «Русская мысль». Письма Феодора Михайловича к нему известны с 1871 г. и напечатаны в сборнике «В память С. А. Юрьева», М. 1891 г.

К стр. 268. Абаза, Николай Саввич (1837‑1901), государственный деятель. В 1880‑1881 г. г. состоял начальником Главного Управления по делам печати.

305

К стр. 269. Кошлаков, Дмитрий Иванович (1835‑1891), профессор медико-хирургической академии; но внутренним болезням, известный терапевт.

К стр. 273. Маркевич, Болеслав Михайлович (1822‑1884), романист, печатался в «Русском Вестнике» вместе с Феодором Михайлович. Писатель реакционного направления, враждебно относившийся к западникам – Тургеневу и др.

К стр. 274. А. С. Суворин был действительно на квартире писателя в полночь 29‑30 января, т.-е. через несколько часов после смерти Феодора Михайловича, и застал обмывание тела… Свое настроение, мысли и впечатления он изложил в особой статье о покойном отделе «Недельные очерки и картинки» («Новое Время», 1881, 1/13 февр. (№ 1771).

К стр. 276. Комаров, Виссарион Виссарионович (1838‑1907), журналист, в 1871 г. начал издание газеты «Русский Мир». Был в Сербии, участвовал в русско-турецкой войне 1877 1878 г. г. В 1878 1879 г. г. взял на аренду «С.-Петербургские Ведомости»; в 1853 г. основал дешевую ежедневную газету «Свет», которую вел до конца жизни. Он же издавал в 1886‑1891 «Звезду», в 1889‑1901 – «Славянские Известия», 1902‑1907 – «Русский Вестник».

К стр. 277. Краткое сообщение об этом письме министра финансов помещено было на другой же день в «Новом Времени», № 1770 (стр. 1), 31 января.

К стр. 278. Речь идет о романе «Бесы», третью часть которого Достоевский писал осенью 1872 года. Она напечатана в №№ 11 и 12 «Русского Вестника» 1872 г.

К стр. 278. Беренштам, скульптор, ему принадлежит удачный бюст Феодора Михайловича, которым он начал свою академическую карьеру; он же снял с усопшего гипсовую маску, которая ныне хранится в Московском Историческом Музее.

К стр. 278. Описания похорон Феодора Михайловича даны в ряде периодических тогдашних изданий: «Голос», № 33, февр. 2; «С.-Петербургские Ведомости», № 31 и 32; «Страна», № 15; «Неделя», № 6; «Женское Образование», № 2 и др.

К стр. 279. Крамской, Иван Николаевич (1837‑1887), известный живописец. Один из самых горячих поклонников произведений Ф. М. Достоевского, с которым он сходился в критике академических традиций, в деле воспитания молодых художников. Кисти Крамского принадлежит много портретов известных ученых и писателей, ‑ Боткина, Григоровича, Л. Толстого, Гончарова и др. На другой же день после смерти Феодора Михайловича Крамской написал с покойного портрет, который был выставлен в зале Кононова 30 января – на Пушкинском литературном вечере; во втором отделении вечера должен был выступить Феодор Михайлович. («Новое Время», 1881, № 1769.)

К стр. 281. Пальм, Александр Иванович (1823‑1885), беллетрист, а лучшее произведение – «Алексей Слободин» считалось до 1905 г. запрещенной книгой и не допускалось к обращению в общественных и публичных библиотеках. Писал под псевдонимом «Ольминском».

К стр. 281. Миллер, Орест Федорович (1833‑1889), исследователь истории русской литературы; им составлен биографический очерк о Феодоре Михайловиче, напечатанный в I томе издания соч. 1883 г.

К стр. 281. Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич (1820‑1897), профессор-историк. Пребывание его в Московском университете (1847‑1851), в годы реакции в общественной жизни, помешало его научному самоопределению; в животрепещущем вопросе тогдашней современности: в «споре западников и славянофилов», он не был ни на чьей стороне. В 1877‑1882 г. г. Бестужев-Рюмин принимал деятельное участие в работах Славянского благотворительного общества, вначале как один из его сотрудников, позже – в качестве главного руководителя. Здесь и состоялось его знакомство с Достоевским.

306