Пребываніе въ IVм классѣ
съ Августа 1844 года по Iюль 1845го года. ‑
Въ
IV классѣ [многіе] нѣкоторые изъ
предметовъ, бывшихъ въ V классѣ, [не] уже не преподавались [но м] но
взамѣнъ ихъ многіе начали преподаваться вновь; таковыя суть:
1) Аналитическая Геометрія Преподаватель
Инженеръ Подполковникъ Ястржембскій
2) Статик. [Инжен] Преподаватель Инженеръ Полковникъ
Добронравовъ.
3) Геодезія Преподаватель тотъ же Инженеръ
Подполковникъ Ястржембскій
4) Начертательная Геометрія Преподаватель
Инженеръ Маіоръ Алекс. Христофоров. Редаръ.
5) Физика Преподават. Инженеръ Полковникъ Добронравовъ.
6) [Н] Архитектура (Начало ея Черченіе ордеровъ и
проч.) Преподават. Инженеръ Капитанъ Крассовскій.
Сверхъ того въ преподаваніи Русскаго Языка, съ этого
класса, мы избавились /отъ/ личности Эвенхова, а русскій языкъ 4го класса
началъ преподавать Леопольдъ Васильевичь Брандтъ. – Объ
Алекс. Христофоровичѣ Редерѣ я говорилъ уже выше, слѣдовательно
тутъ мнѣ прійдется говорить о четырехъ новыхъ личностяхъ:
1) Инженеръ Подполковникъ Ястржембскій. – Онъ
былъ очень опытный преподаватель, державшій/ся/ впрочемъ, очень далеко отъ
воспитанниковъ. – Отличительною чертою его было то, что онъ всегда казался
чѣмъ то слишкомъ озабоченнымъ, и всегда, даже и тогда когда читалъ
лекціи, казалось думалъ о чемъ то вовсе постороннемъ. Но не смотря на эту
постороннюю думу, онъ никогда, даже въ самыхъ сложныхъ вычисленіяхъ не сбивался
и не ошибался. –
2) Инженеръ
Полковникъ Добронравовъ. – Эта личность, какъ бы сроднилась, по своему
долголѣтнему общенію, съ Строительнымъ Училищемъ. Еще въ Училищѣ
Гражданскихъ Инженеровъ Аркадій Гавриловичъ Добронравовъ былъ долгое время
Инспекторомъ классовъ, а за тѣмъ по преобразованіи Строительнаго Училища,
поступилъ къ намъ Преподавателемъ и профессорствовалъ въ Училищѣ до
1865 года. ‑ Это былъ Профессоръ очень старинный и конечно
опытный. Въ мое время онъ уже былъ очень преклонныхъ лѣтъ, и казался на
видъ очень болѣзненнымъ человѣкомъ. Точность въ выраженіяхъ была
имъ [требуема] безусловно требуема въ отвѣтахъ воспитанниковъ. ‑
Бывало за какую нибудь неточность въ выраженіяхъ онъ перебиралъ весь классъ, и
притомъ всѣхъ вызываемыхъ [держалъ] оставлялъ около доски, до тѣхъ
поръ пока кому нибудь удавалось выразиться согласно его желанію. Тогда онъ
говорилъ: вотъ-съ Гн N.N. помогъ вамъ всѣмъ, и за
тѣмъ всѣхъ отпускалъ на мѣста. Это воспитанники называли: «брать
доску штурмомъ». ‑ Помню со мной случился пренепріятный эпизодъ
по этому случаю, но только не въ IV классѣ [/гдѣ я былъ опять
первымъ/], а уже въ высшемъ то есть во 2м классѣ
/гдѣ я былъ опять первымъ/. ‑ Какъ теперь помню были первые
часы послѣ обѣда (отъ 2 до 4 часовъ) и Полковникъ Добронравовъ
занимался во 2м классѣ Практическою Механикою.
Спрашивая у доски одного изъ воспитанниковъ, ему не понравилось какое то
выраженіе; онъ вызвалъ другого тотъ тоже не попалъ въ точку. Тогда Добронравовъ
вызвалъ меня: «Господин съ Достоевскій помогите имъ<»>. ‑ Я
тоже не угодилъ ему и онъ вызвалъ: <«>Господинъ-съ Эдуардъ
Макеротъ-дю-Мень (это былъ послѣдній воспитанникъ) помогите Господину
Достоевскому<»>. ‑ Это меня взорвало [(] самолюбіе заиграло:
какъ мнѣ 1му въ классѣ будетъ [исправлять]
помогать послѣдній[)]!.... Я бросилъ мѣлъ на поддонникъ доски, и не
оставаясь у доски пошелъ и сѣлъ на свое мѣсто. ‑ Видя
такой афронтъ съ моей стороны, Полковникъ Добронравовъ всталъ съ своего мѣста,
и началъ ходить по классу взадъ и впередъ. Это продолжалось минуты двѣ-три;
наконецъ онъ остановился около меня и сказалъ:
— «Господинъ-съ, Достоевскій съ, Вы слишкомъ
учены-съ, что бы слушать мои лекціи, кто нибудь-съ изъ насъ долженъ оставить-съ
аудиторію<»>. ‑
— «Я пожалуй выйду» отвѣчалъ я,[»] и забравъ
свои тетради пошелъ въ дежурную комнату.
Черезъ нѣсколько мину<тъ> въ дежурную комнату
проходилъ Инспекторъ классовъ Маіоръ Марченко. Увидѣвъ меня онъ спросилъ
почему я не въ классѣ, и я ему откровенно разсказалъ всё случившееся.
— «И охота Вамъ было обижать старика. ‑ Но
погодите это надобно /скорѣе/ исправить». ‑
Черезъ нѣсколько минутъ классы кончились и
Полковникъ Добронравовъ тоже явился на время 5ти минутной
перемѣны въ дежурную комнату. ‑ Марченко взялъ меня за руку и
подведя къ Полковнику Добронравову сказалъ: «Вотъ молодой человѣкъ,
который проситъ Васъ Аркадій Гавриловичъ простить и извинить его». ‑
— «Я
съ большимъ-съ удовольствіемъ готовъ извинить-съ Господина Достоевскаго ежели
онъ сознаетъ свой без[ъ]тактный поступокъ въ классѣ-съ.» ‑
Конечно я высказалъ что сознаю, и въ концѣ концовъ Добронравовъ пожалъ
мою руку и мы разстались опять друзьями. Къ чести его добавлю, что въ
предстоящихъ двухъ экзаменахъ онъ нисколько не мстилъ мнѣ. ‑ Я
возвратился въ классъ и былъ восторженно принятъ товарищами за то, что сдѣлалъ
хотя попытку къ возстановленію достоинства класса!....... Тото молодость!!!!...
Вотъ еще одинъ эпизодъ съ Полковникомъ Добронравовымъ
которому я былъ свидѣтелемъ. ‑
Въ дежурной комнатѣ, во время перемѣны,
собралось три профессора Добронравовъ, Редеръ и Собко, я какъ дежурный
воспитанникъ тоже былъ въ дежурной комнатѣ. Профессора о чемъ то
говорили:
‑ «Когда я занимался составленіемъ Теоріи
турбинъ»….. началъ Добронравовъ…..
‑ «Позвольте полковникъ» перебиваетъ его Редеръ.
Та-та-та-та-та – начинаетъ онъ тараторить своимъ собачьимъ говоромъ.
Дождавшись конца Добронравовъ спрашиваетъ
‑ «Вы кончили Господ<инъ> Маіоръ?»
‑ «Кончилъ.»
‑ «Когда я занимался составленіемъ Теорiи турбинъ» началъ опять Добронравовъ.
‑ «Позвольте Полковникъ!»….. Та-та-та-та.
‑ «Вы кончили? Маіоръ?<»>
‑ «Кончилъ съ»…….
‑ «Когда я занимался составленіемъ Теоріи
турбинъ», снова методически началъ Добронравовъ….
‑ «Позвольте Полковникъ»!….
‑ «Что[,]/?!/……, молокососъ!.... молоко на
губахъ не обсохло!.... а захотѣлъ смѣяться надъ старымъ своимъ
профессоромъ!... Право молокососъ!<»>….
Искренній хохотъ Редера и Собко, прорвали негодованіе
старика. Конечно Редеръ объяснилъ свою неловкость, ‑ своимъ
темпераментомъ, а не желаніемъ сдѣлать непріятное, всѣми уважаемому
профессору…. Тогда и Добронравовъ расхохотался своей выходкѣ, и они
друзьями вышли изъ дежурной комнаты.
Тутъ кстати замѣчу, что Добронравовъ дѣйствительно
первый написалъ Теорію турбинъ, и показалъ [дѣятельность ихъ.] полезную
/ихъ работу./ За эту [работу] /теорію/, какъ говорили тогда, Парижская
Академія, дала составителю, /дипломъ на/ какое то званіе. – А вотъ и еще
одинъ очень характерный случай съ тѣмъ же уважаемымъ профессоромъ.
Какъ то въ началѣ Учебнаго года то есть въ концѣ
Сентября, Добронравовъ читалъ лекцію, и выводилъ на доскѣ какую то
сложную форму[р]/л/у. ‑ Назойливыя мухи не давали покоя,
углубившемуся въ свою лекцію профессору, то сядутъ на носъ, то не залѣтятъ
на почти плѣшивую голову, однимъ словомъ надоѣдали ему сильно.
— «Ахъ, какія,... назойливыя.... недаютъ покоя»....
не утерпѣлъ старикъ, отмахиваясь отъ мухъ.
— «Это Гн Полковникъ къ смерти»,
высказался какой то Школяръ воспитанникъ. –
Добронравовъ, очень боявшійся смерти, положилъ мѣлъ,
началъ ходить по классу взадъ и впередъ….. Ходилъ онъ долго,… минутъ съ пять, и
наконецъ обратился къ напугавшему его воспитаннику:
— «Такъ это Гн N къ смерти»…
— «Конечно Гн Полковникъ къ смерти,
теперь конецъ Сентября а въ Октябрѣ [они] мухи всѣ подохнутъ».....
— Ахъ, какой.... школяръ!... напугалъ меня на
смерть,.... я думалъ что къ моей смерти....
— Помилуйте Гн Полковникъ, да смѣлъ
ли бы я такъ выразиться!... оправдывался школяръ.
Успокоенный старикъ снова взялся за мѣлъ и
продолжалъ уже спокойно [свою] выводъ своей формулы. ‑
3) Капитанъ Аполинарій Каетановичъ Красовскій началъ
читать съ 4го класса [Арх] начала Архитектуры, то есть
ордера. – Впослѣдствіи и въ высшихъ классахъ онъ читалъ намъ
Архитектуру, и исторію ея. – Профессоромъ онъ былъ очень незавиднымъ.
[Изъ] [п]/П/редметъ столь интересный, и [не] столь существенно-главный въ
нашемъ Училищѣ, онъ /умудрился/ сдѣла[лъ]/ть/ сухимъ и скучнымъ.
Составленный имъ курсъ Гражданской Архитектуры съ атласомъ чертежей, тоже
должно почесть не изъ слишкомъ удачныхъ, хотя онъ и до сихъ поръ кажется
служитъ единственнымъ печатнымъ руководствомъ. – Читалъ лекціи, Капитанъ
Красовскій, какимъ то усыпляющимъ голосомъ, такъ что дѣйствительно трудно
было просидѣть всю его лекцію безъ спазматической зѣвоты. –
4) [Леополь] Брантъ, Леопольдъ Васильевичъ, сдѣлался
нашимъ преподавателемъ Русскаго языка съ IVго класса. –
Это тотъ самый Брантъ, который подъ псевдонимомъ: «Я. Я. Я.» помѣщалъ
свои фельетоны въ Сѣверной Пчелѣ и другихъ периодическихъ
изданіяхъ. ‑ Думаю, что онъ былъ болѣе сроденъ съ писателемъ
фельетонистомъ, нежели съ преподавателемъ русскаго языка. – Онъ съ самаго
начала [началъ] /онъ принялся/ съ нами /за/ литературу, не освѣдомившись
первоначально съ способностію самихъ слушателей владѣть перомъ, а главное
не ознакомился съ тѣмъ, на сколько сильны его слушатели правильно писать
и излагать свои мысли. ‑ Л. В. Брандтъ преподавалъ у насъ
Русскую Литературу въ продолженіи двухъ учебныхъ курсов то есть въ IV и въ IIIм классахъ. ‑
Въ слѣдующихъ же двухъ высшихъ классахъ то есть во II и Iм
мы имѣли уже другаго преподавателя. ‑
[Въ родств] Учебный годъ 1844/1845,
прошелъ благополучно. Экзамены тоже для меня были совершенно успѣшными, я
повысился на одно мѣсто и перешелъ въ слѣдующій IIIй классъ
вторымъ воспитанникомъ; послѣ экзаменовъ наступили каникулы, которые я и
провелъ почти безъ выходно въ Училище; но я отдохнулъ отъ занятій много гулялъ
по окрестностямъ Петербурга, потомучто не со всѣми изъ нихъ я былъ /еще/
знакомъ. ‑
Въ родственномъ кругу, за этотъ годъ случилась только та
перемѣна, что братъ Өедоръ вышелъ въ отставку, и посвятилъ себя
окончательно Литературѣ. Помню, что узнавши о томъ, что братъ уже не
служитъ, [о] я очень боялся за него, какъ онъ, съ своимъ неумѣньемъ жить
и довольствоваться малымъ, ‑ будетъ существовать безъ службы, то
есть безъ постояннаго и вѣрнаго рессурса, то есть жалованья. ‑
Да и бѣдствовалъ же онъ дѣйствительно, въ особенности въ первое
время! –