Пребываніе въ IVм классѣ съ Августа 1844 года по Iюль 1845го года. ‑

Въ IV классѣ [многіе] нѣкоторые изъ предметовъ, бывшихъ въ V классѣ, [не] уже не преподавались [но м] но взамѣнъ ихъ многіе начали преподаваться вновь; таковыя суть:

1) Аналитическая Геометрія Преподаватель Инженеръ Подполковникъ Ястржембскій

2) Статик. [Инжен] Преподаватель Инженеръ Полковникъ Добронравовъ.

3) Геодезія Преподаватель тотъ же Инженеръ Подполковникъ Ястржембскій

4) Начертательная Геометрія Преподаватель Инженеръ Маіоръ Алекс. Христофоров. Редаръ.

5) Физика Преподават. Инженеръ Полковникъ Добронравовъ.

6) [Н] Архитектура (Начало ея Черченіе ордеровъ и проч.) Преподават. Инженеръ Капитанъ Крассовскій.

Сверхъ того въ преподаваніи Русскаго Языка, съ этого класса, мы избавились /отъ/ личности Эвенхова, а русскій языкъ 4го класса началъ преподавать Леопольдъ Васильевичь Брандтъ. – Объ Алекс. Христофоровичѣ Редерѣ я говорилъ уже выше, слѣдовательно тутъ мнѣ прійдется говорить о четырехъ новыхъ личностяхъ:

1) Инженеръ Подполковникъ Ястржембскій. – Онъ былъ очень опытный преподаватель, державшій/ся/ впрочемъ, очень далеко отъ воспитанниковъ. – Отличительною чертою его было то, что онъ всегда казался чѣмъ то слишкомъ озабоченнымъ, и всегда, даже и тогда когда читалъ лекціи, казалось думалъ о чемъ то вовсе постороннемъ. Но не смотря на эту постороннюю думу, онъ никогда, даже въ самыхъ сложныхъ вычисленіяхъ не сбивался и не ошибался. –

2) Инженеръ Полковникъ Добронравовъ. – Эта личность, какъ бы сроднилась, по своему долголѣтнему общенію, съ Строительнымъ Училищемъ. Еще въ Училищѣ Гражданскихъ Инженеровъ Аркадій Гавриловичъ Добронравовъ былъ долгое время Инспекторомъ классовъ, а за тѣмъ по преобразованіи Строительнаго Училища, поступилъ къ намъ Преподавателемъ и профессорствовалъ въ Училищѣ до 1865 года. ‑ Это былъ Профессоръ очень старинный и конечно опытный. Въ мое время онъ уже былъ очень преклонныхъ лѣтъ, и казался на видъ очень болѣзненнымъ человѣкомъ. Точность въ выраженіяхъ была имъ [требуема] безусловно требуема въ отвѣтахъ воспитанниковъ. ‑ Бывало за какую нибудь неточность въ выраженіяхъ онъ перебиралъ весь классъ, и притомъ всѣхъ вызываемыхъ [держалъ] оставлялъ около доски, до тѣхъ поръ пока кому нибудь удавалось выразиться согласно его желанію. Тогда онъ говорилъ: вотъ-съ Гн N.N. помогъ вамъ всѣмъ, и за тѣмъ всѣхъ отпускалъ на мѣста. Это воспитанники называли: «брать доску штурмомъ». ‑ Помню со мной случился пренепріятный эпизодъ по этому случаю, но только не въ IV классѣ [/гдѣ я былъ опять первымъ/], а уже въ высшемъ то есть во 2м классѣ /гдѣ я былъ опять первымъ/. ‑ Какъ теперь помню были первые часы послѣ обѣда (отъ 2 до 4 часовъ) и Полковникъ Добронравовъ занимался во 2м классѣ Практическою Механикою. Спрашивая у доски одного изъ воспитанниковъ, ему не понравилось какое то выраженіе; онъ вызвалъ другого тотъ тоже не попалъ въ точку. Тогда Добронравовъ вызвалъ меня: «Господин съ Достоевскій помогите имъ<»>.  ‑ Я тоже не угодилъ ему и онъ вызвалъ: <«>Господинъ-съ Эдуардъ Макеротъ-дю-Мень (это былъ послѣдній воспитанникъ) помогите Господину Достоевскому<»>. ‑ Это меня взорвало [(] самолюбіе заиграло: какъ мнѣ 1му въ классѣ будетъ [исправлять] помогать послѣдній[)]!.... Я бросилъ мѣлъ на поддонникъ доски, и не оставаясь у доски пошелъ и сѣлъ на свое мѣсто. ‑ Видя такой афронтъ съ моей стороны, Полковникъ Добронравовъ всталъ съ своего мѣста, и началъ ходить по классу взадъ и впередъ. Это продолжалось минуты двѣ-три; наконецъ онъ остановился около меня и сказалъ:

— «Господинъ-съ, Достоевскій съ, Вы слишкомъ учены-съ, что бы слушать мои лекціи, кто нибудь-съ изъ насъ долженъ оставить-съ аудиторію<»>. ‑

— «Я пожалуй выйду» отвѣчалъ я,[»] и забравъ свои тетради пошелъ въ дежурную комнату.

Черезъ нѣсколько мину<тъ> въ дежурную комнату проходилъ Инспекторъ классовъ Маіоръ Марченко. Увидѣвъ меня онъ спросилъ почему я не въ классѣ, и я ему откровенно разсказалъ всё случившееся.

— «И охота Вамъ было обижать старика. ‑ Но погодите это надобно /скорѣе/ исправить». ‑

Черезъ нѣсколько минутъ классы кончились и Полковникъ Добронравовъ тоже явился на время 5ти минутной перемѣны въ дежурную комнату. ‑ Марченко взялъ меня за руку и подведя къ Полковнику Добронравову сказалъ: «Вотъ молодой человѣкъ, который проситъ Васъ Аркадій Гавриловичъ простить и извинить его». ‑

— «Я съ большимъ-съ удовольствіемъ готовъ извинить-съ Господина Достоевскаго ежели онъ сознаетъ свой без[ъ]тактный поступокъ въ классѣ-съ.» ‑ Конечно я высказалъ что сознаю, и въ концѣ концовъ Добронравовъ пожалъ мою руку и мы разстались опять друзьями. Къ чести его добавлю, что въ предстоящихъ двухъ экзаменахъ онъ нисколько не мстилъ мнѣ. ‑ Я возвратился въ классъ и былъ восторженно принятъ товарищами за то, что сдѣлалъ хотя попытку къ возстановленію достоинства класса!....... Тото молодость!!!!...

Вотъ еще одинъ эпизодъ съ Полковникомъ Добронравовымъ которому я былъ свидѣтелемъ. ‑

Въ дежурной комнатѣ, во время перемѣны, собралось три профессора Добронравовъ, Редеръ и Собко, я какъ дежурный воспитанникъ тоже былъ въ дежурной комнатѣ. Профессора о чемъ то говорили:

‑ «Когда я занимался составленіемъ Теоріи турбинъ»….. началъ Добронравовъ…..

‑ «Позвольте полковникъ» перебиваетъ его Редеръ. Та-та-та-та-та – начинаетъ онъ тараторить своимъ собачьимъ говоромъ.

Дождавшись конца Добронравовъ спрашиваетъ

‑ «Вы кончили Господ<инъ> Маіоръ?»

‑ «Кончилъ.»

‑ «Когда я занимался составленіемъ Теорiи турбинъ» началъ опять Добронравовъ.

‑ «Позвольте Полковникъ!»….. Та-та-та-та.

‑ «Вы кончили? Маіоръ?<»>

‑ «Кончилъ съ»…….

‑ «Когда я занимался составленіемъ Теоріи турбинъ», снова методически началъ Добронравовъ….

‑ «Позвольте Полковникъ»!….

‑ «Что[,]/?!/……, молокососъ!.... молоко на губахъ не обсохло!.... а захотѣлъ смѣяться надъ старымъ своимъ профессоромъ!... Право молокососъ!<»>….

Искренній хохотъ Редера и Собко, прорвали негодованіе старика. Конечно Редеръ объяснилъ свою неловкость, ‑ своимъ темпераментомъ, а не желаніемъ сдѣлать непріятное, всѣми уважаемому профессору…. Тогда и Добронравовъ расхохотался своей выходкѣ, и они друзьями вышли изъ дежурной комнаты.

Тутъ кстати замѣчу, что Добронравовъ дѣйствительно первый написалъ Теорію турбинъ, и показалъ [дѣятельность ихъ.] полезную /ихъ работу./ За эту [работу] /теорію/, какъ говорили тогда, Парижская Академія, дала составителю, /дипломъ на/ какое то званіе. – А вотъ и еще одинъ очень характерный случай съ тѣмъ же уважаемымъ профессоромъ.

Какъ то въ началѣ Учебнаго года то есть въ концѣ Сентября, Добронравовъ читалъ лекцію, и выводилъ на доскѣ какую то сложную форму[р]/л/у. ‑ Назойливыя мухи не давали покоя, углубившемуся въ свою лекцію профессору, то сядутъ на носъ, то не залѣтятъ на почти плѣшивую голову, однимъ словомъ надоѣдали ему сильно.

— «Ахъ, какія,... назойливыя.... недаютъ покоя».... не утерпѣлъ старикъ, отмахиваясь отъ мухъ.

— «Это Гн Полковникъ къ смерти», высказался какой то Школяръ воспитанникъ. –

Добронравовъ, очень боявшійся смерти, положилъ мѣлъ, началъ ходить по классу взадъ и впередъ….. Ходилъ онъ долго,… минутъ съ пять, и наконецъ обратился къ напугавшему его воспитаннику:

— «Такъ это Гн N къ смерти»…

— «Конечно Гн Полковникъ къ смерти, теперь конецъ Сентября а въ Октябрѣ [они] мухи всѣ подохнутъ».....

— Ахъ, какой.... школяръ!... напугалъ меня на смерть,.... я думалъ что къ моей смерти....

— Помилуйте Гн Полковникъ, да смѣлъ ли бы я такъ выразиться!... оправдывался школяръ.

Успокоенный старикъ снова взялся за мѣлъ и продолжалъ уже спокойно [свою] выводъ своей формулы. ‑

3) Капитанъ Аполинарій Каетановичъ Красовскій началъ читать съ 4го класса [Арх] начала Архитектуры, то есть ордера. – Впослѣдствіи и въ высшихъ классахъ онъ читалъ намъ Архитектуру, и исторію ея. – Профессоромъ онъ былъ очень незавиднымъ. [Изъ] [п]/П/редметъ столь интересный, и [не] столь существенно-главный въ нашемъ Училищѣ, онъ /умудрился/ сдѣла[лъ]/ть/ сухимъ и скучнымъ. Составленный имъ курсъ Гражданской Архитектуры съ атласомъ чертежей, тоже должно почесть не изъ слишкомъ удачныхъ, хотя онъ и до сихъ поръ кажется служитъ единственнымъ печатнымъ руководствомъ. – Читалъ лекціи, Капитанъ Красовскій, какимъ то усыпляющимъ голосомъ, такъ что дѣйствительно трудно было просидѣть всю его лекцію безъ спазматической зѣвоты. –

4) [Леополь] Брантъ, Леопольдъ Васильевичъ, сдѣлался нашимъ преподавателемъ Русскаго языка съ IVго класса. – Это тотъ самый Брантъ, который подъ псевдонимомъ: «Я. Я. Я.» помѣщалъ свои фельетоны въ Сѣверной Пчелѣ и другихъ периодическихъ изданіяхъ. ‑ Думаю, что онъ былъ болѣе сроденъ съ писателемъ фельетонистомъ, нежели съ преподавателемъ русскаго языка. – Онъ съ самаго начала [началъ] /онъ принялся/ съ нами /за/ литературу, не освѣдомившись первоначально съ способностію самихъ слушателей владѣть перомъ, а главное не ознакомился съ тѣмъ, на сколько сильны его слушатели правильно писать и излагать свои мысли. ‑ Л. В. Брандтъ преподавалъ у насъ Русскую Литературу въ продолженіи двухъ учебныхъ курсов то есть въ IV и въ IIIм классахъ. ‑ Въ слѣдующихъ же двухъ высшихъ классахъ то есть во II и Iм мы имѣли уже другаго преподавателя. ‑

[Въ родств] Учебный годъ 1844/1845, прошелъ благополучно. Экзамены тоже для меня были совершенно успѣшными, я повысился на одно мѣсто и перешелъ въ слѣдующій IIIй классъ вторымъ воспитанникомъ; послѣ экзаменовъ наступили каникулы, которые я и провелъ почти безъ выходно въ Училище; но я отдохнулъ отъ занятій много гулялъ по окрестностямъ Петербурга, потомучто не со всѣми изъ нихъ я былъ /еще/ знакомъ. ‑

Въ родственномъ кругу, за этотъ годъ случилась только та перемѣна, что братъ Өедоръ вышелъ въ отставку, и посвятилъ себя окончательно Литературѣ. Помню, что узнавши о томъ, что братъ уже не служитъ, [о] я очень боялся за него, какъ онъ, съ своимъ неумѣньемъ жить и довольствоваться малымъ, ‑ будетъ существовать безъ службы, то есть безъ постояннаго и вѣрнаго рессурса, то есть жалованья. ‑ Да и бѣдствовалъ же онъ дѣйствительно, въ особенности въ первое время! –