М. С. О. н. Г. I. Х. Г. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Екатерина Ивановна!

Простите, что на скорбное письмо Ваше, полученное мною въ концѣ Августа, до селѣ не отвѣчалъ Вамъ. Я очень желалъ написать Вамъ что-нибудь во утѣшеніе, и нѣсколько разъ принимался за письмо къ Вамъ; но желаніе мое оставалось безъ исполненія, сперва по крайнему недосугу и молвѣ отъ посѣтителей, а потомъ вслѣдствіе посѣтившей меня болѣзни, которая, впродолженіе мѣсяца и болѣе, не давала мнѣ возможности заниматься обычнымъ моимъ дѣомъ. Теперь, по милосердію Божію, опасность по-видимому миновала; но я еще очень слабъ, и не знаю, буду ли и теперь въ состояніи удовлетворительно отвѣчать на письмо Ваше. Однако, съ помощію Божіею напишу, сколько могу, и какъ умѣю.

Вы писали, что подавъ однажды нищему милостыню о здравіи Вашего сына, смутилась, когда онъ сталъ молиться о упокоеніи его. Не смущайтесь этимъ. Отъ недоразумѣнія и ошибки нищаго не могло и не можетъ произойдти ничего противнаго для Вашего сына; и ничего большаго, и лучшаго никому нельзя пожелать, какъ въ свое время сподобиться Царствія небеснаго. А что Вы въ скорби своей (сынѣ иногда думали что лучше бы было для него умереть, нежели жить такъ, какъ он живетъ, - за это укорите себя, и съ полною вѣрою предайте и себя самую и сына Вашешо волѣ всеблагаго и премудраго Бога. Если Господь чьи дни сохраняетъ, благодѣтельствуетъ; если чью жизнь пресѣкаетъ, то паки благодѣтельствуетъ; и вообще, по слову Св. Церкви Господь глубиною мудрости человѣколюбно все устроитъ и полезное всѣмъ подаетъ. И потому, для человѣка нѣтъ ничего лучше и полезнѣе преданности волѣ Божіей; а намъ судбьбы Божіе непостижимы. – Вы сознаете, что во многомъ сами виноваты, что не умѣли воспитать сына, какъ должно. Самоукореніе это полезно; но сознавая вину свою, должно смиряться и раскаеваться, а не смущаться и отчаяваться, также не должно очень тревожиться Вамъ мыслію, будто Вы однѣ – невольною причиною теперешняго положенія Вашего сына. Это не совсѣмъ правда: всякій человѣкъ одаренъ свободною волею, и самъ за себя болѣе и долженъ будетъ отвѣчать предъ Богомъ. – Спрашиваете, не написать ли Вамъ сыну Вашему на удачу въ Москву и какъ ему написать чтобы тронуть его сердце? Напишите ему сперва вкратцѣ, чтобы узнать, гдѣ онъ теперь находится; а когда это узнаете, то можете написать ему и подробнѣе. Можете тогда ему сказать что онъ теперь вѣроятно же собственнымъ опытомъ испыталъ, къ чему ведетъ безбожіе и вольнодумство; что стремясь къ необузданной свободѣ, онъ забылъ, что отъ грѣха особенно досажденія родителямъ произошло самое рабство, котораго прежде не было на землѣ и т. п. Помолясь Богу, пишите, какъ Господь положитъ Вамъ на сердце. Но сперва, повторяю, нужно Вамъ узнать гдѣ онъ находится въ настоящее время и въ какомъ положеніи. И вообще, Вамъ должно теперь не столько заботиться вразумлять его, но болѣе молиться за него, чтобы Самъ Господь, и мире вѣсть судьбами вразумилъ его. Велика сила матерней молитвы. Вспомните, изъ какой глубины зла извлекла блаженнаго Августина молитва благочествой его матери. А молясь за сына молитесь и о себѣ, чтобы Господь простилъ Васъ, въ чемъ Вы по невѣдѣнію согрѣшили. –

Вы описываете, какъ тяжела настоящая Ваша одинокая жизнь. Примите это, какъ Евангельский крестъ, благодарите Бога, пославшаго Вамъ оный къ пользѣ Вашей душевной, и къ очищенію согрѣшеній, отъ которыхъ никто изъ живущихъ на землѣ не свободенъ. Къ утѣшенію и назиданію Вашему прочтите и въ Евангеліи отъ Матѳея главы, съ начала 5-й до 11-й.

Пишете что по слабости глазъ не можете заниматься тонкимъ рукодѣліемъ, и просите меня назначать Вамъ какое нибудь послушаніе. Отъ скуки можете вязать чулки, или иное что подобное. Наконецъ, пишете, что въ пришедшій Успенскій постъ, по совѣту моему, Вы говѣли и пріобщились Св. Таинъ, и что исполненіе этого христіанскаго долга оживала и подкрѣпила Васъ. Слава Богу! И въ наступившій Рождественск. постъ  опять совѣтую, попостившись, приступить къ сему Божественному и спасительному таинству. По заповѣди Церковной, православные христіане болжны пріобщаться Св. Таинъ во всѣ четыре поста; а однажды въ год пріобщаются только очень, очень озабоченные житейскими дѣлами и недосугомъ великимъ. Вамъ же совѣтовалъ бы я пріобщаться кромѣ постовъ и въ большіе промежутки, какъ наприм. между Успенскимъ и Рождественскимъ постомъ.

Прызывая на Васъ миръ и Божіе благословеніе остаюсь съ искреннимъ благожеланіемъ.

Многогр. I. Амвросій.

22 Nоября 1869 г.

Предтечевъ Скитъ

при Оптиной Пустыни.