<автограф прп. Амвросия>

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ Сестра

Александра Николаевна!

Увѣдомляю тебя, что усердный и старательный агентъ твой, въ день рожденія твоего устроилъ обѣдъ на славу въ монастырѣ и скиту; Братія остались довольны – былъ за трапезой и О. Антоній и сказалъ тебѣ: спаси Господи! Послѣ обѣда въ 2 часа чай въ скиту и въ монастырѣ. О прочемъ послѣ потолкуемъ, аще живы будемъ. Будь мирна и здорова!

Многогрѣшный Амвросій.

го Января 1860 г.

Марья на проводахъ твоихъ сильно простудилась; была въ сильномъ жару и черезъ сутки открылась корь – Слава Богу – болѣзнь не опасная, только нужно остерегаться простуды.

Оля и Фед. Ѳеод. <?> тебѣ кланяются.

 

 

31го Іюля 1876го г.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Пречестнѣйшая Матушка

Игуменья Антонія![1]]

Письмо твое заказное отъ <???> Іюля получилъ я, и спѣшу отвѣчать тебѣ хоть вкратцѣ. По означеннымъ тобою причинамъ можешь просить Вашего Владыку объ увольненіи тебя отъ настоятельства, и о сдачѣ монастыря М. М<агдалинѣ>. Только погоди подавать письменное прошеніе, а сперва на словахъ по<???>ясни Владыкѣ все, о чемъ пишешь мнѣ, и попроси его уволить тебя; отъ того, какъ Преосвященный приметъ твою просьбу, видно будетъ, есть ли на это воля Божія, или нѣтъ; и согласно съ тѣмъ, какъ соизволитъ Владыка, можно тебѣ будетъ поступить. Но прежде всего отслужи Царицѣ Небесной, передъ Балыкинскою[2] Ея иконою, молебенъ съ Акаѳистомъ, и усердно помолись Заступницѣ нашей, чтобы всесильнымъ ходатайствомъ Своимъ устроила о тебѣ благое и полезное; и послѣ этого уже можешь поговорить съ Владыкою, предоставляя конецъ дѣла волѣ Божіей.

Испрашивая на тебя и на всю обитель вашу миръ и благословеніе Божіе, остаюсь съ искреннимъ благожеланіемъ

Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.

 

P. S. Передайте отъ меня привѣтствіе и искреннее благожеланіе М. Магдалинѣ. Сердечно желаю вамъ мирнаго пребыванія и житія по волѣ Божіей.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Паки

Христосъ воскресе!

Сестра Александра!

Прости, что неумышленно оскорбилъ тебя; къ тому же и письмо пришло невовремя. Все при разстройствѣ не клянчу. Но силенъ Господь, за молитвы пок. Бат. устроить все по прежнему. Потерпи, узнаешь истину и успокоишься; а то другъ друга какъ бы не понимаемъ. Вотъ вражіе ухищреніе – что ни скажешь – ни сдѣлаешь, все не такъ /и къ смущенію/. Но будемъ надѣяться на милость и помощь Божію. Силенъ Господь все измѣнить. Приѣзжать къ намъ, когда угодно приѣзжай; съ любовью примемъ; а лучше бы въ слѣдъ за Ѳедор. Захар. – Деньги имъ присланы, о. Ар<>тъ весьма нуждается, а давать не велено имъ. Впрочемъ ты смотри по своимъ чувствамъ и обстоятельствамъ касательно приѣзда къ намъ. Какъ показаться тебѣ къ намъ, это пустое мнѣніе. Матушку Игуменью благодарю за поздравленіе съ пр. деньги 100 р. Получилъ.

Семьѣ твоей кланяюсь. Г<оспо>ди! Умиротвори душу нашу!

Многогр. Амвросій.

го Апр.

<1860 г.>

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Христосъ воскресе

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Почтенная о Г<оспо>дѣ Сестра

Александра Николаевна!

Знаю что батюшка О. Макарiй писалъ тебѣ отвѣтъ, но не знаю какой, а мнѣ сказалъ батюшка, что нужно же для тебя по твоей немощи имѣть и въ Бѣлевѣ Доктора. Вполнѣ понимаю, какъ бы хотѣлось тебѣ быть у насъ; но потерпи, пока Господь устроитъ это, Единъ вѣдый всѣ потребности наши и исполняй полезныя желанiя наши въ свое время. Мы по недостатку терпѣнiя часто хотимъ ускорить, а Долготерпѣливый Господь замедляетъ стремленія наши, да и насъ обучитъ хоть малому терпѣнію, безъ котораго невозможно стяжать душевнаго мира и нельзя совершить ничего благаго. Мужайся и да крѣпится сердце твое о Господѣ!

Ѳеодоръ Зах. въ [пятницу] /четвертокъ/ уѣхалъ въ Калугу хотѣлъ было писать тебѣ, но я отговорилъ. Онъ и такъ опоздалъ пятью часами. Онъ оправился /отъ параксизма/ еще къ вечеру въ день отъѣзда Васи, и былъ въ Скиту. Не знаемъ каковъ онъ былъ въ пятницу въ Калугѣ. Онъ запасся яичными порошками, чтобы быть способнымъ къ дѣлу. –

Посылаю тебѣ просфору. Хлѣбъ сей укрѣпляетъ сердца вѣрующихъ. Прости! Многогрѣшный Амвросій.

Матери Игуменьи и знающимъ худость мою мой усердный поклонъ.

го Мая 1860 г.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

12 го мая 1860 г.

+

Возлюбленная о Господѣ Сестра

Александра Николаевна!

Если хочешь утѣшить меня грѣшника, то пріими со всею любовію, и ласкою Варвару Львовну,, не дѣлай ей никакихъ упрековъ, или наказовъ при отправленіи въ деревню. Я ей говорилъ и о Економкѣ и о прикащикѣ. И болѣе говорить не требуется. Потому что она слаба отъ болѣзни и не можетъ принять твоихъ замѣчаній благодушно. Богъ вѣсть, сколько еще продлится жизнь ея; и потому не оскорбляй души ея въ послѣднія минуты, чтобы могла въ мирѣ душевномъ получить напутствія къ вѣчности. Это необходимо не для нея только, но и для тебя самой, чтобы послѣ не раскаяваться безполезно, страдая отъ упрековъ совѣсти за нарушеніе пятой заповѣди, и вспоминая, что соблюдающимъ оную обѣщано отъ Господа всякое благо, внѣшнее и внутреннее. Если бъ по дѣйствію вражію и стало возобновляться въ тебѣ застарелое чувство нерасположенія, то въ молчаніи уходи и займись какмъ нибудь дѣломъ. Когда понудишься такъ сдѣлать, то можетъ быть Господь под<к>рѣпитъ немощь мою, что буду имѣть возможность – приѣхать въ Бѣлевъ, гдѣ прежде всего желалъ бы получить утѣшеніе отъ взаимнаго вашего мира. Потому что обѣихъ васъ люблю о Господѣ и несказанно желаю душевной вашей пользы и спасенія. Сама можешь понять, что неладица ваша запусться вещи и дѣла оскорбляетъ грѣшную душу мою. Потому что вижу вредъ душевный съ обѣихъ сторонъ и особенно при болѣзни обѣихъ Васъ. Пріими разумно и благоразумно написанное къ тебѣ, имѣя въ виду душевное спасеніе обѣихъ васъ.

Батюшка о. Макарій замѣтно простудился и отъ того чувствуетъ слабость.

Прости и будь мирна! Недужный и многогр. Амвросій.

 

 

+

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра Николаевна! Получилъ отъ тебя два письма, первое безъ числа, а второе отъ 13 го мая. Да упразднитъ Господь ищущаго смущать душу твою съ той стороны, откуда должна ты получать помощь и утвержденіе. Собственнымъ отвѣтомъ дознаешь ты, сколько вредно и тягостно смущеніе, по какимъ бы благовиднымъ и правдоподобнымъ предлогомъ оно ни происходило. Посему всячески отвращайся онаго, разумя въ немъ искушеніе исконнаго врага, хотящаго уязвлять и безъ того оскорбленную твою душу. Злые помыслы представляютъ тебѣ, что я строгъ и безчеловѣченъ; въ этомъ оправдываться не могу, а все-таки долженъ объяснить, что я м огу только сказать кому либо слово въ утѣшеніе, а дѣло отъ меня нисколько не зависитъ, а отъ тѣхъ, кто повыше меня, а иногда и не отъ нихъ, а отъ обстоятельствъ совпадающихъ и отъ Бога, всѣми мѣрами промышляющаго о пользѣ нашей душевной. А чтобы быть мирной духомъ, это зависитъ единственно отъ тебя, отъ твоей вѣры и любви къ Богу и духовному наставнику. Но ты въ этомъ обстоятельствѣ путаешься, ‑ совсѣмъ не то испытываешь: хочешь узнать, въ какой мѣрѣ любитъ тебя Старецъ, тогда какъ ты должна бы испытывать себя, имѣешь ли ты настоящую любовь и довѣріе къ Старцу. Апостолъ пишетъ: любы не мыслитъ зла, (о томъ, кого мнится любити). А ты принимаешь злые помыслы на старца, то симъ не показывается ли оскуденіе настоящей и полной любви къ старцу, равно и довѣрія къ нему. Пишу это не въ упрекъ тебѣ, а къ вразумленію, чтобы понимая дѣло могла ты скорѣе обрѣтать успокоеніе чрезъ самоукореніе, безъ котораго съ трудомъ проводитъ жизнь всякой ищущій спасенія. Притомъ ты много виновата и въ томъ, что желая лечиться водами, старцу объясняешь совсѣмъ другое обстоятельство – о перемѣнѣ и неперемѣнѣ Доктора. Впрочемъ повѣрь мнѣ сестра, что полезнѣе и успокоителѣе для тебя покориться Промыслу Божію, обнаруживающемуся чрезъ распоряженіе Старца и болѣе врачеванія тѣла искать душевной пользы. Касательно гулянья помышляй, что ты пользуешься многою отрадою въ сравненіи съ тѣми важными лицами, которыя поневолѣ находятся въ заточеніи. Но о многомъ, если будетъ воля Божія и будетъ живы, поговоримъ лично. Думалъ я поѣхать къ вамъ прежде празд. Троицы, а Батюшка сказалъ что лучше поѣхать при Игуменьи, когда возвр. изъ Тулы, и значитъ послѣ Троицы. Мат. Благочинной и Матронѣ Григ. мое усердное благожеланіе.

Животные ванны Ѳед. Зах. плохо помогаютъ. Касательно помощи роднымъ Батюшка сказалъ, отъ чего же не помочь, когда есть? А нищимъ благословилъ подавать чрезъ М. Игуменью.

Петровскіе наняли квартиру въ Козельскѣ и я думаю сказать Ѳ. Зах. чтобы попросилъ о. Ар<>та на всякой случай; только не знаю, куда дѣть генерала.

Прости и будь мирна!

Многогрѣшный Амвросій.

15 го Мая 1860 г.

Севодни одинъ имянинникъ принесъ мнѣ большую просвиру. Посылаю тебѣ оную, раздѣли кому сама знаешь.

 

<автограф прп. Амвросия:>

Сказано: Взыщи мира и пожени й, т.е. всячески старайся приобрѣсти оный.15 го Мая 1860 г.

Г<оспо>ди помози!

Гр. Амвросій.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Сестра Александра! Мужайся о Г<оспо>дѣ и закрѣпится сердце твое! Не знаю, въ какомъ маловажномъ обстоятельствѣ неповѣрилъ я тебѣ? Не только тебѣ, но и всякому я вѣрю въ томъ, что истинно; а если говорилъ что тебѣ напротивъ то желалъ тебѣ вразумить въ случившейся путаницѣ. Сама разсуди хорошенько. Если бы Дивеевскія стали относиться ко мнѣ, то, по словамъ твоимъ, ты бы не могла сего понести. Мудрый и Прозорливый Батюшка благословилъ имъ относиться къ о Иларіону. Но и это тебя не успокоило. Злокозненный врагъ, находитъ поводы смущать тебя разными предлогами, совсѣмъ посторонними. Если по словамъ твоимъ нуженъ тебѣ только я одинъ, то какое тебѣ дѣло до другихъ, что они возвышаются. Оставь ихъ, памятуя Евангельское слово: возносяйся смирится (и неволею). И опять: будутъ послѣдніи тутъ, первыми тамъ на небѣ. Будь ты послѣдняя, не смотри на возносящихся и высящихся – и если возможешь это сдѣлать, то обрящеши миръ души и покой, котораго лишаются вмѣшивающіхся въ чужія дѣла. Присмотрись хорошенько, и увидишь, что тщеславіе не даетъ намъ покоя, подстрекая къ ревности и зависти, которыя мятутъ человѣка, возбуждая въ душѣ бурю помысловъ. Одно тебѣ скажу, сестра, въ движеніяхъ оскорбленнаго самолюбія [нрзб] познавай свою немощь душевную, укоряя себя за вмѣшательство въ чужія дѣла, и за противныя дѣйствія сердечныя, и проси со смиреніемъ Божіей помощи, да подастъ тебѣ терпѣніе и вразумленіе, безъ малодушія переносить встрѣчающіяся непріятности. Сознаніе, что за грѣхи наши достойны мы большихъ оскорбленій, будетъ облегчать тугу душевную и послужитъ противодѣйствіемъ въ вражіихъ подстрѣканіяхъ безъ толку смущающихъ [тѣхъ] того, у кого недостаетъ самоукоренія.

Полик. В. Пишетъ отъ 17 го окт. Что они доѣхали благополучно до П-га.

Многогр. I. Амвросій.

23 го Мая 1860 г.

Посылаю тебѣ это старое письмо, забытое о. Иларіономъ, чтобы трудъ мой не пропалъ даромъ. Можетъ быть и на тебя оно произведетъ какое либо дѣйствіе ко благому.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ Александра! Письмо твое отъ го Мая нашло меня, слава Богу, въ лучшемъ положеніи здоровья противъ прежняго – хоть и не совсѣмъ я пришелъ въ обычное состояніе. ‑

Если боишься своей немощи въ случаѣ отказа на поѣздку – то лучше и не просись пока, а обживайся въ Бѣлевѣ, стараясь избавиться неполезной тревожности духа по малодушнымъ причинамъ. Помни, что вѣрою ходимъ, а не видѣніемъ, и вѣруй и надѣйся всегда лучшаго и полезнаго. Касательно поѣздокъ помни мой совѣтъ о двухъ дняхъ; и желалъ бы я чтобы поѣздки были болѣе по душевнымъ потребностямъ. Въ отношеніи неравнаго расположенія къ сестрамъ – въ тебѣ самой есть причина: ты дозволяешь себѣ разборчивость. Лучше всѣмъ отдавай почтеніе и благоразумно отъ многихъ уклоняйся; не говори ни о комъ не выгодно и заочно, то и не получишь ни отъ кого досады и вреда. Считай себя новичкомъ, и другихъ новичковъ не берись предостерегать, чтобы не сказать о комъ либо невыгодно – отъ чего бываютъ непріятности. Будь мирна.

31 го Мая 1860 г.         Непотр. Амвросій.

 

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Сестра о Господѣ

Александра Николаевна!

Слышалъ я отъ кучера Алексея что онъ видѣлъ тебя ходящею. А прежде былъ слухъ, что ты опять больна и отъ дороги и отъ дурнаго запаху съ берегу. Что дѣлать! Гдѣ какихъ либо неудобствъ нѣтъ? Вездѣ своего рода искушенія! Но чтобы не быть побѣждаемымъ отъ нихъ до малодушія, нужно помнить слова Варсанофія Великаго, что болѣзнь тѣлесная легче геенны; такъ же смрадъ и зловоніе здѣшнее менѣе тяжки, нежели зловоніе ада. Тутъ ветеръ можетъ облегчать и разгонять смрадный запахъ, а тамошний смрадъ ничѣмъ не будетъ облегчаться.

Желалъ бы я, чтобы ты и новое искушеніе перенесла равнодушно, не принимая онаго къ сердцу. Васъ съ Александромъ Вас. сбирались /съ радостью/ завтра поѣхать къ тебѣ въ Бѣлевъ, и вдругъ приѣздъ Евг. М. Лесли смутилъ ихъ, такъ что Вася съ учителемъ приходилъ ко мнѣ и просилъ избавить его отъ /подобныхъ/ разговоровъ, что онъ будто тутъ скучаетъ, какъ было за Синявина. Потому что Лесли открыто говоритъ, что онъ приѣхалъ воевать за Васю, почему онъ не учится въ Университетѣ. Пожалуста прими это благодушнѣе. Затѣя сія пшикомъ должна окончиться; и когда Лесли будетъ у тебя, не говори ему, что ты уже предупреждена. Я его еще не видалъ, а онъ собирается побывать у меня. Поговоримъ съ нимъ, какъ Богъ поможетъ.

Думаю, что Вася съ Алек. Вас. прежде его приѣдутъ въ Бѣлевъ.

Спѣшу отправить съ Алексеемъ.

Многогр. Амвросій.

го Августа

1860 года

12 й часъ обѣда.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

12 е Ноября

+

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра!

Пишу тебѣ, пришедши съ имяниннаго чаю, и тебя поздравляю съ имянинникомъ; съ Дуняшей говорилъ; еще не умѣетъ объясниться. По времени Богъ дастъ научиться. Машѣ хоть и хочется одѣться, да пусть пока подождётъ, какъ окажетъ себя. Она еще молода. Въ тебѣ замѣчаютъ перемѣну къ снисхожденію, но правду еще не всегда выслушиваешь благодушно, хотя и требуешь говорить тебѣ правду. Но опытъ съ Божіею помощію научитъ, если будешь внимательна къ себѣ и къ Евангельскому слову Господа: «Милости хощу, а не жертвы».

Отъ Поликсены В. получаю письмы. Нелегко ей послѣ отпуска и безъ попеченія. Варва<ра> Львовна весьма осталась довольна твоимъ письмомъ. Пиши ей и впередъ. Въ хибарочкѣ стало посуше. Другой келейникъ у меня пока временной.

Въ движеніяхъ сердца, вѣрнѣе ветхаго человѣка, противныхъ здравому сознанію ума, не опечаливайся, а терпи и призывай со смиреніемъ помощь Божію, и утишайся. Это болѣзни душевныя, которыхъ не ощущаютъ одни безпристрастные; разумѣющіе же дѣло духовное борются, терпятъ, и сопротивляются ветхому человѣку, ожидая помилованія отъ Господа.

Многогр. I. Амвросій.

 

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

14 е Нояб.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Какъ ты поживаешь сестра Александра? Что-то не слышно о твоемъ житьи-бытьи. Мы живемъ по старому; что-то тамъ вдали толкуютъ объ улучшеніи; но какъ это сбудется – опредѣленнаго еще ничего не видно; дорога не очищена еще; старый воинъ не унываетъ въ своихъ начинаніяхъ, хотя и ни въ чемъ не успѣлъ еще касательно своихъ желаній. Три года самовары отбираетъ, и не отобралъ и не завелъ порядка, чтобы многіе изъ одного пили. Молча подождемъ, что будетъ.

Слухъ объ уничт. скотнаго двора далеко пронесся и позволятъ ли это сдѣлать? Никѣмъ не одобряется это начинаніе. Что? Какъ ты сама? И что келейная твоя семья? Смиренія и мира потреба! Да еще и терпѣнія.

Многогр. I. Амвросій.

 

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

14 е Дек. <1860 г.> 11 й часъ утра.

Миръ тебѣ Сестра Александра! Слышно, что Арина еще жива, но вчера уже была плоха. Если умретъ – съ миромъ ко Господу: она въ добромъ расположеніи. И ты желаешь умереть – такъ старайся оставлять излишнія заботы, особенно объ устроеніи нашихъ обителей. Мы уже нашимъ соборомъ рѣшили покориться волѣ Божіей. Это покойнѣе и полезнѣе. Пусть все ростетъ до жатвы!

Паки миръ тебѣ и твоимъ.

Многогр. I. Амвросій.

<рукой неустановленного лица> Усердный мой поклонъ дорогой моей Александрѣ Николаевнѣ. <далее автограф прп. Амвросия> изъ послѣд. письма.

Она теперь покойнѣе. Графъ просится въ отставку. Впрочемъ кандитовъ много.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Миръ тебѣ Сестра Александра!

Желаю тебѣ наступающій Праздникъ Рождества Христова встрѣтить въ радости духовной со всею семьею, оставивъ всѣ неудачи земныя.

Все современемъ промчится

горе съ счастьемъ пролетитъ.

и недугъ

и унынія духъ

отлетитъ.

Арина оживаетъ паче чаянія; запинаніе разрѣшилось. –

Смотря по дѣлу можетъ быть съ Дуняшей и Кочерину можно будетъ отправить, а теперь подводы нѣтъ.

Паки миръ тебѣ!

21 Дек.                                                                                             Многогр. I. Амвросій.

 

 



[1] Зачеркнуто карандашом издателей.

[2] Балыкинская икона Божией Матери — икона Пресвятой Богородицы из села Балыкина Стародубского уезда Черниговской епархии.

По преданию икона находилась в доме пана Дульского, который во время шведской войны, когда шведы шли мимо Стародуба, заметил появление на иконе слёз из глаз Божией Матери. После этого пан Дульский дал обет поставить икону в храм, который бы тогда строился. Он долго медлил с передачей иконы, но после явления ему во сне Богородицы, передал образ в бедный Балыкинский приход. Это произошло 4 августа 1711 года.

Икона написана на холсте, приклееном на доску. Икона относится к типу Умиление, голова Богородицы украшена диадемой, взгляд ее направлен на младенца Христа, лежащего на ее коленях. На серебряном вызолоченном окладе имеется надпись: «1811 г., июня 24, коштом графини Анны Ивановны Безбородко переделана и вызлащена».

Празднование иконе совершается 13 июля (30 июня по старому стилю).