<автограф прп. Амвросия>

+

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра! Письмо твое получилъ. Слава Богу, что ты благополучно доѣхала, и встрѣтили тебя радушно и искренно твои сестры, а до прочихъ и чужихъ намъ дѣла нѣтъ. И Апостолъ говоритъ: «Невѣрный аще отлучается, да отлучится; только нужно не много подождать, когда это случится, благовременно и по порядку и назначенію старшихъ.

Отецъ разъѣзжій замѣтно скучаетъ, и все за Васей присылаетъ чай пить, но ему отказываютъ, потому что о. Платонъ взялся уже за свое дѣло и Ѳед. Зах. въ восхищеніи отъ его преподаванія. ‑

Всѣхъ другихъ постараемся уклонить. Время теперь и у насъ и у Васъ помалчивать и дома присиживать, пока утишатся чувствія, какъ написано предъ начатіемъ Псалтиря. –

Старайся успокоиваться на 2 мъ планѣ, памятуя всегда, что денница съ своимъ чиномъ по причинѣ гордости не обрѣлъ покоя и на 1 мъ планѣ, стоя выше всѣхъ чиновъ Ангельскихъ, и за превозношеніе низвергся въ бездну погибели со всѣми послушавшими его. Девять же чиновъ другихъ Ангеловъ, пребылъ во смиреніи и покорности волѣ Божіей, неразсуждая кто выше и кто нижепоставленъ Промысломъ Божіимъ, ‑ доселѣ блаженствуютъ, ‑ не мѣсто успокоиваетъ человѣка, а смиреніе и покорность волѣ Божіей, и да сподобимся сего милостію Божіею за молитвы блаженнаго Отца нашего.

Не похвалю тебя и я, что тотчасъ же не пошла къ М. Игуменьѣ по приѣздѣ. Помятуй этотъ случай, чтобы не истязывать другихъ за недоразумѣніе. Такъ же будь искусна, чтобы сестры каждая объяснялись по потребности, а не по поводу нѣкоему къ объясненію, чтобы вмѣсто пользы душ. не научились лукавству и лицемѣрію.

Многогр. I. Амвросій.

14 го Генв. 1861 г.

P.S. Письмо твое и чрезъ Петровскую получилъ. Сонъ объ Игуменьи и М. Макаріи просто выдумка противной партіи. Да если бы и сонъ былъ – то это смущеніе вражіе. Силенъ Господь сохранить жизнь М-Иг. пока будутъ у васъ такія сестры, которыя искренно пекутся о своемъ спасеніи и не мѣшаются въ монас. дѣла по буей ревности. Въ числѣ этихъ сестеръ желаю и тебѣ быть. Общая молитва избавила Ап<осто>ла Петра отъ узъ и темницы. Молитесь и вы о матери своей, зная, что Г<оспо>дь силенъ и день единъ продолжить до тысячи лѣтъ говорилъ и говорю тебѣ: всѣ помыслы, смущающіе тебя, считай неправильными; вспомни прежніе случаи, сколько ты напрасно скорбѣла до болѣзни тѣлесной. Возбуждай себя къ живой вѣрѣ, и избавишься отъ напрасныхъ скорбей.

Помыслъ, что ты не такъ принимала своихъ гостей, явно тщеславной. Они приѣхали раздовольные. –

Бѣлевскія письма отняли у меня возможность написать Поликсенѣ В. и отъ ней почты три не получаю писемъ, а писала, что прихворнула.

О. Дороѳею вправили руки, и слышно, что не сильно плечо зашибино; а вѣрно не знаю.

Матушкѣ Игуменье передай мое усердное благожеланіе и благодареніе за пирогъ. Сковороду возвращаемъ.

Многогр. Амвросій.

го Генв. 1861 г.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра! Вотъ ѣдутъ къ тебѣ бабушка со внучкомъ и съ братомъ съ сѣдой бородой. Бабушка раскажетъ, какъ она вразумляла отца разъѣзжаго, чтобы не путалъ. Твое она приказаніе перзабыла, а по своему отбрила, что видно у него совѣсть нечиста. Теперь о. Д. невольно съ нами улаживается, невольно говорю потому, что вполнѣ не сознается еще въ томъ, чѣмъ и какъ путалъ. Но кажется уже остороженъ будешь въ словахъ – предъ своимъ наставникомъ, который теперь съ нами зѣло ласковъ и ужиномъ кормилъ на память батюшки. Поэтому о Мѣщовской дорогѣ нужно еще погодить писать до времени. Посмотримъ, что будетъ далѣе.

Матушку Игуменью поздравь отъ меня со днемъ Ангела и передай ей вяземской пряникъ особой величины.

Касательно перехода жилицы твоей не заботься нисколько; и думай и говори недоумѣвающимъ, что время покажетъ, кто правъ и кто виноватъ.

Миръ тебѣ! и живущимъ съ тобою!

Многогр. I. Амвросій.

21 го Генв. 1861 г.

Свѣчи воск. получ.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Не мѣшало бы тебѣ списаться съ Поликсеною В. объ увеличенномъ портретѣ Бат. въ поясъ. Ѳед. З. тебѣ пояснитъ это.

Чтобы не упустить возможности къ передвижкѣ предшествующаго дерева, когда это потребуется, намѣкъ уже сдѣланъ.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра! Прежде всего скажу тебѣ, что о. Дороѳей нашъ въ немалой бѣдѣ; сильно зашибъ себѣ кажется правое плечо и вывихнулъ эту руку. Можетъ лежать только на спинѣ, а на бокахъ обоихъ не можетъ. Помилуй насъ Господи! И одинъ вывихъ у пок. Батюшки болѣлъ болѣе года; а тутъ еще и несильной ушибъ. Случилось же такъ: лошадь долго стояла безъ ѣзды, и когда запрягли, помчала и зашибла о. Д. въ воротахъ.

Письмо твое получилъ. О потребностяхъ твоихъ въ личной бесѣдѣ самъ я догадываюсь. М. Игуменья больна и не можетх къ намъ приѣхать, чтобы переговорить о многомъ. Отъ того и происходитъ нѣкое нестроеніе… но что дѣлать! Надобно потерпѣть и предавать все промыслу Божію. Господь лучше нашего знаетъ, что

<далее текст отсутствует, т.к. лист 41 об снят не полностью>

<автограф прп. Амвросия>[1]

на себѣ замѣчай, что ино<г>да цѣлой день толкуешь, а послѣ ничего дѣльнаго при откровеніи сказать не можешь. При этомъ знай, что у всякаго свой особенный характеръ: одинъ часто объясняется и подробно; а другой рѣже, и неясно и не подробно. Но Богъ зритъ на намѣреніе и произволеніе и простоту сердечную. Инъ судъ человѣческій и инъ судъ Божій. Св. Авва Дороѳей говоритъ: есть у человѣка, обсуждаемаго тобою, и одно дѣло, которое предъ Богомъ дороже всей твоей жизни. –

Еще считаю нужнымъ напомнить тебѣ о сказанномъ у Варс. Велик. въ 254-отвѣтѣ, чтобы не показывать халдеямъ или Вавилонянамъ своего сокровища. Прочти этотъ отвѣтъ со вниманіемъ и запомни и не толкуй о томъ, чтобы не быть окраденной и не навлечь самой на себя искушенія вражія, чрезъ не искусные толки, и другимъ не подать повода къ невѣрію и порицанію.

Желалъ бы, чтобы ты не имѣла нужды въ Докторѣ; а если въ случаѣ нужды, когда откажется Базиль, можно позвать и другаго, только кромѣ Гетье, о которомъ можешь сказать и М. Иг. такъ, что Ѳед. З. прежде ревновалъ къ нему. Поэтому, если его позвать, то можетъ это быть непріятно Ѳед. З. да и тебѣ какъ-то неловко. Въ этомъ родѣ объясни М. Игуменьи. Слышно, что Плетнеръ женившись будетъ жить въ Козельскѣ; а пока живи безъ доктора.

А какой самоваръ привезли! Ты позавидуешь. Братъ Стефанъ раздоволенъ этою удачною покупкою. Мнѣ уже поневолѣ приходится благодарить тебя.

Образъ Св. Авросія тебѣ совсѣмъ отосланъ. Молись усердно. Миръ тебѣ! Миръ семьѣ твоей!

 

Многогр. I. Амвросій.

27 го Генв. 1861 г.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра!

Послалъ къ тебѣ письмо съ М. Рафаилой, не получивши твоего послѣдняго письма. Дѣйствительно для тебя послѣднее утѣшеніе въ Бѣлевскомъ мон. только въ М. Игуменьи. Поэтому береги это утѣшеніе; и беречь нужно такъ по совѣту Петра Дамаскина – не взирать на поступки наставника или наставницы, а только объяснять свои немощи и потребности, и принимать съ вѣрою совѣтъ и наставленіе; и стоя на послѣднемъ мѣстѣ не должно брать на себя заботу устроивать общую пользу, а заботиться лишь объ устроеніи собственной души и собств. спасеніи. Такое значеніе имѣютъ слова пок. б. отца Макарія, чтобы не вмѣшиваться въ монастырскія дѣла; особенно теперь это не благовременно. Даже совѣтую тебѣ предъ М. Игуменьею не упоминать именъ о. Дар. и о. Пафн. Если же сама она будетъ говорить о нихъ, и тогда отвѣчай только: усматривайте Матушка, какъ полезнѣе; я же болѣе не желаю входить въ это; толку никакого не выходитъ – одно лишь искушеніе и пустое смущеніе.

Мы съ своей стороны показали свое усердіе да заочно это не приноситъ никакой пользы. Оставимъ на судъ Божій. Богъ вѣсть полезное лучше нашего.

Теперь неблаговременно и о старчествѣ толковать, чтобы не испытать или не подвергнуться написанному въ концѣ 254 отв. Варс. Вел. о сокровищѣ и халдѣяхъ или Вавилонянахъ. Помни и Еванг. слово: будите мудри яко змія и цѣли яко голубіе, т. е. береги вѣру и незлобіе, вчиняя себя въ число послѣднихъ, и не берись за то, что выше насъ.

Многогр. I. Амвросій.

го Февр. 1861 г.

 

 

 

<нет л. 50 об>

<автограф прп. Амвросия>

<карандашом> 4 го Февр.

Исправлять молодаго ч<е>л<овѣ>ка я не возьмусь, самъ я неисправенъ, и болѣнъ, и тебѣ совѣтую не мѣшаться въ эти дѣла. Послѣ объ этомъ потолкуемъ, аще воля Божія, а теперь пока будемъ познавать свою немощь и хоть поневолѣ смиряться, чтобы безчиннымъ благочинныхъ не обижать, а иначе и терпѣнія нелязя стяжать!

Мног. Ам-сій.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Въ письмѣ, посланномъ тебѣ, Сестра Александра, съ Сеченовскими монахинями, писалъ я, чтобы ты не говорила М. Иг. объ о. Д и о. П. а теперь ради твоего искушенія душевнаго совѣтую объяснить М. Игуменьи, какъ немощь свою, о начатомъ и недоконченномъ дѣйствіи по благословенію пок. Б. о. Макарія ради взаимнаго согласія Бѣлевской обители, чтобы не раздѣлилась она на партіи; эту мысль и ты поддерживала и за то навлекла на себя и на Ѳ. З. неблаговоленіе отъ о. Паф. Впрочемъ напередъ скажи М. Игуменьи, что ты ей объясняешь сіе потому только, что желаешь имѣть искреннее къ ней отношеніе, а не ради вмѣшательства не въ свои дѣла и исповѣдуешь ей это какъ немощь свою и постараешься отселѣ быть осторожнѣе. Сами матушка усматривайте что для обители полезнѣе. Въ защиту меня не слѣдуетъ кажется говорить ничего. –

Пусть М. Игуменья прежде тебя къ намъ приѣдетъ. Это я нахожу болѣе полезнымъ для устройства общаго дѣла и ты будешь покойнѣе, не видя, какъ тутъ будутъ у насъ объясненія съ разныхъ сторонъ. Повѣрь сестра, что все кажется, поведетъ къ лучшему.

Многогр. I. Амвросій.

го Февр.

1861 г.

 

 

 

Миръ тебѣ Сестра Александра!

Оставь претензіи самолюбія, и успокоишься помощію Божіею, за молитвами покойнаго Старца. Самый опытъ да н<а>учаетъ тебя, что если человѣкъ, по слову самаго Господа, не отвержется своей воли и своихъ желаній, то не можешь обрѣтать мира.

го Февр. 1861 г.                                                                    Многогр. I. Амвросій.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра!

Хоть и недосужно мнѣ, а надобно написать тебѣ нѣсколько строкъ съ М. Митрофаніею, которая проѣздомъ будетъ у тебя. Письмо твое чрезъ Дмитрія получилъ. Жаль, что ты и послѣ объясненія съ М. Инуменьею не успокоилась; а нужно это и даже необходимо тебѣ и позаботься о семъ. Только при отношеніи твоемъ къ М. Игуменьи можетъ быть жизнь твоя отрадною въ монастырѣ. Что дѣлать! Вышло искушеніе, смутило неопытныхъ! Впередъ будемъ осторожнѣе; отъ самого опыта и опыта горькаго научимая понимать, что не даромъ сказаны словыа покойнаго старца, чтобы не вмѣшиваться въ монастырскія дѣла. Съ виду то казалась ревность наша полезною, а на самомъ дѣлѣ оказалась душевредною. Повѣрь мнѣ, что не только ты должна отселѣ дѣйствовать и паче, но и я буду только входить въ положеніе тѣхъ, которые будутъ ко мнѣ относиться, а въ остальное не буду входить. Потому что нѣтъ удобства и выходитъ одна лишь путаница, по стеченію разныхъ обстоятельствъ. Все это я разъузналъ и нахожу, что и ты на мѣстѣ М. Иг. не могла поступить касательно о. П. – описывать все это долго и неудобно. Оставимъ это по волѣ Божіей до личнаго свиданія, до котораго нужно тебѣ умиротвориться съ М. Иг. Не упоминай ей, что обитель можетъ раздѣлиться на партіи. Это же до насъ не должно касаться отъ нынѣшняго дня! А только говори: Матушка! За прошедшее объясняю вамъ свою немощь, а впередъ постараюсь не входить въ это, по данному мнѣ совѣту: по прежнему настроенію моего духа непріятно было мнѣ слышать, что и от. Паисію нельзя воспретить. Впередъ дѣйствуйте, какъ вамъ угодно; отвѣтствѣнность обители лежитъ на Васъ, а я ревновала лишь какъ неразумная дочь Ваша, и прошу въ этомъ прощенія и прошу Васъ паки принять меня какъ искреннюю дочь съ одними моими немощами, и помолитесь, чтобы мнѣ избавиться ревности не по разуму – ревновать объ общей пользѣ обители. А чтобы скорѣе успокоиться и примириться, нужно себя искренно укорить и обвинить за увлеченіе. Касательно неблаговоленія къ Ѳ. З. не заботься; начальникъ со всѣми нами хорошъ, и даже ласковъ. У насъ есть на него гроза – О. Леонидъ, котораго онъ боится. –

Для утѣшенія скажу тебѣ секретъ: сей часъ только я пришелъ отъ пострыженія (въ 8 час. вечера 7 го числа) О. Иннокентій болѣе 10 дней болѣнъ безнадежно, и каждый день приобщаемъ его. Пожелалъ принять схиму, и чтобы О. Антоній пострыгалъ. О. Ар<химандри>тъ согласился только чтобы оставить тоже имя. А когда О. Антоній прибылъ, больной пожелалъ, чтобы нарекли его Iовомъ – такъ и нарекли. О. Арх<имандр>итъ велѣлъ пока хранить это за секретъ, и ты передай Мат. Игуменьѣ за секретъ, хоть и думаю, что это скоро выдетъ наружу. –

Приѣхать тебѣ можно на недѣльку, только можешь ли дотерпѣть до конца всеѣдной недѣли, увѣдомь насъ.

Желалъ бы, чтобы тебѣ далось терпѣніе. Брань противъ меня есть признакомъ, что видно тебѣ есть какая нибудь польза относиться къ худости нашей.

Миръ тебѣ! И миръ семьѣ твоей! Только кажется много мѣшаетъ этому миру то, что ты допустила Настасьѣ ходить для ученья Дуняши.

Многогр. I. Амвросій.

го февр.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Миръ тебѣ Сестра Александра! Что-то мнѣ не пишешь послѣ объясненія, что приѣздъ твой къ намъ будетъ тебѣ не въ утѣшеніе. Приѣхать тебѣ я не запрещалъ, а только объяснилъ неутѣшеніе; и желалъ избавить тебя отъ неизбѣжнаго смущенія. Я просилъ вcѣхъ Бѣл. чрезъ М. Игуменью, чтобы дать мнѣ отдыхъ до 2 й недѣли поста; исключеніе – ты и приѣхавшая Лариса, если вамъ будетъ нужно.

Можетъ и Вася тебя посѣтитъ среди недѣли. Смотри сама какъ лучше.

Многогр. I. Амвросій.

11 е фев. вечеръ.

<почерком неустановленного лица>

Думалъ было я проводить Фед. Зах. проводить хоть въ Иваровку чтобы не проживался въ Москвѣ по пустому, и потому что вовремя Масляницы тамъ быть неприлично, да другая мысль пришла какъ бы онъ чего съ управляющ. не начередилъ послѣ Моск. неудачь. Притомъ и время пропущено. Пиши ему ты что рассудишь можетъ быть и я напишу что нибудь 13 го. Думаю что дѣло испорчено съ послѣдними покупщиками тѣмъ что не взято было задатку. Хорошо бы кому нибудь дать довѣренность а Фед. Зах. самъ не умѣетъ продавать.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Вотъ тебѣ, Сестра Александра, ложка росписная! Смотри на нее и помни, что плодъ благій стяжавается въ терпѣніи; терпѣніе же не приобрѣтается безъ различныхъ скорбей и непріятныхъ случаевъ, смиряющихъ возношеніе наше. Помози Г<оспо>ди смириться и потерпѣть, да обрящемъ миръ въ этой жизни, и покой въ будущей!

Многогр. Амвросій.

го Марта 1861 г.

 

<автограф прп. Амвросия>

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра!

Слава Богу, что ты благополучно доѣхала и дошла до Бѣлева! Дорога миновалась, миновался и дорожный страхъ, о если бы страхъ Божій замѣнилъ этотъ попустительный страхъ! Поистинѣ боящійся Бога не боится никого и ничего. Ради побужденія къ душеполезному страху Божію попустился пустой дорожный страхъ, чтобы мы смирились и не возносились надъ люд<ь>ми простыми, которые въ глазахъ нашихъ достойны осужденія, и даже возбуждаютъ въ насъ какъ бы невольное негодованіе, обнаруживающее произвольное хотя и тайное наше возношеніе. Отъ подобныхъ случаевъ да познаваемъ нашу душевную немощь. Это познаніе и искреннее сознаніе служитъ началомъ всякому добру и прежде всего источнику всякаго добра – смиренію. Сказано во Псалмахъ: «во смиреніи нашемъ помяну ны Господь.» Слышалъ, что у тебя въ кельи почти всѣ больны. Пріими это посѣщеніе Божіе благодушно, съ покорностію волѣ Божіей. «Егоже любитъ Г<оспо>дь, наказуетъ, да вразумитъ и наставитъ и обучитъ терпѣнію. Ибо въ терпѣніи нашемъ стяжаваются души наши. ‑

Многогр. I. Амвросій.

 

 

 

 

Миръ тебѣ Сестра!

Миръ возмутившемуся твоему духу! Миръ оскорбленному твоему сердцу! Миръ да подастъ намъ Господь съ прежнею простотою, которая постепенно оскудѣвала и кончилась немирствіемъ. Скорбѣлъ я и доселѣ ощущаю прискорбное чувство съ недоумѣніемъ: какъ злохитрый врагъ умудрился произвесть такое разстройство, что нѣтъ мѣста искреннему объясненію и довѣрію; а все выходитъ навыворотъ: гдѣ искренняя по Бозѣ заботливость удалитъ могущую быть сильную непріятность, тамъ представляетъ врагъ какую-то будтобы звѣрскую и неразсудную жестокость…

Господь помилуй насъ и сохрани отъ обольщенія вражія!

Будемъ сестра молиться: Г<оспо>ди не даждь врагу въ конецъ поругаться надъ нами! Г<оспо>ди открый очи наши, да видимъ обольщеніе его и зловредное смущеніе!

Многогр. Амвросій.

28 го Марта.

Посылаю тебѣ съ двухъ почтъ письма П. В.

 

 

 

 

< автограф прп. Амвросия >

+

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра!

Бабушка со внучкомъ посылаетъ къ М. Игуменьи письмо, чтобъ тебя выпросить въ Оптину къ празднику; А мое мнѣніе было такое, чтобъ тебѣ приѣхать къ намъ во вторникъ на Пасхѣ; тогда бы ты и Надежду Егор. могла привезть съ собою, и съ другихъ сторонъ это было бы не такъ замѣтно. Бабушка же была бы пока довольна пожиданіемъ, что ты всячески приѣдишь къ празднику; а послѣ можно объяснить что неудобно было приѣхать по такимъ-то причинамъ.

Посовѣтуйся съ М. Игуменьею и смотря по обстоятельствамъ можешь приѣхать къ намъ или во вторникъ на Пасхѣ, или среду, и субботу на страстной недѣлѣ. Предоставляю это твоему благоразумію, только лошадей въ Бѣлевѣ найми, а отъ насъ не ожидай, чтобы не вышло путаницы. –

Геморой мой доселѣ неусмиряется, а бунтуетъ во всѣмъ тѣлѣ. Стану принимать лѣкарство, бросается въ грудь и еще къ лѣвому боку.

Матушкѣ Игуменьѣ мое усердное и искреннее благожеланіе. Скажи ей, что болѣзнь на насъ нападки дѣлаетъ. –

М. Митрофанія 3 го дня проѣзжая ночью не достучалась у васъ въ монас. ворота; сево дни отъ насъ уѣхала. ‑

Многогр. I. Амвросій.

13 го Апрѣля 1861 г.

Жаль матушку Игуменью, что дура эта навела ей такое искушеніе. Она три дня ко мнѣ приставала, чтобы я благословилъ ей странствовать. Я ей говорилъ, что она въ странствіи пропадетъ хуже гриба. – Гордость и непокорство и въ деревню пробираются, и порождаютъ ложь – начало всякаго зла и бѣдствій.

Геморой мой доселѣ неусмиряется. Всѣ терпятъ скорби; а на меня геморой нападаетъ – дѣлать нечего, надобно терпѣть. –

Возвращаю счета твои съ акуратною поддпиской. –

Будь здорова и благодушна!

Многогр. I. Амвросій.

P.S. Касательно Надежды Егоровны объясни Мат. Иг. что ее, а не иную сестру желаешь ты принять къ себѣ по твоимъ потребностямъ – кромѣ чтенія и записки счетовъ, иногда по немощи человѣческой и словцо сказать. Если одну изъ своихъ приблизить, то это породитъ зависть въ другихъ, да и никто изъ своихъ этихъ потребностей исполнять не можетъ. Впрочемъ не настаивай; а пусть будетъ по волѣ Божіей и по усмотрѣнію М. Игуменьи, которой передай мое искреннее благожеланіе. –

Послѣ написанія этого письма цѣлые сутки я лежалъ въ постели и принималъ лекарство, севодни теченіе не показывалось, а изнуреніе осталось.

31 го Марта.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

22 Апр. 1861

+

Христосъ воскресе!

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра!

Христосъ воскресъ и мертвыя изъ гроба востали; ‑ а чадо возлюбленное что-то молчитъ; видно не соблюдаетъ условія быть мирной; да я и самъ соблюденіемъ не похвалюсь – бабушкины припарки оставлены; да итакъ что-то пожимаетъ. Видно оба мы похожи на оныхъ – брата и сестру – что другъ друга убѣждали исправиться. Братъ былъ картежникъ, а сестра неосторожна. И убѣжденія обоихъ были не сильны. Впрочемъ будемъ утѣшать себя словомъ св. Лѣствич. хотя язвы и застарѣны, но Богу все возможно, и застарелое исправить и исцѣлить. Сбираюсь на гостиницѣ побывать – двухъ Варваръ навѣстить. Обѣ сидятъ.

Миръ тебѣ и всѣмъ твоимъ!

гр. Амвросій.

22 Апр.

 

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

27 Апр. 1861

Христосъ воскресе!

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра! Како ты пребываешь? Хоть и писала мнѣ, что ты покойна, но послѣ опять слышалъ, что начальн. свобода не много смутила тебя; нечему завидовать тутъ – золотыя узы! Тебѣ многіе во многомъ завидуютъ, а ты ощущаешь ли въ себѣ достойное зависти? Особенно не ревнуй изъ за другихъ; это просто вражія поджога, всѣми видими подстрекающая на смущеніе; смущеніе же первая для врага утѣха; да не порадуетъ его, а лучше о пользѣ нашей душевной позаботимся; всѣхъ и все оставимъ, да Христа приобрящемъ въ мирѣ и храненіи животворныхъ заповѣдей Его.

Саломины оба сбираются выѣхать 2 или 3 мая, если только здоровье Петра Ив. позволитъ; онъ ѣдитъ на 29 дней. Мое мнѣніе тебѣ приѣхать тогда же, когда получишь отъ насъ увѣдомленіе, что они приѣхали. Что кухарка? Какъ и къ чему годна? Или совсѣмъ не годна? Миръ тебѣ!

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Миръ тебѣ и здравіе и спасеніе, сестра Александра! Посылаю къ тебѣ письмо П. Васильевны. Доселѣ еще не рѣшена ихъ поѣздка къ намъ. О. Пафнутій приѣхалъ. Дѣла опять идутъ по старому; новое въ скиту – купленая лошадь возитъ больныхъ и Докторовъ. Кустовъ назначилъ пить мнѣ сладкую сыворотку, когда захочется пить. Здоровье мое – слава Богу, что хуже нѣтъ. Срокъ вскрытія мощ. св. Тихона еще не назначенъ. – м. Блачинной и Васинькѣ мой поклонъ и всѣмъ вамъ искреннее благожеланіе.

Многогр. I. Амвросій.

27 Мая 1861 г.

 

 

 

Недостаетъ ни силъ ни времени написать къ чаду возлюбленному и недоумѣвающему! Подожди мало мати, и оставь недоумѣвати; вотъ приѣдетъ московская сестра, тогда купно будемъ дѣла разбирати; а пока возверзимъ печаль свою на Всесильнаго и Всемилостиваго Господа и той насъ препитаетъ тѣлесно и духовно.

Гр. Амвросій.

го Iюня 1861 г.

Мирскія старухи съ монашками препираются, и другъ на друга жалуются, а виноватъ я и немощь моя, что долго безъ толку живутъ.

 

 

 

Рукой неустановленного лица

копія съ письма отца Амвросия[2].

<автограф прп. Амвросия>[3]

Миръ тебѣ Сестра о Г<оспо>дѣ Александра!

Дела у насъ идутъ обычнымъ порядкомъ – не хужѣютъ ни лучшѣютъ; ждемъ рѣшенія отъ Питерскихъ лекарей.. Слава Богу и за то, что брожу по воздуху, который у насъ зѣло благорастворенъ.

Когда получимъ вѣрное извѣстіе о приѣздѣ П. В. Салом. тогда опять увѣдомимъ. Во всякомъ случаѣ она проживетъ до Августа П. И. приѣдитъ послѣ.

Въ Бѣлевѣ особеннаго ничего не слышно

Многогр. I. Амвросій.

10 го Iюня

1861 г.

P.S. А подлинное письмо послано въ Маслово.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+                                            15 го Iюня

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра повторяю тебѣ псаломское слово: взыщи мира и пожений, и не только за бутылку лимонной воды, но и за что подаркиже не оставили мира съ ближними. Братъ Ѳедоръ сказывалъ мнѣ о твоемъ искушеніи въ день приобщенія св. Таинъ. Повѣрь мнѣ грѣшнику, что указаніе руки и видѣнный вами смѣхъ можетъ быть совсѣмъ не имѣетъ того злаго значенія, какое представилось твоему оскорбленному самолюбію; а было какъ нибудь проще, какъ обыкновенно бываетъ, когда нѣкоторые предъ кѣмъ либо не совсѣмъ правы, то этимъ человѣкомъ угрожаютъ другъ другу и въ то же время смѣются. Прошу тебя – смотри на вещи проще и будешь всегда покойнѣе. Такъ же берегись ревности не по разуму. Не берись ратовать за кого бы то ни было, что нѣкоторыя прибираютъ его къ своимъ рукамъ. Говори себѣ – что ты не благочинная и не надзирательница надъ симъ; и къ своему успокоенію повторяй при такихъ случаяхъ слово Варсанофія Вел. Богъ вѣсть полезное – и избѣжишь зловреднаго смущенія отъ буей ревности. Читай почаще 29 слово Исаака Сир. и усвояй нужное для тебя. Не говори заочно про другихъ ни съ кемъ, и будешь пользоваться расположеніемъ всѣхъ. Болѣе же всего внимай, чтобы не искать воздаянія и благодарности за мнимыя услуги и вещи и даянія съ твоей стороны. Такъ старайся поступать и миръ почіетъ въ душѣ твоей. А не такъ, то и будетъ – не такъ.

Грѣшникъ Амвросій.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ Сестра Александра!

Изъ Петера поѣздка еще не рѣшена, и новые открываются случаи къ скорбѣнію, только вѣра въ промыслъ Божій можетъ укрѣплять и подавать отраду – что все кончится полезнѣйшимъ.

Утвержденіе о. И. началось. О. Л. недаромъ писалъ, что онъ такъ промыслительно. Съ его подтвержденія началось утвержденіе о. И. паки миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросій.

13 е Iюля.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

е Авг.

Миръ тебѣ Сестра. Рѣшено не въ пользу Пол. Вас. рѣшено не ѣхать. Скорбитъ она донельзя. Надобы ѣхать, когда чуть заикнулся П. Ив. о семъ. – Жаль ее бѣдную. Одной тебѣ приѣхать теперь къ намъ будетъ не въ утѣшеніе. Есть люди, даже по твоему вкусу… мое мнѣніе приѣхать тебѣ къ намъ послѣ Празд. Успѣнья Б. М. вмѣстѣ съ М. Макаріею, или и прежде, смотря по твоему настроенію духа, только не скорби; а то ты что-то молчишь, а видно про себя говоришь; говори только дѣльное, чтобы могло поистинѣ успокоить тебя. Я буду радъ всему, что умиротворитъ тебя воистинну. Напиши мнѣ, когда тебѣ желается приѣхать – и посмотримъ, какъ успокоить дочку 1 го которая постарается сотворить радость немощному отцу… Надѣюсь, что не ударишь лицомъ въ грязь.

Миръ тебѣ и всѣмъ твоимъ!

Многогр. Амвросій.

Обѣдня отошла.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Миръ тебѣ Сестра Александра!

Миръ семьѣ твоей! По возможности да взыщемъ мира и по силѣ своей да поженемъ обрѣсти его – внутрь и внѣ!

Не буди поспѣшна принимать помыслы смущающіе какъ наприм. написано было въ затерянномъ письмѣ твоемъ. Никто еще не заявлялъ притензіи на то имя, которое ты носить желаешь. Если не будешь искать внѣшняго и не станешь претендовать, что уничиженныя въ глазахъ твоихъ облекаются симъ прежде тебя, то будь покойна; ‑ никто не предвосхититъ твоего имени. Впередъ сама надписывай конверты, и не будутъ затериваться твои письмы. Письмо твое нашлось въ бумагахъ на столѣ моемъ, а случилась путаница такъ: принесли нѣсколько писемъ, я ихъ прочитывалъ урывками, и задвинулъ твое въ бумаги.

Пол. В. въ Москвѣ 20 Ав. пролежала въ забытьи, а послѣ оправилась. 21 хотѣли выѣхать. П. Ив. пишетъ мнѣ длинное письмо. Секретъ: О. Ювеналія улаживаютъ въ настоятели въ Курскую губернію и Курской Архіерей соглашается; согласится кажется и о. Ювеналій.

Скажи М. Игуменьи, что я напишу къ П. Ив. о письмѣ къ начальнику палаты, но какъ бы письмо это не помѣшало денежному ходу.

Кустовъ все требуетъ винограду, указывая на благовременное имъ теперь лѣченье. Поищи въ Бѣлевѣ, и если есть, пришли немощи нашей по милости твоей. Кустовъ много требуетъ, а мы начнемъ хоть съ малаго.

Многогр. I. Амвросій.

Сестрѣ Надеждѣ и прочимъ по поклону!

25 Авг. 1861 г.

Келейники мои дѣлаютъ нужное для меня, только объ акуратности и ловкости не толкуй!

На случай подговоренъ о. Николай Горб.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Хотѣлъ было чаду возлюбленному написать письмо потолковѣе и выразить все-все-все, что нужно и потребно и полезно къ успокоенiю  да безтолковой геморрой не позволилъ. Нѣсколько дней, то я сижу, то встану, то опять я сижу. Кустовъ подмажетъ, да все ненадолго, видно отъ дурной погоды не ладится. Знай, чадо возлюбленное о Г<оспо>дѣ, и пойми и зразумѣй Апостолькое слово: «Кто соблажняется и азъ не разжизаюся» (скорбiю). Отъ всей души и отъ всего сердца давно желаю, чтобы ты не скорбѣла и не огорчилась, особенно за ничтожныя вещи и случаи, но не улучаю сего и не сподобляюсь зрѣть сiе въ моемъ присномъ чадѣ. Я зналъ одного веселаго чел<овѣ>ка, который въ утѣшенiе себѣ говаривалъ: а кто насъ боится, или мы кого испугались? Вниманiе и невниманiе – все пустота! – а миръ и благодушiе – великое сокровище и неоцѣненное и молись за меня!

Гр. Ам-сій.

26 сент.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

го Nоября 1861 г.

Миръ тебѣ Сестра Александра! Въ Праздникъ Архангела Михаила, Воеводы Силъ небесныхъ, Архангеловъ и Ангеловъ, Защитниковъ и Хранителей нашихъ – въ общій ихъ праздникъ пишу тебѣ на чистой и бѣлой бумажкѣ, имѣя въ виду цѣль, всѣми средствами разогнать смутный мракъ печали твоей и многообразнаго смущенія. Ухитрился же исконный врагъ нашъ и ненавистникъ всякаго добра и мира смущать тебя со всѣхъ сторонъ и всѣми образы извнутрь и извнѣ, отравляя душу твою разными представленіями и воспоминаніями всего досадительнаго и непріятнаго. Подводя вины то изъ прошедшаго, то изъ настоящаго, то изъ будущаго, и составляя недоумѣнія, одымляетъ душу твою и сердце туманомъ многоплетеннаго смущенія. Но да упразднятся козни вражіи за молитвы блаженнаго и общаго нашего отца, егда понудимся призывать Божію помощь, исповѣдаясь въ недостьаткѣ вѣры и покорности волѣ Божіей, отъ чего и необрѣтаемъ въ себѣ достаточнаго терпѣнія во смиреніи къ понесенію встрѣчающихся неудобствъ и сопротивленій и недоумѣній, а предаемся малодушію и разстройству внутреннему и внѣшнему и даже нѣкоторому безнадежію. Впрочемъ не унывай сестра, слушая ободрительное слово св. Исаака Сирина, который говоритъ въ 37 сл. на стр. 179: ‑ «Нѣсть, иже во время обученія не скорбитъ; и нѣсть кто, ему же не горько время оно является, въ неже ядомъ искушеній (скорбныхъ) напаяемъ бываетъ. Безъ сихъ нѣсть возможно пристяжати крѣпко раствореніе (т. е. устроеніе). Но и еще претерпѣти не наше есть» но Божія помощи, аще покаримся волѣ Божіей, просяще помилованія со смиреніемъ, не возлагая вины на другихъ, а ища вины въ себѣ и въ попущеніи Божіемъ къ нашему дух. обученію. Вина же главная, какъ думаю, съ нашей стороны, встревоженное /зачѣмъ дѣлается не по нашему/ самолюбіе, которое врагъ подстрѣкаетъ разными поводами смущенія. Когда ты была мирна духомъ, то на многое смотрѣла просто, а теперь, въ разстроенномъ духѣ, и малость представляется тебѣ въ большомъ размѣрѣ, какъ наприм. Васины рубашки и подобное по кельи. Вспомни, что я тебе говорилъ лично: «Когда бываешь разстроена духомъ сама, то въ это время не бериссь устроивать порядки между келейными твоими; знай, что ты тогда не способна бываешь къ этому.

Многогр. I. Амвросій.

 

 

 



[1] Печатается по фонду 213-53-28. Л. 42-43 об.

[2] Печатается по фонду 213-53-28. Л. 66.

[3] Печатается по фонду 213-53-28. Л. 67.