<автограф прп. Амвросия>

Сестрѣ Александрѣ отъ души желаю воспринять начало монашескаго образа въ мирѣ и съ вѣрою и упованіемъ на большее подвизаніе или поне на смиреніе.

Гр. Амвросій.

11 Февр. ‑ 64 г.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+                                               16 февр. 1864

Амвросiй новопострыженной Матери Амвросiи радоватися!

Поздравляю тебя съ воспрiятiемх начала Ангельскаго образа; отъ всей души желаю тебѣ преуспѣвать внѣшно и внутренно, и въ свое время достигнуть средины и конца сего образа, милостiю и человѣколюбiемъ Господа нашего Iисуса Христа, по молитвамъ блаженнаго и общаго нашего отца.

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросій.

16 го Февр. 1864 г.

 

 

+

13 е Марта

Вчера я передъ снѣгомъ былъ слабъ, а теперь писать не время. Вкратцѣ желаю чаду моему новопострыженному душеполезнаго пребываанiя  и въ мирѣ и въ сопротивоборствiи. На духовной бо войнѣ находимся; тамъ покой совершенный!

Гр. Амвросій.

 

<автограф прп. Амвросия>

№ 1.                           27 марта.

Никогда я столько не скорбѣлъ и не молился такъ о тебѣ въ грѣшномъ моемъ призываніи на насъ помощи и милости Божіей, какъ въ день твоего отъѣзда и послѣ. Если ты и доселѣ очень разстроена, то погоди читать мое письмо № 2. не можешь принять писанаго, какъ должно; и только прошу написать ко мнѣ искренно, въ какомъ ты положеніи находишься. Готовь выслушать и брань и укоризну, лишь бы ты получила облегченіе. Въ церковь ходи по возможности; оставь неразсудную мысль о ложномъ стыдѣ, что какъ будто тебя прогнали. Говори, что сама захотѣла ѣхать, только не договаривай, что по оскорбленному самолюбію, и не солжешь.

Ѳед. Зах. прислалъ 1900 р. серб. только съ строгимъ запрещеніемъ никому не давать ни копѣйки до его приѣзда.

Вася и бабушка у меня были и всѣ мы ждемъ благой перемѣны, что дома ты скорѣе успокоишься отъ случившагося волненія; только пожалуста всѣхъ постороннихъ людей оставь подозрѣвать, а помни, что ты да я, да Богъ надъ нами; и никто намъ повредить не можетъ. Когда по Богу имѣемъ отношеніе по Богу и получаемъ успокоеніе; а портить все дѣло подозрѣніе о другихъ. Оставь подозрѣніе и вѣруй искренности и получишь отраду. Призывай молитвы покойн. Батюшки. Г<оспо>ди помилуй насъ! Г<оспо>ди помози и укроти борю!!!

Многогр. I. Амвросій.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

№ 2.                                         +

Миръ тебѣ сестра скорбная и скорбящая и вмѣстѣ дочька разумная! Молись о неразумномъ отцѣ ‑ молись о томъ, чтобы не заблудить намъ отъ пути истины, въ случившихся скорбныхъ и спутанныхъ обстоятельствахъ. Я виноватъ только въ томъ, что допустилъ даяніе и пріятіе вопреки ученія Св. отцевъ. Дѣло сперва шло просто, а потомъ и окончилось одолженіемъ и благотвореніемъ, какъ этого и слѣдовало ожидать. Что дѣлать! Виноватъ, что допустилъ ошибку первую; но не могу допустить ошибки второй, чтобы лицемѣрить и умалчивать и не предупреждать могущей воспослѣдовать большей душевредной путанницы.

Ты уже теперь стала превратно понимать и перетолковывать тою о тебѣ духовную заботливость которая чисто по Бозѣ и какъ передъ Богомъ ‑ по чистой совѣсти; а тебѣ кажется совсѣмъ другое. Ежели я, по твоему мнѣнію, по человѣческимъ расчетамъ или слѣпо дѣйствую, или, какъ ты выражаешься, по наговорамъ другихъ, то я и недостоинъ, чтобы ко мнѣ имѣли духовное отношеніе. Зачѣмъ себя обманывать? Вторая моя ошибка. Покойный Батюшка строго тебѣ запретилъ принимать и угощать братію; а я тебѣ это попустилъ хоть и скрѣпя сердце. Потому что не хотѣлось тебя оскорбить. Но самыя послѣдствія этихъ пріемовъ тебя оскорбили; а ты возлагаешь вину на меня, что будто я съ тобою варварски поступаю; ‑ мнѣніе подобное тому, какъ бы больной жаловался на доктора, что онъ варварски съ ними поступаетъ, не позволяя при микстурахъ ѣсть рыбы и дѣлать вечеринки. ‑ Послушать и не послушать меня ‑ это зависитъ отъ тебя; только я въ моей обязанности долженъ дѣйствовать по Бозѣ, по совѣсти, по ученію св. Отцевъ, чтобы не дать отвѣта Богу за неумѣстное молчаніе. Ты жалуешься на неснисхожденіе; но скажи, во всѣхъ случаяхъ оказываютъ снисхожденіе больнымъ тѣлесно, когда угрожаетъ опасность? А что опасно ‑ посмотри на теперешнее твое душевное устроеніе ‑ каково оно? А если бы промедлить, не знаю, чтобы съ тобою было?

Сестра! Если ты начала имѣть духовное отношеніе по довѣрію, то вѣрь же и теперь, что только ради духовной пользы дѣлалось все, даже и упущено, какъ выше означено. Но оскорбленное самолюбіе не хочетъ видѣть истины, а домогается какого-то безразсуднаго снисхожденія, не обращая вниманія на предлежащій вредъ по самонадѣянности. Самое дѣло обличаетъ въ немощи и убѣждаетъ смириться. Смирись и обратись къ прежней вѣрѣ, и обрящешь покой за молитвы покойнаго и общаго нашего отца. Помяни дни моей заботы о тебѣ!!! 

Непотреб. Амвросій.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

1864                                         30 го Марта 11 й ч. утра

 

Миръ нприсному чаду, Матери Амвросiи!

Миръ и благопоспѣшенiе тебѣ въ исполненiи заповѣдей Божiихъ –особенно же главной для немощныхъ и неисправныхъ: «Оставите, сказано, и оставится вамъ». Не знаю, въ какомъ ты находишься теперь расположенiи, а думаю, что душевный нашъ благодѣтель (проѣзжающiй) вертится у тебя и въ сердцѣ и въ мысли; потому и пишу о заповѣди прощенiя и отпущенiя долговъ ближнему, да и наши долги душевные отпустятся намъ. Онъ мало помалу объяснялся и просилъ прощенiя; просил такъ же меня примирить его и съ другими. Онъ думаетъ выѣхать отъ насъ въ слѣд. субботу утромъ. Молись пока о немъ по настарленiю Аввы Дор. Г<оспо>ди! Помози рабу твоему  и за его молитвы мнѣ окаянной! Молитва сiя тебѣ поластъ силу спокойно увидѣть его и принять благословенiе. О. Игум. Антонiй недавно сказалъ одному брату скорбящему: скоро будетъ Пасха – простимъ вся воскресенiемъ, а я гр. прибавляю, да возможемъ чрезъ се съ радостiю встрѣтить сей праздникъ. Теперь мы съ тобою не только христiане. но и монахи!!!

Вчера въ 3 часа утра скитской больной отецъ Дмитрiй почилъ о Г<оспо>дѣ мирною кончиною (пострыженъ). Теперь идетъ пр. Литургiя, и будетъ погребенiе. На немъ явно оправдались слова: инъ судъ человѣческiй, и инъ судъ Божiй! Еще во время болѣзни всѣ братiя любовiю расположились къ нему. Не знаю, пишетъ ли тебѣ сестра. Ее допекаютъ возраженiями, что въ это лѣто не быть въ Оптинѣ; и одинъ только разъ подана малая по этому надежда.

Здоровье мое – бываю и слабъ, бываю и покрепче.

Геморрой въ сырую погоду бродитъ по всему тѣлу; въ ночь <нрзб> теперь менѣе сокрушителенъ; но обѣ ночи не терпятъ обуви.

Въ подкрѣпленiе при мысли о благодѣтелѣ душевномъ прочти со вниманiемъ у Ефрема Сир. въ Руск. Пер. въ Части 3 й Гл. 95, стр. 237. о страшномъ пришествiи Господнемъ.

31 е. Письмо твое получилъ. Ты прежде узнала бы отъ Евдохи, благословилъ ли ей я шить башмаки? Она сдѣлала вопросъ этотъ отъ глупости, такъ же и сестрамъ говорила. Будь покойна, не только башмаки, но и сапоги шить не получатъ благословенiя вопреки твоего желанiя.

Многогр. I. Амвросій.

Когда Вася къ тебѣ прiѣдитъ, пожалуй и ты можешь съ нимъ приѣхать.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Жи‑жи судаки‑чудаки  напортила и поѣздку и другое прочее.

Выздоравливай лучше – и будетъ къ лучшему и успокоительному.  Мнѣ и дыхнуть некогда.

Гр. Амвросій.

<список с автографом прп. Амвросия:>

<список о. Константина>

Христосъ воскресе!

Многоуважаемая Мать Амвросiя!

Сегодня утромъ удостоился я всякихъ милостей и вниманія отъ Матушки Благочинной, а послѣ обѣда, какъ разъ ко времени, получилъ и отъ Васъ апельсины. Спаси Васъ Господи и помилуй за то и за другое, и за Ваше усердіе ко мнѣ недостойному.

Батюшка посылаетъ Вамъ письмо Матушки Макаріи и велѣлъ написать: въ высшемъ совѣтѣ рѣшено, ‑ нѣтъ денжатъ, то и неосновательно въ Троекурово ѣзжать. И кромѣ того есть причина сему препятствующая. Получены извѣстія изъ Питера. Дѣло еще не рѣшено, но въ ходу, и Петръ Ив. надѣется получить отпускъ мѣсяца на два и приіѣхать сюда. Объ этомъ онъ два раза говорилъ Поликсенѣ Васильевнѣ, но она отъ радости тому не вѣритъ, и проситъ помолиться чтобы Господь это и исполнилъ. Если же это сбудется, то они могутъ пріѣхать недѣли черезъ три: такъ какже Вы уѣдете? Въ письмѣ ко мнѣ Поликсена Васильевна проситъ передать Вамъ, что будетъ Вамъ писать, когда окончательно рѣшатся ихъ вопросы.

У Батюшки въ чайной исправляли печь, а теперь перекладываютъ въ залѣ. Здоровье его по прежнему, только вчера, выходя въ лѣсъ, простудилъ ухо, ‑ надуло.

Простите и помолитесь обо мнѣ многогрѣшномъ Константинѣ.

21 Мая 64 вечеромъ.

Письмо это везетъ братъ М. К.

<автограф прп. Амвросия>

+

Поклонъ большой и привѣтствіе о Г<оспо>дѣ и искреннее благожеланіе М. Амвросіи.

Отъ гр. Амвросія.

P. S. Надя была всегда и странна и чудоковата. Но когда ты на это смотрѣла просто, то и не тревожилась симъ, а въ разстройствѣ духа тебѣ все кажется на выворотъ. Я уже говорилъ тебѣ: не берись судить о внутреннемъ залогѣ души: можно сильно ошибиться и тяжко согрѣшить. Надобно лучше вѣрить совѣсти. Кто солжетъ, тотъ самъ будетъ и отвѣчать. Зачѣмъ же грѣшить по подозрѣнію и своему мнѣнію, особенно при оскорбленномъ самолюбіи. Лучше посмотри еще; а послѣ видно будетъ.

Полик. В. пишетъ что чрезъ «Княгиню Лукомскую пр-й Ѳеофанъ желаетъ знать вѣрно исторію основанія Троекуровской общины; и подробности о <нрзб> неустройствѣ. Онъ спрашивалъ у многихъ, но всѣ уклоняются и онъ ни отъ кого не можетъ дознаться правды. Не благословите ли моей Александрѣ Ник. написать эти свѣденія и прислать мнѣ. Я передамъ или княгинѣ Лук. или отошлю прямо ко Владыкѣ.

Потолкуй о семъ сестра съ Ѳед. Захар. когда приѣдитъ.

Миръ тебѣ!

Гр. Амвросій.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+                                                                      го Iюня

Миръ Сестрѣ Александрѣ!

За два письма спасибо; а за непростое принятiе словъ моихъ не спасибо! Первое письмо твое получилъ я поздно по твоей винѣ; отложивъ до завтра кипу писемъ, не знавши о твоемъ.

Возверзимъ печаль нашу на Г<оспо>да, и той препитаетъ насъ тѣлеснѣ и душевнѣ!

Будемъ жить, пока воля Божiя будетъ на сiе.

Гр. Ам‑сій.

 

 

<список с автографом прп. Амвросия >

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Александра Николаевна!

Богъ все видитъ и знаетъ, и я вамъ откровенно говорю, что я худѣйшiй принимаю искреннее участiе въ дѣлѣ вашего спасенiя. Знаю, и это всѣмъ явно, что я самъ еще не достигъ пристанища, но еще влаюся разными волками. Но чего самъ держался и теперь чево всегда стараюсь держаться чтобы обрѣтать миръ душевный среди треволненiй мысленныхъ не сирою и отъ васъ, да вы быть можетъ и неоднократно слышали сами отъ великаго Старца нашего.

Вчера я былъ у васъ, и вы мнѣ высказали, какъ вы позволяете по наружному привѣту судить о другихъ.

Богомъ прошу и умоляю васъ, не держитесь этова мiрскова умѣнья узнавать людей. Первое, что вы, въ теперешнемъ, или какое вамъ теперь предложить жительство, не имѣете въ немъ ни малѣйшей нужды, не думайте имѣть въ немъ помощь, чтобы не терпѣть отъ кого нибудь чего чрезъ оплошность свою. Держитесь правила, какое намъ преподалъ Сладчайшiй Спаситель нашъ. Онъ затворилъ отъ насъ устроенiе каждаго человѣка. Кто бо вѣсть отъ человѣка, сказалъ Онъ, яже въ человѣцѣ, точiю духъ человѣка живущiй въ немъ. И вы, какъ намѣреваетесь теперь выти на брань духовную, со врагомъ, ратующимъ насъ, нашими же немощами и страстьми, держитесь всѣми силами сего надежнѣйшаго и вѣрнѣйшаго правила Спасителя нашего. Никогда не позволяйте, себѣ судить та такая, а другая такая, эта приветлива  ласкова, а вы представляйте себѣ, да я не стою того. Эта непривѣтлива,  да она занята духовнымъ, ‑ монашескимъ дѣломъ. Она бесѣдуетъ всегда молитвою съ Богомъ, потому и ко мнѣ непривѣтлива, да и я еще не стою ласковаго привѣта. Значитъ вы и не на ласковую будете смотрѣть, какъ на ласковую. Никого судить не будете. Потому что врагъ особенно этимъ боретъ вновь поступившихъ въ монастырь. И тѣмъ, которые будутъ къ вамъ не ласковы, сами будьте всегда привѣтливы. И главное вниманiе обращайте на то, какъ сами исполняете св. заповѣди, отъ ближняго же никогда не истязывайте. Замѣчайте ежедневно свои не исправности, и въ нихъ приносите покаянiе Господу. Даже у насъ въ монастырѣ, нѣкоторые увлекшись этимъ умѣнiемъ понимать людей ужасно пострадали. Потому-то я непотребнѣйшiй и осмѣлился написать вамъ это въ предосторожность. Говорите о себѣ такъ: я не вижу у себя и подъ носомъ, а гдѣ же мнѣ непотребнѣйшей видѣть, что въ сердцѣ у другова. Это извѣстно одному только Богу. Да Св. Давидъ молился Господу объ очищенiи и тайныхъ своихъ, т. е. чево самъ въ себѣ не видалъ. Гдѣ же мнѣ видѣть что у другова въ сердцѣ. Такимъ смиреннымъ помысломъ съ помощiю Божiею, вы можете соблюдать миръ душевный при всѣхъ наружныхъ неровностяхъ съ вами сестръ монастырскихъ. Но съ помощiю Божiею бываетъ удобно и легко, но нечто не вдругъ.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

13 го Iюня.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Миръ тебѣ, Сестра Александра!

Хотѣлось бы написать объ успѣхахъ леченiя моего, но причуды геморроя не попущаютъ. Замазываю тея /эти причуды/ на нѣкоторое время лекарствами, которыя даются по укрѣпленiю желудка и всего тѣла, но неожиданно опять появляется гемор. или броженiе по тѣлу или малое тѣченiе и мѣшаетъ лѣченiю. Пишу эту жалобу тебѣ на геморрой, потому что севодни такъ явился.

О Васѣ мы съ Ѳ. Зах. рѣшили, чтобы его привезть обратно, а въ утѣшенiе его Ѳ. Зах. можетъ взять съ собою въ Иворовку вмѣстѣ съ Алек. Василивичемъ. Прямо это и Васѣ скажи. Зачѣмъ оправлять его въ Масловѣ на явную бѣду.

На прош. почтѣ отъ П. В письма не было. Видно сбираются.

Всѣхъ мiрскихъ оставь на судъ Божiй, а себя предай Всеблагому Промыслу Божiю. Силенъ Г<оспо>дь устроить о насъ все благое. ‑

Васѣ и М. благочинной кланяюсь.

Мног. I. Амвросій.

Письмо твое отъ го Iюня получилъ.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ Сестра Александра! Полик. В. еще не приѣзжала. Ты пишешь, чтобы удержать Ѳ. З. отъ Иворовки; но трудно это сдѣлать. Братъ Максимилiановъ испортилъ дѣло въ Москвѣ, какъ кажется намѣренно оттягивая вводъ дома во владѣнiе, удержанiемъ 150 р. которые просили, и теперь отказали въ наслѣдствѣ дома. Ему хотѣлось купить домъ за 5 т. а другiе покупали давали вполтора. Потому и тянулъ дѣло, чтобы устранить ихъ. Впрочемъ не смущайся, дѣло можно еще поправить, только нуженъ вѣрный человѣкъ; а то самъ Ѳ. З. сбирается ѣхать. Прости. Спѣшатъ идти.

Многогр. Амвросій.

го Iюля .

Сестрѣ Надеждѣ кланяюсь. Посылка писемъ получена.

 

 

<список с автографом прп. Амвросия >

+

Сестра о Г<оспо>дѣ Амвросiя!

Диктованiе.

Мать!

Желаю тебѣ въ благодушiи пребывать,

И безъ толку не унывать,

А лучше уповать

На Божiю благодать,

Всѣхъ скорбящихъ

И волею и не неволею терпящихъ

Въ свое время утѣшающую.

<автограф прп. Амвросия>

Многогр. I. Амвросій.

Письмо твое получилъ, а писать будетъ тебѣ сестра. ‑

18 го Iюля 1864 г.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+                                               22 Iюля 1864

Миръ чаду возлюбленному!

Не только не смущайся но и не удивляйся разстройству между твоими келейными; вещь эта обычная на пути благочестiя. Тогда только достигнетъ достигаетъ человѣкъ спокойствiя и твердаго мира, когда достигнетъ безстрастiя. Но и безстрастные не могутъ быть безъ скорби; скорбятъ если не за себя то за другихъ. И мы скорбимъ за другихъ и изъ за другихъ, но не какъ безстрастные, а часто по простымъ человѣческимъ взглядламъ, а потому и скорбленiе наше по большой части бываетъ безотрадно. Смиримся предадимся промышленiю Божiю и по мѣрѣ сего получимъ успокоенiе и отраду въ свое время.

Екатерина и Дуняша твоя непростая помирились. Хоть и обѣ неправы, но съ обѣихъ сторонъ есть и поводы къ нѣкоторому оправданiю, а настоящее смиренiе-то у кого изъ насъ есть. Не принимай къ сердцу келейное разстройство – и не спѣши принимать новыя мѣры; впередъ видно будетъ, что и какъ сдѣлать! Письма твои получаю. Возверзимъ печаль свою по Господи.

22 Iюля

1864.

Гр. А‑сій.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

20 е Ав. 6 й часъ вечера.

Сейчасъ проводили Ѳ. Зах. на Калугу. Михея съ почтою привезли назадъ. П. В. самъ почмейстеръ провожалъ изъ Калуги, гдѣ ей оказано было всякое вниманiе, не говоря о почталiонѣ.

П.Ив. въ Задонскѣ видѣлся съ Тамб. Преосв. и хочетъ толковать… о Троекуровѣ.

Миръ тебѣ, Сестра о Г<оспо>дѣ Александра!

Многогр. I. Амвросій.

Здоровье мое такое же.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+                                               4 Сен. 1964.

Миръ чаду возлюбленному – искушаемому отъ врага и собственныхъ немощей! Да упразднитъ Господь козни его, а насъ да помилуетъ! Пишешь, что ты говорила и все говоришь по простотѣ; зачѣмъ же думать непросто, а непременно къ слову другихъ привяжешь что нибудь, что другiе говорили это непросто, а съ какимъ нибудь намѣренiемъ? Почему же бы не думать, что и другiе говорятъ просто безъ заднихъ мыслей. И кому охота оскорблять другихъ? Лучше послѣ поговоримъ, а теперь писать некогда.

Гр. А‑сій.

4 Сен.‑ 64 г.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ Сестра Александра!

Затѣмъ о. Дороѳей съѣздилъ въ Васей въ Бѣлевъ, а о. Арх<имандри>тъ перевелъ на о. Сѵмеона, чтобы не лишить тебя утѣшенiя видѣть Васю, отпускаемъ его и съ о. С. – Посылаю тебѣ письмо Ѳ. З. и посылку отъ него.

Мат. Макарiя притендуетъ на тебя, что болѣе ничего не слышно, не пишешь къ ней.

Я немного простудился и не ѣмъ теперь винограду до времени.

Братъ Степанъ переѣхалъ чрезъ Бѣлевъ и говоритъ, не было возможно заѣхать къ тебѣ. И о Андрей приѣхалъ. Миръ тебѣ и успокоенiе!

Многогр. I. Амвросій.

2 окт.

PS. вотъ пришли Дуняши и Маша. Изъ объясненiй видно одно, что одинъ врагъ затѣилъ общее искушенiе всѣхъ васъ смущать, тебя однимъ, а ихъ другимъ; и искусства и духов. разумѣнiя не обрѣтается, чтобы благовременно понести тяготу ближняго; вмѣсто того всѣ вы уклоняетесь въ самооправданiе, съ удивленiемъ истязуя заповѣди отъ ближняго: зачѣмъ такъ?

Видя общее искушенiе, совѣтую тебѣ оставить до времени устроивать хозяйство такъ же и откровенiе. Плохаго кромѣ общаго смущенiя пока не видно. Пожалуй, во исполненiе совѣта М. Игуменьи, паче же во удленiе собств. подозрѣнiя на Лизу, поручи Дуняшѣ Ѳед. выдавать ей провизiю. Думаю, что и М. Игум. въ томъ же смыслѣ говорила. –

Машу борютъ мiрскiе помыслы. Всѣмъ погребенъ страхъ Божiй къ отраженiю козней сопротивнаго, кольми паче юнымъ, когда легкомыслiе въ силѣ и опыта о вредѣ не приобрѣтено. Посылайте къ М. игуменьи, да въ теперешнемъ положенiи и прочихъ. Не вотще Апостолъ Петръ предостерегаетъ насъ говоря о врагѣ нашемъ: яко левъ рыкая ходитъ, искiй кого поглотити; но не даетъ ему сего Всеблагiй Г<оспо>дь, за молитвы блаженнаго нашего общаго отца. Аминь!!!

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Сестра Александра! Ты скорбишь на меня за Надю. Научи меня, что мнѣ дѣлать, чтобы она была такая, какъ тебѣ желается? Вѣдь сего и Самъ Богъ не творитъ противъ воли человѣка, такъ какъ создалъ его свободнымъ. Что же я сдѣлаю, будучи самъ хуже всѣхъ? – Еще: ты считаешься первою моею дочкою, и думаешь, что любишь меня болѣе другихъ; отъ чего же такое подозрѣнiе и недовѣрiе, когда сказано Апостоломъ: любы не мыслитъ зла. Притомъ знай, что любовь духовная чужда зависти и ревности, и всѣмъ желаетъ добра, особенно духовнаго, когда человѣкъ нуждается въ совѣтѣ.

Хоть я самъ человѣкъ непотребной, но боюсь прогнѣвать Бога отказомъ ближнему, особенно въ угожденiе людямъ. Сказано: разсыпа Богъ кости человѣкоугодниковъ. Пишу тебѣ сiе не въ укоризну, но чтобы утвердить тебя, какъ присную дух. дочь, и оградить отъ злыхъ внушенiй вражiихъ, которые тормошатъ и смущаютъ твое самолюбiе, низвращая всеблагое. Вонми разумно: Если человѣкъ судитъ и поступаетъ по наговорамъ другихъ, то недостоинъ онъ не только отношенiя къ нему духовнаго, но и простаго искренняго обращенiя. Возми примѣръ съ себя: много ли твои наговоры дѣйствуютъ? Тогда какъ многiе думаютъ, что дѣйствуютъ. Жаль мнѣ тебя!!! Непотребный Амвросій.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+                                                        20 окт. 64 г.

Миръ чаду возлюбленному!  Письмо твое получилъ. Пишешь о немощахъ своихъ явныхъ и тайныхъ. Одобряю это. Дѣло это самое главное. Когда позаботимся объ уврачеванiи своихъ немощей должнымъ образомъ, то и помощь Божiю на сiе получимъ, которая удобно врачуетъ и исцѣляетъ всякiя язвы тѣлесныя и душевныя. Привлекаетъ же милость Божiю и помощь свыше болѣе всего смиренiе, и сознанiе своей неправоты предъ Богомъ и людми, благоугожденiе Богу и разумное угожденiе ближнему во благое. Господь говоритъ во Евангелiи: «хотяй быти первый, да будетъ всѣхъ послѣднѣйшiй и всѣхъ рабъ и всѣмъ слуга»; и Апостолъ говоритъ: «Кiйждо ближнему да угождаетъ во благое».

Намъ съ тобою дѣло о первыхъ и послѣднихъ; вторые же и середнiе сами о себѣ да позаботятся. Должно знать, что первые и послѣднiе составляютъ однихъ и тѣхъ же. Первые видимо должны быть послѣдними въ мысли своей и въ мудрованiи; и опять считающiе себя послѣдними въ душѣ своей, чрезъ смиренiе бываютъ первыми по достоинству.

Гр. Амвросій.

Продолженiе послѣ – аще Г<оспо>дь благословитъ.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

23 го Окт.

+

Миръ тебѣ Сестра!

Пишешь, что ты эти дни была непокойна. Видно еще дешевелось отъ отчитки бывшаго искушенiя о вин. и прочаго. Это было дѣло попустительное къ обличенiю. Теперь это достигнуто, а случайность кажется очень просто. Видно купецъ счелъ меня начальникомъ Скита, и оттого вышла такая путаница.

Петру Ив. напиши.

(Ваше Превосходительство!

Простите, что осмѣливаюсь безпокоить Васъ неумѣстнымъ вопросомъ: ек имѣете какого извѣстiя о Троекуровскомъ начальствѣ. Замедленiе доводитъ насъ до сомнѣнiя, какъ бы казначею тамошнюю не сдѣлали начальницею. Тогда никакаго толку не будетъ. Думаемъ такъ потому, что преосв. Феофанъ говорятъ благоволитъ къ семейству Буниныхъ).

Постой‑погоди!

П. В. пишетъ, что получено извѣстiе о перепискѣ Тамб. Ар‑ея съ Орловскимъ о Матери Макарiи въ нам. Троекуровск. П. В. тебя поздравляетъ и объ Юв. есть представленiе въ Сѵнодѣ въ Глинскую Пустынь.

Многогр. Ам‑сій.

 

 

<список с автографом прп. Амвросия:>

<список о. Константина>

+

Диктованiе.

Шкапъ изъ Москвы Дронъ привезъ, а кресло не могъ привезть, потому что негдѣ было положить. Въ одномъ шкапѣ съ ящиками, въ которомъ онъ былъ положенъ оказалось 25 пудъ. Дронъ за привозъ положилъ 10 рубл., и Поликсена Вас. пишетъ, что за укупорку обѣихъ вещей, т. е. шкапа и кресла взяли въ Мосвкѣ 6 рубл. сер.

Варварѣ Львовнѣ ничего объ этомъ не говорено, чтобы ее не встревожить: ей покажется это очень дорого. Поликсена Вас. должна О. Михаилу. Не мѣшаетъ ему заплатить эти 6 руб. сер. въ уплату долга Поликсены Вас. Денежныя ея обстоятельства, какъ и назначенная ей комната стѣснена съ 3 хъ сторонъ: съ одной стороны кабинетъ Петра Ив., съ другой его спальня, а противъ дверей его умывальня. Вотъ тутъ и безмолвствуй по хотѣнiю и желанiю и еще пожалуй какъ нибудь. Письма пишетъ урывками у няни и у Нади У.

<автограф прп. Амвросия>

Миръ чаду возлюбленному!

 

Гр. Амвросій.

<список о. Константина>

26 го окт. – 64 г.

Прибавленiе.

Продолженiе Вариныхъ Дѣянiй.

Варя очень сердится, когда съ ней говорятъ на иностранномъ языкѣ; она придумала свои слова: абли, абля, аблю, и какъ только заговорятъ по французски, перебиваетъ и отвѣчаетъ своими словами до того смѣшно, что всякаго разсмѣшитъ. – Она подросла еще, и начинаетъ говорить по русски довольно ясно, и очень ласкова; комнату Пол. Вас. прозвала Оптиной.

Въ субботу у насъ былъ келейный прекрасный праздникъ. Съ вечера было бдѣнiе (въ монаст. съ утра), приносили икону вс. Скорб. изъ хибарки; Батюшка прiобщался, ради мороза въ келлiи. Простите. Помолитесь обо мнѣ.

Грѣшный Константинъ

 

 

<автограф прп. Амвросия >

28 го окт.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ Александра!

Наконецъ мы с Ѳедоромъ Захаровичемъ съ силами собрались и въ новыя кельи еребрались – я 24 го числа а Ѳед. З. 27 го; и о. Андрей перетаскиваетъ свои вещи въ корпусъ брата Ѳедора, а доселѣ былъ еще на своемъ мѣстѣ; мы же съ бр. Стефаномъ жили пока во 2 й половинѣ келлiй. –

Изъ денегъ я Ѳед. З. отдалъ только 200 р. Потому что онъ не указалъ мнѣ больше долговъ, и сказалъ я ему, что вновь неприказано ничего покупать т. е. безъ надобности. 100 р. отданы Варварѣ Льв. 100 оставлены на всякой случай. Изъ бѣлья взялъ я назначенное въ записочкѣ кѣмъ-то. Благодарю за усердiе, и впередъ прошу означать въ письмѣ посылаемое. На словахъ же забываютъ доставляющiе вещи, по случаю многихъ порученiй.

Если хочешь, пришли мнѣ восковыхъ свѣчей для кельи фунта два величиною 30 свѣчей въ фунтѣ; пожалуй и сальныхъ свѣчей пришли фунтовъ пять – пятириковыхъ. – А коли охоты и усердiя достанетъ, то сдѣлай занавѣски двѣ или три для оконъ – изъ черной или другой матерiи поплотнѣе – шириною            длиною         

Я съ О. Иларiономъ посылалъ было тебѣ письмо, да онъ забылъ оное въ скиту. Хорошо, что ты и безъ письма успокоилась. Утѣшенiя большаго ты не можешь мнѣ сдѣлать, какъ если будешь жить мирно. – Средства и способы къ тому не разбирать чужихъ дѣлъ и поступковъ; будущее предоставить Всеблагому и Всепремудрому промыслу Божiю; любовь свою старайся доказывать самымъ дѣломъ, по сказанному: Аще любите мя, заповѣди моя соблюдите; не заключай много о любви смущающей другою крайностiю, памятуя, что любы николиже отпадаетъ.

Многогр. Амвросій.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Александра Николаевна!

Предположенiе наше принимать завтра Марисоновы пилюли разстроилось. Когда о. Иларiонъ сталъ благословляться пойти на гостиницу, чтобъ потолковать о твоей болѣзни, Батюшка сказалъ, туда ѣздитъ лѣкарь и о. Маркъ ходитъ, пусть они уже лечатъ, а вамъ мѣшаться незачѣмъ. О. Iларiонъ поэтому не приходилъ на гостиницу, и я отказываюсь отъ своего предположенiя. Лучше пусть будетъ по слову Батюшки о. Макарiя; и ты прiими это съ миромъ.

Многогр. Ам‑сій.

Я Пелаг. Кононов. сдѣлалъ замѣчанiе, чтобъ впередъ была поискуснѣе. –

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра! Благодарю за усердiе; свѣчи и календарь обѣщались мнѣ отъ Варвары Л. принесть. <Далее знак сноски. На полях под этим знаком надпись: лишь только написалъ это, какъ Михей принесъ 2 ф. воск. св. и 5 ф сальныхъ и коленкоръ. – ред.>

Дуняшу Ѳедоровну поздравляю съ облаченiемъ въ монастырское платье, и желаю ей помонастырски пожить. Хорошо надумалась такъ сдѣлать. За монастырскiя скорби обѣщается Царствiе небесное, только потребно малое терпѣньице; а въ мiрской жизни и много терпятъ скорбей, да неизвѣстно чѣмъ все это кончится.

Какъ переписывать письмы Бат. О. Мак. Алек. Ник. Афросимова запаслась свѣдѣнiями. Старайся отчетливѣе выводить буквы и не худо на особой бумажкѣ прежде ихъ выписывать. –

Касательно ошибки твоей въ разговорѣ съ Чилищевой вспомни пословицу: вѣкъ живи, вѣкъ учись. Ты дозволяешь себѣ свободу въ обращенiи, которая у св. отцевъ названа дерзостiю разорительною. Присмотрись, сколько ты сама себѣ чрезъ это дѣлаешь непрiятности. Говоришь, и послѣ твой душев. желудокъ непереваетъ сего. По крайней мѣрѣ не малодушествуй, и не бойся, что передадутъ тому-то.

Объясняй твои ошибки Мат. Игуменьи, и этимъ онѣ будутъ поправляться, и тогда никакой путаницы не бойся. А что по мнѣнiю твоему на 2 планѣ стоимъ, это къ смиренiю нашему, чтобы хотя невольно обучались осторожности и искусству духовному. Смирись и обрящеши покой, да какой, котораго ты и во снѣ не видала. Читай почаще о буей ревности у Исаака Сир. и держись нужнаго и полезнаго. Какъ написано, такъ и есть на дѣлѣ. Многогр. I. Амвросій.

P. S.  Деньги пришлю съ Афросимовой. Чуть не отдалъ ихъ…

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра!

<список с автографом прп. Амвросия >

Не обращай вниманiя на пустой слухъ что будто Дуняши хотятъ купить себѣ келью. На что они купятъ? Откуда возмутъ деньги? Если бы и пришло имъ это желанiе оно неудобоисполнимо. Мало ли чего человѣку можетъ прiйти въ голову, когда онъ бываетъ разстроенъ чемъ-либо. Помыслъ побродитъ‑побродитъ а человѣкъ все таки остается на томъ же мѣстѣ. Потому то нередко и говорятъ люди: нужда мудрена, т. е. подумаешь‑подумаешь да притомъ же и останемся.

<автограф прп. Амвросия:>

Мало ли чего люди думаютъ, а иногда проговариваются? Такъ же и о Надѣ оставь излишнюю заботу вразумленiя. По времени видно будетъ… Пожалѣй себя и ее. Посмотри, какъ она похудѣла. Что жъ дѣлать, когда вы другъ друга не понимаете? Не понимаете и предлежащаго дѣла, хоть ты и не вдругъ повѣришь мнѣ въ этомъ. А истинно такъ. Сама ты не такъ ведешь дѣло, хоть цѣль у тебя и благая и желанiе искреннее, да искусства и терпѣнiя не хватаетъ. За мелочи выговариваешь, и хочешь вдругъ сдѣлать всѣхъ святыми.

Многогр. I. Амвросій.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ Сестра Александра!

Готовь письма въ Троекурово. М. Макарiя уже наняла лошадей въ Задонскъ, и соглашается дней на десять въ Троекурово. Изъ этой поѣздки то или другое выйдетъ.

Многогр. Амвросій.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Я думаю, что лучше тебѣ прежде ѣхать въ П-гъ одной безъ Васи, пожалуй на Тулу, куда можешь вызвать Ѳ. Зар‑ча и переговорить о семъ; а Вася можетъ приѣхать послѣ уже по твоему письму оттуда ‑ съ Иваномъ. М.  Иг. тебѣ не помѣшаетъ говорить съ Полик. В. Вы обѣ будете жить наверху. О содержаніи Васи можно предложить такъ: ‑ Если семи сотъ руб. (которые вы платили за Васю Тураеву) или осьми сотъ окажется на дѣлѣ мало, то можно доплатить по-домашнему. Впрочемъ на мѣстѣ посмотри, что употребляется, и какъ дорого покупаются вещи, и не будетъ ли что нужно для Васи лишнее блюдо, ‑ и сообрази все это. Можно заплатить /знаешь почему/ и лишнее. Такъ же скажи, что для Васи будетъ человѣкъ, который и хозяевамъ можетъ служить. Можешь и на Калугу ѣхать, если побоишься разстроиться отъ сопротивленія Ѳ. З‑ча. Сама смотри.

Денегъ займи у М. Игум. или въ Тулѣ, а черезъ Оптину тоже на дорогу можно взять и у насъ. Васѣ пожалуй напиши чтобы былъ готовъ и ближе къ Москвѣ.

Какъ хочешь сбирайся, только старайся поѣхать въ мирѣ. Ѳ. З. все простить тоже понуждайся.

Мног. Амвросій.

го Ноябр.

 

 

<список с автографом прп. Амвросия >

+

4 Nоября ‑64 г.

Диктованiе. 11 часовъ утра. Сейчасъ былъ Константинъ Гавриловичь. Хотя онъ не нашелъ у Варвары Львовны никакой болѣзни кромѣ ослаблѣнiя отъ старости, но сказалъ, что на всякiй случай не мѣшаетъ Матушкѣ Амвросiи прiѣхать, чтобы слѣдить за ходомъ болѣзни. И потому завтра прiѣзжай, если успѣешь ‑ <автограф прп. Амвросия:> только не тревожься.

Многогр. I. Амвросій.

<писцовое>

2 часа по полуднию оказiи еще не оказалось послать, а Варвара Львовна изъявила желанiе пособороваться, только желаетъ принять это таинство въ присутствiи Матери Амвросiи. По этому посылается письмо это эстафетою, такъ какъ Бѣлевская почта въ доставленiи писемъ опаздываетъ. Хорошо бы если бы ты могла выѣхать завтра послѣ ранней обѣдни.

<автограф прп. Амвросия>

Пожалуйста не тревожься. Поспѣшаемъ для твоего успокоенiя.

Гр. Амвросій.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+                                                           е Nоября

Сестра о Г<оспо>дѣ Александра. Только послалъ къ тебѣ письмо, и еще пишу. Слышно, что Варвара Л. просто приняла, что Дуняша одѣлась.

О. Андрей ушолъ отъ Ѳед. Захаров. жить на пасику, гдѣ прежде жилъ Ѳ. З. – оказалось въ кельяхъ сыро. Кельи Ѳ. З. наполдень и безъ подвала и прежде отдѣланы и попросторнѣе; потому въ нихъ и суше.

Посылаю тебѣ оставшiеся 100 р. Ѳ. З. объявилъ было свои нужды, да немного опоздалъ. Хочетъ занять. –

Мы теперь двое съ братомъ Стефаномъ занимаемъ цѣлый корпусъ. Другаго келейнаго еще не пришлось прiискать. Однако, не пошлетъ ли Богъ новинькаго; пока о. Михаилъ Кинаникъ помогаетъ бр. Стефану убираться послѣ старыхъ жильцовъ. –

Хочется сказать нѣсколько словъ и о твоемъ спокойствiи душевномъ т. е. какъ оно приобретается и хранится. Впередъ берегись говорить кому либо, что будешь переписываться съ о. А. поставь себя на это мѣсто, то и сама подобныхъ словъ не понесешь. Разумѣй дѣло и не давай воли языку говорить то, что послѣ и тебя и другихъ можетъ смущать. Вмѣсто мiрской политики учись монашескому искусству; а въ ошибкахъ объясняйся М. Игуменьи, и послѣ никого и ничего не бойся. Блюди совѣсть, а мнѣнiе человѣческое презирай.

Многогр. Амвросій.

Федоръ Захаровичь въ порядочномъ положенiи – роется въ своихъ бумагахъ и бываетъ на посторонкахъ. Фундаментъ возведенъ до сводовъ. Дѣло о лѣсѣ, по увѣренiю Гражданской Калужск. Палаты, не подлежитъ сомнѣнiю; но совершенiе купчей отсовѣтывали теперь дѣлать (потому что объявлено взысканiе 1 ½ т. сер.) чтобы не вносить этихъ денегъ – по данному условiю ждать до пол-года. Тогда и безъ взноса какъ-то можно сдѣлать, хотя бы Полтарац. и не заплатили долга.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Сестра о Г<оспо>дѣ Мать Амвросія!

Ты просилась приѣхать къ намъ къ 23 му, а какъ бы ни приѣхать къ 21 му. Мать благочинная готовилась къ четвергу, и въ среду приѣзжала ко мнѣ исповѣдываться; а въ четвергъ во время чтенiя правила ко причащенiю что-то послабѣла, и прислали ко мнѣ спросить; ‑ я посовѣтовалъ лучше дома приобщиться. Хотя по виду замѣтна въ ней слабость, но распоряженiе ея душевное очень хорошо. Пошлемъ за Кустовымъ и тогда тебя опять увѣдомимъ. Содержанiе письма М. Макарiи про себя знай, а другимъ не толкуй.

го Нояб. – 64 г.

 

<автограф прп. Амвросия>

+

12 го Nояб. 64.

Матушка Благочинная!

Что ты вздумала въ дни сiя? Рѣшаешься ли, ‑ то недолжно отлагать. Лучше принять, пока есть еще силы, а не въ совершенномъ ослабленiи. Сомнѣваться ни въ чемъ не сомнѣвайся; если оздоровѣешь, можешь ходить и ѣздить, куда пожелаешь. Марья Павловна ѣздила и опять приѣхала въ обитель. Дай мнѣ отвѣтъ, какъ твое согласiе и желанiе?

Гр. Ам‑сій.