<автограф прп. Амвросия>

+

Миръ чаду Амвросiи! И Божiе тебѣ благословенiе!

Неладица въ первомъ твоемъ письмѣ, описанная подѣйствовала и на мои слабыя нервы – но какъ все это уладить – Богъ одинъ вѣсть. И геморрой меня понемногу безпокоитъ и народъ не по мѣрѣ наѣхавшiй.

Вотъ тебѣ и все!

Гр. Амвросій.

28 го Янв. ‑ 69.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Мать Амвросiя!

Сестра Полик. В. Ольга 26 го января скончалась. Передай это Надеждѣ Дмитр.

Многогр. I. Амвросій.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Поздравляю чадце мое – М. Амвросiю съ прежнимъ днемъ Ангела и сердечно желаю, чтобы и настоящiе и прежнiе угодники Божiи помогали тебѣ устроить жизнь свою, какъ требуетъ слово Божiе, къ полученiю милости Божiей, хоть стезею мытаревою.

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросій.

Посылаю тебѣ просфору.

17 го Марта – 69. г.

Въ память человѣка Божiя св. Алексiя.

 

 

<писцовое о. Климента:>

13 го Мая 69.

Многоуважаемая Матушка Амвросiя!

Вчера, въ 2 часа послѣ обѣда, нашъ Батюшка О. Амвросій отправился на монастырскую дачу, для отдыха; передъ самымъ отъѣздомъ вспомнилъ Васъ, и велѣлъ мнѣ написать Вамъ объ этомъ. Сколько времени Батюшка тамъ пробудетъ, не знаю. Въ почтовые дни, когда отдохнетъ нѣсколько, обѣщался посылать за мною. Батюшка давно нуждался въ отдыхѣ; недѣли двѣ жаловался, что дѣла не дѣлаетъ, т.е. не могъ ни съ кѣмъ заняться какъ бы хотѣлъ, и между тѣмъ все болѣе и болѣе утомлялся. Въ послѣдніе дни голова такъ ослабѣла, что простой разговоръ отягощалъ его. Узнавши, что Батюшка уѣзжаетъ народъ все болѣе и болѣе сталъ осаждать его, а Батюшка боялся ослабѣть такъ, что переѣздъ до хутора былъ бы слишкомъ утомителенъ; и потому Батюшка поспѣшилъ выѣхать, хотя погода не совсѣмъ благопріятная, холодненько; но на хутроѣ кельи хороши.

Съ Петромъ Ник. послалъ я Вамъ, по Вашему желанію, забытыя частицы причастной просфоры, и просфору изъ Батюшкиныхъ рукъ Вамъ. О. Макарій скончался въ Понедѣльникъ вечеромъ, на 6 е ч. Мая, ‑ т.е. на память многострадальнаго Іова, и на день ангела бывшаго его духовнаго друга, О. Іова (Иннокентія), рядомъ съ которымъ его и похоронили. Похороны были очень торжественныя; отпѣвалъ 7 го Мая О. игуменъ съ 6 ю Іеромонахами; обѣдню въ этотъ день у насъ служилъ О. Пименъ, ‑ поспѣшилъ воспользоваться послѣднимъ днемъ Батюшкина начальства. Къ похоронамъ, 6 го М. вечеромъ, пріѣхалъ и О. Иларіонъ изъ Бѣлева. У О. Макарія и передъ кончиною, и послѣ кончины лицо было чудное, бѣлое, свѣтлое, спокойное. Помяните новопреставленнаго Схимонаха Макарія. Онъ въ схиму былъ постриженъ тайно Старцемъ О. Львомъ передъ его кончиною, въ 1841 г. и въ мантію еще въ1821 г. – У насъ въ монастырѣ еще два покоиника: 10 го Мая скончались одинъ вслѣдъ за другимъ, О. Венедиктъ и отецъ часовщика, О. Николай. Кончина ихъ была очень хорошая, особенно О. Венедикта. За часъ до смерти былъ исповѣданъ и пріобщенъ; и былъ въ полной памяти. У него сидѣлъ его родной отецъ, монахъ (изъ Бѣлобережской пустыни), и спросилъ его: «О. Венедиктъ! Никакъ ты умирать хочешь?» ‑ «Да, батюшка, умираю, отвѣчалъ онъ, и тутъ же скончался. – Ихъ съ О. Николаемъ въ одинъ день и похоронили, одного послѣ ранней обѣдни, а другаго послѣ поздней.

го Мая послана Василію Осиповичу записка Михаила Евгеніевича по Вашему дѣлу о вводѣ во владѣніе; Батюшка ему отъ себя написалъ, чтобы онъ сдѣлалъ, что нужно. – Простите, Бога ради, что ко всему этому присоединяю, для Вашего свѣденія и ради аккуратности, и кассирскій отчет. Передъ отъѣздомъ Вашимъ Батюшка получилъ отъ Васъ 50 р. обратно, которые Вы здѣсь въ Оптиной получили отъ него, также и 25 р., которые Вамъ были посланы постомъ въ Бѣлевъ; послѣ, Батюшка получилъ отъ Васъ еще 25 р., на портреты. И такъ, Вы почти рассчитались съ нами, ‑ но не совсѣмъ. 1 го Апрѣля Батюшка послалъ въ Орелъ Василію Ѳеод. 50 р. изъ бабушкиных денег, и сверхъ того, по Вашей просьбѣ, отъ Васъ 50 р. (о чемъ я Вамъ тогда писалъ), которые Вами еще не уплачены. Простите за аптекарскій счетъ! – Отъ Поликсены Васильевны о пріѣздѣ сюда нѣтъ еще положительнаго извѣстія. Надя заболѣла. – Простите! Прошу Вашихъ святыхъ молитвъ. Многогрѣшный М. Климентъ.

14 Мая. Получено извѣстіе, что Батюшка благополучно доѣхалъ до хутора, очень доволенъ, что вырвался, и сказалъ: «погода хоть и не хороша, за то намъ здѣсь хорошо». – О. Ѳеодоръ совсѣмъ собирался, и кажется, выѣдетъ завтра…

 

 

 

<автограф прп. Амвросия:>

+

Миръ чаду! Отъ того и тяжело, что въ тяжкое мы впали искушеніе, которое составилось постепенно отъ продолжительной борьбы съ людми и обстоятельствами по нашему неумѣнію и немощи правильно вести борьбу сію; и потому отъ побѣжденія за побѣжденіемъ сложилась такая тягость. Возложимся на Промыслъ Божій .всеблагій. Силенъ Г<оспо>дь устроить все, аще смиримся покоримся волѣ Его Всесвятой.

<нет Л.>

 

<список с автографом прп. Амвросия >

1 Iюня 69.

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Чадце странствующее Мать Амвросiя!

Письмо твое отъ 20 го Мая получилъ 28 го ч., а читалъ 29 го ч., а почта отходитъ только сегодня 1 го ч. Въ воскресенье; и потому не знаю, поспѣетъ ли мое письмо ко времени. Если оно получится еще до отъѣзда М. Анѳисы, можешь сказать ей такъ: что ты не совѣтуешь ей спѣшить ломать церковь и начатую трапезу, а сперва приготовить всѣ матерiалы для предполагаемой новой постройки. Сломать не долго, это всегда можно сдѣлать; но бываютъ такiя притчи: въ Коренной Пустыни ь-то сломалъ церковь и ничего не построилъ и черезъ это навлекъ на себя всегдашнее поношенiе; доселѣ на него ропщутъ, и смѣются надъ нимъ. Если письмо мое опоздаетъ, и получится уже послѣ отъѣзда М. Анѳисы, можешь, пожалуй, написать ей это. А О. Ѳедору, по моему мнѣнiю ѣхать въ Тамбовъ не слѣдуетъ, чтобы не вышло новыхъ случаевъ.

Пишешь, что М. Ан. повѣрила сплетнямъ и наговорамъ относительно тебя. Думаю что въ Тамбовѣ кто нибудь напуталъ. Я писалъ брату Петру Мих., чтобы онъ въ Консист. и у Арх. письмоводителя справился о М. Ювеналiи, о которой писалъ Ключаревъ. Онъ и наводилъ объ этомъ справки отъ Ключаревыхъ; а другiе должно быть перепутали, что онъ узнавалъ о Ключаревой.

Во вторникъ, 27 го Мая возвратился я въ Скитъ, и въ эти дни успѣлъ уже порядочно утомиться, и простудиться. Чувствую боль въ животѣ, что-то въ родѣ спазмовъ, отъ гемороидальнагоприлива съ примѣсью простуды. Третьяго дня прiѣхали Борисовскiя Старицы, М. Алимпiя и М. Лаврентiя. О. и А. думаютъ здѣсь пробыть до 26 го Iюня; а я думаю, что уѣдутъ недѣлею и раньше.

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросій.

О экономiи и экономкѣ, сдѣлай какъ дѣло покажетъ.

 

 

 

<автограф прп. Амвросия>

+

Мужайся чадце Амвр<ос>iа и да крѣпится сердце твое о Г<оспо>дѣ! Малодушествовать никогда и ни въ какомъ случаѣ не полезно. Письмо твое изъ Орла получилъ. Что дѣлать, и радъ бы я чтобы всѣ были святые – да я-то самъ грѣшной? Я говорилъ тебѣ условно, что будетъ дочька твоя сердечная, если навсегда останется такая, какъ въ то время была, и съ покорностiю и готовностiю тебѣ въ глаза смотрѣла. О Надѣ какъ найдешь лучше, такъ и сдѣлай. Но сперва съѣздите въ Кiевъ, а тамъ видно будетъ, прямо ли ѣхать въ Тулу или сперва можешь приѣхать въ Оптину. Крѣпись, крѣпись, крѣпись!

Гр. Амвросій.

го Iюня 1869 г.

 

 

 

 

<список с автографом прп. Амвросия >

 

29 го Iюня 1869 г.

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Странствующее чадце Матушка Амвросiя!

Вчера возвратился я съ дачи, и вчера же прiѣхала Екатерина Павловна съ письмомъ твоимъ отъ 21 го Iюня. Три дня отдыхалъ я, но мало отдохнулъ, и чувствую себя не совсѣмъ хорошо, какъ будто лихорадка таится во мнѣ, или геморрой хочетъ разъиграться; а между тѣмъ народу много, и я въ одинъ день порядочно уже утомился, и потому пишу тебѣ вкратцѣ. Пишешь о томъ, что по твоему мнѣнiю О. Ѳедору слѣдовало бы съѣздить въ Троекуровку, и что самъ онъ считаетъ это нужнымъ. Я этого не запрещаю ему; но только не ожидаю и не предвижу никакой пользы отъ этой поѣздки. Будетъ много шуму, много нареканiй, а толку не будетъ. Если въ житейскихъ дѣлахъ одобряется выжидательная система, и Наполеонъ тѣмъ и беретъ, что умѣетъ выждать, когда нужно: то тѣмъ болѣе намъ слѣдуетъ держаться этой системы выраженiя. Повторяю: если О. Ѳедоръ хочетъ съѣздить въ Троекурово, пусть ѣдетъ; а что будетъ изъ этого, на самомъ дѣлѣ узнаешь. Можешь ему показать это письмо.

Еще пишешь, что О. Ѳедоръ хочетъ передѣлывать Церковь въ Иворовкѣ. Онъ говорилъ и благословлялся только о какомъ-то придѣлѣ, а я совѣтовалъ ему погодть. Спрашиваешь, не съѣздить ли тебѣ самой въ Тулу. Такъ какъ ты съ Орловскими Чудотворцами собираешься ѣхать въ Кiевъ, то кстати можешь съ ними по желѣзной дорогѣ проѣхать оттуда и въ Тулу, не заѣзжая въ Маслово. Чиновникъ, о которомъ тебѣ говорилъ Михаилъ Евгенiевичь, ‑ Михаилъ Васильевичь Егоровъ, живетъ въ Тулѣ, на Посольской улицѣ, въ собственномъ домѣ.

Когда будешь въ Тулѣ узнаешь подробно о его чинѣ.

Еще о Орловскихъ папахъ. Я писалъ тебѣ съ Петромъ Николаевымъ, чтобы поспѣшить изъ Маслова, сперва съѣздить съ ними въ Кiевъ, а потомъ заниматься дѣлами.

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросій.

<писцовое>

Думалъ я поѣхать на Бѣлевскую дачу, и обѣщалъ это М. Игуменьѣ. Но испытавъ свои силы манями и поѣздками, вижу, ччто не могу этого сдѣлать.

Гр. Амвросій.

 

 

<автограф прп. Амвросия>

Чадце странствующее! Не знаю что тебѣ сказать на послѣднее твое письмо. Виноватъ я одинъ передъ всѣми и за всѣхъ и не знаю какъ меня будетъ судить Господь, а судъ человѣческiй не страшенъ; и ты онаго не бойся!

Миръ тебѣ!

Гр. Амвросій.

го Iюля – 69 г.

Разное нездоровье ко мнѣ привязывается.

О. Ѳедоръ рѣшается ѣхать въ Троекурово пусть ѣдитъ, если соберется. –

Напишемъ, чтобы церковь не ломалъ.

 

 

<список с автографом прп. Амвросия >

15 Iюля 69.

Диктованiе.

Странствующая Мать Амвросiя!

Ѣзжу по дачамъ, но никакъ не могу отдохнуть. И на Бѣлевской дачѣ меня ждутъ, но не знаю, придется ли поѣхать. Завтра, т. е. 16 го Iюля, получимъ послѣднее извѣстiе, прiѣдутъ или не прiѣдутъ Саломоны.

На недоумѣнiе твое вкратцѣ отвѣчаю. Если справедливо все то, что ты писала, какъ тебѣ видѣлось и слышалось, то опасенiе твое вѣроятно, что обезпеченiе можетъ испортить дѣла еще болѣе, потому что подастъ больше повода и возможности, къ обнаружившейся непокорности. Поэтому и слѣдуетъ принять мѣры противъ предполагаемаго обезпеченiя. Въ крайнемъ случаѣ хорошо бы уѣхать хоть въ Тулу; а тамъ уже съ помощью Божiею приступить и къ дальнѣйшему огражденiю.

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ!

Гр. Амвросій.

Васѣ можешь слегка сказать, чтобы онъ опасался обезпеченiя.

 

 

 

<список с автографом прп. Амвросия >

+

Диктованiе 16 го Сент. 69 г.

Мать Амвросiя! Чадце многозаботливое и многоскорбяящее по многимъ причинамъ, благосклоннымъ и не благословнымъ. Но послѣднiя постараемся отвергнуть, а первыя съ помощiю Божiею потерпѣть и понести; тогда Господь и поможетъ намъ во время благопотребное. Господь столько любитъ насъ, сколько не можетъ любить ни одна мать своихъ чадъ. Но мы часто дѣлаемся недостойны таковой любви Божiей, за то и посылаются праведно на насъ многоразличныя скорби и болѣзни.

Вотъ Борисъ Захаровичь пришелъ за послѣднимъ благословенiемъ, отправляясь къ тебѣ для послѣдняго рѣшенiя. Мое мнѣнiе такое. Лучше Борису Захаровичу, какъ извѣстному намъ человѣку, отдать Воронежс. аренду за 3500 р., нежели другому неизвѣстному за 4000 р. Но ты сама разсмотри дѣло это получше, и сдѣлай такъ, какъ найдешь полезнѣе и обстоятельнѣе.

Въ прiѣздъ Архiерейскiй ни о тебѣ, ни о другихъ толковъ никакихъ не было, а все прошло мирно и благополучно. Ты желала бы прiѣхать, но и сама сознаешь, что теперь это не благовременно. А лучше прiѣхать, когда возвратятся молодые паны.

Правда, что Поликсена Васильевна уѣхала довольно скорбная; но это потому, что ей хотѣлось бы еще пожить у насъ, а Петръ Ивановичь на это никакъ не согласился.

Вчера я ѣздилъ осматривать живопись въ Соборной церкви, и кажется, отъ этого чувствую себя сегодня не совсѣмъ хорошо. Ходилъ по церкви, и усталъ много; да видно и простуды немного захватилъ.

О. Игуменъ хотѣлъ послать къ Вамъ и на мельницу О. Флавiана, но рѣшился самъ поѣхать, и по предложенiю О. Ѳеодота, и по моему грѣшному совѣту.

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ! Будь здорова и благодушна!

Многогр. I. Амвросій.

<писцовое>

Поликсена Вас. передъ отъѣздомъ сказала, что напишетъ тебѣ изъ Петерб.; здѣсь не успѣла написать. – Не оставила ли она тебѣ новый свой Петерб. адрессъ?

 

 

 

<список с автографом прп. Амвросия:>

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Диктованiе                                                                 го Ноября

Чадце скорбящее и многоболѣзненное Мать Амвросiя!

Ни какъ не удосужусь написать тебѣ нѣсколько словъ въ утѣшеніе, въ болѣзненномъ твоемъ положеніи. По простому человѣческому взгляду кажется, какъ будто болѣзнь не благовременно привязывается къ тебѣ. Но у Господа свои пути, отстоящіе отъ путей человѣческихъ, елико отстоятъ востоцы отъ западъ. Намъ жаль только нѣкоторыхъ, и сожалѣніе наше часто ограничивается кратковременными благожеланіями, которыхъ мы не всегда сильны осуществить. Всеблагій же Господь милосердствуетъ о всѣхъ насъ, и промышленіе Его о насъ простирается во вѣки вѣчные, и всегда силенъ устроить о насъ всеблагое, если только тому не сопротивимся. Будемъ прибѣгать къ благости Его и милосердію, да устроитъ полезное и о насъ, и о всѣхъ тѣхъ, кого мы такъ сердобольно жалѣемъ.

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросій.

 

P. S. Письмо твое съ почты получилъ. Что тебѣ писано о жилицѣ, храни про себя для свѣденія, и даже ей не напоминай о ея товаркѣ, развѣ М. Игуменьи при случаѣ. Помѣщеніе ея къ тебѣ мнѣ и самому сначала не было пріятно; но кажется дѣло это уладится по милости Божіей. О. Іларіонъ объ этомъ чадѣ совѣтуется со мною; да и вообще мы слава Богу единодушны, ‑ и въ М. Игуменьи незамѣтно особенности; только меньшая братія не должна бы особенниться. Впрочемъ ты себѣ смотри, а другія какъ хотятъ. Васъ и Алек. Вас. готовятся къ субботѣ и думаютъ поѣхать въ Бѣлевъ, но не знаю какъ это будетъ; погода измѣняется.

Скажи Дуняшѣ Ѳ. Видно не смиреніемъ поступала, а примѣнивались мысли, как посмотрятъ люди на ея скорое поступленіе.

 

 

<автограф прп. Амвросия – приписки в письме Ключаревой:>

х) Миръ многъ любящимъ законъ Божій, сказано въ псалмахъ.

Хх) Никто же столько милостивъ, какъ Господь, но и Онъ всѣхъ не успокоиваетъ, если сами не позаботятся, какъ должно. Миръ тебѣ!

Гр. Амвросій.

 

 

<автограф прп. Амвросия:>

Вар. Вик.‑ поетъ старую пѣснь; мало ли чево толкуютъ, но всему вѣрить невозможно и не должно и вредно, какъ показываетъ самый опытъ. Презри все это. А съ Ѳар. Зах‑чемъ ничево не сладили опредѣленнаго. Нужно подождать кажется и осмотрѣться. Пусть и о. Дороѳей ему скажетъ. Не спѣши смущаться, а береги миръ.

Гр. Ам‑сій.