<автограф прп. Амвросия:>

+

1873.

Миръ чаду скорбящему!

О хожденіи М. М. сможешь сказать М. Игум. такъ: водитъ ходитъ, помыслъ приходитъ, какъ не подумали Вы на меня чего, если выдетъ какая путаница – и будь покойна и касательно своей кельи – что у тебя изъ кельи можетъ выдти, когда ничего особеннаго нѣтъ. Если же что поговорятъ, заочно и про царя говорятъ; только одного опасайся – это тонкой ревности, почему съ дѣвочкой толкуютъ а съ тобою; и съ тобою иногда потолкуютъ. Ты же одно помни, что взялась успокоить ее годъ, а тамъ какъ придется…

Врагъ воздвигъ на тебя борьбу тревожную и потому находитъ разные поводы къ твоему смущенію. Но постарайся поискать успокоенія не извнѣ чрезъ обвиненія другихъ, а изъ внутрь, въ собственномъ сердцѣ, въ самоукореніи – въ смиреніи предъ Богомъ и людьми – въ покаяніи содѣянныхъ прежде. Горделивость и на небѣ жившимъ не помогла, а лишила благодати Божіей, и низвергла долу. Почему намъ хотящимъ взыти горѣ потребно смирятися зѣло. – О. Кон. уѣхалъ въ М.  го Марта.

Гр. Ам‑сій.

 

 

<список с автографом прп. Амвросия:>

<список>

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Середа. 20 го Iюня 73. Лѣсная дача.

Путешественное чадце Мать Амвросiя!

Письмо твое отъ 11 го Iюня получилъ, и очень удивился ревностной твоей прозорливости, касательно того, что Куколевская была у Калужскаго Архіерея. Послѣ расспроса оказалось, что она дѣйствительно была съ своими родными у Преосвященнаго; а я прежде не обратилъ на это никакого вниманія. Куколевская говоритъ, что показалось Владыкѣ во избѣжаніе могущихъ быть превратныхъ толковъ:  а видѣвши Владыка пусть судитъ какъ самъ разумѣетъ. О если бы М. Амвросія имѣла столько заботы и попеченія о собственныхъ дѣлахъ душевныхъ и духовныхъ, сколько о внѣшнихъ дѣлахъ людей постороннихъ: благо бы ей было и зѣло спасительно!

Дѣтямъ соленыя ванны соразмѣрныя дѣлать можно, какъ сама пишешь; а лечить ихъ желѣзными каплями, не знаю, будетъ ли это благовременно и умѣстно? Не лучше ли представить это самой натурѣ? Дѣтей лечутъ только въ случаѣ скоротечныхъ и опасныхъ болѣзней, а не отъ малокровія, отъ чего лечатъ только возрастныхъ. Впрочемъ, смотри сама, какъ лучше.

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ! И юнымъ твоимъ чадцамъ!

Гр. Амвросій.

Болѣе недѣли геморрой безпокоитъ, а останавливать опасаюсь, чтобы болѣе не раздражить. – А народъ во множествѣ безпокоитъ, и у о. Иларіона опухоль все прибавляется.

Борис. Матери еще здѣсь и Тимковская приѣхала.

О. Анатолій послѣ напишетъ.

Многогр. I. Амвросій.

 

 

 

<список с автографом прп. Амвросия >

23 го Iюля. 73 г.

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Чадце странствующее Мать Амвросiя!

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ! И да крѣпится сердце твое!

<список:>

Сообщаю тебѣ Оптинскiя новости. <Знак сноски. На полях под этим знаком запись другими чернилами: Уже тебѣ извѣстныя, потому что письмо не было послано. ‑ Ред.> 5 го Iюля неожиданно получено было изъ Москвы отъ Графини Анны Георгiевны Толстой письмо, въ которомъ она изъявляетъ желанiе, чтобы О. Климентъ посланъ былъ за границу навѣстить Графа. Желанiе Графини было исполнено. Вечеромъ 6 го Iюля О. Климентъ въ сопровожденiи О. Тимофея отправился въ Калугу, гдѣ 8 числа былъ посвященъ въ iеромонаха. Отслуживъ тамъ одну обѣдню, онъ поѣхалъ въ Москву. –

Изъ Москвы выѣхалъ 13 го Iюля, а 18  го уже былъ въ Женевѣ у Графа. До прiѣзда О. Климента Графъ никакъ не соглашался на убѣжденiя тамошняго посольскаго священника сообщиться Св. Таинъ; и по прибытiи О. Климента 19 го Iюля Графъ былъ имъ сообщенъ; 21 го же Iюля въ три часа утра скончался. 22 го поздно вечеромъ у насъ получена была объ этомъ телеграмма, а 23 го отслужена была въ скиту обѣдня о упокоенiи души новопреставленнаго Графа Александра. Тѣло покойнаго Графа будетъ привезено въ Москву, и есть слухъ, что будетъ погребено въ Донскомъ монастырѣ, <Запись другими чернилами. ‑ Ред.>а можетъ быть и въ другомъ мѣстѣ.

28 го Iюля. Два письма твои и телеграмму получилъ. Въ послѣднемъ пишешь, будто бы я за что-то на тебя гнѣвась, потому что не пишу. И не думалъ гнѣваться, а просто не было времени писать; также и потому не писалъ, что ты сама не писала. Вотъ мнѣ при недоумѣ и былъ нѣкiй извѣтъ тоже не писать.

Жаль, очень жаль, что дѣти Верочки и Любочки больны. Откровенно тебѣ скажу, хотя они и утѣшаютъ тебя, но у меня мысль о нихъ молитвенная такая: если жизнь дѣтей и имъ на пользу, и тебѣ на утѣшенiе будетъ, то Всеблагiй Господь да продлилъ бы и приложилъ бы имъ дней жизни. Въ противномъ же случаѣ да устроитъ о нихъ Господь полезное и спасительное, якоже Самъ вѣсть, хотяй всѣмъ спастися и въ разумъ истины прiдти.

Совѣтовалъ бы я и тебѣ также настроивать свою душу, а также молиться Богу о дѣтяхъ.

Посылаю письмо на удачу въ Маслово, потому что ты не означила времени, когда желаешь поѣхать въ Иворовку. Впрочемъ болѣзнь дѣтей и невольно должна задержать тебя въ Масловѣ.

Гдѣ теперь тѣло Графа, и гдѣ нашъ О. Климентъ, конечныхъ извѣстiй еще не имѣемъ.

<автограф прп. Амвросия>

Паки Миръ тебѣ!

Гр. Амвросій.

О. Ѳеодора поминали!

Поликс. В. послѣ напишетъ.

 

 

<список с автографом прп. Амвросия >

Диктованіе.

го Авг. 1873 г.

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Миръ тебѣ, Странствующее чадце Мать Амвросiя, и Божіе благословеніе и всякое утвержденіе въ добротѣ, и прежде всего благомощіе и благодушіе. Послѣднее, какъ видно изъ писемъ твоихъ, очень оскудѣваетъ у тебя; причинъ, заботящихъ много, а мужества и терпѣнія не обрѣтается въ готовности. Сего ради пренемоганіе и обуреваетъ душу твою. Въ такомъ случаѣ потребно съ вѣрою и упованіемъ молиться Богу о помощи и о томъ, чтобы устроить по волѣ Своей святой дѣла наши и все то, что насъ заботитъ. А кажется, въ настоящее время болѣе всего заботитъ тебя болѣзнь дѣтей, къ которымъ ты привязалась паче мѣры и паче должной привязанности, и все хочешь сдѣлать для нихъ сама, а Божію Промыслу почти уже и мѣстечка не останется явить Свое Божественное мановеніе, а благость и висильное окормленіе.

Машу я рѣшился оставить, а послать къ тебѣ Настю, которая жалуется на простуду и слабость ногъ. Можетъ она тамъ немного поправится.

О. Климентъ изъ Женевы еще не пріѣзжалъ, и не знаемъ, гдѣ будутъ хоронить Графа.

<автограф прп. Амвросия>

Мужайся и да крѣпится сердце твое.

Гр. Амвросій.

го Августа 1873 г.

о. Клавдіи какъ нибудь устроимъ.

<писцовое:>

го Августа 1873 г.

 

 

<список с автографом прп. Амвросия:>

+

Вторникъ 18 Сент. 73 г.

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Странствующее чадце Мать Амвросiя!

Сегодня въ половинѣ шестаго часа утра тихо почилъ о Господѣ многострадальный О. иларіонъ, послѣ двадцатимѣсячной болѣзни. Въ часъ пополуночи пріобщался Св. Таинъ въ чистой памяти; да и прежде былъ онъ болѣе мѣсяца ежедневно пріобщаемъ, почти въ тѣже часы, такъ какъ въ это время онъ чувствовалъ себя особенно нехорошо. Болѣе мѣсяца просидѣлъ на креслахъ, такъ какъ ему лежать на кровати было не возможно: заливала или душила вода. Передъ самою кончиною послѣ пріобщенія Св. Таинъ, попокоился онъ, нѣсколько въ лежачемъ положеніи, только часа четыре.

Минутъ за десять до смерти едва внятно проговорилъ, что ему неловко лежать; и затѣмъ тихо и мирно отошелъ ко Господу.

И мое нездоровое нездоровье не совсѣмъ хорошо. Много времени безпокоилъ меня желудочный катарръ, и неладица съ пищею, и внутренній жаръ. Затѣмъ оказалась небывалая болѣзнь въ горлѣ; а послѣ еще простудился, усталый и въ испаринѣ выходивши нѣсколько разъ въ хибарку. Все это закончилось сильнымъ ревматизмомъ въ правой рукѣ, такъ что я первыя три ночи провелъ почти безъ сна. Ниже плеча ставилъ двѣ миланскія мушки; а плечо О. Нифонтъ мазалъ кротоновымъ масломъ, чтобы произвесть сыпь. Теперь, слава Богу, немного легче въ правой рукѣ, и покойнѣе; но крестное знаменіе доселѣ кладу по нуждѣ лѣвою; правую же ношу на полотенцѣ, такъ какъ отъ малаго движенія чувствуется въ ней боль.

Всеблагій Господь да помилуетъ всѣхъ насъ.

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ!

Гр. Амвросій.

<Писцовое:>

Поликсена Васильевна съ семействомъ уѣхала отсюда 10 го Сентября, въ понедѣльникъ. Извѣстіе отъ нея получено еще только изъ Москвы.

Отъ многогрѣшнаго Климента усерднѣйшее привѣтствіе и низкій поклонъ.

 

 

<список с автографом прп. Амвросия:>

+

29 го Сент. 73 г.

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Странствующее чадце Мать Амвросiя!

Дѣти благополучно привезены. Ихъ приносили ко мнѣ въ чайную; и когда онѣ по обыкновенію собрались было заплакать, я поспѣшилъ похвалить ихъ: «Ахъ, какія умныя стали дѣти!» Онѣ посмотрѣли на меня, и остановились; а я ихъ еще сталъ похваливать; онѣ повеселѣли, раза три приняли молча благословеніе; и такъ ихъ унесли.

Новости у насъ: нашему О. Анатолію, благочинному, назначено завтра перебираться, а совсѣмъ переходить въ скитъ, въ келью О. Иларіона, а въ его келлію, въ монастырь, переводится О. Анатолій Іерусалимскій, котораго предполагается назначить благочиннымъ. Вмѣстѣ съ нашими О. анатоліемъ переходитъ въ скитъ и братъ Сергій, котораго хотимъ помѣстить въ корпусѣ О. Ѳеодора, въ кельяхъ Лихарева, рядомъ съ О. Агапитомъ.

Здоровье мое теперь, слава Богу, лучше; а то было не совсѣмъ хорошо, какъ тебѣ было писано. Теперь, слава Богу, правою рукою кладу крестное знаменіе.

Болѣе писать недосужно.

Письмо твое получилъ.

<автограф прп. Амвросия>

Миръ тебѣ!

Гр. Амвросій.