8-го Ноября –
3. Достопочтеннѣйшая о Господѣ.
Прежде всего пишу Вамъ о полученiи много Вашихъ писемъ
отъ 28 Окт. и 3 Ноября и Васъ прошу означать числа
моихъ къ Вамъ писемъ.
Мое мнѣнiе въ отношенiи занятiй Сашиньки
чтенiемъ такое, чтобы прежде всего занимать его юный умъ священною исторiею и
чтенiемъ житiй Святыхъ по выбору, незамѣтно насѣвая въ немъ семена
страха Божiя и Христiанской жизни, и особенно нужно съ помощью Божiею
съумѣть ему внушить, какъ важно хранянiе заповѣдей Божiихъ и какiя
бѣдственныя послѣдствiя бываютъ отъ
нарушенiя оныхъ. Все это выводитъ изъ примѣра
прародителей нашихъ вкусившихъ отъ запрощеннаго древа, и за то изгранныхъ изъ
рая. Крыловы басни можно оставить до времени, а пока занимать Сашу изученiемъ
наизусть нѣкоторыхъ молитвъ, символа вѣры
и избранныхъ псалмовъ напримеръ: «Живый въ помощи Вышняга»; «Господь
просвѣщенiе мое», и подобныхъ Главное, чтобы
Саша былъ занятъ по силамъ и направленъ къ страху Божiю. Отъ этого все доброе и
хорошее, какъ и напротивъ праздность и невнуменiе дѣтямъ
страха Божiя бываютъ причиною всѣхъ золъ и несчяастiй. Безъ внушенiя
страха Божiя чѣмъ дѣтей ни занимай не
принесетъ желаемыхъ плодовъ въ отношенiе доброй нравственности и
благоустроенной жизни. При внушенiи же страха Божiя
всякое занятiе хорошо и полезно. Особенныя тонскости и предосторожности по сему
предмету не совсѣмъ умѣстны; нужно вести дѣо
проще, съ надеждою на помыслъ Божiй, который и всегда просить должно за молитвы
блаженнаго нашего Отца. Въ большiе толки съ бр. Сергiемъ не пускайтесь; желая ему принести душевную пользу, какъ
бы не повредить и себѣ. Знайте, что Вы чрезъ Сережу должны будете, въ
такомъ случаѣ, выслушивать глубины сатанины, т. е. пагубныя вражiя
возраженiя и сомнѣнiя, которыя онъ изобрѣталъ въ продолженiе восьми
тысячъ лѣтъ. Въ силахъ ли будемъ опровергать это? и можемъ ли безъ вреда
выслушивать одно посовѣтуйте брату Вашему, чтобы ни съ кѣмъ не
спорилъ о понятiяхъ поспѣшныхъ людей, которые бывъ побѣждены
грубыми наслажденiями временной жизни, хотятъ обвинить Бога, почему Онъ
невольно неудержалъ ихъ отъ зла? по сей причинѣ
и притворяются они непонимающими, для чего Богъ создалъ человѣка съ
свободною волею.
Молитвъ прослушанныхъ разсѣянно не прочитывать
вторично, а уорять себя за это, и поправлять дѣло
смиренiемъ. Къ тому же средству прибѣгать и въ невольныхъ просыпанiя;
умѣреннымъ лишенiемъ можно бы себя иногда наказать, но безъ смиренiя оно
будетъ недостаточно, притомъ надобно смотрѣть
чтобы не ослабѣть въ силахъ тѣлесно.
При удобномъ случаѣ объясните искренно … что его
привычка произносить въ неудовольствiи дурноѣ имя Васъ крайне огорчаетъ
за его душевное состоянiе потому что отъ некхорошаго хорошихъ послѣдствiй придать нельзя; и попросите его
постараться оставить это.
Ради самоукоренiя недолжно приискивать случаевъ, въ
которыхъ невиновны, тѣмъ болѣе, когда это
неуспокоиваетъ насъ, а лишь въ большее приводитъ смущенiе. Причина явная и
готовая къ самоукоренiю – грѣхи наши и гордость.
Если тотчасъ не открываются другiя причины; притомъ надобно помышлять, что въ
каждомъ дѣле и поступкѣ некостаточно одной
благонамѣренности, а потребны благоразумное искусство и основательное
обсужденiе дѣла. Вотъ тутъ-то много поводовъ и найдется къ самоукоренiю и смиренiю, а не къ смущенiю, которымъ обнаруживается
тайная гордость. Смиренiе всегда сознаетъ себя скуднымъ искусства и
умѣнья поступать, какъ должно; впрочемъ всегда успокоиваетъ себя
сознанiемъ своей худости, и благонамѣренностью, которой
прежде всего ищетъ Богъ отъ человѣка. Смиренiе зуботится о возможномъ
совершенiи и достиженiи своихъ цѣлей, особенно въ дѣлахъ
внешнихъ, и чуждо неумѣстной настойчивости. Самъ я хоть и непричастенъ
сего добра, но вопрошающимъ обязанъ высказать истину.
Объяснять, кому слѣдуетъ
свое душевное устроенiе весьма полезно и доставляетъ внутреннее облегченiе; но
нужно войти во вкусъ сего собственнымъ опытомъ, при довѣрiи и оставленiи
собственныъ разумѣнiй.
Недолжно думать, чтобы мы могли сдѣлать кого либо несчастнымъ или благополучнымъ. Это принадлежитъ
только Богу, и собсвтенной волѣ человѣка, если благоразуменъ
пребываетъ предъ Сотворшемъ его.
Семейныя тяготы должно переносить какъ добровольно
избранную нами долю. Заднiя мысли тутъ скорѣе вредны
нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себѣ и о семействѣ
молиться Богу, да сотворитъ о насъ полезное по волѣ Своей
святой.
Многогр. Амвросiй.