8-го Ноября – 60 г.

3. Достопочтеннѣйшая о Господѣ.

Прежде всего пишу Вамъ о полученiи много Вашихъ писемъ отъ 28 Окт. и 3 Ноября и Васъ прошу означать числа моихъ къ Вамъ писемъ.

Мое мнѣнiе въ отношенiи занятiй Сашиньки чтенiемъ такое, чтобы прежде всего занимать его юный умъ священною исторiею и чтенiемъ житiй Святыхъ по выбору, незамѣтно насѣвая въ немъ семена страха Божiя и Христiанской жизни, и особенно нужно съ помощью Божiею съумѣть ему внушить, какъ важно хранянiе заповѣдей Божiихъ и какiя бѣдственныя послѣдствiя бываютъ отъ нарушенiя оныхъ. Все это выводитъ изъ примѣра прародителей нашихъ вкусившихъ отъ запрощеннаго древа, и за то изгранныхъ изъ рая. Крыловы басни можно оставить до времени, а пока занимать Сашу изученiемъ наизусть нѣкоторыхъ молитвъ, символа вѣры и избранныхъ псалмовъ напримеръ: «Живый въ помощи Вышняга»; «Господь просвѣщенiе мое», и подобныхъ Главное, чтобы Саша былъ занятъ по силамъ и направленъ къ страху Божiю. Отъ этого все доброе и хорошее, какъ и напротивъ праздность и невнуменiе дѣтямъ страха Божiя бываютъ причиною всѣхъ золъ и несчяастiй. Безъ внушенiя страха Божiя чѣмъ дѣтей ни занимай не принесетъ желаемыхъ плодовъ въ отношенiе доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушенiи же страха Божiя всякое занятiе хорошо и полезно. Особенныя тонскости и предосторожности по сему предмету не совсѣмъ умѣстны; нужно вести дѣо проще, съ надеждою на помыслъ Божiй, который и всегда просить должно за молитвы блаженнаго нашего Отца. Въ большiе толки съ бр. Сергiемъ не пускайтесь; желая ему принести душевную пользу, какъ бы не повредить и себѣ. Знайте, что Вы чрезъ Сережу должны будете, въ такомъ случаѣ, выслушивать глубины сатанины, т. е. пагубныя вражiя возраженiя и сомнѣнiя, которыя онъ изобрѣталъ въ продолженiе восьми тысячъ лѣтъ. Въ силахъ ли будемъ опровергать это? и можемъ ли безъ вреда выслушивать одно посовѣтуйте брату Вашему, чтобы ни съ кѣмъ не спорилъ о понятiяхъ поспѣшныхъ людей, которые бывъ побѣждены грубыми наслажденiями временной жизни, хотятъ обвинить Бога, почему Онъ невольно неудержалъ ихъ отъ зла? по сей причинѣ и притворяются они непонимающими, для чего Богъ создалъ человѣка съ свободною волею.

Молитвъ прослушанныхъ разсѣянно не прочитывать вторично, а уорять себя за это, и поправлять дѣло смиренiемъ. Къ тому же средству прибѣгать и въ невольныхъ просыпанiя; умѣреннымъ лишенiемъ можно бы себя иногда наказать, но безъ смиренiя оно будетъ недостаточно, притомъ надобно смотрѣть чтобы не ослабѣть въ силахъ тѣлесно.

При удобномъ случаѣ объясните искренно … что его привычка произносить въ неудовольствiи дурноѣ имя Васъ крайне огорчаетъ за его душевное состоянiе потому что отъ некхорошаго хорошихъ послѣдствiй придать нельзя; и попросите его постараться оставить это.

Ради самоукоренiя недолжно приискивать случаевъ, въ которыхъ невиновны, тѣмъ болѣе, когда это неуспокоиваетъ насъ, а лишь въ большее приводитъ смущенiе. Причина явная и готовая къ самоукоренiю – грѣхи наши и гордость. Если тотчасъ не открываются другiя причины; притомъ надобно помышлять, что въ каждомъ дѣле и поступкѣ некостаточно одной благонамѣренности, а потребны благоразумное искусство и основательное обсужденiе дѣла. Вотъ тутъ-то много поводовъ и найдется къ самоукоренiю и смиренiю, а не къ смущенiю, которымъ обнаруживается тайная гордость. Смиренiе всегда сознаетъ себя скуднымъ искусства и умѣнья поступать, какъ должно; впрочемъ всегда успокоиваетъ себя сознанiемъ своей худости, и благонамѣренностью, которой прежде всего ищетъ Богъ отъ человѣка. Смиренiе зуботится о возможномъ совершенiи и достиженiи своихъ цѣлей, особенно въ дѣлахъ внешнихъ, и чуждо неумѣстной настойчивости. Самъ я хоть и непричастенъ сего добра, но вопрошающимъ обязанъ высказать истину.

Объяснять, кому слѣдуетъ свое душевное устроенiе весьма полезно и доставляетъ внутреннее облегченiе; но нужно войти во вкусъ сего собственнымъ опытомъ, при довѣрiи и оставленiи собственныъ разумѣнiй.

Недолжно думать, чтобы мы могли сдѣлать кого либо несчастнымъ или благополучнымъ. Это принадлежитъ только Богу, и собсвтенной волѣ человѣка, если благоразуменъ пребываетъ предъ Сотворшемъ его.

Семейныя тяготы должно переносить какъ добровольно избранную нами долю. Заднiя мысли тутъ скорѣе вредны нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себѣ и о семействѣ молиться Богу, да сотворитъ о насъ полезное по волѣ Своей святой.

Многогр. Амвросiй.