19-го Н. – 60 г.

4.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ …

Посылку Вашу – шелкову матерiю, 4 плитки какао, двѣ книги отъ … получилъ, и благодарю Васъ за усердiе Ваше. Отецъ Ф. спрашиваетъ, на что употребить эту матерiю? Она болѣе всего прилична на подризники, отчасти на пристольную одежду, а на ризы совсѣмъ нейдетъ.

Забываю написать Вамъ, чтобы Вы придержались средины въ толщинѣ бумаги и крупности писанiя, а то Вы черезъ чуръ уже уклонились къ толщинѣ бумаги. Напрасно Вы приняли къ сердцу мои замѣчанiя, я написалъ просто, что находилъ нужнымъ высказать. Неудовольствiя тутъ никакого не было ни на волосъ. Не правильно Вамъ совѣтовали чтобы наставнику писать подъ влiянiемъ чувства дѣйствующаго; иное дѣло съ другими людьми, а наставнику должно описывать дѣйствiя обсуженныя, особенно ошибки свои, или дѣйствiя гнѣва, или вообще движенiя ветхахо человѣка и оскорбленiя самолюбiя. Знайте, что характеры имѣютъ значенiе только на судѣ человѣческомъ, и потому или похваляются и порицаются; но на судѣ Божiемъ характеры, какъ природныя свойства ни ободряются ни порицаются. Господь взираетъ на благое намѣренiе и понужденiе къ добру и цѣнитъ сопротивленiе страстямъ, хотя бы человѣкъ иногда отъ немощи и побѣждался чѣмъ, и опять судитъ нерадѣнiе о семъ, Единъ вѣдый тайная сердца, и совѣсть человѣка, и естественную его силу къ добру, и окружающiя его обстоятельства. Прочтите въ Лѣствицѣ Сл. 26, отд. 28 и въ книгѣ Аввы Дороѳея. Поуч. 10, стр. 126 и 127. Еще Вы спрашиваете чѣмъ себя умѣрять въ своихъ дѣйствiяхъ? Смиренiемъ, самоукоренiемъ, покаянiемъ, и страхомъ Божiимъ, памятуя всегда слово псаломское, чтобы уклоняться прежде отъ зла, и потомъ уже стараться творить благо.

Въ подобныхъ случаяхъ, какъ было с. Е. В. за дѣтей, если неудержите себя въ границахъ умѣренности, можно послѣ опять помягче объясниться, что польза дѣтей заставила Васъ крупно поговорить. Такое объясненiе потребно по разсмотрѣнiю вообще съ людьми не понимающими Христiанскаго смиренiя и обычая примиряться испрашиваньемъ прощенiя, а иногда и это не нужно, но самоукоренiе.

Пить если не пить чай до обѣдни въ Празники – въ такомъ случаѣ всякому должно смотрѣть на указанiе своей совѣсти и на свою немощь тѣлесную, и чтобы помирить совѣсть съ немощiю, хорошо бывать у ранней обѣдни, и напившись чаю можно отправиться и къ поздней обѣдни, смотря по обстоятельсвамъ. Если же не случится быть у ранней, а немощь пересилитъ къ чаю, то нужно послѣ приносить въ этомъ покаянiе, какъ и во всякомъ нарушенiи заповѣдей Божiихъ, по немощи. Если мы немодны тѣломъ и духомъ, то болѣе должно держаться смиренiя и покаянiя, не оставляя и того, что по силѣ своей понести можемъ. Смущаться во всякомъ случаѣ вредно. Видя же немощь свою и неисправность, за такихъ себя и считать должно.

… отъ души желаю мира душевнаго и мужества; да подастъ ему Господь крѣпость внутренняго человѣка въ окружающихъ неудобствахъ. Доногы должно принимать среднимъ образомъ – вполнѣ не довѣрять, и совсѣмъ не отвергать, а ожидать какъ дѣло покажетъ. Недолжно и своимъ выборомъ смущаться, зная, что Господь избралъ Iуду въ ликъ Апостоловъ, за предтельство котораго никто не обвиняетъ ни Перваго, ни послѣднихъ. Полезно Вамъ обоимъ помнить совѣтъ проф. Давида: «вторый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворитъ и изведетъ яко свѣтъ правду твою, и судьбу твою яко полудне» пс. 3в. читайте и весь псаломъ.

О. Иг. А… былъ не такъ здоровъ, теперь слава Богу ему лучше. О. Архим… нашъ интересуется знать о Вашем положенiи. Дѣтямъ… и Вамъ самимъ желаю здравiя и благоденствiя. Испрашивая всѣмъ Вамъ благословенiе Божiе обрюсь недостойный Вамъ молитвенникъ непотребный и многогр. I. Амвросiй.

P.S. Письма Ваши отъ 7-го, 10-го  13 Ноября получены. На последнее, и мы живы будемъ и Господь восхощетъ, отвѣтъ сотворимъ въ потребное время. Да и теперь не хочется мнѣ оставить Васъ, - впадшую въ душевредный ровъ. Вамъ кажется. Что нѣкоторые позволяютъ себѣ безстыдно лгать; а на самомъ дѣлѣ это совсѣмъ не такъ, а вотъ какъ. Ежели, по слову Св. Отцевъ, и одна страсть ослѣпляетъ, то что будетъ когда ихъ соберется куча цѣлая? Напрю: высокоумiе, четолюбiе, отъ нихъ же гневъ и ненависть къ препятствующимъ. Если, говорю, возобладаютъ такiя страсти человѣкомъ, - можетъ ли онъ имѣть правильный взглядъ на вещи? Не станетъ ли онъ, подъ влiянiемъ этихъ страстей выдавать неправильныя мнѣнiя, за сущую правду? Какъ человѣку кажется, такъ онъ и говоритъ.

Почта уѣзжаетъ. Писали ли Вы съ … къ О. Архимандриту и къ О. Антонiю?