Список

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Милостивый Государь

Николай Васильевичь!

Хотя я не имѣю чести лично знать Васъ, но рѣшился писать къ Вамъ, потому что знаю Васъ нѣсколько лѣтъ по благочестивой молвѣ о христiанской Вашей жизни и о христiанскихъ Вашихъ качествахъ. Вы много лѣтъ были по заповѣди Господней миротворцемъ ссорящихся и враждующихъ, а теперь слышу, что сами Вы впали въ такое страшное искушенiе, что не хотите кончить своей вражды христiанскимъ примиренiемъ, не смотря на то, что Вы, просто по человѣчески, воздали уже сугубо своему противнику: за дерзость пощечиною, а за пощечину приколотили его, какъ могли, въ полномъ разгарѣ огорченнаго сердца и оскорбленнаго Вашего самолюбiя. Кажется, довольно было бы уже сего. Но нѣтъ, Вы хотите еще кончить вражду свою по язычески, т. е. по примѣру людей невѣрующихъ, которые не вѣрятъ ни будущей жизни, ни будущему вѣчному блаженству, ни будущимъ вѣчнымъ мученiямъ; ‑ кончить дуелью, этимъ адскимъ узломъ двухъ убiйствъ, или вѣрные соединенiемъ убiйства съ самоубiйствомъ, потому что хотя одинъ иногда и окажется въ живыхъ, но тотъ и другой думалъ убить и себя самого добровольно подвергаясь умерщвленiю, напередъ душевно умирая. Прилично ли все это Вамъ старому христiанину, столько лѣтъ упражнявшемуся въ дѣлахъ благочестiя, и извѣдавшему силу животворныхъ заповѣдей Господнихъ, открытыхъ намъ во Св. Евангелiи? Посмотрите на начальника вѣры и на Совершитиеля нашего спасенiя, Сына Божiя, Царя Ангеловъ и Архангеловъ, какъ не отвратилъ Онъ лица Своего отъ заплеванiя и заушенiя и смиренно перенесъ всякiй видъ поношенiя и уничиженiя. Мы же нарицающiеся послѣдоватеями Его и жилающiе воцариться съ Нимъ въ изреченной Его славѣ, не хотимъ по христіански смириться и тогда, какъ вдвое уже по человѣчески воздали своему противнику за его оскорбленіе. Какой примѣръ подадите Вы юнымъ, въ такихъ сѣдинахъ своихъ, если благоразумно не захотите окончить вражду вмѣсто дуэли христіанскимъ примиреніемъ? Положимъ, что онъ первый Васъ вызвалъ на дуэль. Но онъ, какъ видно, человѣкъ маловѣрующій или и болѣе сего. Безразсудно послѣдовать тому, кто хочетъ ринуться въ пропасть, и туда же приглашаетъ собесѣдника своего. Умоляю Васъ Именемъ Господа нашего Іисуса Христа, смирившагося до рабія зрака и понесшаго всякаго рода оскорбленіе и безчестіе ради нашего спасенія. Понесите Вы благоразсудно ради своего спасенiя нанесенное Вамъ оскорбленiе, не примѣшивая тутъ никого, и ни для кого, и ни для чего. Хорошо пожертвовать своею душею для Господа, для пользы ближняго, и для собственнаго своего спасенія. Но не только не хорошо, но и безразсудно и достойно всякаго сожалѣнія пожертвовать собою для погибели другаго и для погибели собственной своей вѣчной, нескончаемой, невозвращаемой никогда. Подражайте Искупителю нашему, молившемуся къ Отцу Своему за распинавшихъ Его: «Отпусти имъ, не вѣдятъ бо, что творятъ». Можно то же сказать о противникѣ Вашемъ: не вѣсть бо что творитъ, вызывая Васъ на взаимное убійство. Молитесь смиренно и искренно Господу, чтобы простилъ ошибку вашу и его невѣдѣніе. Думаю, что не задолго предъ случившимся искушеніемъ вы читали Св. Евангеліе, гдѣ во многихъ мѣстахъ говорится о прощеніи обидъ и о любви ко врагамъ. Будьте истиннымъ Евангельскимъ послѣдователемъ, вѣрою и смиреніемъ сокрушивъ козни врага невидимаго (а не того, на кого враждуете), ищущаго погибели обоихъ васъ чрезъ вражду, и особенно чрезъ закосненіе въ непримиреніи. Обратите мысль вашу къ блаженнымъ райскимъ селеніямъ, гдѣ ликуютъ и несказанно радуются всѣ праведные, изъ коихъ ни одному не пришлось получить блаженный жребій безъ великихъ скорбей и оскорбленій. Пожелайте наслѣдовать съ ними жребій сей и Вы, а меня простите, дерзнувшаго писать къ Вамъ по христіанскому участію, хотя самъ я весьма непотребный и грѣшный человѣкъ и неисполнитель животворныхъ Евангельскихъ Заповѣдей Господнихъ.

Думалъ было я закончить симъ письмо мое къ Вамъ; но пришла мысль, что я не все написалъ вамъ, а именно не выставилъ причину, за которую попущаются подобныя и другія искушенія. Богоносными и духоносными Отцами поставляется главною причиною такихъ искушеній горделивое самомнѣніе, когда человѣкъ думаетъ, что онъ лучше другихъ или по жизни, или по уму, или по искуснымъ дѣйствіямъ, наипаче если это мнѣніе сопровождается настойчивостію характера, которая не допускаетъ человѣка принимать благіе совѣты другихъ, особенно почему либо меньшихъ. Настойчивость нигдѣ не числится среди добродѣтелей, а скорѣе составляетъ недостатокъ, даже и въ людяхъ великихъ. По баснѣ Крылова и орлу, устрояющему гнѣздо на высочайшемъ деревѣ, слѣдовало бы послушать совѣта крота, когда послѣдній увѣрялъ его, что древо это имѣетъ гнилые корни. Орелъ, отвергши благой совѣтъ существа, по обыкновенному мнѣнію слѣпотствующаго, подвергнулъ бѣдствію птенцевъ своихъ, когда возстала буря и исторгла это дерево. Дай Богъ, чтобы древо благочестія Вашего устояло, и съ помощію Господнею выдержало бурю нашедшаго искушенія, чего отъ всей души и отъ всего моего сердца искренно желаю Боголюбію Вашему. Господи, помилуй насъ, заступи и сохрани Твоею благодатію!

Многогр. Іером. Амвросій.

19 Октября 1864 г. Предтечевъ Скитъ при Оптиной Пустыни[1].

 



[1] Сомнительна приписка данного письма Н. В. Гоголю, т.к. писатель умер в 1852 г.