М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

7-го Декабря 75 вечеръ.

Миръ тебѣ чадцу, спутавшееся на пустякахъ, и по прежнему Божiе благословенiе на утвержденiе въ добромъ! Если ты не можешь сознать вины, и сказать святоотеческое «прости», то уже мнѣ приходится просить у тебя прощенiя за то, что въ недовольствѣ написалъ тебѣ обличенiе въ одномъ поступкѣ. Ты же пишешь, что тебѣ не довѣряютъ, что тебя подозрѣваютъ, что тебя считаютъ фальшивою. Никогда намъ такiя нелѣпости и въ голову приходили. А выслушая сама, что дѣло очень просто. Не разъ я тебѣ говорилъ лично, и не разъ писалъ, чтобы ты не затрудняла меня требованiями отвѣтовъ на такiе вопросы, решение которыхъ вполнѣ зависитъ отъ воли и мановенiя П. И. Ты же, презрѣвши мое слово, опять по старому потребовала отъ меня отвѣта телеграммою на подобный вопросъ: ѣхать ли тебѣ, или не ѣхать въ извѣстное мѣсто. Разумѣется, я былъ недоволенъ за преслушанiе твое и презрѣнiе моихъ словъ. А еще болѣе былъ недоволенъ, когда ты не написала мнѣ прямо изъ Москвы, что П. И. не хотѣла, чтобы ты ѣхала, или что ты сама не поѣхала, боясь его огорчить, или хоть бы написала второстепенное, что написала во второмъ письмѣ: что матушка твоя больна, что Варя нездорова, что денегъ было мало; а не писала бы досадительной неопредѣленной отговорки, что ты пробыла только 3 часа и сто ты зависишь отъ обстоятельствъ. Напиши ты мнѣнiе прямо, или не спрашивай меня неразсудно: тогда бы и я не написалъ тебѣ такаго обличенiя, котораго ты не понесла, или приняла съ огорченiемъ до безнадежiя о спасенiи воей души.

Лѣствичникъ же пишешь совсѣмъ другое, говоря: кто отвергаетъ, праведное или неправедное, обличенiе, тотъ отвергается своего спасенiя. Слова эти показываютъ, что вина не въ обличенiи, а въ отверженiи обличенiя.