<автограф прп. Амвросия:>

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Ваше Превосходительство

Достопочтеннѣйшая о Г<оспо>дѣ Софья Ивановна!

Скорбное письмо Ваше отъ 2 го Iюня получилъ, въ которомъ пишете мнѣ о смерти любимаго Вами брата, который такъ много заботился о Васъ; и ищете отъ меня слова утѣшенiя, особенно въ отношенiи участи брата умершаго. Судьбы Божiи намъ неисповѣдимы. <На полях вписано рукой прп. Амвросия: Надѣяться на милосердiе Божiе. Онъ силенъ <нрзб> и болѣзни <нрзб> болѣзнiю очищаетъ грѣхи. – ред.> Впрочемъ есть признаки, подающiе христiанскую надежду, что покойный братъ Вашъ получилъ уже или получитъ милость Божiю. Сказано въ св. Писанiи, что многими скорбми подобаетъ намъ внити въ Царствiе небесное. А Вашъ братъ, по засвидѣтельствованiю Вашему, не мало имѣлъ правильныхъ скорбей, во 1 хъ честно проходя свою службу и христiански заботясь объ участи своихъ родныхъ; во 2 хъ довольно долго онъ былъ боленъ тяжелою болѣзнiю; наконецъ и умеръ внѣ своего семейства на чужой сторонѣ, и сверхъ того по смерти обвиненъ въ растратѣ большой денежной суммы, которой вовсе не тратилъ. И послѣднiе два случая должно считать дѣломъ промысла и попущенiя Божiя. Господь по милосердiю Своему желая помиловать человѣка предоставляетъ всевозможныя къ тому средства, за неправедное обвиненiе даруя прощенiе согрѣшенiй. И хотя братъ вашъ передъ смертiю не былъ напутствованъ какъ бы слѣдовало таинствами, но по словамъ Вашимъ былъ исповѣданъ и приобщенъ св. Таинъ въ великой постъ, и послѣ уже какъ больной не могъ впадать въ тяжкiя согрѣшенiя. Впрочемъ родные покойнаго много не правы въ томъ, что, видя его въ тяжкой и отчаянной болѣзни, не предлагали ему прибѣгать къ духовнымъ врачествамъ. Св. Апостолъ Іаковъ говоритъ: «Болитъ ли кто изъ васъ, да призоветъ пресвитеры церковныя и да молитву сотворятъ надъ нимъ, помазавшее его елеемъ во имя Господне: и молитва вѣры спасетъ болящаго, и воздвигнетъ его Господь: ‑ и аще грѣхи будетъ сотворилъ, отпустятся ему». Іак. 5, 14. 15. Думаю, что такая странная болѣзнь, которой не понимали доктора, послана была покойному брату Вашему для того, чтобы прибѣгать не къ докторскимъ пособiямъ, а къ врачествамъ духовнымъ, каковы таинство исповѣди, приобщенiе св. Таинъ и Елеосвященiе. И если бы по волѣ Божiей и не возсталъ отъ одра болѣзни Николай Ив. то всячески получилъ бы великую отраду душевную и скорую милость Божiю. Но это было не понято и оставлено – и все по причине тѣснаго сближенiя съ иновѣрцами, которыя не вѣруютъ въ таинства, а иные и въ бытiе Божiе. Пусть это будетъ урокомъ и для Васъ и для всѣхъ знавшихъ покойнаго, что православнымъ слѣдуетъ не только въ сильномъ градусѣ болѣзни, но и въ не опасномъ еще положенiи предлагать больному, чтобы прибѣгалъ почаще къ духовному врачеству св. Таинствъ Церкви. Вы при жизни брата не сдѣлали сего и теперь ищете, чѣмъ бы загладить вину свою. Читайте по силѣ своей Псалтирь и въ каждой каѳизмѣ на словахъ поминайте имя покойнаго брата, чтобы Господь простилъ его согрѣшенiя и Васъ помиловалъ; такъ же если можете, творите по немъ посильную милостыню, и особенно по возможности поминайте его на бескровной жертвѣ. Все это великую пользу дѣлаетъ душѣ умершей съ вѣрою въ обетованiя Православной Церкви.

Видѣть брата Вашего во снѣ, въ какомъ онъ теперь положенiи, не желайте. Тутъ можетъ быть искушенiе вражiе.

Апостолъ Павелъ говоритъ: «вѣрою ходимъ, а не видѣнiемъ». Вамъ еще желательно знать, видятъ ли мертвые живыхъ. Св. Афанасiй Великiй пишетъ, что спобобившiеся получить милость Божiю получаютъ отъ Бога благодать, видѣть изъ блаженныхъ мѣстъ своихъ и состоянiе живыхъ, и ходатайствовать о нихъ предъ Богомъ по мѣрѣ своей.

О своемъ же положенiи молитесь Богу словами Св. Давида: скажи мнѣ Господи путь, въ онъ же пойду. Испрашивая на Васъ благословенiе Божiе