Письма
к Афанасии, казначее
Троицкого Севского монастыря.
{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.
Сугубо сиротствующія Матери
Мать Аѳанасія и Мать Меланія!
Хочу
нарушить безмолвіе Ваше и глубокое молчаніе моимъ грѣшнымъ поздравленіемъ
съ приближающимся всерадостнымъ хрістіанскимъ торжествомъ. Обрадовавній
Рождествомъ Своимъ все человѣчество и естество ангельское, да обрадуетъ и
сѣтующія души ваши и болѣзнующія сердца, а можетъ быть и
тѣлеса. Всѣмъ извѣстно, что въ первую нощь Рождества
Хрістова, [А]/н/ебесныя воинство Ангеловъ, между небомъ и
// л. 1
Землею,
на пространствѣ воздушномъ, прославляли Господа пресладчайшимъ
[сво<имъ>]/пѣні/емъ: слава въ вышнихъ Богу, и на Земли миръ, въ
человѣцѣхъ благоволеніе. Да и до селѣ ежедневно въ Церкви
православной повторяются слова сего ангельскаго пѣснопѣнія. Но мы,
будучи ослѣпляемы суетою /помысловъ и/ печалей и попеченій житейскихъ
/или земныхъ,/ не всегда вникаемъ достодолжно въ великій смыслъ и въ великое
значеніе сей Ангельской пѣсни. За все постигающее насъ, скорбное или
болѣзненное, а иногда и утѣшительное, не воздавая должнаго
благодаренія и славы Богу, въ вышнихъ живущему во свѣтѣ
неприступнѣмъ мы лишаемся мира Хрістова,
// л. 1 об.
превосходящаго
всякъ умъ, даруемаго достойнымъ по неизреченному благоволенію Божію къ роду
человѣческому. Помолитесь, Матери, дабы и меня грѣшнаго всеблагій
Господь не лишилъ того, что пишу Вамъ.
Привѣтствую
о Господѣ Мать Сергію, съ искреннимъ благожеланіемъ всего благаго,
душеполезнаго, и спасительнаго, какъ ей, такъ и вамъ.[1]}
{Непотребн.<ый>
I.<еромонахъ> Амвросій.[2]}
{22го Дек.<абря>
Здоровье
мое болѣе прежняго неисправно. Вотъ уже болѣе четырехъ
мѣсяцевъ чувствую охриплость въ горлѣ, а иногда и боль.
На
предположеніе устроить
// л. 2
въ
скиту придѣлъ во имя Пр. Иларіона Великаго, съ правой стороны
Скитской церкви, Калужскій Владыка не согласился; а совѣтуетъ лучше
построить больницу, и въ больницѣ устроить храмъ во имя сего
преподобнаго, что многіе одобряютъ болѣе прежняго предположенія. Въ
скиту, можетъ быть, пришлось бы служить нѣсколько обѣденъ въ годъ,
а въ больницѣ могутъ служиться по крайней мѣрѣ двѣ
литургіи еженедѣльно. Больницу предполагаютъ выстроить въ саду, на южной
сторонѣ монастыря, за оградою, противъ келліи О. Пимена.
У
насъ были постриги. Пострижено всего 17 человѣкъ, между прочимъ
келлейники О. Иларіона: О. Николай — Несторъ,
О. Филиппъ — Филаретъ, О. Николай /Афросимовъ/ — Иларіонъ.[3]}
// л. 2 об.