<Рукой писца>

/Іюл<ь???> 76[1]/

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.[2]]

Пречестнѣйшая Матушка

Игуменія Антонія!

Поздравляю тебя съ приближающимся днемъ твоего Ангела, а Матушку Казначею Магдалину и прочихъ Сестеръ съ дорогою имянинницею. Сердечно желаю всѣмъ вамъ знаменательный сей день встрѣтить и провести во взаимномъ мирѣ и радости и утѣшеніи душевномъ.

По недосугу и немощи написалъ кратко.

Испрашивая миръ и благословеніе Божіе на дорогую имянинницу и на всю Орловскую обитель, пребываю съ искреннимъ благожеланіемъ и любовію о Хрістѣ

/Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.

Здравіе наше утомленное и напряженное.

Письма отъ Васъ съ М. Магдалиною получилъ.

8го Іюл<???>я — 76. г.[3]/

 

 

 

31го Іюля 1876го г.

[М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Пречестнѣйшая Матушка

Игуменья Антонія![4]]

Письмо твое заказное отъ <???> Іюля получилъ я, и спѣшу отвѣчать тебѣ хоть вкратцѣ. По означеннымъ тобою причинамъ можешь просить Вашего Владыку объ увольненіи тебя отъ настоятельства, и о сдачѣ монастыря М. М<агдалинѣ>. Только погоди подавать письменное прошеніе, а сперва на словахъ по<???>ясни Владыкѣ все, о чемъ пишешь мнѣ, и попроси его уволить тебя; отъ того, какъ Преосвященный приметъ твою просьбу, видно будетъ, есть ли на это воля Божія, или нѣтъ; и согласно съ тѣмъ, какъ соизволитъ Владыка, можно тебѣ будетъ поступить. Но прежде всего отслужи Царицѣ Небесной, передъ Балыкинскою[5] Ея иконою, молебенъ съ Акаѳистомъ, и усердно помолись Заступницѣ нашей, чтобы всесильнымъ ходатайствомъ Своимъ устроила о тебѣ благое и полезное; и послѣ этого уже можешь поговорить съ Владыкою, предоставляя конецъ дѣла волѣ Божіей.

Испрашивая на тебя и на всю обитель вашу миръ и благословеніе Божіе, остаюсь съ искреннимъ благожеланіемъ

Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.

 

P. S. Передайте отъ меня привѣтствіе и искреннее благожеланіе М. Магдалинѣ. Сердечно желаю вамъ мирнаго пребыванія и житія по волѣ Божіей.

 

 

 

 

/Н<оябрь> 76[6]/

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Пречестнѣйшая Матушка

Игуменья Антонія!

Потрудись передать Его Преосвященству, Преосвященнѣйшему Макарію, мою нижайшую и признательнѣйшую благодарность за Архипастырское его вниманіе ко мнѣ грѣшному и памятованіе о моемъ недостоинствѣ, и за указанную ноту, какъ писать отзывъ Торопову. Мы написали /нашъ отзывъ/, но не знаемъ, понравится ли онъ Его Преосвященству; и всячески старались о томъ, чтобы община не была отдѣлена отъ богадѣльни хоть впослѣдствіи времени. Посылаемъ Вамъ съ М. Казначеею копію съ нашего отзыва.

Еще пишешь, что Преосвященнѣйшій спрашиваетъ: о какихъ документахъ упоминается въ Сυнодальномъ указѣ? Вѣроятно о тѣхъ, которые были представлены въ Синодъ, и тамъ почему–либо забыты; потому что Мамошинъ, когда подавалъ прошеніе въ Синодѣ, приложилъ и планъ, и копію съ купчей, и все, что нужно.

Родственицы Бѣлевской М. Игуменьи опять возвратились назадъ. Сперва М. Игуменья сказала, что удерживать не будетъ; а потомъ не захотѣла отпустить. Бѣдная послушница Аѳанасія пострадала за то, что согласилась было съ ними ѣхать. Принять, или не принять ее, (равно какъ и всѣхъ другихъ), оставляю на Ваше съ М. Казначеею усмотрѣніе.

М. Казначею Магдалину привѣтствую о Господѣ, съ искреннимъ благожеланіемъ всего душеполезнаго и спасительнаго, какъ ей такъ равно и Матушкѣ Игуменьѣ Антоніи, и всей Орловской обители. У всѣхъ васъ прошу усердныхъ молитвъ, потому что мнѣ паче обычнаго нездоровится съ протяженіемъ нѣсколькихъ дней.

Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.

30го Ноября 76 г.

Нельзя ли предложить Владыкѣ, чтобы онъ съ своей стороны представилъ въ Св. Синодъ, чтобы поспѣшили разрѣшеніемъ церкви, такъ какъ зданіе для домовины церкви готово; также зданіе для богадѣльни и пр. готовы.

 

 

 

/Д<екабрь> 76[7]/

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Пречестнѣйшія Матери

Матушка Игуменья Антонія, и

Матушка Казначея Магдалина!

Вчера получилъ отъ васъ пространное писаніе, на которое спѣшу отвѣчать вамъ хоть вкратцѣ, и по немощи и по крайнему недосугу. Вы пишете, что толки о переводѣ Вашего Владыки въ Уфу доходятъ почти до офиціальныхъ извѣстій. Если это правда, то уже не благовременно хлопотать о той перемѣнѣ, о которой думаете, потому что уже поздно: Владыка уже не имѣетъ права въ такомъ положеніи дѣлать перемѣны въ своей епархіи. Во вторыхъ неблаговременно и потому, что теперь послѣдній мѣсяцъ въ году, и требуется вамъ сдать годовые отчеты, и нельзя при этомъ два дѣла мѣшать въ одно. Если слухи эти окажутся неосновательными, т. е. о переводѣ Владыки, то послѣ Новаго Года лучше будетъ [объ этомъ] посудить и потолковать о предполагаемой перемѣнѣ. Какъ вамъ угодно, и что–то духъ мой что–то не склоняется на то, чтобы теперь хлопотать объ этой перемѣнѣ; а нужно подождать еще часа или мановенія воли Божіей. Нѣкто изъ великихъ мужей сказалъ: когда придетъ часъ воли Божіей на что–либо, то это какъ перстомъ указано будетъ изъ тогдашнихъ обстоятельствъ.

Хорошо, что М. Магдалина до насъ не доѣхала. Лучше пусть пріѣдетъ тогда, когда будетъ нужнѣе. Теперь пока потерпите и подождите, занимаясь обычными своими дѣлами по обители.

Поздравляю васъ съ наступающимъ /всерадостнымъ/ праздникомъ Рождества Хрістова, и сердечно желаю вамъ встрѣтить и провести оный въ мирѣ и утѣшеніи духовномъ.

Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.

20го Дек.<абря> 76 г.

Здоровье мое не много ниже обычнаго. Катарръ желудка очень усилился, и беспокоитъ своими причудами.

Посылаю вамъ копію и съ послѣдняго отзыва Торопова, много смягченнаго противъ прежняго.

Бѣлевская Послушница Аѳанасія, которую съ мѣста сдвинули Игуменскія племяницы, все беспокоитъ меня письмами о своемъ нерѣшительномъ положеніи. Если можно, окажите ей вашу милость /и снисхожденіе/, впрочемъ по усмотрѣнію и соображені[я]/ю/ вашему.

Посылаю вамъ общее поздравленіе.

 

 

/Д<екабрь> 76[8]/

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Пречестнѣйшая Матушка

Игуменья Антонія!

Встрѣтивши праздникъ Рождества Хрістова, пишу тебѣ отвѣтъ на твое письмо отъ 22го Декабря. Если бы не было путанныхъ обстоятельствъ о которыхъ ты пишешь, и которыя могутъ послужить нареканіемъ, какъ тебѣ, такъ и другимъ, то слово Владыки: «теперь можешь подавать на покой», можно бы принять за указаніе, что настало время проситься тебѣ на покой. Но по причинѣ означенныхъ непріятныхъ обстоятельствъ, всячески нужно по[т]/д/ождать благопріятнаго къ тому случая. Если придет[ся]/ъ/ часъ воли Божіей уволиться тебѣ на покой, то это можно сдѣлать во всякое время; а пока отложи заботу объ этомъ. Посмотримъ, что и какъ будетъ; и займись приготовленіемъ Сестеръ, какихъ духовное начальство предписываетъ приготовить для военнаго времени. Отказывать и сопротивляться въ этомъ дѣйствительно нельзя, такъ какъ предписывается это отъ /Св./ Синоду сдѣлано предложеніе это отъ самой Императрицы. Ты недоумѣваешь, изъ какихъ /Сестеръ/ слѣдуетъ выбрать для этого дѣла, — изъ желающихъ ли и не способныхъ, или изъ не желающихъ и способныхъ и благоговѣйныхъ. Думаю, что всячески лучше выбирать изъ желающихъ. Если онѣ и получатъ въ этомъ дѣлѣ какой–либо вредъ душевный, то сами будутъ виноваты, потому что сами пожелали. А если невольно послать благоговѣйныхъ, и онѣ повредятся, то на насъ будетъ отвѣтственность. Впрочемъ, если увидишь, что нѣкоторыя юныя по неопытности стремятся къ этому дѣлу, тѣхъ призывай порознь, и прямо объясни имъ могущій быть тамъ соблазнъ и вредъ душевный. Если же какія не убѣдятся твоимъ вразумленіемъ, оставь на ихъ волю, говоря имъ: сами будете виноваты за свой вредъ душевный и за свой соблазнъ. Не знаю, какъ и куда будутъ посылать сестеръ милосердныхъ изъ монастыря для ухода за раненными; а всячески хорошо бы было, если бы съ этими сестрами послать для присмотра одну хорошую старушку, или двухъ.

Привѣтствую о Господѣ М. Магдалину и благодарю ее за благовременный и разумный совѣтъ, и за то, что прямыми глазами посмотрѣла на дѣло это, и сказала прямо то, что слѣдуетъ. Дѣйствительно, среди такихъ путанныхъ обстоятельствъ проситься на покой, и черезъ это подать поводъ къ непріятнымъ хх хх нареканіямъ, было бы весма не хорошо, и неумѣстно, и некстати. Даже, если бы тебя, Мать Игуменья, самъ Владыка спросилъ, почему же не подаешь на покой, отвѣчай ему необинуясь, что считаешь это неблаговременнымъ.

[Испрашивая на васъ и на обитель вашу миръ и благословеніе Божіе, остаюсь съ искреннимъ благожеланіемъ, встрѣтить вамъ Новый Годъ въ болѣе благопріятныхъ обстоятельствахъ и въ хорошемъ расположеніи духа.[9]]

Многогр.<ѣшный> І.<еромонахъ> Амвросій.

26 Дек.<абря> 76 г.

 

 



[1] Вписано карандашом издателей.

[2] Зачеркнуто карандашом издателей.

[3] Рукой Амвросия.

[4] Зачеркнуто карандашом издателей.

[5] Балыкинская икона Божией Матери — икона Пресвятой Богородицы из села Балыкина Стародубского уезда Черниговской епархии.

По преданию икона находилась в доме пана Дульского, который во время шведской войны, когда шведы шли мимо Стародуба, заметил появление на иконе слёз из глаз Божией Матери. После этого пан Дульский дал обет поставить икону в храм, который бы тогда строился. Он долго медлил с передачей иконы, но после явления ему во сне Богородицы, передал образ в бедный Балыкинский приход. Это произошло 4 августа 1711 года.

Икона написана на холсте, приклееном на доску. Икона относится к типу Умиление, голова Богородицы украшена диадемой, взгляд ее направлен на младенца Христа, лежащего на ее коленях. На серебряном вызолоченном окладе имеется надпись: «1811 г., июня 24, коштом графини Анны Ивановны Безбородко переделана и вызлащена».

Празднование иконе совершается 13 июля (30 июня по старому стилю).

[6] Вписано карандашом издателей.

[7] Вписано карандашом издателей.

[8] Вписано карандашом издателей.

[9] Зачеркнуто карандашом издателей.