М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Прости, что не отвѣчалъ на письмо твое отъ 10-го Сентября. Видя скорбь твою отъ искушенiй вражiихъ много разъ сбирался писать тебѣ, но крайнiй недосугъ и обычная моя немощь и изнемозенiе никакъ не додопустили сего сдѣлать. Вотъ и второе твое получивъ письмо отъ 26-го Сент., изъ котораго видно, что козни вражiи противъ тебя не умаляются, а только измѣняются въ другiе виды. Много козненный врагъ ухищряется то возносить тебя до небесъ, то неизводить до бездны. Но да упразднитъ Всеблагiй Господь козни его, ходатайствомъ и заступленiемъ Пречистой Его Матери и всѣхъ святыхъ благоугодившихъ Ему. Ты давно все желала скорбей и попранiя и уничиженiя отъ людей въ отдаленномъ извѣстномъ мѣстѣ, куда тебя помыслъ не перестаетъ тянуть разными извѣтами. Но вмѣсто этого тебѣ попущено терпѣть досажденiя и искушенiя отъ бѣсовъ въ томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ живешь. Думаю, что тебѣ случилось это потому, что дѣйствовала ты вопреки сказаннаго въ молитвѣ Господней, въ которой во1-хъ молимся такъ: да будетъ воля Твоя; а потомъ въ концѣ: не введи насъ во искушенiе, но избави насъ отъ лукаваго. Не знаю, понимала ли ты смыслъ этихъ словъ? Св. Исаакъ Сиринъ въ 5-мъ словѣ объясняетъ ихъ такъ. Видимыя скорби отъ людей, отъ обстоятельства и отъ болѣзней тѣла должно терпѣть, и переносить со смиренiемъ и благодаренiемъ, покаряясь Всесвятой волѣ Божiей о душевныхъ искушенiяхъ должно молится Господу, чтобы не подвергнуться о нѣмъ». «Помолися, говоритъ сей Святый, не внити во искшенiя и вѣръъ. Помолися не внити во мнѣнiи ума твоего во искушенiя съ бѣсомъ хулы и гордыни. Помолися не внити попущенiю Божiю въ явное искушенiе дiаволово, злыхъ ради помышленiй, яже помыслитъ еси во умѣ твоемъ, ихъ же ради и попущенъ еси (въ сiе искушенiе). Помолися не отступити отъ тебе ангелу цѣломудрiя твоего, да не будеши ратовать горящего бранiю грѣха, и отлучитися отъ него (т. е. отъ ангела). Помолися не внити во искушенiе разбраженiя на кого-либо, или во искушенiе двоедушiя и сомнѣнiя или же душа возводится въ великую затрудненiю. Искушенiя же (скорбныя) тѣлесныя вседушнѣ подъяти уготовляйся, и всѣми чудесы твоими пройди скозь тѣхъ; и очи твои слезъ исполни да не отсупитъ храняй тя ангелъ отъ тебя. Кромѣ бо искушенiй сихъ промыслъ божiй не зрится, и еже къ Богу дерзновенiе не возможно есть стяжати, и премудрости дуъа не возможно есть научитися, и Божественному ожделѣнiю въ души твоей утвердитися не возможно есть». И еще сей Святый прибавляетъ, глаголя: «и паки помолися не внити во искушенiе явное дiаволово за киченiе твое, но за еже любити тебѣ Бога, да сила Его споспѣшествуетъ тебѣ, и тобою побѣдитъ враги Своя, и прославится да искусится любви твоя къ Богу сила Его въ терпѣнiи твоемъ. Тому слава и держава въ вѣким вѣковъ. Аминь».

По словамъ Св. Исаака Сирина разсмотри свое положенiе и расположенiе, и устроенiе душевное, и приведи себѣ на память то: когда Антонiй В. въ видѣнiи узрѣлаъ повсюду разщспростертыя сѣти вражiи и съ удивленiемъ и ужасомъ воскликнулъ: кто можетъ миновать и избѣжать всѣхъ сѣтей сихъ, то услышалъ Божественный отвѣтъ: смиренiе избѣгаетъ ихъ, и не прикасаются къ нему. Оставб обманчивую мысль, что ты въ отдаленномъ мѣстѣ будешь смиряться, и будешь переносить всякое попранiе и уничиженiе; а лучше смирись въ настоящее время и въ настоящемъ мѣстѣ гдѣ живешь, и считай себя мысленно подъ ногами всѣхъ, т. е. считай себя достойною всякаго попранiя и уничиженiя., и досажденiя. Особенно же не бойся того, что тебя можетъ оклеветать предъ начальствомъ сестра, решившаяся въ затворъ, съ которою ты имѣла пежде близкое сношенiе по преслушанiю, вопреки запрещенiя покойной М. Игуменьи, и которую теперь врагъ воздвигъ противъ тебя на великую ненависть. Нисколько не вини себя и за то, что будто бы и ты въ числѣ другихъ послужила къ разрушенiю неправильнаго ея затвора. Сама разсуди: способенъ ли тотъ человѣкъ къ безмолвiю и затвору, который безъ всякой основательной причины побѣждается ненавистiю къ ближнимъ. При случаѣ объяснись съ ней, и по монашески попроси прощенiя, и послѣ будь покойна относительно ея; только молись о ней и о себѣ вмѣстѣ, чтобы Господь имиже вѣсте судьбами вразумилъ и настравилъ васъ на истину свою, - нисколько не опасаясь устрашенiи вражiихъ, будти бо и въ тебя можетъ вселиться ненпвисть къ ней. Равно презирай устрашенiя вражiи, будто бы онъ силенъ тебя вринуть въ такую напасть что ты будто бы отвергнешься распятью Господа. Всѣ эти плетенiя вражiи, если бы и было попущено ему, могутъ кончиться какими-либо нелѣпыми мнѣнiями и несправедливыми толками отъ человѣка. Но ты напередъ помни Псаломское слово: уготовихся и не смутихся, и призывая Божiю помощь и заступленiю Владычицы нашей Пресвятой Дѣвы Богородицы, уготовляйся понести всякiя наважденiя и досажденiя, и какое бы то ни было стѣснѣнiе со стороны высшихъ или нисшихъ, по ухищренiю вражiю. Смиренiе и терпѣнiе на все побѣда, содѣйствiемъ Божiимъ. Повторяю: не отлагай потерпѣть попранiе и уничиженiе въ отдаленномъ мѣстѣ, но начни терпѣть все тутъ и теперь, по сказанному: нынѣ начахъ многоразличныя внушенiя вражiи считай на равнѣ съ хульными помыслами, и старайся презирать ихъ, молясь Псаломскимъ словомъ: Боже въ помощь мою вонми, Господи помощи ми пожтщен да постыдятся и посрамятся ищущие душумя, да возвратятся вспять и постыдятся (хотящiи мыслящими злая. Когда же будутъ враги внушать похвалу похвалу и гордостное возношенiе, то продолжай слѣдующiй стихъ; глаголя: да возвратятся обе стыдящееся глаголющiми: благоже, ббагоже (Псал. 69). Также приличное и въ приличное время произноси изъ 39-го Псалма, начинающагося такъ: терпя потерпѣхъ Господа, и внять ми, и услыша молитву пою и проч. по избранiю до конца. Иногда же противъ гордыхъ помысловъ молись, какъ молился нѣкто изъ дрѣвнихъ отцевъ, глаголя: Господи, чужда есмь всякаго блага, и и сполнена есмь всякаго зла: помилуй мя, единымъ силосердiемъ твоимъ. И повторяй это много раз если возможно съ земнымъ поклоненiемъ. Главное же старайся удержать вѣру и упованiе спасенiя, что Господь хощетъ всѣмъ спастися и въ разумъ истины прiити. Врагъ же немощной только силится удалить человѣка отъ спасительнаго пути разными нелѣпыми внушенiями и устрашенiями и возможными искушенiями, чтобы какъ нибудь поколебать человѣка, и отвратить отъ истиннаго пути; и хотя онъ иногда, аки левъ рыкая ходитъ искiй кого поглотити, но святой Апостолъ петръ увѣщеваетъ противиться ему твердою вѣрою, и упованiемъ на Господа, что Онъ не оставитъ насъ, и силенъ упразднить и разрушить всѣ козни вражiи, какъ слышимъ часто въ тропарѣ мучениковъ, - которые, имущее крѣпость отъ Господа, мучителей низложиша, и сокрушиша демоновъ немощныя дерзости. Также презирай и лукавыя внушенiя вражiи: не пиши объ этомъ Старцу, да не явишися тщеславия, и онъ можетъ говорить, что ты велика, и будетъ тебя ставить въ примѣръ другимъ. Въ какой примѣръ? Развѣ въ примѣръ путаницы? Кто путается, тому потщеславиться нечѣмъ; и особенно не кстати то мнѣнiе, что путающiйся твердо стоитъ, и навыкъ великому дѣланiю. Великая путаница дѣланiе не великое. – Пока довольно съ тебя, самъ Господь да вразумитъ тебя на все душеполезное и спасительное, и пречистая Его Матерь да защититъ отъ злыхъ и коварныхъ козней вражiихъ.

Многогр. I. Амвросiй.

4-го октября 67 г.

 

 

18 Ноября 67.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Былъ случай послать тебѣ отвѣтъ на два письма твои отъ 18 Окт. и отъ 5 Ноября, съ М. Расраилою Сѣвскаго. Но по немощи и недосугу ни какъ не могъ сего сдѣлать. Теперь, хоть и немощенъ, а понуждаюсь писать тебѣ, видя нужду твою отъ вражiихъ нападенiй. Буемъ надѣяться на помощь Всеблагаго Господа, который силенъ упразднить козни вражiи, за молитвы Пречистыя Совея Матери, и Святыхъ Его, молящихся о насъ. Пишешь, что у тебя опять родилось желанiе перейдти въ Арзамасъ. Считай это желанiе за искушенiе вражiе, такъ какъ оно внушается тебѣ какъ бы съ насилiемъ. Если бы на это была или будетъ воля Божiя, то это можетъ устроиться само собою у Господа Бога всякихъ средствъ много. По волѣ же вражiей ни въ какомъ случаѣ дѣйствовать не должно ни подъ какими благовидными предлогами. Врагъ тебя устрашаетъ тѣмъ, что будто тебя въ Курскѣ могутъ сдѣлать начальницею. На подобныя внушенiя старинные люди отвѣчали такъ: бабушка сказала на двое, либо сдѣлаютъ, либо нѣтъ. И скорѣе послѣднее, потому что у насъ съ тобою нѣтъ начальническихъ достоинствъ. И это внушенiе просто вражiе наруганiе, которымъ онъ вмѣстѣ съ этимъ и смущаетъ тебя. Хотя и бываютъ такi случаи, что людей, путающихся на молитвѣ, или въ молитвенномъ подвигѣ Промыслъ Божiй иногда устрояетъ на начальство для того, чтобы привести ихъ въ правильное и не прелестное положенiе: но дѣломъ Промысла Божiя, который все устрояетъ къ благу и къ пользѣ нашей духовной, не должно устрашать себя, а оставлять это на всеблагую волю Господню, съ вѣрою и преданностiю покоряесь мановенiю Божественнаго и о насъ Провидѣнiя; и между прочимъ строго изслѣдуя свой помыслъ и ухищренiя вражiи, не скрывается ли тутъ тонкiй какой-либо тщеславный помыслъ, который должно всячески отвергать, потому что тщеславiе грубое и тонкое всячески приноситъ вредъ человѣку. Врагъ по-видимому устрашаетъ етбя начальствомъ; но если, какъ должно разсмотрѣть это устрашенiе, то и окажется явно вражiе ухищренiе, которымъ тонко онъ путаетъ тебя, чтобы породить въ душѣ твоей желанiе къ начальству. Такъ считай это устрашенiе, и старайся презрѣть его. – Иконный работы оставлять тебѣ не слѣдуетъ, а только должно заниматся его въ приличное время, не оставляя четочнаго правила, и другаго молитвеннаго вычитыванiя, отъ которыхъ врагъ тебя отвлекаетъ, потому что все благословенное составляетъ существенную пользу монаха, отъ того и исполнятъ это бываетъ тяжело, и какъ бы неудобно, и какъ бы вы и всѣ этому мѣшаютъ. Причина и тяжести и такихъ неудобствъ есть ухищренiе и отвлеченiе вражiе, такъ какъ все благословение ему не нравится. Ты же, зная это, понуждайся исполнять по благословенiю назначенное; равно не оставляй и устной Iисусовой молитвы.

Пишешь, что по временамъ ты ослабѣваешь до малодушiя, а иногда и до отчаянiя. Знай, что главныя козни вражiи двѣ: бороть христiанина или высокоумѣемъ и самомнѣнiемъ, или малодушiемъ и отчаянiемъ. Св. Лѣствичникъ пишетъ, что одинъ искусный подвижникъ отражалъ козни вражiи ихъ же оружiемъ. Когда они приводили его въ отчаянiе, то онъ говорилъ самъ себѣ и врагамъ, какъ же вы не такъ давно хвалили меня, и приводили въ высокоумiе, - и черезъ это отражалъ злой умыселъ вражiй. Если же враги опять переметывались на другую сторону, и начинали хвалитъ, и подавать поводы къ высокоумiю и самомнѣнiю, то старецъ тутъ отвѣчалъ: какъ же вы не такъ давно приводили меня въ отчаянiе; вѣдь не одно другому противорѣчитъ. И такимъ образомъ сей подвижникъ съ помощiю Божiею отражалъ козни вражiи ихъ же оружiемъ, благовременно употребляя одно противъ другаго. Также у тебя бываетъ иногда мысль возставать мужественно противъ враговъ, и спрашиваешь: справедливо ли это? Противоположное сему малодушiе показываетъ. Что не справедливо. Не нашей мѣры возставать противъ злохитрыхъ враговъ, а всего вѣрнѣе со смиренiемъ прибѣгать всегда къ помощи и заступленiю Божественному, призывая на помощь Самого Господа и Пречистую Его Матерь, какъ совѣтуетъ Св. Лѣствичникъ: именемъ Iисусовымъ поражай ратники.

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросiй.