16 Янв. 68.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Получилъ отъ тебя два письма, отъ 10-го Дек., и отъ 1-го Ян. Въ послѣднемъ описываешь, какъ въ тебѣ возродилось опять желанiе въ Ар., послѣ видѣннаго тобою сна, въ которомъ тебѣ представилась бывшая М. Игуменья и Ел., убѣждавшiя тебя всѣмъ удалится въ Вр., и съ Ел. ты теперь и примирилась. Сказано: отъ плодъ ихъ познаете ихъ; а по послѣдствiямъ видѣннаго тобою сна, а также и примиренiя ясно видно, чтобы то и другое искушенiе вражiе. И не удивляйся, что съ тобою этакiя вещи бываютъ; ибо и въ Евангелiи, во время предательства Господа Iисуса Христа пишется: быста друга Иродъ же и Пилатъ в той день съ собою, прежде бо быста вражду имуща между собою. – Въ твоемъ желанiи перейдти и Ар. явиное противоречiе. Ты здѣсь, живя въ собственной келлiи келейными, тяготишься этимъ; а тамъ воо естеръ», такая тѣснота, что меньше четырехъ не живутъ въ одной кельѣ; старшая спитъ на кровати, другiя на полу. – Говоришь, что, если угодно Богу и Царицѣ Небесной, чтобы тебѣ перейдти туда, то тебѣ подстся къ нимъ случай, и я тебѣ благословлю. А я тебѣ скажу, что если на то будетъ воля Божiя, то тебя туда переведутъ безо всякихъ усилiй съ твоей стороны. У Господа Бога средствъ много устроить это, если это полезно тебѣ; - но никакъ не слѣдуетъ, ни въ этомъ, ни въ другомъ чемъ-либо, исполнять волю враговъ одушевныхъ, смущающихъ тебя всякими внушенiями и предположенiями которымъ ты довѣряешь на томъ основанiи, что это тебѣ кажется. Вся стужающая тебѣ мысленная брань или путаница происходитъ отъ этого довѣрiя вражескимъ внушенiямъ, которымъ ты приписыыаешь какое-то значенiе или вѣроятiе, или которыя ты хочешь уловить, вмѣсто того чтобы презирать ихъ, призывая противу нихъ помощь Божiю. Главная же причина мысленной твоей брани, - великое твое высокоумiе, которое во всемъ проглядываетъ. Не высокоумiе-ли это, что получивъ нѣкоторое временное успокоенiе отъ брани ты повѣрила, что это – храненiе ума. Св. Iоаннъ Лѣствичникъ говоритъ Елико отсоятъ востацы отъ западъ, толико храненiе ума выше храненiя помысловъ и несравненно труднѣе онаго. А мы съ тобою и помысловъ моихъ не умѣемъ хранить, какъ должно, то откуда же возьмется у насъ храненiе ума? – Твое спокойствiе было не храненiе ума, а явная подсада вражiя. Тебѣ казалось, что ограждена твердою стѣною, что издали цѣлый полкъ врага хочетъ проломать эту стѣну, что онъ потомъ заревѣлъ и убѣжалъ. И все это было одно наруганiе бѣсовское, потому что послѣ безо всякой стѣны и безо всякихъ усилiй навонялъ у тебя подъ самымъ носомъ и ушелъ. А ты еще задала себѣ вопросъ; какая у него могла быть цѣль? И что это значитъ? Очень просто: бѣсовское наруганiе попущенное ради твоего высокоумiя, а цѣль его всегдашняя – смутить и отвлечь человѣка смиреннаго молитвеннаго состоянiя. И иногда благоуханiе и иногда смрадъ – все это прелесть вражiя[i]. Врагъ возводитъ тебя до небесъ и низводитъ въ бездну; и то и другое ради твоего высокоумiя. – Пишешь: «не могу вмѣтсть попеченiя о временной жизни, оно какъ цѣпiю оковало духъ мой. Не страшное ли это высокоумiе? Сказано: попеченiе лукаво даде Богъ сномъ человѣческимъ – да не въ горшее уклонятся. Вспомни изъ житiя Пр. Макарiя И.: что ему говорилъ бѣсъ: онъ не вьетъ, и не ѣсть и вовсе не спитъ, - одного только смиренiя у него не достаетъ. – Еще пишешь, что тягостно быть съ келлѣйными тебѣ. Зачѣмъ же набрала ихъ? Если можешь жить одна безъ келлейныхъ, то можешь и отпустить ихъ летомъ. Но впрочемъ стремленiе твое къ уединенiю весьма неправильное. Если Елизаветѣ оно вредно, то почему же тебѣ оно будетъ полезно? Ты живя и среди людей, не знаешь, куда дѣться отъ мысленной брани; что же было бы съ тобою на уединенiи? – Опять, что тебѣ приходило сильное желанiе умереть, и не боялась смерти, - все это обольщенiе вражiе. – Еще пишешь, что на тебя возложенъ великiй санъ. Никакого сана не возлагали на тебя. Санъ – священства, игуменьи; а что ты произнесла сугубые обѣты покаянiя и смиренiя, въ этомъ никакого сана нѣтъ. Говоришь: желанiемъ желаю непрестанно чистымъ умомъ и сердцемъ славословить Господа. Другими словами, нечистый желалъ бы быть чистымъ. Все это очень высоко! А достигается то, чего ты желаешь покаянiемъ и смиренiемъ и исполненiемъ заповѣдей Божiихъ. Если по словамъ Св. Лѣствичника, и вошедши на всю лѣствицу добродѣтелей человѣкъ долженъ молиться о помилованiи, то чѣмъ болѣе мы грѣшные и немощные сознавая что страсти и грѣхи тянутъ насъ къ землѣ, долженъ каяться и смиряться, а паче мѣры за высокое не браться, потому что съ высоты падаютъ, и возносятся по неволе смирится.

Ты духовникеу своему объяснила, что относишься ко мнѣ. Но развѣ это грѣхъ? Вѣдь духовнику на исповѣди должно объяснять только грѣхи. Ему какъ бѣльцу, простительно, что онъ не понимаетъ и не знаетъ монашескаго дѣла; но съ твоей стороны большая ошибка и необдуманность.

Сказано: безсовѣтiемъ уловляются беззаконiе. – Ты бы спрасила меня: нужно ли это было объяснять?

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросiй.

 

30 Апр. – 68.

Христосъ воскресе!

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Получивъ письмо твое отъ 25 февраля, все собирался написать тебѣ кое-что; но не успѣвъ еще отвѣтить на первое письмо, получилъ и второе, отъ 26-го Марта. Слава и благодаренiе Господу, что всесильнаго ради ходатайства и молитвеннаго предстательства Владычицы нашей Пресвятой Дѣвы Богородицы, мрачные твои помыслы хоть нѣсколько прояснились. Хотя желанiе о переходѣ въ Арх. Не оставляетъ тебя, но иногда мысль тебѣ противорѣчитъ, и тайное внушенiе въ сердцѣ говоритъ, что это намѣренiе и желанiе пустое. Сама пишешь, что это тайное очень тихо и покойно; а напротивъ, когда разгорится въ тебѣ желанiе удалиться изъ обители, то чувствуешь ожесточенiе, мракъ, памятозлобiе и ненависть къ ближнимъ, и лѣность къ молитвѣ. Подразумѣвай же изъ сего, что желанiе это съ лучшей стороны, и есть внушенiе враговъ и ненавистниковъ рода человѣческаго, ищущихъ всякой нашей погибели. Св. Григорiй Синаитъ пишетъ: «много требуется разсуждения, чтобы познать различiе добраго и зла… Явленна суть дѣйствiя благодати, которыхъ бѣсъ, хотя и преобразуется, подать не можетъ: ни кротости, ни тихости, ни смиренiя, ни ненавидѣнiя мiра, ни сласти и страсти утоляетъ, - это суть дѣйстввiя благодати. Дѣйствiе же бѣсовское есть дмѣнiе и высокомудрiе и страхованiе, и всякое зло».

Отчасти ты сама испытала это, собственнымъ опытомъ; потому будь осторожна и разсудительна: доброе удерживай, а лукавое отметай. Сама пишешь, что иногда находитъ на тебя какая-то мучительная необузданная, растрепанная свирѣпая радость дьявольская, которая тебя ужасно утомляетъ; и что всякая скорбь душевная отраженье этой безобразной радости. Сама теперь видишь, что это радосто съ противной стороны, но вмѣстѣ знай, что эта растрепанная радость находитъ не безъ причины; а видно, было когда нибудь, что ты по неопытности и неосторожности принимала обманчивую и прелестную радость за настоящую.

Посидѣть дома въ обители и въ своей келлiи нынѣшнiй годъ и никуда не отлучаться совѣтую и я тебѣ. Богъ вѣсть насколько еще продлиться жизнь твоя; и потому, особенно въ послѣднее время, не далжно презирать тайныхъ внушенiя совѣсти нашей, возбуждаемыхъ ангеломъ хранителемъ данныхъ намъ при крещенiи. Не вотще древними отцами говорится: сиди въ кельѣ твоей та всему тя научитъ. Особенно же прилично это сидѣнiе человѣку слабому силами, какъ тѣлесными, такъ и душевными. Тутъ уже странсвiя и труды тѣлесные неумѣстны и не вовремя. Старики и старухи въ дѣтское училище уже не ходятъ, такъ какъ это не прилично, да и не благовременно, ради ослабѣвшей ихъ памяти и силъ тѣлесныхъ. Старымъ и слабымъ прилично смиряться и готовить себя искреннимъ покаянiемъ ко исходу въ вѣчность.

Миръ тебѣ!

Многогр. I Амвросiй.

 

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Получилъ отъ тебя два письма, одно въ концѣ Iюля, другое въ Сентябрѣ. На первое въ свое время не отвѣчалъ, потому что въ Успенскiй Постъ и во весь Августъ былъ занятъ до чрезмѣрности, а потомъ я былъ крайне боленъ, такъ что 17-го Сентября былъ особорованъ таинствомъ елеосвященiя. Послѣ соборованiя понемногу стал поправляться; но до сихъ поръ еще очень слабъ, - болѣе мѣсяца никого почти не принималъ, и письмами заниматься не въ силахъ. Поэтому и тебѣ теперь пишу вкратцѣ Тимковскiя въ Сѣвскѣ. Поѣхалъ отъ насъ 21 Августа. Мать Варвара была у насъ очень больна; также и мать Серафима поболѣла здѣсь.

Искушенiе, о которомъ пишешь, было человѣческое, только подъ сильнымъ влiянiемъ сатанинскимъ.

Молитвенныя слова, о которыхъ спрашиваешь, можешь употреблять. Смотри тропарь Мученицы Агаѳiи 5 февраля, Мученицы Iулiанiи 21 Дек., Мученицы Татiаны 12 янв. Только употреблять можно съ великимъ смиренiемъ, и по особенному только чувству и внутреннему влеченiю, вполнѣ сознавая свое недостоинства.

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросiй.

8 Окт. 68.

 

 

 

29 окт. 68 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Мужайся и да крѣпится сердце твое. Среди докучливыхъ, и иногда устрашающихъ искушенiй вражiихъ утѣшай себя спостольскими словами: «вѣренъ Богъ, иже не оставитъ васъ искуситися паче еще можете, но со искушенiемъ сотворимъ и избытiе»; и часто повторяй это слово для укрѣпленiя себя. Также презирай суетныя, но злыя внушенiя врага, угрожающаго тебѣ погибелью. Самыя угрозы его показываютъ тебѣ надежду, что онъ не можетъ тебѣ ничего сдѣлать, покрываемой Милостiю Божiею. Если бы онъ могъ что-либо сделать, то не сталъ бы угрожать. Ангелъ Покаянiя Св. Ерму сказалъ, что врагъ дiаволъ совершенно безсиленъ и ничего не можетъ сдѣлать человѣку, если сей добровольно не согласится прежде на какой либо грѣхъ. Поэтому, когда врагъ докучаетъ тебѣ студными и скрверными помыслами, прибѣгай ко Господу, молясь Псаломскими словами: Господи! Изгонящiи мя мѣнѣ обыдоши мя. Радосте мiя! Избави мя отъ обишедшихъ мя. – Особенно не перевадыя хульными помыслами, которые явно происходятъ отъ зависти вражiей. Со стороны же человѣка поводомъ къ онымъ бываетъ или горделивое самомнѣнiе, или оужденiе другихъ. Поэтому въ нашествiи хульныхъ помысловъ прежде всего укоряй себя за осужденiе другихъ и гордое мнѣнiе, за настоящее или прошедшее, на сколько не безпокоясь тѣмъ, что слышишь неизреченныя хулы вражiи. А благовременно иногда произноси противъ оныхъ слова Св. Iоанна Лѣствичника: «иди за мною сатана! Тому Единому послужу, а болѣзнь твоя и слово сiе да обратится на главу твою, и на верхъ твой хула твоя да взыдетъ, въ семъ и будущемъ вѣцѣ. – Наконецъ необходимо тебѣ въ настоящее время имѣть въ виду, и твердо помнить совѣтъ Исаака Сирина; онъ пишетъ в 56-мъ словѣ: «когда человѣкъ, заботясь объ очищенiи внутреннемъ, милостiю Бжiею будетъ поиближаться къ первой степени духовнаго разума, т. е. разумѣнiя твори, тогда врагъ отъ зависти сильно вооружается на него хульными помыслами. И ты, да не стали говоритъ онъ, или въ странѣ сей безъ оружiй, да не ввскорѣ умреши отъ подсѣдающихъ и прельщающихъ тебя. Да будутъ же тебѣ оружiя слезы и частое пощенiе. И охраняй ея по прочести догматовъ еретическихъ сiе бо есть вооружающее на тя и наимножайте духъ хулы. Егда же сытыми чрево твое, да не возбезстртвуение испытати что отъ Божественныхъ вещей и разумѣнiй, и раскаешися. Во чревѣ наполненнѣе разума таинъ Божiихъ нѣсть». – Вашая симъ словамъ сего великаго старай имѣть посильные воздержанiе въ пище и въ питiи и сокрушенное и смиренное предъ всѣми сердце, чтобы прiобрести спасительный плачь а пред нихъ и настоящихъ согрѣшенiяхъ и черезъ то сохранить себя безвредною настоящемъ твоемъ искушенiи отъ дуъа хулы. Знай, что врагъ, если не можетъ кому сдѣлать вреда, то по злобѣ своей силится по крайней мѣрѣ смущать его и осаждать ему разными помыслами и злыми внушенiями.

Кажется писалъ и опять повторю: читай три раза въ день, утромъ, вечеромъ и въ полудни Псалмы Господь просвѣщенiе мне и другой, Живый въ помощи Вышняго.

Когда за работою по посмутнiю смущаютъ злые помыслы, оставь работу и положи 33 поклона, смиренно призывая милость и помощь Божiю.

Оба послѣднихъ твои письма получилъ, и что могъ написать посылаю тебѣ.

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросiй.

 

 

26 Ноября 68.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Получилъ отъ тебя два письма, и отвѣтъ свой начинаю со второго. Пишешь, что наканунѣ для Св. Архитрапила Михаила вражiй помыслъ обѣщалъ тебѣ, что въ самый праздникъ этотъ получишь всѣ дары духовные; а вмѣсто того, въ этотъ день нашла и тебя мрачная тоска, и въ сильной степени сталъ тебѣ пудать помыслъ о само. Вотъ даръ бѣсовскiе! – прелесть вражiя. Помыслъ шепчетъ тебѣ, то никто изъ святыхъ и желающихъ спастися не былъ боримъ этого мыслiю. Неправда: и великiе старцы были его боримъ; въ Молдавiи былъ весьма подвижный и безмолвный старецъ, который всю жизнь страдалъ этою мыслью. – Въ этой злой вражеской брани надо чаще повторять: «воля Божiя да будетъ с мною. Якоже Господеви изволися, тако да будетъ». Господне же изволенiе спасти и помиловать всѣхъ вѣрующихъ. – Еще можетъ иногда отвѣчать врагу такъ: Иди за мною сатана! Господевич Богу моему поработаю вся дни живота моего. Яко Тому пободаетъ всякая слава, честь, и поклоненiе, со безничалонымъ Его Отцемъ, и Пресвятымъ и благимъ и животворящимъ Духомъ во вѣки вѣковъ, аминь.

Слва и благодаренiе Господу, что по этой брани вскорѣ далъ тебѣ нѣкоторое успокоенiе. Но потомъ опять тебя стали смущать разныя путанные помыслы. Просишь меня, испросить тебѣ ту благодать отъ Господа, чтобы въ полномъ сознанiи считать себя хуже и грѣшнѣе всѣхъ въ обители; и тутъ же пишешь, что если тебѣ дадутъ келейную, то удалимыя, и что молилась Царицѣ Небесной, ежели Ей угодно, тобы ты окончила жить здѣсь, чтобы тебѣ не давали келейной. Да вѣдь это ты сама сдѣлала такое условiе, сама рѣшила. – Если хочешь избавиться отъ гордости и самомнѣнiя, то прежде всего требуется покорность волѣ Божiей. Если хочешь, чтобы все было по волѣ Божiей, то терпи все, и не вымышляй вражескихъ условiй, не лѣзь сама въ вражескую сѣть. – И смотри сама, какая безразсудство: отъ одной келейной побѣжть, и литься въ обитель переполненную сестрами, - гдѣ меньше 4-хъ не живетъ въ одно кельѣ!. – Я и прежде тебѣ писалъ, и говорилъ не теперь повторяю, что совершенное уединенiе не только и не полезно тебѣ, но и опасно. Видишь сама, какiя лютыя брани вражескiя испытываешь въ своемъ уединенiи! – Что за бѣда если дадутъ тебѣ келейную чрезъ нее, можетъ быть, получили еще обличенiе въ своихъ браняхъ Ответственности за нее не бери на себя; а возьми съ тѣмъ, чтобы жила на своемъ иждивенiи, и сидѣла въ передней, да молчала на этихъ условiяхъ и бери, - а молоденькой, за которой тебѣ нужно отвѣчать не бери. Если дадутъ тебѣ такую, которая не по тебѣ, то ты не безгласная, можешь сказать, чтобы дали другую. – А можетъ быть я пришлю тебѣ келейную. У насъ здѣсь гоститъ жившая лѣтъ въ монастырѣ, она ладилась въ троекурова, не тамъ, по выходѣ оттуда М. Макарiи, дѣла какъ то не устроеваются, и если у васъ ее примутъ, я могъ бы прислать ее тебѣ. Она охотница попоститься и помолиться, и думаю, что вы бы сошлись съ нею. Увѣдомь меня присылать ли ее.

Сейчась получилъ и третье отъ тебя, отъ 14-го Ноября; и на всѣ твои письма кратцѣ отвѣчаю. Никакимъ вмѣнiя не вѣрь. Св. Григорiй Синаитъ говоритъ: Никогда же да прiимешь, аще что вмяни чувственно, или умно или извнѣуду или внутриду, или аще и образъ Христова, или Ангеловъ, или святаго зракъ, или свѣтъ умомъ мечтается или воображается: яко и самъ умъ о себѣ естествомъ имать мечтательные, и удобь зраки содѣвати можетъ. Во яже желаетъ, не у опаснѣ себну внимающимъ, иже и самъ на себя наноситъ вредъ и сама же та память брагихъ или злыхъ воображати внезапу ума чувстволи къ мечтанiю возводити обыче, и дѣже и мечтатель бываетъ таковый о себѣ, а не безмолвникъ. Сего ради внимай, да не приложи или вѣровати чесому… но пребывай негодуя къ тому, присно блюдя умъ свой необразованъ, безвиденъ, невообразителенъ. Долженъ есть новоначальный внимати сердечному точiю дѣйству яко непрелестну, иная же вся не прiимати до времене мира страстей. Богъ бо не негодуетъ на иже опасно себѣ внимающаго прелести ради, аще еще и не прiиметъ еже отъ Него, кромѣ вопрошенiя, и многа испытанiя, но паче похваляетъ, яко премудра… Нужда не мала достигнути истинѣ явственнѣнныхъ благодати, яко во образѣ истинѣ обыче дiаволъ въ новоначальныхъ паче показовати прелесть свою, преобразу лукавыя своя яко духовно». – Вотъ что говоритъ Св. Григорiй Синаитъ; помни это, и твердо это и держись. Пишешь, что какъ то почувствовала, что сверху свѣтъ блеснулъ, - что отъ словъ молитвы Iисусовой блескъ бываетъ и т. д. Ничему этому не вѣрь; все это мечтательность, которую должно отъвергать. – Во всѣхъ твоихъ искушенiяхъ старайся удерживать молитву.

Если не можешь произносить полную, т. е. всѣхъ словъ молитвы Iисусовой, то можешь повторять Iисусе, Iисусе», это не возбраняется, и святыми отцами не отвержено. «Именемъ Iисуса бей ратники», говоритъ лествичникъ. Велика сила этого Имени. Больше не пишу, потому что о молитвѣ Iисусовой, и особенно сердечной, писать на письмѣ неудобно, а удобнѣе говорить лично если бы ты была умна, то когда была здѣсь, можно было бы о всемъ переговорить обстоятельнѣе. Если Богъ дастъ, поговоримъ въ другой разъ. А ты продолжай объяснять свое: пиши все что съ тобою бываетъ.

Многогр. I. Амвросiй.

 

11 Дек. 68.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письмо твое отъ 30-го Nоября, или 30-го Н. начатое, получилъ. О столь важныхъ твоихъ душевныхъ и духовныхъ твоихъ обстоятельствахъ ты какъ-то путано и такъ безпорядочно пишешь, что я не могъ понять – одинъ ли разъ было съ тобою такое состоянiе молитвенное, въ которомъ ты могла произносить только: «Iисусе мой!», или два раза было это. Впрочемъ, хорошо сдѣлала, что написала, хоть и путенно. Потребно намъ имѣть болѣе всего смиренiе искреннее предъ Богомъ и передъ всѣми людьми; и болѣе бояться и остерегаться саомомнѣнiя и тщеславiя, и самаго тонкаго, что мы стяжали нѣчто духовное. Особенно бойся вѣрить внѣшнему и внутреннему свѣту и искусительнымъ блистанiемъ. Малѣйшее въ насъ сомнѣнiе показываетъ уже что это съ противной стороны. А другiе признаки, погрубѣе явно уже доказываютъ, что это не вина духовная, а уксусъ вражiй, который вскорѣ послѣ показываетъ свое дѣйствiе въ различныхъ страстяхъ.

Воронежская послушница Параскева, которую хотѣлъ я тебѣ послать, пропустилъ случай, съ которымъ я хотѣлъ ее отправить; и теперь не знаю, какъ и скоро-ли сама доберется до тебя. Пишешь, что не можешь ее содержать. Первое время можешь ее содержать на тѣ деньги, которыя ты мнѣ должна; а потомъ будетъ видно: можете работать вмѣстѣ и содержать себя своею работою.

М. Серафима остается въ Сѣвскѣ, - отказалась от начальства. И какое начальство – при ея разстроенномъ здоровьѣ, и къ тому же въ такомъ мѣстѣ, гдѣ нѣтъ еще ни сестеръ, ни манастыря, и даже зданiя никакого нѣтъ?

Многогр. I. Амвросiй.

Посылаю тебѣ просвирку.

 

28 Дек. 68 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Поздравляю тебя съ наступившимъ праздникомъ Рождества Христова и съ наступающимъ Новымъ Годомъ Рождайся отъ Дѣвы, Прiемый рабiй зракъ да избавитъ подъ человѣческiй отъ рабства вражiя, Пришедый спасти всѣхъ; Той да сохранитъ и тебя и насъ отъ всѣхъ козней вражiихъ, и да упразднитъ ихъ, и да умудритъ и наставитъ тебя во смиренiе и во спасенiе!

Получилъ отъ тебя два письма, отъ 13-го и 18-го Дек. Первое письмо было подпечатано; на второмъ печеть была цѣла.

Въ первомъ письмѣ нашемъ, что молилась Псаломскими словами: искуси мя Господи, и испытай мене и т. д.; и послѣ этого испытала сильное нападенiе вражiе. Впередъ такъ не молись; эти слова Давидова къ тебѣ неудитъ. Молитва каждаго должна быть сообразна съ его мѣрою, должна быть смиренна и разумна. А ты сама не понимала, о чемъ молишься; просила Господа испытать тебя, - а когда послѣ необдуманной твоей молитвы Господь попустилъ испытанiе, то и оказалось, что ты ни къ чему не годна еще и немощна.

Пишешь, что потерявъ молитву сердечную, т осталась точно обнаружена. Я тебѣ уже писалъ, что во всѣхъ твоихъ искушенiяхъ и во всѣхъ необыкновенныхъ дѣйствiяхъ бывающихъ съ тобою ты не должна оставлять молитвы. Не можешь молиться сердечно, молись умомъ, или устами; какъ бы ни молиться, не оставляй только молитвы. При постраженiю говорится постригаемому что онъ долженъ всегда имя Господа Iисуса во умѣ, въ сердцѣ, въ мысли и во устѣхъ своихъ имѣть. Затѣмъ: не только въ сердцѣ, но и въ умѣ, въ мысли и во устахъ. А въ тебѣ замѣтна неумѣстная настойчивость на своемъ, - чтобы непрѣменно была у тебя сердечной молитва; а когда ея нѣтъ, то и вовсе остаешься безъ молитвы. – Пишешь, что когда съ трудомъ старалась найдти мѣсто сердечное, то стало бы бороть осужденiе ближнихъ. Это и показываетъ, что молитва твоя еще неправильная, потому что плодъ истинной молитвы, - смиренiе и любовь къ ближнему. – Пишешь, что врагъ шепчетъ тебѣ, что ты лушче всѣхъ подобныя внушенiя къ нему и относи: самыя же дѣла показываютъ, на сколько ты хроша…

На второе твое письмо отвѣчаю тебѣ вкратцѣ. Тверди себѣ апостольскiя слова: вѣренъ Богъ, иже не оставитъ васъ искуситися паче еже можете, но со искушенiемъ сотворитъ и избытiе, во еже мощи вамъ понести. – Видно, въ тебѣ затаитась какие-либо возношенiе и самомнѣнiе, или самонадѣянность, что врагъ такъ сильно нападаетъ на тебя. Помни: когда святый Антонiй увидѣлъ распростертыми всѣ сѣти дiавола, и вудохнувъ вопросилъ Бога: «кто же изхбѣгнетъ ихъ?» то отвѣчалъ ему Богъ: «смиренiе избѣгаетъ ихъ»; и присовокупилъ: «онѣ ему даже и не прикасаются». Я уже писалъ тебѣ, что для того, чтобы сохранить себя безвреднымъ въ искушенiяхъ отъ врага должно имѣть сердце сокрушенное предъ Богомъ и смиренное предъ всѣми. А злыя внушенiя врага, угражающаго погибелью, должно презирать: если бы онъ могъ что-либо сдѣлать, то не сталъ бы угрожать.

Воронежская послушница Параскева отправилась къ тебѣ тайкомъ около 15-го Дек. Если. Если до Новаго Года не прiйдетъ, то можешь искать себѣ другую келейницу. – А если прiдетъ, то, какъ я уже писалъ тебѣ, можетъ содержать ее первое время, на деньги, которыя ты мнѣ далжна, т. е. давать ей на пищу[ii], а одежда у нея есть, и обувь также есть.

Въ заключенiе скажу, что во искушенiи особенно когда бываешь на единѣ, всего полезнѣе тебѣ молиться устною молитвою, какъ заповѣдуетъ Св. Апостолъ: выну приносящее хвалу Богу сирѣчь плодъ устенъ исповѣдающихся Господеви.

Если сестра Параскева пришла уже къ тебѣ, то привѣтствую ее на новомъ мѣстѣ и обѣ и мы вамъ желаю мирнаго и смиреннаго житiя.

Многогр. I. Амвросiй

 



[i] По слову Св. Симеона Н. Богослова.

[ii] А всего лучше питаться обѣимъ вмѣстѣ.