1 Марта 69 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

На письмо твое отъ 30-го Января не могъ въ свое время отвѣчать, потому что былъ очень озабоченъ и обремененъ и болѣзнiю и множествомъ посѣтителей. Но и ты что-то замолчала, давно не увѣдомляешь ни о себѣ, ни о с. Прасковьѣ. Поправилась ли она отъ своей болѣзни и въ какомъ она теперь положенiи? Полагаю вамъ, особымъ письмомъ на следующей почте восемь рублей на ваши съ нею нужды и потребности. Пишешь о кончинѣ Вашей М. Елизаветы; и тутъ же пишешь, что тебя помыслъ все влечетъ вонъ. Развѣ хочешь подобно ей умереть гдѣ-нибудь на дорогѣ? Говоришь, что на нее напали разбойники. Но Св. Варсануфiй В. говоритъ, что чувственные разбойники суть рабы разбойниковъ мысленныхъ. Нападенiе первыхъ показываетъ, что человѣкъ окраденъ вторыми. А мысленными разбойниками окрадается тотъ, кто принимаетъ злыя внушенiя смѣшивая съ ними своею волею; внушенiю этиъ татей мысленныхъ всегда безпорядочны и не сообразно съ дѣломъ по слову Евангелiя: не входяй дверми во дворъ, но прелазя инудѣ, той тать есть и разбойникъ… Тать не приходитъ, развѣ да украдетъ, и убiетъ, и погубитъ Св. Авва Дороѳей, объясняя козни дiавола, пишетъ: онъ не столько неискусенъ въ дѣланiи зла, знаетъ, что неловокъ не хочетъ согрѣшить, и потому не внушаетъ ему какiе-либо явные грѣхи, и не говоритъ ему: иди сотвори блудъ, или пойди укради; но находитъ въ насъ одно мнимо благое пожеланiе, или одно самооправданiе, и тѣмъ подъ видомъ добраго вредитъ. – Такъ онъ благовидными внушенiями извлекъ М. Ел. изъ обители, и тебя смущаетъ тѣмъ же образомъ и вообще путаетъ тебя пожеланiями своей волею. Описывашь во своемъ письмѣ, какъ помыслъ понуждалъ тебѣ молиться, чтобы Господь ввелъ умъ твой въ сердце. Но ни у кого изъ святыхъ отцевъ не видимъ, что бы кто-либо изъ нихъ молился подобной молитвою. Полезнѣе молиться со смиренiемъ такъ: Господи! Якоже вѣси помилуй мя! Имиже вѣси судьбами устрой о мнѣ полезное! – Намъ заповѣдано Господом молиться: Отче нашъ! Да будетъ воля Твоя. Но нигдѣ не сказано, чтобъ можно было молиться такъ: Да будетъ воля наша! – А у тебя во всемъ даже в молитвѣ проглядываетъ, что хочешь непремѣнно чтобы была по твоему, или по внушенiю вражiю. Господь да сохранить насъ отъ всякаго зла и особенно отъ прелести вражiей, который явный признакъ безпорядочное смущенiе и внушенiе самомнѣнiя, и вслѣдъ за тѣмъ студные помыслы, или пожеланiя мiрскiя, или чувство гнѣва и раздражительности.

Писалъ тебѣ и пишу опять, что о внутренней молитвѣ не удобна передавать вх письмѣ. Привѣтствую о Господѣ с. Параскеву. Пусть и она о себѣ напишетъ, какъ можетъ сама, хоть по корандашнымъ линѣечкамъ.

Многогр. I. Амвросiй.

 Получила ли ты письмо отъ 29-го Декабря, посланное на имя М. Казначеи. Пиши всегда аккуратнѣе о полученiи моихъ писемъ.

 

Iюля 69.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письмо твое отъ 16-го Мая получилъ 25-го. Пишешь, что с. параскева раздумала ѣхать въ Воронежъ, и что ты будешь ждать моего назначенiя, когда тебѣ прiѣхать въ Оптину. Это хорошо. Если с. Параскева сомнѣвается ѣхать въ Воронежъ, то лучше пусть и не ѣдетъ; а когда выберется у меня удобное время, чтобы вамъ[i] прiѣхать къ намъ, то тогда и напишу. Теперь же еще ничего не могу сказать.

Две недѣли прожилъ на монастырской рыбной дачѣ; возвратившись въ Скитъ на нестѣку опять дня два провелъ на ближней лѣсной дачѣ; и какъ только можно будетъ, думаю и еще куда-нибудь поѣхать, потому что для поправленiя моего здоровья мой отдыхъ необходимъ. Поэтому теперь не могу назначить тебѣ время для твоего прiѣзда. Описываешь, какая притча случилась съ письмо моимъ, и спрашиваешь, какая у м. Игуменьи можетъ быть цѣпь, что она удерживаетъ мои письма. Тутъ болѣе дѣйствуетъ врагъ, желая препятствовать душевной твоей пользѣ; - кромѣ Игуменьи, онъ и на другихъ навелъ такое помраченiе, что письмо попало въ Н келью. М. Игуменья же должна быть помнить одно, - что въ одном твоемъ письмѣ было писано объ внушенiи вражiи касательно начальства, и спутавшись на твоемъ другаго ничего не соображаетъ; но думаю, что когда нибудь она должна опомниться и зазрить себя.

Пишешь, что испытывала опять вражескую брань, и когда приложилась къ храмовой иконѣ Божiей Матери, то ощутила отъ нея благоуханiе; а въ прежнее время однажды почувствовала, какъ огненно пламя вышло отъ этой иконы. По совѣту Пр. Марка Подвижника должно оставлять такiя вещи безъ значенiя, не довѣряя имъ, потому что, какъ пишетъ Пр. Симеонъ Новый Богословъ, онѣ бываютъ тоже и отъ прелести вражiей. При томъ, ты слышала слова, что Царица небесная избавляетъ тебя отъ жульныхъ помысловъ, а потова таки на тебя напали такiе же помыслы. Будь осторожна и не соглашайся ни съ какими внушенiями мнимо благими.

Многор. I Амвросiй.

 

С. Параскевѣ мое привѣтствiе о Господѣ, и искренне благожеланiе ей, вкупѣ и тебѣ, мира и милости Божiей.

 

 

Iюля 69.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

На прошлой недѣлѣ собрался я было писать тебѣ, но получивши письмо твое отъ Iюля прiостановился, ожидая, не будетъ ли чего 23-го и 24-го I., по твоему письму. Теперь уже, такъ какъ прошли назначенныя числа вкратцѣ пишу тебѣ. Мое мнѣнiе такое, что вамъ съ сестрою Параскевою лучше порознь пуститься въ желаемый путь, - куда-нибудь спрерва одной из васъ отпроситься, а по желѣзной дорогѣ прокатиться до Мц., другая же пусть пока посидитъ дома и можетъ послѣ прiѣхать. Если не представится оказiи, я по твоему желанiю вышлю М. Игуменьѣ книгу Симеона Новаго Богослова въ русскомъ переводѣ, недавно изданную отъ нашей обители. Книгу эту пошлю я по почтѣ на имя М. Казначеи, и приложу экземпляръ для нея, а также и для тебя. Писала ты о непрiятности по поводу перехваченнаго письма. Что дѣлу Искушенiя и скорби попускаются къ нашему смиренiю. Преп. Маркъ въ одномъ мѣстѣ говоритъ: если скорбямъ искушенiя приносили пользу Апостолу павлу, то послѣ этого не будутъ ли полезны они всѣмъ намъ Апостолъ объявилъ и причину почему посылаются на насъ скорбныя искушенiя, говоря: да не превозношуся дадесями пакостники плоти, т. е. Александр Ковачь, который нанесъ много злыхъ ранъ святому апостольскому тѣлеси. Такъ и ты, когда встрѣтится какое-либо скорбное искушенiе, тверди себѣ: да не превозношуся! – При томъ, въ бывшемъ искушенiи отчасти виновата ты сама, тѣмъ, что въ одномъ письмѣ вражескую брань помысловъ о начальствѣ неискусна объяснила, - и вообще въ письмахъ слишкомъ пространно иногда объясняешь то, о чемъ слѣдуетъ вкратцѣ сказать, и черезъ это твое неискусство можешь раздразнить и людей, - если кому попадется письмо, - и невидимыхъ враговъ душевныхъ. Бываетъ и такъ о чемъ не слѣдовало бы распространяться въ письмѣ, о томъ ты пишешь подробно, а о чемъ можно бы написать, не пишешь выражаясь такъ: скажу послѣ. Впрочемъ обо всемъ этомъ удобнѣе будетъ поговорить при личномъ свиданiи, если на то будетъ воля Божiя. Сновидѣнiямъ никакимъ не довѣряй и не придавай значенiя, какъ прежде тебѣ было неоднократно писано. Сестру Параскеву привѣтствую о Господѣ, молитввѣнно желаю тебѣ съ нею мирнаго пребыванiя и всего благаго и спасительнаго.

Многогр. I. Амвросiй.

 

 

12. Авг. 69.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

На прошлой недѣлѣ послалъ я тѣбѣ, на имя М. Игуменьи, книгу Пр. Симеона Новаго Богослова, для духовнаго твоего назиданiя. А что я тебѣ, какъ и всѣмъ, теперь рѣдко пишу, за это не сѣтуй на меня, потому что я послѣ прошлогодней болѣзни очень ослабѣлъ, и не могу уже по прежнему заниматься обычнымъ моимъ дѣломъ. Докторъ требуетъ чтобы я не изнурялся, и давалъ себѣ отдыха; поэтому я въ нынѣшнее мѣста много разъ уѣзжалъ на монастырскую дачу, и сегодня отправляюсь туда же, и тамъ не принимаю посѣтителей; и всѣмъ, кто дѣлаетъ со мной видѣться, и проситъ позволенiя прiѣхать въ оптину, я теперь отвѣчаю, чтобы отложили это: могутъ прiѣхавши не застать меня въ Скиту. Больше писать и сегодня некогда. Пользуйся старыми письмами, и держись того, что прежде было тебѣ и говорено и писано. Миръ тебѣ и Божiе благословенiе и помощь отъ Господа на все благое.

Многогр. I. Амвросiй.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письма твоего изъ деревни не получалъ, и недоумѣвалъ о семъ, чтобы такое значило, что ты ко мнѣ не пишешь. наконецъ уже изъ монастыря получилъ письмо твое, по штемпел. Отъ 28-го Октября, и успокоился. Хотя врагъ по видимому и правду говоритъ тебѣ, что я ничего опытомъ не прошелъ, и объясняю вещи только потому, какъ читалъ в духовныхъ книгахъ: но эту мнимую бѣсовскую правду нужно тебѣ отвергать во 1-хъ потому, что Самъ Господь заповѣдуетъ намъ испытывать Писанiе, глаголетъ во Евангелiи: испытуйте Писанiя, яко вы мните въ нихъ имѣти вѣчный животъ. И Преп. Нилъ Сорскiй совѣтуетъ не дѣлать ничего такаго на что не находимъ свидѣтельтва ни въ Св. Писанiи, ни въ писанiяхъ свято-отеческихъ, хотя бы намъ это казалось и очень полезнымъ. Во 2-хъ должно бѣсовское правдоподобiе отвергать потому, что бѣсовская по видимому правда преднѣе самой лжи, какъ и самое хорошее питье, растровренное ядомъ, вреднѣе исполненной воды. Бѣсъ, какъ бы что ни внушалъ правдоподобно, внушаетъ это съ коварствомъ чтобы смутить и спутать человѣка христiанскаго; и бѣсовское правдопободное внушенiе растворено всегда ядомъ злобы и зависти. По этой причинѣ и Апостолъ Павелъ отвергъ по-видимому справедливыя слова пытливаго духа, какъ обозначено это въ Дѣянiяхъ (гл. 16, 16). Въ 3-хъ должно отвергать бѣсовскiя внушенiя касательно духовнаго отношенiя и потому, что ничѣмъ вражiе помыслы такъ не угашаются, какъ исповѣданiемъ оныхъ духовному отцу. А что худшiя исправляют иногда лучшихъ себя, этому видимъ примѣръ въ Прологѣ, какъ обыкновенный дiакон исправлялъ въ ошибкахъ по невѣдѣнiи такаго святаго пресвитера, которому въ служенiи видимо предстоялъ ангелъ Божiй ни стать ради его. Правду сказать, что мнѣ не слѣдовало бы учить лучшихъ себя ради непотребства моего духовнаго; но мнѣ жаль тебя, когда вижу, что врагъ тебѣ очень досождаетъ своими злыми кознями; и этого мнимою жалостiю побѣждаютъ и убѣждать объяснять тебѣ такiя вещи, которыя выше мен. Молись о мнѣ, чтобы Господь не поставилъ мнѣ этого въ судъ и въ осужденiе, но имиже вѣсть судьбами помиловалъ бы и тебя и меня грѣшнаго. Получивъ я письмо отъ вашей Игуменьи Софiи, которая жалуется на тебя, что ты часто и по долгу проживаешь въ деревнѣ у сестеръ своихъ, и будто бы монастырскiя сестры за это на тебя очень соблазняются. Ты не смущайся этимъ. Когда дозволитъ мнѣ здоровье, напишу въ твое оправданiе вашей м. Игуменьѣ, какъ сумѣю. Потомъ думаю написать и къ тебѣ письмо, и послть прямо на твое имя, съ цѣлью чтобы игуменья прочла оное: можетъ быть она этимъ вразумится, и перемѣнить о тебѣ свое неправое мнѣнiе. Впрочемъ, ты на нее не скорби, зная, что тотъже искуситель, который тебѣ досаждаетъ разными безобразными внушенiями и помыслами, и м. Игуменьѣ внушаетъ извращенное о тебѣ мнѣнiе и понятiе. Ты пишешь, что не можешь равнодушно самотрѣть на м. Игуменью и потому удаляешься и избѣгаешь всячески, что не являться ей на глаза это не хорошо, и не полезно тебѣ, лучше съ усердiемъ и съ вѣрою молись Господу Богу о ней, какъ умѣешь: тогда, можетъ быть и измѣнитъ въ ней Господь неправое понятiе и тебѣ, если это нужно будетъ, потому что, по слову Апостола, все хотящiи благочестно житии гонимы будутъ. Наконецъ пишешь, чтогордость и самонадѣянность иногда очень беспокоютъ тебя. Оберегайся этихъ злыхъ страстей. Изъ примѣра св. Царепророка Давида видно, что гордость и самонадѣянность вреднѣе прелюбодiства и убiйства. Послѣднiя привели пророка къ смиренiю и покаянiю; а первыя отвели его до паденiя, какъ объясняетъ онъ это въ одномъ Псалмѣ говоря: оѣхъ, не подвидуся во вѣкъ. По паденiи же своемъ совсѣмъ иное говорилъ: червь есмь, а не человѣкъ, поношенiе человѣковъ, и уничиженiе людей.

Здоровье мое не хорошо. Вотъ уже 4-я недѣля продолжается прошлогодняя болѣзнь. – Уведомь еня, какъ и что ты нашла у своихъ сестеръ въ деревнѣ, и видѣлась ли ты съ мудреною Софiею.

Приветствую о Господѣ сестру Параскеву Парѳенiеву и отъ души желаю ей монашескаго успѣха во смиренiи и сокрушенномъ покаянiи и прежде всего въ терпѣнiи какъ Самъ Господь говоритъ о семъ: въ терпѣнiи вашемъ стяжите души ваши, и претерпѣвай до конца тотъ спасенъ будетъ.

Тебѣ же, Мать Херувима, еще скажу, прочитай в 1-й книгѣ Петра Дамаскина главу: о еже какостяжати кому истинную вѣру. А сестрѣ Парѳенiевнѣ тамъ же укажи о семи дѣланiяхъ. Ты и другое обѣимъ вамъ полезно и нужно знать ко утвѣржденiю и твердому упованiю на Господа.

Миръ вамъ!

Многор. I. Амвросiй.

4-го Ноября 69 г.

 

Почему ты написала, чтобы адресовать на имя Алексѣя Алексеевича, а не Матвѣ Ник. какъ прежде? Пришли опять адрессъ твой сполна и проверь.

 

Матери Херувимѣ

Квитницкой

Въ собственныя руки.

 

28-го Ноября 69.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Получилъ отъ тебя два письма, на которыхъ забыла выставить число: а надо бы всытавлять. Сегодня не думалъ было писать тебѣ, много дѣла, - много исповѣдающихъ; и при томъ я въ эти дни какъ-то особенно слаба. Но пишу тебѣ вкратцѣ, чтобы успокоить тебя, - такъ какъ пишешь, что тогда только успокоишься, когда отъ меня грѣшнаго поулчишь прощенiи въ бывшей брани лукавыхъ помысловъ. Напрасно ты очень тревожишься этими помымлами. Я тебѣ указывалъ прочитать въ 3-й части Добротолюбiя, въ 1-й книгѣ Св. Петра Дамаскина, главу: о еже како можетъ кто стяжати истинную вѣру. Тамъ сказано о подобныхъ помыслахъ: никто можетъ глаголати что разумѣти, ниже о нихъ или обрѣсти, точiю изобрѣтатель злобы дiаволъ. И ниже: Аще помыслы изнемозши и попуститъ мала, да не страшится, ниже отчаявается, ниже да приписуетъ своей душѣ глаголемая отъ злоказника… Прочтите еще разъ со вниманiемъ всяю главу, и будь покойна, что я тебѣ писалъ въ послѣднемъ письмѣ, этого нельзя бы не сказать тебѣ, для утвержденiя твоего на будущее время, и чтобы ты разумѣвала козни вражiи; но смущаться и тревожиться не слѣдуетъ, а понимать злобу вражiю, и ей, а не себѣ приписывать вражескiе помыслы. Повторяю будь покойна.

Вкратцѣ скажу тебѣ кое-что по содержанiю перваго твоего письма. Писала ты, что иной разъ тебѣ кажется, будто въ тебѣ умерло все, и что ты сама себя не можешь понять. Въ такомъ случае прочитывай въ 1-й части Добротолюбiя изъ семи главъ Св. Григорiя Синаита (в концѣ) послѣднюю (7-мую) «О прелести, и даже и о иныхъ многихъ предлогахъ», и особенно обрати вниманiе въ самомъ концѣ на вопросъ и отвѣтъ: «Что сотворитъ кто, егда преобразуется бѣсъ во ангела свѣтла?[ii]

Еще писала ты, что по временамъ нападаютъ на тебя но мысли гордые и самонадѣянные, но въ этомъ же письмѣ, описывая душевное свое состояніе говоришь, что ты подобно розграбленному зданію безъ оконъ и безъ дверей и т. д. Это самое и вспоминай, когда будутъ проходить ордые помыслы, и сама себѣ говори: разграбленный, разоренный, чѣмъ гордиться.

 

 

29 Ноября 69 г.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

     Не успѣлъ послать тебѣ написаннаго письма, какъ получилъ отъ тебя и новое посланіе, въ которомъ описываешь новое искушеніе, желая знать причину, чѣмъ ты подала такой поводъ врачу, что онъ явился передъ тобою видимо, и плясалъ нѣкоторое время, хваля, что онъ изобрѣлъ на тебя новое и сильное ухищреніе къ твоему уловленію. Думаю, что это новое ухищреніе состоитъ въ томъ, что онъ успѣлъ обокрасть тебя недостаткомъ терпѣнія и любви къ ближнему, возбуждая в тебѣ гнѣвъ и недовольство противъ другихъ, начиная съ старшаго лица, съ сожительствующей съ тобою сестры, такъ что и ко всѣмъ прочимъ явилось въ тебѣ чувство не только нелюбовное, но какъ бы и памятозлобное и ненавистное. Такое окраденіе вражіе и не совсѣмъ мирное чувство къ другимъ было причиною и того, что ты въ послѣдній разъ пріобщалась съ такими разсѣянными и развлеченными чувствами, какъ никогда не пріобщалась по твоимъ словамъ, потому что церковь православная повелѣваетъ приступать къ пріобщенію съ чувствоами мирными, чудными всякои сѣтованія и недовольства на другихъ, какъ читаемъ это въ началѣ молитвъ къ св. причащенію: первое примирися тя опечалившимъ, таде (т. е. потомъ) дерзая таинственное братно ярдъ.

     Гневному окруженію, думаю, предшествовало другое назамѣтное окраденіе, но вмѣстѣ и довольно вредное. Это была твоя безвременная забота и еще неумѣстное попеченіе о Самарской общинѣ. Хотя мы и толковали съ тобою объ этомъ, но вспомни, какъ я говорилъ тебѣ, что не это нужно ждать указанія воли Божіей. Когда и какъ будетъ совершаться; это извѣстно только Единому Господу, какъ сказано въ началѣ писаній Апостольскихъ: нѣсть ваше разумѣт и времена и мѣста, яже Отецъ (т. е. Небесный) положи во своей власти. Безвременная эта забота и безвременное это попеченіе понуждаютъ тебя размѣнять выигранные твои билеты, тогда какъ я говорилъ тебя блюсти ихъ, и въ случаѣ только нужды размѣнивать ихъ по одному, если бы случилось тебѣ имѣть крайнюю нищѣту въ сеодержаніи. – Икону Спасителя, пожалуй, можешь заказать написать и теперь; только на треть ихъ бумаги вырежь ту величину и меру образа, какъ ты видѣла. А если бы могла на бумагѣ нарисовать и самое изображеніе приблизительно, тогда бы удобнѣе было живописцу написать икону желаемую.

     Вообще тебѣ скажу, что причину попущенія на насъ искушеній вражіихъ св. Апостолъ объявилъ ясно сими словами: Да не превозношуся, дадеся ми пакостникъ плоти. Тѣлу апостольскому досаждали палочныя біенія – три кратны четыредсять развѣ единыя – а намъ врагъ досаждаетъ разными своими злокозненными выходками. Это, кажется, началось еще въ нашей обители и какъ показалось мнѣ по той причинѣ, что ты не на то обратила вниманіе въ указанномъ тебѣ мѣстѣ на 93-й страницѣ книги Восторнутыхъ Класовъ, гдѣ Маркъ Подвижникъ пишетъ, что у кого начнется внутреннее дѣйствіе молитвы, тотъ не должен обращать вниманіе ни на скорби тѣлесныя, ни даже на дивныя творенія Божіи, какъ говоритъ Апостолъ: кто не разлучитъ отъ любви Христовой: скорбьми, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечь. И продолжая глаголетъ, чко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни печали, ни настоящая и грядущая и проч. И Св. Исаакъ Сиринъ говоритъ: истинно держащему и молится, и старающемуся обладать дѣйствія ея, если бы и весь мѣръ ругался, онъ не обрщаетъ, и не можетъ обращать на это вниманіе.

     Господи! Помози немощи нашей якоже вѣми. Заступи спами, помилуй и сохрани насъ, Боже, Твоею благодатію. Молись по мнѣ грѣшномъ, да како и проповѣдуя самъ не ключимъ буду.

     Непотребн. I. Амвросій.

     Новосильское письмо получено, хотя очень поздно. – М. Игуменьѣ не успѣлъ написать. – Пришли полный адресъ Дѣдиныхъ: мы потеряли и пишемъ на память.

 

Матери Херувимѣ Квиттлицкой

Въ собственные руки.

 

 

24 Дек. 69.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Въ навечѣріе великаго и спасительнаго праздника Рождества во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Iисуса Христа поздравляю тебя съ симъ всеобщимъ хримтіанскимъ торжествомъ, и желаю тебѣ праздновать оное въ мирѣ, и радованіи о Господѣ, а также и новый годъ встрѣтить и провести въ спокойствіи душевномъ и утѣшеніи духовномъ. Въ письмѣ отъ 7 Дек. пишешь, что у васъ съ С. П. какая-то неладица, тебѣ кажется, что она много перемѣнилась противъ прежняго, а ей кажется, что ты въ обращеніи, далѣе сама ты говоришь, что хоть изрѣдка, на тебя находитъ сильное возмущеніе и раздраженіе. Это обѣимъ вамъ искушеніе отъ врага, который не терпитъ, если гдѣ водворяется миръ и взаимная любовь; особенно, гдѣ люди заботятся преимущественно о молитвенномъ подвигѣ, тутъ то врагъ и старается водворить съ обѣихъ сторонъ гнѣвливость, которая дѣлаетъ человѣка не способнымъ не птоько къ молитвѣ, но и ко всякому доброму дѣлу. И такъ блюдите себя, призывая всесильную помощь Божію вооружайтесь противъ козней врага, ищущаго нанести вамъ душевную нищету, - и всячески старайтесь удерживаться отъ нѣвливаго расположенія, поминая Апостольское слово: Миръ имѣйте и святыню со всѣми их де кромѣ никтоже узритъ Господа.

Пишешь объ извѣстной иконѣ, что въ сновидѣніи кто-то говорилъ тебѣ, что живописецъ не можетъ написать такой иконы. Поэтому не мѣшаетъ попросить обѣихъ твоихъ сестеръ, чтобы они въ окольныхъ мѣтахъ поискали подобную икону.

Еще спрашивала ты, не оставитъ ли тебѣ иконную работу, и заняться другою. Совсѣмъ оставить ее, не совѣтую, - а когда бываешь въ среднемъ расположеніи заниматся ею, не какъ работою, а какъ поддѣломъ ради душевной же пользы. Эту работу ты знаешь, а другой еще нужно будетъ тебѣ учиться и потому лучше дѣлать то къ чему привыкла. Рукодѣлиемъ достигались Антоній Макарій великій и пресвет. Миръ тебѣ!

Гр. Амвросій.

 

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Поздравляю тебя и Параскеву Парѳеніевну съ приближающимся всерадостнымъ хрістіанскимъ торжествомъ. Обрадовавшій Рождествомъ Своимъ все человѣчество и естество ангельское, да обрадуетъ и васъ, овогда сѣтующихъ душами, овогда больѣзнующихъ тѣлесами. Всѣмъ извѣстно, что въ первую нощь Рождества, небесныя воинства Ангеловъ между небомъ и землею, на пространствѣ суетою помысловъ и печалей и попеченій житейскихъ, или земныхъ, не всегда вникаемъ достодолжно въ великій смыслъ и въ великое значеніе сей Ангельской пѣсни. За все, постигающее насъ, скорбное или болѣзненнное, а иногда и утѣшительное, невоздавая должнаго благодаренія и славы Богу, въ вышнихъ живущему во свѣтѣ неприступнымъ, мы лишаемся мира Хрістова. Превосходящего всякъ умъ, даруемаго достойнымъ и неизреченному благоволенію Божію къ роду человѣческому. Помолитесь, матери, дабы и меня грѣшнаго всеблагій Господь не лишилъ того, что пишу вамъ.

По краткости времени, что вамъ написано, то самое пишется и въ другія мѣста.

Миръ вамъ!

Многогр. I. Амвросій.

 

19-го Дек. Если нужда потребуетъ, что можно Параскевѣ потолковать и съ докторомъ.

 

Матери Херувимеѣ Квитницкой

Въ собвственные руки.

 



[i] Или одной изъ вас.

[ii] А въ срединѣ этой главы замѣть сказанное, что совѣтъ тогда достовѣренъ, когда основанъ на Словѣ Божiемъ и на св. отеч. Писанiи.