14 Янв. 70 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мати Херувима!

Прежде всего скажу тебѣ, что на дняхъ привелось мнѣ узнать, что у васъ въ Курской губ., въ Рѣльскомъ уѣздѣ, есть большое старинное изображеніе Спасова нерукотвореннаго образа, въ сельцѣ Кожновскѣ, принадлежащемъ теперь Александру Ивановичу Чарторидскому. Это сельцо въ 10 верстахъ отъ Рѣльска, а въ 40 отъ рельзкой дирни. Наканунѣ пріѣзда новаго владѣльца, дворовый человѣкъ, живущій такъ, видѣлъ во снѣ, что эту икону несутъ съ крестнымъ ходомъ; онъ объ этомъ снѣ сказалъ помѣщику, который вслѣдствіи этого поставилъ икону съ честью въ залѣ. Эта икона, говорятъ, подъ слѣдовмъ; величиною въ аршинъ. – Теперь сестрамъ твоимъ можно писать, чтобы они искали икону; можно и не писатб. Если рѣшишься написать, можешь написать имъ что видѣла во снѣ такую-то икону, и чтобы они поискали ея въ окрестности; и только. Впрочемъ, - если ты уже писала имъ объ этомъ, пусть убедтъ такъ; а если не писала, то пожалуй пожно погодить, до времени имъ этого не писать. А весною можешь написать сестрѣ твоей Софіе, чтобы она къ тебѣ пріѣхала, и вмѣстсѣ съ нею отправишься въ Кажеловку посмотрѣть икону. Посылаю тебѣ письмо къ А. И. Чарторжскому, которое я того времени наблюди у себя. Письмо это отъ сестры его катерины Ивановны Романовой, которая живетъ въ Мосальскѣ, и на праздникъ Рождества Христова пріѣхала къ намъ. Она говоритъ, что братъ ея добрый, и можетъ, кажется; уступить икону эту для благаго дѣла. Но это начинаніе нужно оставить до того времени, пока Всеблагому Промыслу Божію угодно будетъ явить это, черезъ нѣкоторые обстоятельства.

Заботу и опасеніе твое касательно сестры твоей Наталіи вполнѣ предоставь всеблагой и всесвятой волѣ Божіей. Всѣ мы знаемъ, что Самъ Богъ устрояетъ, то хорошо и полезно для насъ. А умышленія человѣческія, какъ бы ни казались хороши, бываютъ погрѣшительны, какъ свительствуетъ Св. Писаніе.

Ты жалуешься на страхъ вражескій, который у тебя бывалъ въ нѣкоторые дни, начиная съ самаго вечера, а впродолженіи ночи оканчивался нелѣпыми и непріятными весьма для тебя мечтаніями. Когда будешь ощущать такой страхъ и вражеское нападеніе, то полезно тебѣ по примѣру древнихъ отцевъ произносить такъ чтобы твои только уши слышали устами псаломскія приличныя къ тому слова; напримеръ: Господь просвѣщеніе мое и Спаситель мой, кого убоюся; и весь 26-й Псаломъ. Также, обшедши обидоша мя, именемъ Господнимъ противняха имъ. Обредоша мя ко ичелъсотъ, и рая горѣшася яко огнь въ терніи, и именемъ Господнимъ противляхся имъ. Еще: суди, Господи, обидящіи мя, и побори биршщія мя и проч. Еще: Боже, въ молицѣ мою вонми, Господи, помощи ми потщися; и подобные. – На самомъ опытѣ увидишь, какъ велика сила Богодухновенныхъ Псаломскихъ словесъ, которыя отсылаю и прогогянюь враговъ мысленныхъ, какъ пламень.

Къ празднику послалъ я письмо Ваше М. Игуменьѣ, и писалъ кое-что въ твое оправданіе; а на праздникахъ ей и М. Казначеѣ послалъ письма о. Игумена Антонія. Тебѣ же не послалъ потому, что чтеніе этихъ писемъ считаю теперь для тебя не благовременнымъ: а послѣ почитаешь.

Сестрѣ Прасковьѣ Парѳеніевнѣ А. передай мое привѣтствіе о Господѣ и благоделаніе. Обѣ вы не скорбите, что не хотятъ вамъ платить денегъ за иконы изъ Воронежа. Считайте это испытаніемъ вашей вѣры и терпѣніе, и чтобы впредь надѣялись вы на Бога, а не на человѣческіе расчеты.

Миръ вамъ!

Многор. I Амвросій.

Матери Херумивѣ Квитницкой

Въ совбственные руки.

Предводитель темныхъ силъ модный стороны, справедливо толкуетъ, что и Плохой человѣкъ и грѣшный только съ другой стороны вретъ и льститъ, что будто бы я не даетъ тебе успокоить пащется Кельи; - и желаю да обстоятельства руки неподаютъ. Посылаю тебѣ 10 рублей, письмо тебе получишь.

Миръ тебѣ! И молись о мнѣ грѣшномъ.

Непотреб. I. Амвросій.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письма твое и с. Параскевы отъ 1 Марта получилъ. Сегодня не имѣю ни силъ ни времени подробно отвѣчать Вамъ, а посылаю вамъ, на ваши съ нею потребности, двадцать пять рублей, - изъ нихъ пятнадцать тебѣ взамообразно въ долгъ, а десять вамъ вмѣстѣ на содержаніе, какъ было обѣщано. Пишешь о своихъ предположеніяхъ и намѣреніяхъ на весну. Тогда будетъ видно. Успѣемъ списаться. Если, по Божіей милости; будемъ живы, и здоровье мое будетъ в сносном положеніи, тогда можно будетъ сдѣлать такъ, какъ ты пишешь. Только, попроси сестру, чтобы она прислала лошадь уже когда въ деревнѣ кончится первый посѣвъ.

Многогр. I. Амвросій.

 

 

3 Марта 70.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Давно получилъ отъ тебя два письма, но сихъ поръ не могъ тебѣ отвѣчать, сперва по крайнему недосугу, потомъ по нездоровью, а потомъ наступила первая седьмица великаго поста, - такіе были дни, что не имѣлъ возможности заниматься письмами. Теперь же хотя я все еще и занятъ и нездоровъ хоть вкратцѣ отвѣчать на разные твои вопросы и недоумѣнія.

Касательнаго видѣннаго тобою во снѣ изображенія спасителя, на самомъ дѣлѣ по времени окажется мечта ли это, или въ дѣйствітельности будетъ. Писать сестрамъ твоимъ теперь объ этомъ не слѣдуетъ, а весною можетъ если м. Игуменья отпуститъ, съѣздишь къ г. Чартридскому одна, съ Параскевой Перѳеньевною. Впрочемъ, объ этомъ успѣемъ еще списаться.

Письма твоихъ сестреъ можешь пожалуй, прислать мнѣ для прочтенія.

Касательно билета, если бы и пришлось его размѣнять, но заботься много; и если бы м. Казначея тебя спросила, не ужасайся, а просто кажи, что по нуждѣ размѣняла. Всѣ эти заботы: какъ буду жить?» Какъ скажу м. Казначеѣ?», - все это съ шуіей стороны, чтобы отвлечь тебя отъ молитвы. Въ настоящемъ твоемъ положеніе тебѣ прежде всего слѣдуетъ, отрывая всякія заботы и попеченія, съ полною вѣрою предать Божественному Промыслу, и не увлекаться никакими вражіими внушеніями, ни десятитысячными, ни дешевле, ни дороже, и призывая всесильную помощь Божію на всю эту вражію чепуху не обращать вниманія, а простираться на свое дѣло. Пишешь, что тебя иногда занимаетъ мысль, какъ десница изъ свѣтоноснаго архангела обратился въ сатану. Сама ты знаешь, что отъ гордости. Но помни, что тебѣ теперь крѣпче должно держаться молитвы, и не улвекаться никакими, ни помыслами, ни разсужденіями, хоть бы они с шуіей стороны приходили, хотя бы по видимому съ десной. Молитва со смиреніемъ непобѣдимое оружіе на врага: а разсужденіями его не побѣдишь. Слышанныя Па-вою слова, чтобы тебѣ не смотрѣть вхъ бездну, чтобы не закружилась голова; это самое и можетъ означать, чтобы тебѣ не внимай никакимъ внушеніямъ и представленіямъ вражіимъ, хотя бы благословиднымъ, хотя бы не благовиднымъ они означаютъ глубокую бездну, от которой у кого не закружится голова! Поэтому всего лучше презирать всякую внушаемую чепуху вражію, и держаться единственно единой молитвы Iисусовой, съ верою, и съ смиреніемъ, и упованіемъ, что Самъ Господь лучше насъ покроетъ и защититъ, и силенъ все нужное намъ подать. Св. Лѣствичникъ говоритъ: именемъ Iисуса бей ратники; нѣистово сильнѣе на нихъ оружія, ни по небеси, ни на земли. И въ дѣяніяхъ Апостольскихъ сказано: нѣсть бо и на имени подъ небесемъ даннаго, а намъ же подобаетъ намъ спастись. Тебѣ врагъ внушаетъ искать высокихъ дарованій. Ты пріими это внушеніе по своему, т. е. съ полезною мыслію, по свидѣтельствуСв. Писанія изъ котораго видно, что нѣтъ выше дарованія, какъ дарованіе смиренія, какъ и Самъ Господь говоритъ: смиряй себе вознесется. Этого дарованія ищи, къ этому дарованію стремись. Послѣ смиренія, второе дарованіе – очищеніе отъ страстей, особенно отъ главныхъ, отъ словолюбия, отъ сугубаго сластолюбія, и тонкаго любоимѣнія, потому что за очищеніемъ души отъ страстей, милостію Божіею послѣдуетъ воскресенія ея, и соединеніе съ Господомъ, если только душа, оставивъ всѣхъ и все, прилѣпится всѣмъ сердцемъ и всею любовью къ Единому Господу. Но испытавши любовь сію Iоаннъ Богословъ ясно показываетъ главный ущербъ любви и недостатокъ ея, о исправленіи котораго всячески должно заботится. Онъ говоритъ въ 1-м посланіи своемъ: Аще кто речетъ, яко люблю Бога, а брата своего ненавидитъ ложь есть (гл. 4, ст. 20). Хотя тутъ выставленъ самый грубый недостатокъ любви, но желающимъ приблизится къ Богу должно задотиться искоренять въ себѣ и самое малое нерасположеніе къ ближнему, ради чего и дана намъ Заповѣдь: благословлять гонящіи на. И прибавилъ Апостолъ: благословите, и не кляните. И наконецъ заключилъ: аще возможно, еже отъ васъ, со всѣми человѣки миръ имѣйте, ни единомуже воздающее зла за зло (Римл. 12, 17-18). Чтобы достигнуть тебя такаго настроенія духа, молись почаще о главномъ лицѣ, съ которымъ ты благодушно не можешь встрѣтиться, и оно отъ тебя убѣгаетъ. Попущеніемъ Божіимъ это искушеніе обѣимъ вамъ къ испытанію, къ познанію своей немощи, и къ смиренію, чтобы понимали мы, что значитъ апостольскія слова: не высокая мудрствующее, а смиренами ведущееся.

Молись и о мнѣ грѣшномъ и непотребномъ, глаголящемъ и не творящемъ, да и азъ недостойный за молитвы молящихся о мнѣ не лишенъ буду милости Божіей, хотя послѣднѣйшимъ. Не вотще написалъ Св. Лѣствичникъ въ своей книгѣ: послѣдніи мудрованіемъ будутъ первіи достоинствомъ.

Многогр. I. Амвросій.

 

Матери Херувимѣ

Квитницкой

Въ собственныя руки.

 

13 Марта 70 г.

Христосъ воскресе!

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Получилъ отъ тебя три письма и по просьбѣ твоей послалъ тебѣ вчера, на твое имя, 50 р. Пишешь, что много смущалась о томъ, что написала мнѣ о. с. Скворчемъ. Тамъ ли найдется икона Спасителя, или въ другом мѣстѣ, этого теперь утверждать нельзя, самое дѣло покажетъ, что мечта, и что истина. Но тебѣ, повторяю, слѣдовало объяснять все обстоятельно, какъ было, а не одно открыть, о другомъ же умолчать. Пишешь, что тебѣ легче было бы, изъ Мценска съ иконами прямо пріѣхать къ намъ. Я тебѣ ради того написалъ, заѣхать сперва къ сестрамъ, чтобы ты сперва изслѣдовала мѣсто, и разузнала обо всемъ касательно иконы хорошенько: тогда удобнѣе будетъ намъ потолковать объ этомъ предметѣ. Впрочемъ я тебя не связываю. Сдѣлай такъ, какъ укажетъ самое дѣло, и какъ по обстоятельствамъ будетъ лучше. Если изъ Мценска поѣдешь къ сестрамъ, то можешь иконы оставить пока у кого-либо во Мценскѣ. Если же прямо пріѣдешь къ намъ, то побывавши у сестеръ, можешь написать мнѣ, что тамъ узнаешь. Какъ устроится путь твой, такъ пусть и будетъ, по указані. Промысла Божія.

Сегодня пишу тебѣ вкратцѣ: нездоровится, и очень занятъ; и поэтому оставляю до личнаго свиданія остальные предметы, о которыхъ пишешь.

С. Параскевѣ Парѳ. Кланяюсь, и молитвенно желаю, да благословитъ Господь и да управитъ путь вашъ во благое, по волѣ Своей святой.

Многогр. I. Амвросій.

 

Матери Херувиме

Квитницкой

 

Въ собственные руки.

 

11 Апр. 70.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Наканунѣ великаго дня Свѣтлаго Христова Воскресенія, поздравляю тебя съ симъ всерадостнымъ праздникомъ праздниковъ и торжествомъ торжествъ христіанскихъ, и привѣтствуя тѣмъ утѣшительнымъ церковнымъ привѣтствіемъ:

Христосъ воскресе!

Желаю тебѣ знаменательные дни Св. Пасхи и всю Пятидесятницу провести мирно, и въ утешеніи и радованіи о Господѣ.

Получилъ отъ тебя два письма, то теперь не имѣю возможности отвѣчать тебѣ по содержанію оныхъ, а пишу только краткое праздничное привѣтствіе, потому что очень занятъ. О дорогахъ напишу послѣ. Это дѣло требуетъ еще разсмотрѣнія, потому что въ одно время тихій помыслъ внушалъ тебѣ о Мценскѣ одно, а потомъ, такаго же рода тихій помыслъ внушалъ о Кіевѣ противорѣчащее первому. Повторяю: объ этомъ, и объ остальномъ о чемъ ты писала, будеть данъ отвѣтъ въ другое время. Когда придется быть въ Кожановкѣ, то на первый случай довольно будетъ и посмотрѣть на икону, а просить ее можно подождать. Кстати: на дняхъ я узналъ, что въ Новосильскомъ уѣздѣ, въ съ Зарѣчвѣ въ приходской церкви есть древняя икона неруктвореннаго изображенія Спасителя величиною ¾ арш., шириною в ½ арш. И еще, въ томъ же уѣздѣ въ селѣ Подтатарскомъ въ церкви древняя икона нерукотвореннаго изображенія Спасителя величиною в 1 арш. Сообщаю объ этомъ тебѣ на всякій случай[i].

Здоровье мое, паче же нездоровье, все въ одинаковомъ неисправномъ положеніи; но благодареніе Господу и за то что я живъ, и по Милосердію Божію хоть кое-какъ провелъ св. постъ безъ особенныхъ болезненныхъ приключеній. Только на этой недѣлѣ я что то сталъ очень изнемогать.

Миръ ти! И Божіе благословеніе, и помощь отъ Господа и благомощіе во всѣхъ встрѣчающихся искушеніяхъ вражіихъ, их же деупразднитъ Воскресшій изъ мертвыхъ всемогущего Своею Силою!

Многогр. I. Амвросій.

 

29 Апр. 70.

Христосъ воскресе!

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письмо твое отъ 20 Апрѣля получилъ, въ которомъ объясняешь мнѣ многія прежде умолчанныя тобою подробности касательно иконы Спасителя видѣнной тобою въ сновиденіи. Напрасно ты мнѣ прежде не объяснила всего того, что теперь пишешь. Если бы съ самаго начала написала мнѣ, что видѣла икону въ разоренномъ зданіи, и что какое то чувство указали тебѣ на сю Скворчее, гдѣ хотятъ ломать церковь, то дѣло было бы яснѣе съ самаго начала, и мы не стали бы искать икону въ другихъ мѣстазъ. Какъ можно умалчивать о такхъ важныхъ подробностяхъ? Третьяго года, нашъ Iеромонахъ Маркъ (нынѣ настоятель Мещавскій) видѣъ во снѣ Ахтырскую икону Божіей Матери. Когда онъ мнѣ объяснилъ, что видѣлъ эту икону надъ какою-то башнею, то по этому указанію и стали ее искать и нашли на колокольнѣ, на чердакѣ. А если бы онъ не разсказалъ всего, какъ видѣлъ, и вѣроятно не могли бы и найти иконы. Гдѣ же писано, чтобы вопрошающій скрывалъ, что ему извѣстно, на томъ основаніи, что вопрошаемый самъ долженъ догадаться. Это своего рода прельщеніе вражіе. Богъ – всевѣдущій и однако черезъ Пророка повѣлеваетъ: глаголи ты первѣе беззаконія своя. И Господь Iисусъ Христосъ часто вопрошалъ Апостоловъ о такихъ обстоятельствахъ, которые Ему, какъ Богу, были извѣстны, научая насъ Своимъ примѣромъ, какъ намъ должно поступать. Сперва человѣкъ долженъ съ вѣрою и откровенностію объяснить все что слѣдуетъ; и тогда уже и Господь творитъ Свое, якоже Самъ вѣсть. Впрочемъ, хорошо, что ты хоть теперь написала обо всемъ подробно, а на будущее время пусть это тебѣ будетъ урокомъ. Я и прежде замѣчалъ тебѣ. Что иногда въ письмахъ ты объясняла свои чувства иное уже через чуръ и опять умалчивала что необходимо нужно было объяснять. Теперь можно бы написать сестрѣ твоей Софіи, и спросить ее: ломали ли церковь въ с. Скворчемъ или нѣтъ? А впрочемъ лучше самой изслѣдовать на мѣстѣ. Въ Кіевъ ѣхать потребуется много времени, а главное, постѣпеннымъ твоимъ средствамъ надо отложить широкіе планы. А можетъ проситься у М. Игуменьи, къ сестрамъ. Скажи Матушкѣ, что тебѣ нужно побывать у сестеръ во 1-хъ ради своего здоровья, чтобы подышать свѣжимъ деревенскимъ воздухомъ, а во 2-хъ ради стѣснѣнныхъ своихъ средствъ. Когда отпустятъ, побываешь сперва у насъ, а потомъ у сестеръ для изслѣдованія. С. Параскева Парѳеніевна можетъ проситься вмѣстѣ съ тобою; а къ Iосіфу не нахожу ей нужнымъ идти; развѣ послѣ, когда побываетъ у насъ. – Впрочемъ еще кажется будетъ лучше, если взявши иконы заѣхать къ сестрамъ, а то тамъ въ окрестностяхъ этихъ побывай по соображеніи, и постарайся узнать, не окажется ли подобнаго разрушеннаго зданія, или старой какой церкви. И что Богъ поможетъ узнать, съ этими изслѣдованіями пріѣзжай къ намъ, съ с. Пар. Пар. На случай можете привезть съ собою иконы Ваши, чтобы показать нашему лавочнику: не будутъ ли они сходить въ нашей лавочкѣ. Молитесь Господу Богу и Царицѣ Небесной, чтобы управили путь вашъ во благое и преклонили сердце настоятельницы Вашей отпустить Васъ съ миромъ. Просится нужно не на двѣ недѣли по прежнему, а мѣсяца на полтора или на два. – Проситься или вмѣстѣ, или можетъ быть с. Пар. Можетъ проситься для сбыта иконъ: какъ будетъ удобнѣе, такъ и проситесь.

Господи помилуй насъ! Господи помози намъ грѣшнымъ!

Многогр. I. Амвросій.

 

 

 

Христосъ воскресе!

Сестра о Господѣ,

Мать Херувима!

Письмо твое отъ 4-го Мая получилъ и посылаю тебѣпри семъ пятьдесятъ рублей.

Испрашивая на тебя миръ и благословеніе Божіе, остаюсь съ искреннімъ благожеланіемъ тебѣ всего спасительнаго.

Многогр. I. Амвросій.

12 Мая 70 г.

 

29 Мая 70.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письмо твое отъ Мая получилъ, и сегодня же писалъ тебѣ, въ особомъ письмѣ, пятьнадцать рублей вамъ съ Параскевою Парѳеньевною на дорогу.

Описываешь, что бываешь слабою, и выражаешь сомнѣніе и недоумѣніе: истинныя же это видѣнія или мечта? Много объ этомъ не думай, а испытай на самомъ дѣлѣ? – отправляйся въ указанное мѣсто, какъ написала, и тогда на самомъ дѣлѣ видно будетъ, что истина, и что мечта.

Пишу сегодня тебѣ вкратцѣ, - вотъ уже почти недѣля, что живу на дачѣ, для отдыха, и еще не отдохнулъ потому что предъ тѣмъ уже очень утомился. Завтра, къ Троицкому что, возвращусь въ скитъ. – Тебѣ и с. параскевѣ миръ и Божіе благословеніе на путь Вашъ.

Многогр. I. Амвросій.

 

Матери Херувимѣ

Квитницкой

Въ собственный руки.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письмо твое получилъ и посылаю тебѣ, съ с. Прасковью, взаимообразно пятнадцать рублей.

Здоровье мое слабо, для отдыха уѣхалъ на дачу, откуда и пишу Вамъ.

Испрашивая на тебя и на i. Параскеву миръ и благословенiе Божiе, остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

Многогр. I. Амвросiй.

30 Мая 70.

 

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Если привезли съ собою подлинную икону Святителя Христова Николая, то разумѣется надобно тебѣ для себя написать такую же. Марья сбирается послужить въ монастырь то и неудобно ее послать къ сестрѣ твоей. Привѣтстую о Господѣ сестру Перфильевну и желаю вамъ обѣимъ взаимнаго и душевнаго мира. Что ты правда не пишешь о поѣздѣ в …ну, считай это какъ искушенiе и кайся Богу въ неправдѣ сей, какъ совѣтуетъ Авва Дороѳей.

Обѣ съ П. молитесь о мнѣ Грѣшномъ и непотребномъ, недостойн. Iером. Амвросiй.

20-го Сент. 70 г.

7-го Сент. посвященъ о. Анатолiй въ Iеромонаха и о. Климентъ во Iеродiакона.

Матери Херувимѣ

Квитницкой

Въ собственные руки.

 

 

19 Окт. 70.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письмо твое отъ 12-го Октября получилъ. Положенiе твое заставляетъ меня говорить то, что выше меня, потому что жаль тебя оставить въ смущенномъ состоянiи и недоумѣнiи. Но помолись сама, чтобы Господь вразумилъ меня грѣшнаго и немощнаго сказать тебѣ полезное не отъ своего разума но отъ Слова Божiя, и отъ ученiя свято-отчеческаго. Ты пишешь, что враги душевные возвдигли на тебя такую брань, что мѣшаютъ тебѣ обычно совершать внутреннюю молитву, производя около тебя шумъ и гулъ, какъ бы пляску цѣлаго хоровода; почему и спрашиваешь меня скудоумнаго, что тебѣ дѣлать, и какъ поступать въ таком случаѣ. Надобно подражать угодникамъ Божiимъ, какъ они поступали въ подобныхъ случаяхъ. Читаемъ въ житiи Арсенiя В., что онъ иногда, возставая отъ внутренней молитвы, главное молился съ воздѣтыми руками: «Господи, Боже мой! Не остави меня яко ничтоже благо сотворихъ предъ Тобою никомуже: но помози и сподоби положити начало. Въ краткой сей молитвѣ угодника Божiя выражается во первыхъ великое смиренiе, и самоукоренiе, и самоуничиженiе. Во вторыхъ показывается, что угодникъ Божiй не безъ причины такъ молился, а видно за строую жизнь, боримъ былъ помыслами возношенiя, отъ мысленныхъ враговъ, которые никого не оставляютъ въ покоѣ, а всѣхъ дарютъ, чѣмъ кого могутъ. Особенно намъ немощнымъ потребно слѣдить за помыслами возношенiя которые для насъ, въ брани духовной, преднѣе всего, какъ объясняетъ это Препод. Маркъ Подвижникъ. «Аще бѣхомъ о смиренномудрiи прилежали, то не бѣхомъ требовали наказанiя: вся бо злая и лютая случающаяся намъ, за возношенiе наше случаются. Аще бо апостолу да не превознесется, ангелъ, станинъ попущенъ бытии, да ему пакости дѣешь; кольми паче намъ превознесшимся самъ сатана попущенъ будетъ попирати нѣ дондеже смиримся (Восторг классы, слово О Пощенiи и Смиренiи). Святый же Лѣствичникъ съ другой стороны ограждая насъ отъ вреда со стороны брани вражiей, поставляетъ для насъ яко нѣкую твердыню блаженное смиренiе, глаголя о семъ въ 25-м Словѣ такъ: «Почему въ то время умъ нашъ, заключивъ себя въ ковчегѣ смиренiя отъ душетатцевъ некрадомъ пребываетъ, и только топоты и игры татей сихъ слышитъ, но ни единымъ изъ ниъ не можетъ бытии и скушенъ. Поелику смиренiе есть такое сокровищное хранилище, которое для хищниковъ неприступно (Отдѣл. 4-е). Не лишнимъ считаю приложить къ сему и другое мѣсто сего богомудраго Отца: что значитъ возносится, и что значитъ не возноситься, и что значитъ смиряться? Первый судитъ весь день; вторый, хотя не судитъ, но и себя не осуждаетъ; третiй же не заслуживая осужденiя всегда самъ себя осуждаетъ» (Степ. 28-я, Отдѣлъ. 19-е). И паки онъ же глаголетъ: «Видѣлъ я истинное смиренiе, и не примѣтилъ въ немъ и тѣни клеветы, т. е. и мысленнаго порицанiя другихъ, - кольми паче гнѣва на другихъ; потому что не льзя на ближняго разгнѣваться, если кто прежде не вознесется мыслью надъ нимъ, какъ объясняетъ это нѣкто изъ Богосносныхъ Отцевъ.

По симъ свидѣтельствамъ угодниковъ Божiихъ повѣряя наше смиренiе, или недостатокъ онаго, или примѣчяая окраденiе возношенiемъ, искренно и со смиренномудрiемъ да повторяемъ предъ Господомъ означенную молитву блаженнаго Арсенiя возставая на оную, когда безпокоими будемъ отъ досаждающихъ намъ мысленныхъ враговъ нашихъ. Если же когда и сiя молитва совершенно не будетъ успокоевать насъ, то да подражаемъ и въ другомъ дѣйствiи блаженному Арсенiю. Онъ иногда посаждалъ около себя учениковъ своихъ жалуясь на брань вражiю. Можешь и ты иногда посаждать около себя сестру пар-ею, въ случаѣ нужды. Пусть сидитъ около тебя съ молитвою, или стоя да прочитываетъ сколько нибудьъ изъ Евангелiя.

Вотъ сколько Господь вложилъ во омраченный умъ мой, и сколько дозволило мое скудоумiе, я написалъ тебѣ. Къ сказанному считаю не лишнимъ приложить и сiе. Къ Преп. Iисаю В. пришелъ одинъ братъ и говоритъ: ??? Отче! За молитвами Ваими, я содержу непрестанно память Божiю, т. е. молитву. Старецъ отвѣчалъ: Это не велико, а вотъ дивно, если кто помощiю Божiею искренно можетъ считать себя хуже всякаго человѣка, хуже всякой твари.

Господи, помилуй насъ! Господи, помози намъ!

Молись, сестра, и за меня непотребнаго, да и азъ не осужденъ буду за слово моей, глаголя и ничтоже творя отъ благотребныхъ и благоугодныхъ. – Прочти въ Лѣствицѣ со вниманiемъ степень 24-ю и 25-.; и въ послѣдней степени особенно замѣть отдѣленiя 3-е, 7-е, 8-е, 10-е, 11-е, 12-е и 13-е. Да тутъ и все хорошо.

Многр. I. Амвросiй прежде всего смотри, насколько ты мирна съ своей Пар-ей.

 

 

27 Окт. 70 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письмо твое отъ 23-го Октября (по почтовому штемпелю) получилъ. Пишешь о работницѣ скончавшейся и спрашиваешь, не искушенiе ли это тебѣ, что помыслъ внушаетъ тебѣ жалость о ней и понуждаетъ заботиться о ея поминовенiи, такъ что изъ пяти рублей которые у васъ были, вы отдали два священникамъ, чтобы ее поминали. Отвѣчаю: конечно, это искушенiе Св. Писанiе говоритъ: благотвори ближнему, елика рука твоя можетъ. И. Преп. Варсануфiй Великiй говоритъ, что если монахъ, имѣя только необходимое для самого себя[ii] отажетъ просящему, то не согрѣшитъ. А вы – равзѣ живете выше ученiя Варсонуфiя великаго? Вы постоянно сами нуждаетесь: вамъ ли думать о денежномъ благотворенiю ближнимъ? Если бы отдадите послѣднее, что вамъ самимъ нужно, то врагъ, который всегда васъ боретъ заботою о вашихъ недостаточныхъ средствахъ, еще болѣе будетъ вамъ стужать этимъ. Хорошо ли вамъ чрезъ непосильное благотворенiе самимъ ввергать себя въ смущенiе, и заботливость, и попеченiя, когда мы имѣемъ евангельскую заповѣдь: не пецытеся? Разсужденiе, по ученiю св. отцевъ, выше всего. Если вы ощущаете жалость къ умершей, то вамъ, при вашемъ положенiи, приличнѣе не денежныя благотворенiя за нее дѣлать, а если хотите, самимъ за нее келейно молиться, чтобы Господь якоже Самъ вѣсть помиловалъ душу ея. И думаю, что если такъ будете дѣлать, то и жалость и усердiе ваше – все это пропадетъ скоро. Къ тому же и сверхъ всего скажу, что вамъ обѣимъ не прилично и не полезно разузнавать, кто какъ жилъ и какъ умеръ. Для чего вамъ чужимъ соромъ порошить и затмѣвать себѣ глаза душевныя и сердечныя. Господь глаголетъ во Евангелiи: блажени чистiй сердцемъ, яко тiи Бога узрятъ. А кто зановозитъ чужимъ соромъ очи сердечныя, хоть бы пою предлогомъ жалости, и по этой причинѣ не можетъ зрѣть Бога: кто таковаго одобритъ? Не скорѣе ли пожалѣетъ о немъ?

На всякiй случай пусть Пораскева Парѳенiевна напишетъ свою фамилiю. Сегодня посланы ей деньги на шубу и сапоги съ такою надписью: Параскевѣ Херувиминой, т. е. живъ въ кел. М. Хер-ы Кв-цкой. Пусть наведетъ справку на почтѣ.

Миръ вамъ!

Многогр. I. Амвросiй.

 

 

 

3 Ноября 70 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Поздравляю тебя съ приближающимся днемъ твоего Ангела, и желаю тебѣ, политвъ ради Святыхъ Ангеловъ и Архангеловъ, Херувимов и Серафимов и всѣхъ небесныхъ силъ утвержденiя во всемъ добромъ и душеполезномъ и спасительномъ, и всего благополучiя, и милости отъ Господа.

У тебя есть какой-то вопросъ; да не знаешь, какъ его написать. Если при этомъ вопросѣ у тебя простое и покойное желанiе написать, то можешь написать вопросительно: бываетъ ли въ человѣкѣ такое-то и такое состоянiе? И относится ли оно къ числу правильныхъ, или не правильныхъ? И по какой причинѣ къ числу послѣднихъ?

Если же желанiе написать это смѣшано съ помысломъ понудительнымъ и смущающимъ до тревожности, то лучше это оставить до личного свиданiя, во всякомъ состоянiи направляясь къ заповѣдямъ Божiимъ, и сохраняя себя отъ возношенiя и прелести вражiей, всегда и во всемъ.

Передай мое грѣшное привѣтствiе и благожеланiе сестрѣ Прасковьѣ Парѳенiевнѣ. Матерь Божiя да сохранитъ васъ обоихъ отъ всякаго зла тайнаго и явнаго, нѣ иначе же отъ злоказненныхъ подсадъ вражiихъ Господь да укреѣпитъ васъ въ тяжкихъ нападенiяхъ и да упразднитъ немощныя ихъ угрозы и ложныя обѣщанiя, дать что-либо, ничего не имѣя. Если кто и спутается в молитвенномъ подвигѣ, то для избѣжанiя конечнаго вреда Промыслъ Божiй устрояетъ ихъ начальство, а не немощная, и велехвалящася по пустому сила вражiя. Ихъ дѣла и занятiе: только смущать и шутить и вредить тому кто отъ малодушiя или возношенiя поддается на ихъ злоказненныя внушенiя. Но Господи заступи, спаси, помилуй сохрани насъ Твоею благодатiю.

Многогр. I. Амвросiй.

 

 

 

 

16 Дек. – 70 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Собираюсь отвѣчть тебѣ на три письма твои, которыя всѣ безъ означенiя мѣсяца и числа. Впередъ означай это. И к стати скажу: добудь себѣ получше, т. е. почернѣе чернилъ, а то у тебя чернила блѣдныя. И пиши покурпнѣе, и вѣрнѣе выводи буквы; написавши письмао прочитывай его, и чего недостаетъ, правляй. А то у тебя часто или буквъ въ словѣ недостаетъ, или цѣлыхъ словъ въ смыслѣ. А письма твои бываютъ содержанiя не простаго, гдѣ и одно слово недостающее много значитъ.

В послѣднемъ письмѣ спрашиваешь меня, правильное ли это состоянiе въ человѣкѣ, которое описываетъ. Вотъ опять приходится мнѣ говорить то, что выше меня. Но молись сама, чтобы Господь вразумилъ меня и просвѣтилъ омраченный мой умъ рещи тебѣ полезное въ свое время.

Прочти сама въ 4-й части Добротолюбiя образъ краткое сказанiе объ образѣ вниманiя молитвы Св. Каллиста, Патрiарха Константинопольскаго. Объясненное тобою дѣйствiе не противно сему сказанiю. А въ описанiи различныхъ молитвенныхъ дѣйствiй Сибирскаго Старца Василиска есть глава, въ которой сказано, что старецъ ощущалъ молитвенное глашенiе во всѣхъ членахъ своихъ и какъ бы какое-то званцанiе какъ выразился простосердечный старецъ. Но какъ у многихъ молитвенниковъ молитвенное дѣйствiе сердечное бываетъ различно, то Преп. Маркъ Подвижникъ невѣдущимъ преподаетъ такой совѣтъ и такую предосторожность, иное дѣйствiе есть благодати, младенцу невѣдомое и иное злобы, и истынѣ уподобляемое. Добро же есть на таковая не взирати, прелести ради, ниже проклинати, истины ради но вся упованiемъ приносити Богови: «Той бовѣсть обоюполезное» (О мнящихся отъ дѣлъ оправдатися, гл. 28-я). Держись и ты этого правила, ограждаясь невѣдѣнiемъ, и предоставляя все времени и разсмотрѣнiю по волѣ Божiей, уповая, что силенъ Господь сохранить тебя отъ прелести вражiей, если только ты сама не подашь къ тому повода самомнѣнiемъ, возношенiемъ и самонадѣянностiю, отъ окраденiя чрезъ которыя ты подверглась душевной бѣдѣ, какъ сама это замѣчаешь, и пишешь, что не могла сознать себя грѣшною, и хуже всей твариЮ когда готовилась къ исповѣди и причащенiю Св. Таинъ Бойся этой бѣды, т. е. отъ самомнѣнiя, возношенiя, и самонадѣянности чрезъ которыя прелесть вразiя приходитъ, и обладаетъ человѣкомъ. Преп. Исаiя отшельникъ пишетъ: если человѣкъ подвергался когда либо какому либо грѣху, то онъ до самой смерти не можетъ быть безъ попеченiя относительно сего грѣха, хотя бы и мертвыхъ воскрешалъ. Св. Симеонъ Новый Богословъ, послѣ высокихъ видѣнiй и откровенiй всегда пересчитывалъ грѣхи свои, не только дѣломъ совершенные, но и въ мысли бывшiе, говоря такъ: я грѣшникъ въ томъ-то произволенiемъ я грѣшникъ окаянный въ томъ то волею, ее подобное. А ты пишешь, что сердце твое упорствовало сознать себя грѣшницею. Явно, что тутъ предварило незамѣтное вражiе окраденiе самомнѣнiемъ и возношенiемъ. Въ такомъ случаѣ съ сокрушеннымъ сердцемъ должно припадать ко Господу и молить благость Его, чтобы избавилъ и уврачевалъ душу и сердце отъ таковаго ослѣпленiя и омраченiя. И самая сильная брань бѣсовская можетъ быть утверждается на затаившемся или таящемся самомнѣнiи и возношенiи; или попущается для того, чтобы не возноситься. Ежели всякая добродѣтель безъ смиренiя не можетъ состояться, то кольми паче молитва, прежде всего требуетъ смиренiя, такъ какъ молящiеся имѣютъ дѣло съ гордыми бѣсами которые будучи сами бѣдны, и ничего не имѣя, обѣщаютъ другимъ богатство, показывая чужiя ассигнацiи. Начальникъ ихъ сатана не постыдился предлагать Самому Господу царство мiра. Но что Господь сказалъ ему въ отвѣтъ, рек: иди за мною сатана писано бо есть; Господу Богу Твоему поклонишися, и Тому Единому послужиши. Повторяй и ты тоже въ свое время. Также знай, что молитва требуетъ безгнѣвiя. Означенный Каллистъ Патрiархъ говоритъ: молитва разумѣется, яко премѣняетъ смущенiе. Знаменiе же ея есть, аще коснуся кому, яко ктому не смущается, аще напаствуетъ его и весь мiръ.

Ты спрашиваешь, хорошо ли сдѣлала, занявши для странницы 5 р. и отдавши ей новые сапоги Парашины, которые ей самой были нужны. Отвечаю: не хорошо, очень не хорошо, и очень не основательно. Впередъ такъ не дѣлай же по какому поводу. Нигдѣ не писано, для милостыни занимать деньги и делать такое благотворенiе, за которымъ не минуемо слѣдуетъ смущенiе для тебя, или для другихъ. Я, кажется, тебѣ писалъ слово и совѣтъ Пимена В., что монахъ не солжетъ, если откажетъ просящему, что нѣтъ у него, когда не имѣетъ излишняго, сверхъ своей потребности; а иначе онъ долженъ со смущенiем добывать себѣ то, что не разсудно отдалъ другому. Твое положенiе требуетъ великой осмотрительности и здороваго обсужденiя.

Не разсудная ваше подаянiе и помощь странницѣ такъ меня озадачила, что доселѣ никакъ не соберусь послать на подрясникъ, а и не знаю, сколько.

Поздравляю тебя и сестру Параскеву Парфенiевну съ наступающимъ праздникомъ Рождества Хрiстова, а также и съ приближающимся Новымъ Годомъ, и желаю вамъ встрѣтить и провести оные въ мирѣ и утѣшенiи духовномъ.

Многогр. I. Амвросiй.

 

 



[i] Об этомъ писали мнѣ по этому вопросу

[ii] На цѣлый годъ, какъ древнiе монахи заготовляли.