26 Янв. 71 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Давно не писалъ тебѣ, потому что все это время крайне занятъ былъ, и къ тому же и нездоровилось мнѣ паче обычнаго. Да и сегодня много писать тебѣ не могу, а только вкратцѣ скажу тебѣ что нибудь. Въ прежнемъ твоемъ письмѣ писала ты, что получила деньги отъ сестры, и что ты была въ большомъ затрудненiе такъ какъ не хотѣла сказать, что деньги присланы, чтобы тебѣ выкупить билетъ. Объ этомъ и не слѣдовало говорить, а ты должна бы сказать просто, что у тебя есть долгъ, который и нужно тебѣ выплатить изъ этихъ денегъ, и что на этотъ предметъ и присланы деньги. – На послѣднее же твое письмо вкратцѣ отвѣчаю, что состоянiе, о которомъ спрашиваешь; неподлежитъ сомнѣнiю, помтому что имя Господа Iисуса впереди другихъ наименованiй Божественныхъ произносится. А только вещь весьма сомнительная то, что ты не можешь сознавать себя грѣшнѣе и хуже другихъ. Чувство это, явно, горделивое, отъ котораго и раждаются и укрѣпляются хульныя помыслы и хульные глаголы, какъ свидѣтельствуетъ Св. Лѣствичникъ, говоря: корень хулы есть гордость. Если желаешь смирить себя, то помни всегда слово нѣкоего святаго, глаголющаго: что самая исправная жизнь человѣка хрiстiанина подобна только купѣли, а заповѣди Божiи подобны неизмѣримому морю, какъ глаголетъ Псаломникъ Господу: заповѣдь твоя широка дѣло. Если сравнить великое море съ малою кадочкою воды, то и нечѣмъ будетъ возноситься возносящемуся. Не вотще говоритъ и апостолъ: вси согрѣшиша, и туне оправдаеми благодатiи Хрiстовоб. Чтобы смирить себя прими въ помощь и слова Пр. Григорiя Синаита, написанныя въ 115 главѣ; и почаще повторяй ихъ себѣ. – Знай, что кромѣ смиренiя и слезъ невозможно избавиться отъ хулы.

Еще писала ты, что приходилъ какой-то человѣкъ, отъ котораго слышался смрадъ зловонiя и послѣ возставала на тебя сильная брань, а ты его неосторожно пустила въ свою келью; и спрашиваешь меня, кто это такой? Просто, человѣкъ одерживымй различными страстями, но думаю, подосланный къ тебѣ подущенiемъ вражiимъ. Ты испытала эту брань; а сестра Параскева испытала сильную и явную брань, послѣ того, какъ мiрская женщина посидѣла на ея кровати. Впередъ обѣ будьте осторожны въ прiемѣ мiрскихъ людей, презирая всѣ благовидные къ тому предлоги, какъ я говорилъ тебѣ и лично. Время всякой вещи говоритъ Премудрый Сирахъ! Время принимать людей и время не принимать. Св. Отцы научаютъ предизбирающаго молитву другимъ дѣланiямъ, что такой долженъ оставить и обычную дружбу пред нихъ своихъ посѣтителей; а иначе не можетъ имѣть успѣха во своемъ дѣланiи, оставляя бесѣду съ Богомъ, и бесѣдуя съ людьми о вещахъ и предметахъ суетныхъ, а иногда и неполѣзныхъ и зловредныхъ. Не вотще Апостолъ и Св. Лѣствичникъ глаголютъ единое слово: разумѣяй да разумѣетъ.

О чтенiи отеческихъ книгъ не заботься, когда внутреннее чувство къ тому не преклоняется. Глаголетъ нѣкто: стяжи Бога въ себѣ, и не востребуеши книги. – Аражiи предсказанiя о нянѣ и подобныя презирай.

Миръ тебѣ!

И молись о мнѣ!

Многогр. I Амвросiй.

 

Матери Херувимѣ

Квитницкой

 

Въ собственные руки.

 

24 Марта 71 г.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Поздравляю тебя, и Параскеву Парѳенiевну, съ свѣтлымъ праздникомъ Воскресенiя Хрiстова. Когда на Пасхальной утренѣ, по многократномъ повторенiи радостной пѣсни «Хрiстосъ воскресе» начнется обычное хрiстiанское цѣлованiе, помяните меня грѣшнаго, что я васъ заочно, съ кровати моей, привѣтствую радостнымъ восклицанiемъ: Христосъ воскресе!

Сердечно делаю вамъ вкупѣ великое сiе хрiстiанское торжество торжествъ встрѣтить и провести въ мирѣ, и спокойствiи душевномъ, и въ утѣшенiи духовномъ, и въ радованiи о Воскресенiемъ Спасителѣ нашемъ.

Получилъ отъ тебя три письма; а самъ давно, съ 2-го февраля, не писалъ тебѣ, потому что все это время очень занятъ былъ и не здоровилось паче обычнаго. Въ теченiе поста три раза открывался у меня геморрой; посылали въ Бѣлевъ за докторомъ и хотя болѣзнь эта, по милосердiю Божiю и остановилась, но я еще очень слабъ, и изнемогаю отъ молвы и многолюдства.

На вопросы твои отвѣчаю вкратцѣ. Просишь благословенiя сшить подрясникъ П. П. Если есть деньги, можешь. Спрашиваешь, можешь ли П. П. по просьбѣ гражданъ, браться читать Псалтиръ въ кельѣ по покойникамъ. Глухо браться не слѣдуетъ, а должно просящимъ объяить, сколько коѳизмъ въ день она можетъ читать; и взявши деньги, сколько обѣщала, столько пусть и читаетъ; иначе изъ за 0-х рублей можетъ отяготить совѣсть.

Съ Дѣвушкою, о которой спрашиваешь меня, можешь сперва поговорить въ церкви послѣ службы; если, расспросивши ее, увидишь, что она живетъ по Божѣ и по совѣсти и основательная дѣвушка, то можешь принять ее и въ кельѣ, - что бы ни было. Если же увидишь въ ней неосновательность, то и не слѣдуетъ ее принимать.

Ты опять просишь назначить тебѣ день освященiя иконы Святителя Николая. Можешь это сдѣлать въ Четвертокъ на Ѳоминой недѣлѣ.

Слышимый гулъ отъ часовъ и безъ этого старайся презирать, вмѣстѣ съ хульными словами, всегда стараясь крѣстъ держаться молитвъ Iисусовой со смиренiемъ, потому что имѣемъ брань съ гордыми бѣсами.

Чтобы не садились на кровать параши, нужно загараживать ее доскою, или чѣмъ либо инымъ возмогайте о Господѣ и въ державѣ Крѣпости Его.

Миръ вамъ!

Многогр. I Амвросiй.

 

27 Апр. 71 г.

Хрiстосъ воскресе!

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письмо твое отъ 2-го Апрѣля, и записку при письмѣ с. Параскевы получилъ. Сегодня не хорошо себя чувствую; вотъ уже дней десять, какъ сталъ меня опять безпокоить геморрой, а при этомъ не имѣю и необходимаго отдыха, но при болѣзненномъ моемъ положенiи постоянно на хожусь въ напряженiи, отъ многолюдства. Поэтому много писать тебѣ сегодня не могу, а отвѣчаю тебѣ на твои вопросы вкратцѣ.

Сестра твоя Софiя пусть по прежнему напишетъ М. Игуменьѣ, и попросить отпустить тебя къ ней на лѣто въ деревню. Только я нахожу, что объ Оптиной упоминать въ письмѣ не нужно. А если бы и случилось, что М. Игуменiя послѣ узнаетъ, что ты была здѣсь, то лучше тогда попросить прощенiя; и если спросить, зачѣмъ ты умолчала предъ нимъ о своемъ намѣренiи побывать въ Оптиной, то можешь отвѣчать, что не осмѣлилась говорить ей объ этомъ, замѣчая. Что она какъ будто не благоволитъ къ такимъ поѣздкамъ[i].

Время же, когда тебѣ сюда прiѣзжать, не могу назначить, потому что напередъ не знаю сама, какая будетъ когда степень моего здоровья. А когда для сестры твоей и для тебя, по обстоятельствамъ вашимъ, будетъ удобнѣе, тогда и можешь отправиться въ деревню къ ней; также къ намъ можешь прiѣхать, когда пожелаете и разсудите съ сестрою сами. Только не прiѣзжайте къ большимъ праздникамъ, потому что въ праздники я бываю очень отягощенъ, отъ большаго стеченiя народа.

Дѣвушкѣ, о которой спрашиваешь, лучше всего давать читать отеческiя а поменьше толковать. Сперва можешь дать ей Авву Дороѳея, а потомъ Марка Подвижника. Принимать же ее можешь съ условiемъ тебя слушать. А говори такъ: если хочешь принимать отеческое ученiе, то можетъ приходить; а если ученiя святыхъ отцевъ не хочетъ принимать, и если будетъ продолжать спорить, то чтобы не приходила, потому что такiе пустые споры и у тебя отнимать и тебя разстраиваютъ понапрасну время, и ей самой безполезны.

Слава Богу, что зять твой Павелъ получилъ такую хрiстiанскую кончину[ii]. Онъ не помогалъ сестрѣ въ дѣлахъ и всопитанiи дѣтей, а болѣе лишь путалъ. Тебѣ помыслъ представляли, что умретъ сестра, а умеръ зть; и исполнилось тутъ псаломское слово: солга себѣ не правда (вражiя). Какъ ни старается ложь облещися во истину, но отъ самыхъ дѣлъ обличается въ своей неправдѣ.

Еще о ходящей къ тебѣ дѣвицѣ. Въ обращенiи съ нею держись опытнаго свято-отеческаго совѣта: утопающему не давай руки, а подавай только жезлъ, если въ силахъ будешь извлечь его изъ глубины, то хорошо, если же силъ твоихъ не достанетъ, то оставь въ его рукахъ жезлъ твой, а себя сохраняй отъ потопленiя. Разумѣй глаголемое. Если ты отъ бесѣды съ нею разстроиваешься, то какъ можно удаляйся, всячески воздерживаясь отъ бесѣды спорливой. Кто не хочетъ слушать словъ Св. Писанiя, того спорами не убѣдишь, а лишь себя повредишь и разстроишь. Апостолъ говоритъ, аще кто хощетъ спорливъ быти, мы Iакаваго обычая не имамы, ниже церкви Божiя.

Миръ тебѣ!

Многогр. IАмвросiй.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Параскева!

Посылаю тебѣ обѣщанные пять рублей на извѣстный предметъ, о полученiи которыхъ увѣдомь меня. Привѣтствую о Господѣ мать Херувиму, но и спрашивая на Васъ обѣихъ миръ и благословенiе Божiе сердечно желаю Вамъ милости отъ Господа, и мирнаго пребыванiя и всего благога и спасительнаго.

Многогр. I. Амвросiй.

2 Мая 71 г.

 

Прилагаемые деньги, пять рублей, съ письмомъ, потрудитесь, Алексѣй Николаевичъ передать Послушницѣ Прасковьѣ Черниковой, живущей въ Курскомъ Дѣвичьемъ монастырѣ въ кельяхъ Матери Херувимѣ Квитницкой.

 

8 Мая 71 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

     Письмо твое безъ означенiя числа, а по почтовому штемпелю отъ 24-го Апрѣля получилъ. Сегодня, по нездоровью и недосугу, много писать тебѣ не могу, а вкратцѣ отвѣчаю. Когда ты меня спрашивала объ извѣстной дѣвицѣ, то о матери ея не написала мнѣ ни слова, что тоже просится къ тебѣ; между тѣмъ, если бы прежде написала мнѣ то что пишешь теперь, то дѣло было бы яснѣе. Впрочемъ, и не зная еще всѣхъ обстоятельствъ; я тебѣ писалъ, чтобы съ этою дѣвицею поговорить сперва въ церкви, чтобы узнать ее; и весь смыслъ моихъ писемъ болѣе клонился къ тому, чтобы ее въ келью не принимать. Теперь же, такъ какъ обнаружилась путаница отъ матери, оказывается, что тебѣ не слѣдуетъ принимать къ себѣ ни матери, ни дочери; если же мать будетъ нагаваривать на тебя М. Игуменьѣ, то нужно тебѣ это потерпѣть: пусть будетъ что будетъ, и что Богъ дастъ. Пишешь, что тебѣ жаль самую дѣвицу, потому что она жаждетъ спасенiя; но съ спорливымъ характеромъ едва ли можно ожидать, чтобы былъ толкъ. Въ духовной жизни нѣтъ ничего хуже и вреднѣе спорливости. На время она иногда и притаивается, а послѣ опять обнаруживается въ прежней силѣ; а если дѣло затянется, то послѣ труднѣе бываетъ развязаться. Пусть эта дѣвица читаетъ Авву Дороѳея; и если желаетъ, то какъ учитъ этотъ преподобный и Богоносный отецъ, того пусть и держится.

     11 Мая. Въ Субботу не успѣлъ отослать этого письма, а вчера получилъ еще письмо отъ тебя отъ 6-го Мая. Отвѣчаю вкратцѣ на твои вопросы.

     Въ петровскiй можете прiидти къ намъ. – Если Параскева Парѳенiевна возьмется продавать иконы въ Новосилѣ, на ярманкахъ о которыхъ пишешь, то можете взять съ собою иконы. А къ намъ ихъ не берите, потому что въ нашемъ мѣстѣ мало расходятся. И прошлогоднiя ваши иконы еще не всѣ разобраны. – Въ Воронежскую губернiю Параскева Пар. Можетъ проситься, если желаетъ, и если надѣется получить что нибудь отъ Iосфифа; а съ сомнѣнiемъ пусть не ходитъ[iii]. - О билетахъ можешь сказать сестрѣ, что не отдаешъ ихъ ей подъ сохраненiя не ради того что будто не довѣряешь ей, а потому что можетъ встрѣтиться надобность заложить ихъ; если у тебя, въ нуждѣ, нечего будетъ и заложить, то какъ тебѣ тогда быть. – Остальное – до личнаго свиданiя, аще Господь изволитъ. – 1-го Мая послалъ для сестры Параскевы на имя Алексѣя Николаевича Дядина 5 р. – Миръ вамъ и Божiе благословенiе! Да упрвитъ и да устроитъ Господь путь вашъ по волѣ Своей святой.

     Многогр. I. Амвросiй.

    

     Лѣсная келья. 11-го Iюня 71 г.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

     Два письма отъ тебя получилъ, но до сихъ поръ не имѣлъ удобной возможности отвѣчать тебѣ на первое твое письмо, такъ какъ нахожусь теперь болѣе въ лѣсной своей кельѣ для отдыха, но и здѣсь народъ такъ осаждаетъ меня, что письмами заниматься не приходится. Такъ какъ М. Игуменья тебя отпускаетъ для свиданiя съ священникомъ, то кстати можешь попроситься и къ сестрѣ, по примѣру прежнихъ годовъ. А возвращаться тебѣ отъ священника, и ждать письма отъ сестры, это просто глупость.

Сестра не пишетъ, зато священникъ написалъ; и благо тебя отпускаютъ, то и слѣдуетъ тебѣ воспользоваться этимъ случаемъ, чтобы побывать вездѣ, гдѣ желаешь. Отъ меня уже давно имѣешь благословенiе на предлежащiй путь.

Извѣстная дѣвица, если пожелаетъ можетъ побывать у насъ въ Оптиной. А касательно ея желанiя поступишь въ монастырь съ тѣмъ, чтобы ты взяла ее къ себѣ въ келью. То ты сама знаешь что ей негдѣ помѣститься у тебя; и если тебѣ ее принять къ себѣ, то твоя жизнь должна разстроиться[iv]. Повторяю, если она пожелаетъ, то можешь прiѣхать къ намъ въ Оптину, и тогда и съ нею потолкуемъ, что и какъ.

Привѣтствую о Господѣ сестру Параскеву Парѳенiевну и на обѣихъ васъ испрашиваю миръ и Божiе благословенiе.

Многогр. I. Амвросiй.

 

Матери Херувимѣ

Квитницкой.

Если м. Херувима въ монастырѣ, отдать ей это письмо.

Если же она въ отсутствiи, то удержать это письмо у себя.

 

8 Ноября 71 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Мать Херувима

Чадо духовное и мудреное!

Хватило у тебя ума на столько, чтобы доселѣ не увѣдомить меня грѣшнаго, какъ вы съ своей Парѳеньевной доѣхали до Курска, и какъ приняло васъ начальство; потому что вы передъ выѣздомъ своимъ изъявляли боязливость недоумѣнiя, какъ васъ дома встрѣтятъ; но и въ запоздаломъ своемъ письмѣ ничего объ этомъ не пишешь. (Хоть послѣ увѣдомь). А только въ оправданiе свое говоришь, что боялась часто писать, чтобы не обезпокоить. Хватило смыслу! Вѣдь иное – часто писать; и иное – совсѣмъ не увѣдомляеть, разница кажется большая!

Богъ тебя проститъ! А впередъ старайся поступать потолковѣе и благоразсуднѣе. Вѣдь если бы ты не относилась, то и не желалъ бы я знать подробностей. А то чего-чего я ни придумалъ. Приходила мысль, что видно вы съ своею Парѳенiевной обѣ померли. Но другая мысль говорила: не вдругъ же обѣ померли; потомъ, а хотя бы и такъ, то все таки могли бы вы попросить кого-либуо передъ смертью, увѣдомить насъ, чтобы поминали васъ. Но довольно о семъ. Надѣюсь, что впередъ исправитесь въ этомъ.

Тебя Саша спрашиваетъ, ѣхать ли къ роднымъ или не ѣхать? Можешь сказать ей: лучше бы ей не ѣхать, если бы могла отказаться отъ сего. Когда же насильно принудятъ ѣхать, то пусть будетъ осторожна тамъ, и да блюдетъ себя отъ всего, что можетъ влiять на нее вредно. И въ другое время давай отвѣты и совѣты въ родѣ сего, т. е. никогда ничего не говори утвердительно; а сказанное тобою всегда представляйся собственной волѣ: если хочешь, или не хочешь, - какъ знаетъ; потому что ты совѣтовательница косвенная. А положительныхъ и утвердительныхъ совѣтницъ и кромѣ тебя много.

Ты еще пишешь, что вражiй гулъ продолжаетъ тебѣ досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрѣлами гордости и возношенiя. И ты разумѣя хитрость вражiю, и вмѣстѣ пагубу и вредъ сихъ страстей, т. е. гордости и возношенiя старайся смиряться предъ Богомъ и людьми, и съ самоукоренiемъ исповѣдуй немощь свою Господу, да подастъ тебѣ всесильную помощь Свою и избавленiя. Рекъ бы Самъ Господь: безъ Мене не можете творити ничего же. И чрезъ Пророка глаголетъ: аще не Господь сохранитъ градъ, всуѣ бдѣстрегiй. И святый Лѣствичникъ отъ лица страстей, т. е. гордо сти и возношенiя, говоритъ: аще человѣкъ выну будетъ укорять себя искренно и чистосердечно предъ лицемъ Божiимъ, то презритъ насъ, яко паутину.

Нетъ ли, или не кроются ли въ душѣ твоей какiя либо затаенныя немощи, ради которыхъ враги доселѣ крѣпятся и надоѣдаютъ тебѣ до изнеможенiя. Если не можешь ничего такого отъискать, о все таки молись со смиренiемъ Господу псаломскими словами: грѣхопаденiя кто разумѣетъ? Отъ тайныхъ моихъ от чисти мя, и отъ чуждыхъ пощади рабу твою: у всѣхъ св. отцевъ единогласный отвѣтъ и совѣтъ въ подобныхъ случаяхъ: во всякомъ искушенiи побѣда – смиренiе, самоукоренiе и терпѣнiе, разумѣется, при испрашиванiи помощи свыше. Молись о семъ и Царицѣ Небесной, и всѣмъ угодникамъ Божiимъ къ какимъ ты имѣешь особенную вѣру, чтобы помогли тебѣ избавиться отъ прелести бѣсовской. – Прежде всего разсмотри свое душевное расположенiе, мирна ли ты со всѣми, не осуждаешь ли кого и довольна ли ты своею Пар. Пар., которую привѣтствую о Господѣ и желаю вамъ обѣимъ мирнаго житiя.

Многогр. I. Амвросiй.

Матери Херувимѣ

Квитницкой.

Въ собственныя руки.

 

 



[i] А еще лучше сказать: сестра пожелала съѣздить въ Оптину П. и меня пригласила.

[ii] Поминовенiе о немъ будетъ совершаться въ скиту.

[iii] А проситься можетъ.

[iv] Объ этомъ нужно намъ съ тобою поговорить лично.