21-го Марта 72 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письмо твое отъ 13-го Марта, а также и прежнiя твои письма, получилъ, но давно не писалъ по всегдашней немощи тѣлесной и недосугу. А въ послѣднее время не могъ писать вамъ и потому, что былъ очень озабоченъ болѣзнью О. Иларiона. Онъ всю зиму хвораетъ, а на второй недѣли поста былъ опасно боленъ, такъ что и особоровался. Доктора находятъ въ немъ двѣ серьзныя болѣзни, застарѣлый катарръ легкихъ и страданiе сердца; но такъ какъ онъ уже много лѣтъ живетъ съ этими болѣзнями, то доктора на этомъ основываютъ надежду, что жизнь его можетъ и еще продлиться, если Богу будетъ угодно. Съ 15-го Марта онъ чувствуетъ себя лучше; но сырая погода препятствуетъ скорому выздоровленiю. – Съ болѣзнiю о. Иларiона и для меня было трудное время, - приходилось много толковать съ скорбящими духовными его чадами, и отъ этихъ толковъ я очень изнемогъ; а кромѣ того и сырая погода не хорошо на меня влiяетъ.

Въ послѣднемъ твоемъ письмѣ описываешь, какъ врагъ сильно нападаетъ на васъ съ Параскевою Парѳеньевною. Это отъ того видно, что обѣ вы помолиться любите, а смиренiя потребнаго для сего еще, должно быть не стяжали. И выходитъ, что молитвою вы врага только раздразните; а не имѣя нужнаго смиренiя, не имѣете противъ него потребнаго оружiя. Преподобный Филоiѳей Синайскiй въ 13-й главѣ говоритъ: «Многое смиренiе намъ потребно предлежащимъ къ храненiю ума о Господѣ, первѣе передъ Богомъ, и передъ людьми… понеже къ гордымъ бсѣсомъ брань имамы».И преп. Исихiй пресвитеръ въ 20-й главѣ говоритъ, что подвизающемуся во всякое мгновенiе времени подобаетъ имѣть при молитвѣ вниманiе и смиренiе: яко съ гордыми бѣсами противными имѣетъ онъ брань, да помощь Хрiстову въ руцѣ сердца имать зане Господь гордыхъ ненавидитъ. Прочтите сами указания двѣ глав во 2-й части Добротолюбiя. Параскева Пар. можетъ еще имѣть ту предосторожность, чтобы сидя попробовать стать. А прежде всего разсмотрить свое сердце, не таится ли въ душѣ ея мысль и мнѣнiе, что она, хоть немножко, да лучше другихъ живетъ. Такая мысль явно обнаруживаетъ въ насъ горделивое самомнѣнiе, за которое, по слову Св. Исаака Сирина, и попускается блудная брань, и мучительство отъ бѣсов этою бранью. Преп. Маркъ Подвижникъ въ Словѣ о Постѣ и смиренiй говоритъ: Если бы мы старались о смиренномудрiи, то не было бы нужды въ наказанiи насъ; ибо все злое и скорбное случающееся съ нами приключается намъ за возношенiе наше. Если на Апостола, чтобы онъ не превозносился, попущенъ былъ ангелъ сатанинъ, да пакости ему дѣешь: тѣмъ болѣе на насъ, когда превознесемся самъ сатана попущенъ будетъ попирать насъ, пока мы не смиримся».

Матери и сестры умудряйтесь во спасенiе общими силами[i].

Многогр. I. Амвросiй.

 

Матери Херувимѣ

Квитницкой

Въ собственныя руки.

 

15 Апрѣля 72-го г.

Хрiстосъ воскресе!

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Въ великую субботу поздравляю тебя съ наступающимъ великимъ праздникомъ свѣтлаго Хрiстова Воскресенiя, также и Параскеву Парѣенiевну, и обѣимъ вамъ желаю свѣтоносное сiе празднества провести въ здравiи тѣлесномъ, и мирѣ душевномъ и утѣшенiи духовномъ. Вмѣсъ намъ полезно помнить апостольское слово: яко чада свѣта ходите, плодъ да духовный есть во всякой благостьми и правдѣ и истинѣ. И то уже самое слово въ другомъ мѣстѣ Апостолъ повторяетъ съ другой стороны: станните убо препо я сани чресла ваши истного, и оболкшеся въ броня правды, и обувшее назѣ во уготованiе благовѣствованiя мира. Подъ словомъ истины должно разумѣть заповѣдь о любви къ Богу: возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ и всею душею твоею, и всѣмъ помышленiемъ твоимъ и отъ всея крѣпости твоея. Подъ словомъ правда разумѣется заповѣдь о любви къ ближнему: возлюбиши ближняго твоего яко самъ себе. А так какъ эта заповѣдь не всегда бываетъ удобои сполнима, то Апостолъ и заповѣдуетъ намъ облещися въ броня правды; т. е. не гнѣваться не осуждать, не завидовать (терпѣть обиды, укоризны и уничиженiя, любить враговъ, будто творить ненавидящимъ, молится за творящихъ рапостъ и изгоняющiи ны. Словами же плодъ благостыни» и благовѣствованiе мира означается доброта простота въ отношенiи къ ближнему, и всякая благожелательность и дружелюбiе по сказанному: миръ имѣйте и святыню со всѣми. Взыщи мира и пожени. Или какъ поетъ ивмѣ Церковь: простимъ вся воскресенiемъ.

Письмо твое (безъ числа) получилъ. Смотри же: много не заботься о пустякахъ, и не сбивайся съ пути къ Царствiю Небесному особенно перед судною Завлетiю.

Состоянiе моего здоровья обычное. Особеннаго ничего нѣтъ, чувствую только слабость и изнеможенiе. Миръ вамъ!

Многогр. I. Амвросiй.

 

Матери Херувимѣ

Квитницкой

Въ собственные руки.

 

10-го Окт. 72-го.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письмо твое отъ 2-го октября получилъ. Пишешь, что писала мнѣ въ Сентябрѣ; но того письма я не получалъ, и до сихъ пор ничего о тебѣ не зналъ. По возвращенiи въ обитель изъ поѣздки, первое письмо надо бы тебѣ всегда отправлять съ особенною аккуратностiю, а то и въ прошломъ году, и прежде, первыя твои письма, по прiѣздѣ въ монастырь пропадали.

Мое здоровье въ это время было не совсѣмъ хорошо; стеченiе народа у насъ очень большое, и отъ постояннаго чрезмѣрнаго напряженiя я часто очень изнемогаю. При томъ, въ Августѣ и Сентябрѣ много лѣтъ съ ряду я былъ боленъ гемороидальнымъ разстройствомъ и по тому время это для меня всегда бываетъ особенно трудное: въ нынѣшнемъ году хотя геморрой не много показывался, но давалъ себя чувствовать общимъ недомоганiемъ. Болѣзнь о. Иларiона длится въ одинаковой степени, но по милости Божiей онъ еще живъ. А 23-го Сентября у насъ неожиданно скончался Скитскiй Iеромонахъ о. Иларiй; онъ былъ боленъ только дня четыре, горячкою, а потомъ былъ и легкiй ударъ; впрочемъ слава Богу, успѣлъ во время, т. е. въ памяти и сознанiи исповѣдаться, прiобщиться Св. Таинъ, и особороваться таинствомъ елеосвященiя. Въ одинъ день съ нимъ скончался въ монастырѣ Iеродiаконъ Кириллъ. Помяни нашихъ новопреставленныхъ.

Въ письмѣ воемъ ты выражаешь свое скорбѣнiе и недоумѣнiе объ отсутствiи Пораскевы Парѣеневны. Вотъ она обрѣлась, и сама скажетъ о своихъ похожденiяхъ.

Еще пишешь, что гулъ продолжается. Что дѣлать? Надо потерпѣть. Св. Iоаннъ Лѣствичникъ пишетъ, что даже и смиренные люди слышатъ топоты душевныхъ татаей, но ни единымъ изъ нихъ искушены быть не могутъ, потому что умъ ихъ, заключивъ себя въ ковчегѣ смиренiя, отъ душетатцевъ некрадомъ пребываетъ. Прибѣгай и ты въ семъ искушенiи къ твердымъ смиренiя, которая для хищниковъ не приступна.

Миръ тебѣ!

Гр. Амвросiй.

На письмо Александра Эйхе отвѣчать буду послѣ.

 

 

31 окт. 72-го г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Письмо твое отъ 20-го Октября получилъ. Пишешь о болѣзни м. Иг., и о своихъ заботахъ, и страхахъ, и предположенiяхъ относительно будущаго. Положись на волю Божiю; тверди себѣ, что будетъ то, что Богу угодно будетъ и что всеблагiй Господь Божественнымъ Своимъ Промысломъ всячески устрояетъ о насъ благое, полезное и спасительное. Страху же вражiю старайся не поддаваться, а когда усилятся тревожные помыслы, отвѣчай имъ такъ, - Съ нами Богъ, и прочее.

 «Аще бо паки возможете, и паки побѣждени будите: яко съ нами Богъ. И иже аще совѣтъ совѣщаваете, разорилъ Господь: яко съ нами Богъ. Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко съ нами Богъ. Господа уже Бога нашего, того освятимъ, и Той будетъ намъ въ страхѣ: яко съ нами Богъ. И аще на него надѣяся буду, будетъ мнѣ въ освщенiе, яко съ нами Богъ. И уповая буду на Него и спасуся Имъ: яко съ нами Богъ.

Миръ тебе и Параскѣвѣ Парф.

Многогр. I. Амвросiй.

 

Съ письмомъ Александры Эйхе случилась притча: я его затерялъ было въ своей кельѣ, и на силу отъискалъ. Передай ей прилагаемый листокъ.

Параскевѣ Парѣеньевнѣ передай чтобы она о внѣшнемъ много не заботилась, а позаботились бы о внутреннемъ.

Здоровье мое въ обычномъ слабомъ положенiи. Въ послѣднее время у меня по прошлогоднему опять какъ-то сбился порядокъ дня. Поздно обѣдаю, поздно засыпаю, отъ того по утрамъ чувствую большую слабость, и часто лежу до 10-го часа.

О. Иларiонъ же въ послѣднее время какъ будто сталъ немного исправляться.

Матери Херувимѣ

Квитницкой

Въ собственныя руки.

 

7-го Ноября 72-го г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Хоть недавно послалъ тебѣ письмо, однако опять вкратцѣ пишу тебѣ; и во первыхъ поздравляю тебя съ завтрашнимъ днемъ твоего Ангела, сердечно желая тебѣ, предстательства ради всѣхъ ангеловъ и аръангеловъ и всѣхъ небесныхъ силъ безплотныхъ, милости отъ Господа, и помощи свыше и вразумленiя на все благое и спасительное. Во вторыхъ увѣдомляю и полученiи твоего письма отъ 31-го Окт. Пишешь о разстроенномъ положенiи П. П. Что делать? Она же права тѣмъ, что слишкомъ заботится о внѣшнемъ, и изъ за пустяковъ не захотѣла остаться здѣсь, вѣрнѣе: дурно распорядись въ Орлѣ, чтобы поговорить о душевныхъ своихъ немощахъ. Но когда человѣкъ находится въ искушенiи, надо потерпѣть ему, какъ и самой тебѣ внушаетъ благой помыслъ. Сама видишь, что лучше бы было любви ради прервать дремоту, и выслушать Параскеву, поэтому что любовь не только выше нашего покоя, но и самой молитвы; за что и наказана была вскорѣ смущенiемъ бѣсовскимъ. Пишешь, что вѣрно ни въ этой ни въ будущей жизни не найдешь отрады и милости. Такъ думать, и такъ говорить не хорошо, особенно тебѣ, испытавшей на себѣ много явной милости отъ Господа. Кто не имѣетъ отрады здѣсь и переноситъ это терпѣливо, тотъ вполнѣ можетъ надѣятся, что тамъ, т. е. въ будущей жизни получить отраду великую и несказанную. Мужайся и крѣпись и уповай на помощь и милость Божiю.

Передай Параскевѣ Парѳ. Привѣтствiе о Господѣ и благожеланiе не заботиться паче мѣры о потребностяхъ внѣшнихъ, а искать прежде царствiя Божiя: а сiя вся приложатся намъ по неложному обѣщанiю Самаго Господа.

Миръ вамъ!

Многор. I. Амвросiй.

 

20-го Декабря 1872 года.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Приближается великiй и всерадостный праздникъ Рождества во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Iисуса Хрiста. Поздравляю тебя съ Параскевою Парѳенiевною съ всеобщимъ симъ Хрiстiанскимъ торжествомъ, и желаю, чтобы Родившiйся отъ Дѣвы даровалъ вамъ и наступающiй праздникъ и приближающееся Новолѣтiе встрѣтить и провести во взаимномъ и единодушiи, въ утѣшенiи и радованiи духовнымъ и во всякомъ благоденствiи и благополучiи.

Письмо твое отъ 4-го Декабря получилъ, и благодарю тебя за поздравленiе меня со днемъ моего Ангела и за всѣ твои благопониманiя.

Пишешь, что въ началѣ Iюня или въ концѣ Мая имѣешь желанiе пойдти пѣшкомъ въ Кiевъ, но до этого времени еще долго. Когда подойдетъ это время, то гда успѣемъ списаться.

Здоровье мое что-то не хорошо, очень я ослабѣлъ. Отъ дневныхъ толковъ голова и ночью и успѣваетъ отдохнуть утромъ встаю, а голова еще слаба, и требовалось бы мнѣ отдохнуть, такъ что и принимать никого бы не слѣдовало, но ради праздниковъ понуждаюсь къ обычнымъ толкамъ. Отъ того и скопляется немощь на немощи, и дѣло отъ этаго у меня зѣло не спорится.

Спрашиваешь объ о. Иларiонѣ. Здоровье его въ одномъ положенiи. Но так как онъ пережить то время, которое считалось для него опаснымъ, т. е. сырую погоду и преходъ отъ осени къ зимѣ, то теперь самые доктора заключаютъ, что жизнь его помощей Божiею можетъ длиться и продолжаться, если не будетъ особенной причины, встрѣчи или перемѣны.

Когда увидишь Александру Эйхе и мать ея Юлiю Ивановну, предай имъ отъ меня привѣтствiе о Господѣ и поздравленiе съ праздникомъ Рождества Хрiстова и съ Новымъ Годомъ.

Миръ тебѣ! И твоей Параскевѣ.

Многогр. I Амвросiй.

 



[i] Особенно помните, что гнѣвъ правды Божiей не содѣлываетъ