Сестра о Господѣ

Мать Херувима!

Привѣтствую тебѣ Пасхальнымъ привѣтствiемъ. Христосъ воскресе! И желаю тебѣ свѣтлый Праздникъ Воскресенiя Христова встрѣтить и провести въ мирѣ и утѣшенiй духовномъ.

Многогр. I Амвросiй.

18 4/IV 81 г.

 

Мать Херувима!

По крайнему недосугу доселѣ не могъ отвѣчать тебѣ на письма твои и теперь пишу вкратцѣ. 15-го къ вечеру или почтѣ 15-го прiѣхать въ оптину можешь съ своими родными, только зачѣмъ на краткiй срокъ. Я усталый, а народу навсегда много бываетъ, а нѣкоторые прiѣзжаютъ на краткiй срокъ такъ же какъ и твои родныя. Въ такомъ случаѣ бываетъ неудобно потолковать со всѣми, какъ слѣдуетъ. Впрочемъ, положась на волю Божiю, прiѣзжайте.

Касательно кельи, имѣть оную или не имѣть, тревожущiе тебя помыслы объ этомъ, считай лютымъ искушенiемъ вражескимъ, чтобы смущать тебя и отвлекать отъ настоящаго дѣла. Будитъ ваоля Божiя и полезно будитъ имѣть тебѣ свою келью, силенъ Господь устроить это, а не полезнаго добиваться не слѣдуетъ. Всевѣдущiй Богъ лучше нашего знаетъ, что намъ полезно, полезное и устрояетъ. Мы же съ своей стороны должны твердо помнить Апостольское слово: любящимъ Бога, вся поспѣшествуютъ во благое. И стараться во всякомъ положенiи имѣетъ и при всякихъ обстоятельствахъ, держаться благаго и прежде всего благой надежды, вѣру. Слову Лѣствичника, что иной Богъ и противными благодѣтельствуетъ человѣку. Сказано во псалмахъ: миръ многъ любящимъ законъ твой имѣетъ имъ соблазна. Поэтому если насъ что нибудь смущаетъ или блазнитъ, то должны мы упрекать себя, въ недостаткѣ любленiя Закона Божiя и смиряться и проситъ помилованiя и помощи отъ Господа.

Миръ тебѣ! И молись о мнѣ грѣшномъ, непотребн. I. Амвросiй.

9 Авг. 81-го г.

 

 24 Окт. 81 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра скоропоспѣшная и

Неосмотрительная!

На самомъ дѣлѣ теперь можемъ видѣть исполненiе мудрой пословицы: скорость потребна только блохъ ловить, а важныя и не важныя, а нужныя дѣла должны совершаться съ разсмотрѣнiемъ, такъ бываетъ и благонадежнѣе и покойнѣе. Поспѣшность же всегда бываетъ опрометчива и наказуетъ человѣка безпокойствомъ и раскаянiемъ.

Наконецъ скажу, если бы ты была осмотрительная, то, ѣхавши въ оптину Пустынь, забѣжала бы выглянуть на Алевтинину келью. Тогда бы мы безъ толку не толковали съ тобою такх много о ней, и напрасно не успокоили бы себя удобствомъ этой кельи, пригоднымъ для безмолвной жизни. Какъ бы то ни было, но я не перестаю думать, что возмущенiе произошло частiю и отъ искусительной стороны Овсянниковы жили же и въ неисправленной этой кельѣ, и говоритъ что было сухо. Какъ же не быть кельѣ сырой во время осени, когда она не топилась.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и чадо духовное

Мать Херувима!

Миръ тебѣ и Божiе благословенiе и всякое утвержденiе въ истинѣ. Истина Господня пребываетъ во всѣхъ, а ложъ и отецъ лжи не пребудутъ въ вѣчное время, хотя смущаютъ и возмущаютъ много, и наводятъ многое недоумѣнiе и мракъ малодушiя, но отъ свѣта правды Божiей, какъ тьма прогоняются. Впрочемъ искусители и предводитель ихъ неволи было на тебя великое искушенiе и это явствуетъ изъ того, что и далеко сущiя родныя твои подвиглись утѣшать тебя и успокоивать. Впередъ паче всего остерегайся малодушествовать и не спѣши, а будь осмотрительна, какъ недавно сдѣлала ошибку. Не прiискавши удобной кельи всѣмъ объявила, что переходишь. Недаромъ сказано въ Отечникѣ, что разсужденiе выше всѣхъ добродѣтелей, а ты водишся однимъ желанiемъ безъ разсужденiя, неразсматривая впередъ, удобно-ли будетъ исполненiе этаго желанiя, и забывая Евангельской слово Самаго Господа, глаголющаго: «иже хощетъ по Мнѣ идти, да отвержется себе и возьметъ крестъ свой, и ко Мнѣ грядетъ». Крестъ означаетъ скорби и неудобства настоящей жизни.

Впрочемъ ошибка твоя Промысломъ Божiимъ обращается къ лучшему ты теперь хотя будешь платить за келью 20 руб. съ своими дровами, но зато ты уже не будешь зависеть отъ Ключаревской комнаты. Ежели найдешь дуобно для себя, то предложи Ольгѣ Автммоновой нанять у Игуменьи келью рядомъ съ тобою рублей за 20-ть, какъ меньшую. У васъ у двухъ будетъ одна печка и одна топка по согласiию. Помнится внизу была особая дверь, чтобы не проходить чрезъ нижнiи кельи сестеръ. Хорошо-бы эту дверь открыть опять. Я говорилъ объ этомъ Матери Елевферiи. Посмотрите обѣ, удобно-ли это будетъ сдѣлать.

Верхнюю келью можетъ быть будитъ занимать пока одна м. Елевферiя, а послѣ видно будетъ что и какъ.

Миръ тебѣ!

И молись о мнѣ грѣшномъ!

Непотреб. I. Амвросiй.

13 Ноября 1881 г.

 

P.S. Ставь числа на своихъ письмахъ, и о полученiи своихъ писемъ увѣдомляй меня. Я твое послѣднее письмо получилъ безъ числа.

Я не скоро узналъ, за какую келью м. Игуменья положила съ тебя 25 руб. ты не написала, что за Ключаревскую.

 

 

Сестра о Господѣ и чадо духовное

Мать Херувима!

Вчера утромъ послалъ тебѣ письмо по почтѣ, а вечеромъ отъ тебя получилъ другое письмо, по содержанiю которого нуженъ новый отвѣтъ. Пишешь, что Мать Игуменiя не пустила тебя къ сестрѣ, а ты и рада; потому что не хотѣлось тебѣ ѣхать къ сестрѣ. Теперь нужно подождать докучать Игуменiи, такъ какъ недавно тебѣ присланы десять руб., а когда израсходуешь эти деньги, тогда можешь опять повторить Игуменiи что говорила. А если нужда заставитъ. То можешь написать это и Архiерею, разумѣется съ вѣдома Матери Игуменiи, что тебѣ и что тебѣ ис чѣмъ жить и содержать келью, и нужда заставляетъ тебя перейти въ общежительный монастырь. Гдѣ согласятся тебя принять. Теперь пока погоди – а потомъ по усмотренiю опять говори М. И. что нечемъ жить и необходимость расчивилять проситься въ общеж. Монастырь. М. спрашивала Б. – онъ сказалъ просисей а тамъ видно будетъ.

Миръ тебѣ!

Будешь и одѣяться что Господь защититъ насъ и отъ казни вражiей и отъ зхаструдненiй человѣческихъ.

Гр. Амвросiй.

21-го Iюня 81 г.