М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо Духовное

Мать Херувима!

Скорбное твое письмо получилъ. Скорбишь о преждевременной смерти племянника Николая и о тяко страдальческой кончинѣ сестры твоей Софiи. Но Господь лучше нашего знаетъ, что намъ полезно; полезное и устраяетъ. Полезнее же и кольми паче душеполезнее и спасительнее никто не получаетъ безъ труда и страданiй. Не мимо идутъ Евангельскiя слова Господа, что многими скорбями подобает внити намъ въ царствiе Божiе; и претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ.

Пишешь, что у тебя не выходятъ изъ памяти тяжкiя предсмертныя страданiя сестръ Софiи, которая, по твоему мнѣнiю, жила в мiрѣ хорошо. На это представлю тебѣ примѣръ, думаю, и самой тебѣ извѣстный. Одинъ Палестинскiй монахъ, возвращаясь изъ Iерусалима, видѣлъ славное погребѣнiе одного градоначальника, а пришедши въ свою келью, нашелъ Святаго своего Старца растерзаннымъ отъ Льва. Удивился и неудомѣвалъ и началъ сомнѣваться въ Правосудiи Божiемъ. Вдругъ является ему Ангелъ и упрекаетъ его за разбирательство непостижимыхъ для людей (Божiихъ), и говоритъ: правда, что градоначальникъ жилъ не безгрѣшно, но онъ имѣлъ и добрыя дѣла и за нихъ получилъ славное погребенiе; съ будущей же жизни ничего уже не получить хорошаго; а старецъ твой, хотя впослѣдствiи жилъ и свято, но имѣлъ и грѣхи въ мiрской жизни, и за это получилъ страдальческую кончину, въ будущей же жизни получитъ воздаянiе благое и совершенное. И Преподобный Маркъ Подвижникъ пишетъ, что, если человекъ склоненъ къ отрадной жизни, то исходъ его бываетъ нелегкiй, а тяжкiй по причинѣ приклончивости къ сластолюбивой жизни, какъ сказано въ 20-й гл. О Законѣ духовномъ: Сластолюбивое сердце, темницею и узами бываетъ душѣ во время исхода: трудолюбивое же сердце дверь есть отверстія.

Какъ-бы не получить милость Божiю трудно-ли, легко-ли, лишь бы получить, а легко получаютъ лишь одни смеренныя, какъ свидѣтельствуетъ о семъ Самъ Господь во Святомъ Евангелiи глаголя: научитися отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ Сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ. Иго бо мое благо и бремя Мое легко есть.

Покойный нашъ Старецъ, Батюшка Отецъ Макарiй, недавно явишись во снѣ своей ученицѣ, томимой недоумѣнiемъ, сказалъ: терпи, борись и понуждайся идти тѣснымъ путемъ. Слово краткое, но многозначительное и для всѣхъ насъ необходимое до конца жизни нашей. Исполняя это, молись за себя и за меня грѣшнаго.

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросiй.

Посылаю тебѣ по нуждѣ 10 р.

25-го Iюня

1884-го года.

 

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо духовное

Мать Херувима!

Имѣешь желанiе поѣхать въ Оптину и съ тѣмъ вмѣстѣ страшишься, что тебѣ неудобно будетъ и въ номерѣ быть съ другими и въ хибаркѣ въ толпѣ народной. Въ избѣжанiе этого, когда приѣдишь, можно оттоить номеръ въ прежнемъ пустомъ ключеревскомъ корпусѣ, а въ ихбѣжанiе молвы въ хибаркѣ можно болѣе посиживать на открытомъ воздухѣ на скамеечкѣ или въ темномъ углу назади въ хибаркѣ. Когда нужно я могу позвать. Два письма твои получилъ.

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросiй.

25-го Августа

1884-го года.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо Духовное

Мать Херувима!

По немощи и недосугу не могъ отвѣчать тебѣ вскорѣ на письмо твое, въ которомъ пишешь. что ты видѣла странный сонъ, будто бы О. А. опять сбирался тебя постригать въ схиму вмѣстѣ съ двумя другими и вмѣто схимы надѣлъ на тебя иное одѣянiе. Думаю, что сонъ этотъ былъ къ твоему успокоенiю; потому что навязчивые искусители передъ этимъ долго утомляли неподобными помыслами и мечтанiями. Недавно среди недосуга раскрылъ я толкованiе псалмовъ Василiя Великого и отрклось мѣсто: Божѣ, Божѣ мой, спаси мя отъ гонящихъ мя, и избави мя. Да некогда похититъ яко левъ душу мою, несущу избавляющу ниже спасающу, (Псал. 7) . Святый Василiй Великiй пишетъ, что слова эти относятся къ падвижникамъ, которыхъ всячески, вргаъ искушаетъ, особенно впередъ смертiю, чтобы нанести имъ какую либо рану или хоть положить какое либо пятно. Чтобы при исходѣ ихъ имѣть свое знаменiе къ удержанiю и пренятiю въ переходѣ въ будущую блаженную жизнь. Полезно намъ молиться сими Псаломскими словами: Божѣ, Божѣ Мой, спаси отъ гонящихъ мя, и избави мя.

Мнѣ что то паче обычнаго нездоровится, ви тѣло болитъ внутри и снаружи.

Молись о себѣ и о мнѣ грѣшномъ непотреб. I Амвросiй посылаю пять руб.

17-го Ноября

1884-го года.