М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

мать Херувима!

Получилъ отъ тебя два письма, на которыя, по немощи и недосугу, отвѣчаю тебѣ вкратцѣ. Описываешь какiя съ тобою были вражескiя искушенiя: сперва тоска и страхъ, потомъ скорбь до изступленiя ума, что не застала брата; потомъ помыслъ высокоумiя, что достигла мѣры безстрастiя, потомъ опять не сытая любовь къ роднымъ, и опять помыслъ высокоумiя съ самонадѣянностiю, что безъ помощи Божiей своею силою ты можешь устоять, и когда съ омерзенiемъ отвергла этотъ помыслъ, то тутъ же услышала вражескую похвалу, т. е. помыслъ горделивый и тщеславный сталъ внушать, что ты уподобилась уже святымъ. Послѣ этого чувствовала какой-то покой, и хотя тайный голосъ предупреждалъ тебя, что подъ этою тишщиною кроется обольщенiе вражiе, но тебѣ все сильнѣе стало казаться, что ты пришла въ мѣру совершенства, и что естество души твоей такъ бѣло, какъ снѣгъ; а когда вспомнила, что по слову Петра Дамаскина душа приходящая въ преспѣянiе видитъ свои грѣхи какъ песокъ морскiй, и когда въ недоумѣнiи стала молиться Господу и Царицѣ Небесной, чтобы вразумить тебя, какая это сила дѣйствуетъ въ тебѣ, то и увидѣла что эта сила – насклонѣ валявшагося въ видѣ безобразнаго растрепаннаго мужика. Теперь сама ты видишь, что вся эта противорѣчащая путаница есть дѣйствiе врага, который боретъ и десными и глуiми, то тоскою и страхомъ, то высокоумiе и самонадѣянностью, а когда отвергаютъ его внушенiя, то опять шепчетъ: «благоже благоже сотворилъ, побѣдилъ, содѣлался великъ»! Тебѣ сильно казалось, что дѣйствительно пришла въ мѣру совершенства, а сама пишешь, что голова пустая, душа какъ разграбленная храмина, что съ трудомъ привыкаешь къ устной молитвѣ, а неточнаго правила ни разу не выполнила, потому что какъ только за него берешься, начинаетъ тебя сильно ломать, Откуда же взялось твое совершенство? Видишь, что тутъ явное противорѣчiе, которое прежде всего врачуется искреннимъ покаянiемъ и чистосердечнымъ исповѣданiемъ кому слѣдуетъ Св. Iоаннъ Лѣствичникъ говоритъ, что неоткрываемые духовному отцу помыслы въ дѣла происходятъ (Степ. 26, отд. 21) и что напротвъ открываямыя язвы въ горшая не простираются, но паче врачуются. – Изъ собственного опыта видишь, что человѣкъ крайне немощенъ и безсиленъ въ духовной борьбѣ, безъ помощи Божiей. Въ борьбѣ этой говоритъ Преп. Маркъ Подвижникъ мы имѣемъ одного помощника, таинственнаго въ какрм сокровеннаго со времени Крещенiя Христа, который непобѣдимъ: онъ будетъ споборствовать намъ въ сей борьбѣ если будемъ не только прислалъ Его на помощь, но и исполнять по силѣ своей Его животворныя заповѣди. Повергайся себя въ руцѣ превеликаго Его Милосердiя. Такъ же непрестанно прибѣгай къ Заступницѣ нашей Владычицѣ Присно Дѣвѣ Богородицѣ Марiи, поя почасту церковную Ей пѣснь: не имамы иныя помощи, не имами иныя надежды, развѣ Тебе, Владычице, Ты намъ помощи, На Тебе надѣемся и тобою хвалимся. Твои бы есмы раби да не постыдимся. Гордымъ и самонадѣяннымъ помысламъ о совершенствѣ противу поставный крайнее смиренiе передъ Богомъ и людьми, выставляя себѣ прямо на видъ, что ты иустной молитвы еще не научилась, и келлейнаго правила не исполняешь. Откуда же вдругъ явилось совершенство?

Что брата не видала, видно на это не было воли Божiей, потому что оно было бы тебѣ не полезно. Если не видавши его, скорбѣла до изступленiя ума, то что бы было, если бы видѣлась, и такая привязанность конечно не согласна съ обѣтами данными при постриженiи.

А то, что тебѣ кажется что начальница тебя выселить изъ обители, и что ты плѣняемыя этимъ помысламъ – и это – обольщенiе вражiе, потому что тебя еще никто не гонитъ, а только эта мысль тебя отваодитъ отъ насятоящаго монашескаго дѣла. Когда погонятъ тогда видно будетъ. Также мысль объ Арзамасѣ отложи совершенно до означеннаго времяни, чтобы изъ самаго дѣла вѣдетъ будетъ ли на то воля Божiя. М. Серафиму поблагодари за участiе и впередъ означай свою фамилiю, въ писмахъ ко мнѣ. Миръ тебѣ! Гр. Амвросiй.