1-го Апрѣля
М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.
Привѣтствую васъ о Господѣ
Матери и Сестры!
Единомысленный сонмъ сестеръ, желающихъ по силѣ
и возможности жить по ученiю и наставленiю св. отцевъ, въ откровенiи
совѣсти и въ совѣтѣ духовном!
Получаю отъ васъ письма, но не имѣю возможности отвѣчать
каждой порознь, по немощи моей и недосугу; особенно нездоровится мнѣ,
паче обычнаго, съ сырной недѣли и доселѣ. Поэтому умыслилъ я
написать вамъ всѣмъ общее мое братское слово и благожеланiе прося и
молитвъ вашихъ ко вразумленiю отъ Господа, да не заблудимъ отъ пути истиннаго,
но да управляемъ житiе наше по слову и ученiю Евангельскому, какъ объясняютъ
иное исполнившiе самымъ дѣломъ и благоучившiе Господу – древнiе Св. отцы. Св. Лѣствичникъ говоритъ, что для вступившихъ
въ монастырь первая и главная прелесть вражiя есть
самочинiе, самовѣрiе и самоуправство. (Каждая изъ васъ да прилагаетъ это
къ себѣ, оставляя всѣхъ прочихъ дѣйствовать какъ имъ угодно,
какъ благоизволяютъ; каждый самъ о себѣ отдастъ отвѣтъ Богу), Далѣе Св. Лѣствичникъ вставляетъ три главныя страсти,
борющiя находящихся въ повиновенiи: чревоугодiе, гнѣвъ и похоть плоти. Послѣднiя прiемлютъ силу отъ первой; похоть возгарается
отъ чревоугодiя и покоя тѣлеснаго, а гнѣвъ за чревоугодiе и за
покой телесный. Весь же этотъ злой соборъ раждается и происходитъ отъ самолюбiя и горделиваго расположенiя души. Посему Господь и
повелѣваетъ во Евангелiи отвергнуться себя и
смириться. Понужденiе себя и смиренiе привлекаютъ милость и помощь Божiю, съ которыми человѣкъ силенъ бываетъ уклоняться отъ зла и
творить Благое. Если по примѣру древнихъ подвижниковъ не можемъ мы
поститься, то со смиренiемъ да понуждаемся хоть къ умѣренному и благовременному воздержанiю въ жизни и питiи. Подобнымъ
образомъ да поступаемъ касательно сна и бесѣдъ и прочаго. Вообще да
помнимъ слово Апостола: «аще живемъ духомъ, духомъ и да ходимъ: не бываемъ
тщеславни, другъ друга раздражающе, другъ другу завидяще. «Зависитъ
вреднѣе всего Св. Исаакъ Сиринъ пишетъ: «обрѣтый
зависть, обрѣте съ нею дiавола. Кто допуститъ дiавола къ душѣ
своей, то какого онъ смущенiя твоя и крамолы не
надѣлаетъ. Да избавитъ насъ Господь отъ сей пагубной страсти, такъ же и
отъ осужденiя другихъ, которое дѣлаетъ насъ
лицемерами предъ Богомъ. Вотъ я написалъ вамъ, какъ разумѣю, а вы
молитесь, да не будетъ мнѣ это во осужденiе, глаголющему
и нетворящему. (Кто пожелаетъ, да спишетъ себѣ). Миръ вамъ! Многогр.