1-го Апрѣля 1861 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Привѣтствую васъ о Господѣ

Матери и Сестры!

Единомысленный сонмъ сестеръ, желающихъ по силѣ и возможности жить по ученiю и наставленiю св. отцевъ, въ откровенiи совѣсти и въ совѣтѣ духовном! Получаю отъ васъ письма, но не имѣю возможности отвѣчать каждой порознь, по немощи моей и недосугу; особенно нездоровится мнѣ, паче обычнаго, съ сырной недѣли и доселѣ. Поэтому умыслилъ я написать вамъ всѣмъ общее мое братское слово и благожеланiе прося и молитвъ вашихъ ко вразумленiю отъ Господа, да не заблудимъ отъ пути истиннаго, но да управляемъ житiе наше по слову и ученiю Евангельскому, какъ объясняютъ иное исполнившiе самымъ дѣломъ и благоучившiе Господу – древнiе Св. отцы. Св. Лѣствичникъ говоритъ, что для вступившихъ въ монастырь первая и главная прелесть вражiя есть самочинiе, самовѣрiе и самоуправство. (Каждая изъ васъ да прилагаетъ это къ себѣ, оставляя всѣхъ прочихъ дѣйствовать какъ имъ угодно, какъ благоизволяютъ; каждый самъ о себѣ отдастъ отвѣтъ Богу), Далѣе Св. Лѣствичникъ вставляетъ три главныя страсти, борющiя находящихся въ повиновенiи: чревоугодiе, гнѣвъ и похоть плоти. Послѣднiя прiемлютъ силу отъ первой; похоть возгарается отъ чревоугодiя и покоя тѣлеснаго, а гнѣвъ за чревоугодiе и за покой телесный. Весь же этотъ злой соборъ раждается и происходитъ отъ самолюбiя и горделиваго расположенiя души. Посему Господь и повелѣваетъ во Евангелiи отвергнуться себя и смириться. Понужденiе себя и смиренiе привлекаютъ милость и помощь Божiю, съ которыми человѣкъ силенъ бываетъ уклоняться отъ зла и творить Благое. Если по примѣру древнихъ подвижниковъ не можемъ мы поститься, то со смиренiемъ да понуждаемся хоть къ умѣренному и благовременному воздержанiю въ жизни и питiи. Подобнымъ образомъ да поступаемъ касательно сна и бесѣдъ и прочаго. Вообще да помнимъ слово Апостола: «аще живемъ духомъ, духомъ и да ходимъ: не бываемъ тщеславни, другъ друга раздражающе, другъ другу завидяще. «Зависитъ вреднѣе всего Св. Исаакъ Сиринъ пишетъ: «обрѣтый зависть, обрѣте съ нею дiавола. Кто допуститъ дiавола къ душѣ своей, то какого онъ смущенiя твоя и крамолы не надѣлаетъ. Да избавитъ насъ Господь отъ сей пагубной страсти, такъ же и отъ осужденiя другихъ, которое дѣлаетъ насъ лицемерами предъ Богомъ. Вотъ я написалъ вамъ, какъ разумѣю, а вы молитесь, да не будетъ мнѣ это во осужденiе, глаголющему и нетворящему. (Кто пожелаетъ, да спишетъ себѣ). Миръ вамъ! Многогр. I. Амвросiй.