3[1].
<список с автографом прп. Амвросия >
<писцовое>
17 го Iюня 74
М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.
Пречестнѣйшая Матушка Казначея
Леонида!
Возмогай о Господѣ и въ державѣ
крѣпости Его!
Прости, что на письмо твое отъ 15 го
Апрѣля не отвѣчалъ доселѣ. Прежде медлилъ писать тебѣ
потому, что хотѣлось написать тебѣ что-либо опредѣленное о
Тороповѣ; но въ этомъ замедленіи у меня такой открылся сильный ревматизмъ
въ правой ногѣ, что я четыре ночи сряду не спалъ: опухало колѣно
правой ноги, и, по докторскому слову, въ этомъ мѣстѣ
сдѣлалось какое-то болѣзненное отложеніе. Ставили большую мушку, и
сдѣлалось облегченіе, хотя не вдругъ.
Отъ этой болѣзни еще не оправился, какъ
открылась сильнѣйшая лихорадка: было черезъ день четыре пароксизма часовъ
по девяти; измучила меня донельзя. Принужденъ былъ принимать хинину, которую
очень я не жалую; да нечего было дѣлать. И теперь пишу тебѣ еще не
совершенно свободный отъ лихорадочнаго расположенія; да и кромѣ того
правый глазъ болитъ, отъ жара воспалился и чувствуется въ немъ ломъ.
И второе твое письмо получилъ. Но и теперь ничего
опредѣленнаго о дѣлахъ Торопова сказать не могу. Орловскій архивъ
на словахъ все ему обѣщаетъ, а на самомъ дѣлѣ незаконныя
препятствія ему поставляетъ. Ни съ того, ни съ сего примѣшались тутъ
старшій нотаріусъ и самъ Губернаторъ, не подписываютъ плановъ; а
послѣдній посылалъ даже чиновника производить слѣдствія, какъ и
откуда нажилъ Тороповъ имѣніе. А самъ-то Тороповъ человѣкъ
безграмотный, дѣльно всего не можетъ объяснять, гдѣ нужно, и какъ
нужно; вотъ его и путаютъ мудрствующіе по настоящему вѣку. Кажется, не
обойдется безх того, что Торопову надобно будетъ поѣхать въ
Петрозаводскъ, и тамъ похлопотать о своемъ дѣлѣ.
Ты пишешь о своемъ стѣснительномъ и прискорбномъ
положеніи. Что дѣлать? Не вотще намъ объявлено въ Евангельскомъ и
Апостольскомъ ученіи, что тѣсенъ и прискорбенъ путь вводяй въ животъ, и
что многими скорбми подобаетъ намъ внити въ Царствіе Небесное, и что всѣ
хотящіи благочестно житии гоними будутъ. Помышляя все это, твердо содержи въ
памяти слова Самаго Господа: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваши.
Причемъ чаще перечитывай въ умѣ Евангельскія блаженства, и особенное
вниманіе обрати на послѣднее: блажени есте, егда поносятъ вамъ, ижденутъ
и рекутъ всякъ золъ глаголъ лжуще на вы меня ради: радуйтеся и веселитеся, яко
мзда ваша многа на небеси.
А чтобы не погрѣшить намъ обвиненіемъ другихъ,
необходимо намъ помнить и слѣдующія Заповѣди Господни: «не
гнѣваться всуе, не судить и не осуждать, любить врагова, добро творить
ненавидящимъ насъ, и молиться за творящихъ намъ напасть, и изгоняющіи ны».
Болѣе всего и прежде всего слѣдуетъ намъ молиться за творящихъ намъ
напасть, какъ научаетъ насъ и Св. Дороөей: помози Господи, якоже
вѣси, такимъ-то, и за ихъ молитвы мнѣ окаянной. Краткая это
молитва, какъ показываетъ опытъ, очень сильна, и намъ помогаетъ, и
измѣняетъ противное расположеніе другихъ.
Если же и послѣ всего сказаннаго по немощи нашей
помыслъ намъ какъ нибудь сталъ бы насъ беспокоить или возмущать памятованіемъ
зла, тогда обратимся къ сильному глаголу Самаго Господа, вѣщающаго черезъ
Апостола: Мнѣ отмщеніе, азъ воздамъ, глаголетъ Господь (Римл. 12, 19). Не
это только, но и все полезнѣе намъ предавать суду Божію, и во всемъ
располагаться на всеблагій Промыслъ Божій. Въ православной Церкви обносится
мудрое слово: человѣкъ предполагаетъ, а Богъ располагаетъ. Мы
предполагаемъ такъ; а Господь да устроитъ о насъ полезное, якоже угодно будетъ
Его всеблагой и всесвятой волѣ. Только въ настоящемъ положеніи, для
успокоенія нашего, крѣпко да держимся утѣшительнаго Псаломскаго
слова: Открый ко Господу путь свой, и уповай на Него, и Той сотворитъ и
изведетъ, яко свѣтъ, правду твою, и судьбу твою, яко полудня. Повинися
Господеви, и умоли Его: не ревнуй спѣющему въ пути своемъ, человѣку
творящему законопреступленіе; ‑ и весь Псаломъ (36 й)
до конца.
Хотя бы сонъ, видѣнный тобою, исполнился на
самомъ дѣлѣ на Яву, это тебѣ нисколько не повредитъ, а только
подастъ случай къ терпѣнію и къ пріобрѣтенію духовнаго искусства,
какъ пишетъ братъ Божій, Св. Iаковъ:
человѣкъ неискушенъ неискусенъ.
Привѣтствую Господѣ сестеръ и матерей,
благоволящихъ къ моей худости.
Призывая на Васъ миръ и благословенiе Божiе, остаюсь
съ искреннимъ благожеланiемъ.
<автограф прп. Амвросия:> Многогр.
I. Амвросій.
4[2].
<список с автографом прп. Амвросия >
<писцовое>
25 го Сент. 74 г.
М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.
Сестра о Господѣ Скорбящая Мать Леонида!
17 го Iюня писалъ я тебѣ, и послѣ отъ тебя
получилъ отъ 7 го Августа, отъ 25 го Авг.
и отъ 14 го Сент. Изъ перваго твоего письма видно,
что въ продолженіе лѣта еще было письмо, въ которомъ ты описывала
мнѣ пріѣздъ къ Вамъ Архіерея; но этого письма я не получалъ. А въ
послѣднемъ письмѣ ты выражаешь свое удивленіе, и даже
недоумѣніе о томъ, какъ труденъ путь спасенія. Это давно объявлено Самимъ
Господомъ въ Евангеліи: тѣсенъ и прискорбенъ путь вводящій въ жизнь
вѣчную. Потому Господь и ублажаетъ ходящихъ путемъ симъ неуклонно
глаголя: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою
вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ
сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ (И тогда иго Мое будетъ для васъ
благо, и бремя Мое легко). Согласно сему и всѣ святые утверждаютъ, что
терпѣніе и смиреніе на все побѣда.
Ты указываешь на два лица, (не говоря о 3 мъ высшемъ),
которыя особенно затрудняютъ путь твой, подстрекаемыя завистію. Что
дѣлать, когда такъ идетъ отъ начала міра, и продолжается во всѣхъ
временахъ; и нѣкоторые о семъ затрудненіи выражаютъся очень просто: Каинъ
родился прежде Iакова. Но придержащіеся добра
впослѣдствіи получаютъ успѣхъ, хотя и много случается имъ
потерпѣть отъ прилежащихъ Ему. Не вотще Апостолъ говоритъ: вси хотящіи
благочестно житии гоними будутъ. Теперь нѣтъ Діоклетіановъ и
Максиміановъ. Но врагъ находитъ удобство досаждать держащимся благочестія
черезъ слабыхъ и нерадивыхъ.
16 го Октября. Это письмо,
давно начатое, пролежало двѣ недѣли, потому что у насъ затерялся
адрессъ твоей сестры. Вчера же получилъ письмо твое отъ 11 го Окт.
Ты выражаешь свое удивленіе, какая великая сила сокрыта въ исповѣданіи
борющихъ помысловъ. Не удивляйся этому и самое монашество есть таинство; а
откровеніе помысловъ духовнымъ отцамъ, какъ монашествующихъ, такъ и другихъ
лицъ, составляетъ существенную часть таинства покаянія.
Завистливымъ сестрамъ можешь по временамъ угрожать,
что ты ихъ удалишь отъ себя, т.е. изъ своей кельи, если онѣ не
перестанутъ куролесить и путать себя и другихъ.
Торопову совсѣмъ было отказало мѣстное
начальство въ его намѣреніи, выставивъ на видъ, что будто онъ сектантъ, и
хочетъ распространять какую-то секту чрезъ предположенное дѣло. Но когда
Тороповъ объявилъ, что онъ поѣдетъ въ Петрозаводскъ и будетъ просить о
строгомъ изслѣдованіи этого дѣла, то мѣстно начальство
сробѣло, и стало просить его, чтобы онъ не ѣздилъ въ Петрозаводскъ,
что оно снова разсмотритъ дѣло и тогда пуститъ въ ходъ.
Разсмотрѣніе уже началось. Что будетъ далѣе, увидимъ.
Здоровье мое во все лѣто слабое, и утомленное
отъ множества посѣтителей. ‑ Испрашивая на тебя миръ и
благословенiе Божiе, остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.
<автограф прп. Амвросия:> Многогр.
I. Амвросій.
5[3].
<список с автографом прп. Амвросия >
<писцовое>
Многоуважаемая Матушка Леонида!
Увѣдомьте, гдѣ теперь находится сестра
Ваша, Емилія Михайловна. Мы давно собираемся писать ей; но затерялось письмо,
гдѣ ея адрессъ. Увѣдомьте поскорѣе, чѣмъ много одолжите
<автограф прп. Амвросия:> Готоваго къ услугамъ Амвросія.
2 го Октября 74 г.
Козельскъ
6[4].
<список с автографом прп. Амвросия >
<писцовое>
23 го Дек. 74 г.
М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.
Сестра о Господѣ
Недоумѣвающая Мать Леонида!
Поздравляю тебя съ наступающимъ всерадостнымъ
праздникомъ Рождества Христова и съ приближающимся Новымъ Годомъ, который желаю
тебѣ встрѣтить и провести въ мирѣ, здравіи и утѣшеніи
духовномъ.
Письма твои отъ 30 го Октября,
3 го Ноября, и отъ 8 го Декабря
получилъ. Въ послѣднемъ письмѣ упоминаешь, что не задолго предъ
тѣмъ послала еще какое-то письмо, съ поздравленіемъ. Но того письма я не
получилъ, а получилъ въ Ноябрѣ и Декабрѣ только три письма отъ
означенныхъ чиселъ. Вотъ, помнится, второй случай, что письма твои ко мнѣ
гдѣ-то теряются.
Прости, что до сихъ поръ не отвѣчалъ тебѣ.
Отъ перемѣнной погоды все это время чувствовалъ себя не хорошо, и отъ
непрестанныхъ толковъ съ посѣтителями очень утомился, такъ что и голова
ослабѣла. Надо бы на нѣсколько дней прекратить пріемъ
посѣтителей; но подходятъ праздники, ‑ поневолѣ
тянешься. Но для письменныхъ занятій почти не имѣю ни силъ, ни времени.
Потому и теперь пишу тебѣ кратко.
Если бы народные толки сбылись, что иныхъ назначаютъ
въ другое мѣсто, а тебя оставятъ на старомъ, то предайсѣ волѣ
Божіей: какъ будетъ Богу угодно, такъ пусть о тебѣ и да устроитъ. Только
М. Ѳеофаніи тогда не слѣдуетъ тебѣ держать, въ своей
кельѣ, и никакой власти ей не давать. Пусть живетъ частнымъ
человѣкомъ, если захочетъ жить въ вашей обители. А пойдетъ въ другую,
пусть идетъ. Но толки ея не слѣдуетъ обращать никакаго вниманія. Думаю,
что не ты одна знаешь и понимаешь ея подозрительный и завистливый характеръ.
Силенъ Господь покрыть насъ и другихъ отъ вреда чрезъ подобные толки.
Всеблагій Господь да помилуетъ всѣхъ насъ.
<автограф прп. Амвросия:> Многогр.
I. Амвросій.