3[1].

<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

17 го Iюня 74

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Пречестнѣйшая Матушка Казначея Леонида!

Возмогай о Господѣ и въ державѣ крѣпости Его!

Прости, что на письмо твое отъ 15 го Апрѣля не отвѣчалъ доселѣ. Прежде медлилъ писать тебѣ потому, что хотѣлось написать тебѣ что-либо опредѣленное о Тороповѣ; но въ этомъ замедленіи у меня такой открылся сильный ревматизмъ въ правой ногѣ, что я четыре ночи сряду не спалъ: опухало колѣно правой ноги, и, по докторскому слову, въ этомъ мѣстѣ сдѣлалось какое-то болѣзненное отложеніе. Ставили большую мушку, и сдѣлалось облегченіе, хотя не вдругъ.

Отъ этой болѣзни еще не оправился, какъ открылась сильнѣйшая лихорадка: было черезъ день четыре пароксизма часовъ по девяти; измучила меня донельзя. Принужденъ былъ принимать хинину, которую очень я не жалую; да нечего было дѣлать. И теперь пишу тебѣ еще не совершенно свободный отъ лихорадочнаго расположенія; да и кромѣ того правый глазъ болитъ, отъ жара воспалился и чувствуется въ немъ ломъ.

И второе твое письмо получилъ. Но и теперь ничего опредѣленнаго о дѣлахъ Торопова сказать не могу. Орловскій архивъ на словахъ все ему обѣщаетъ, а на самомъ дѣлѣ незаконныя препятствія ему поставляетъ. Ни съ того, ни съ сего примѣшались тутъ старшій нотаріусъ и самъ Губернаторъ, не подписываютъ плановъ; а послѣдній посылалъ даже чиновника производить слѣдствія, какъ и откуда нажилъ Тороповъ имѣніе. А самъ-то Тороповъ человѣкъ безграмотный, дѣльно всего не можетъ объяснять, гдѣ нужно, и какъ нужно; вотъ его и путаютъ мудрствующіе по настоящему вѣку. Кажется, не обойдется безх того, что Торопову надобно будетъ поѣхать въ Петрозаводскъ, и тамъ похлопотать о своемъ дѣлѣ.

Ты пишешь о своемъ стѣснительномъ и прискорбномъ положеніи. Что дѣлать? Не вотще намъ объявлено въ Евангельскомъ и Апостольскомъ ученіи, что тѣсенъ и прискорбенъ путь вводяй въ животъ, и что многими скорбми подобаетъ намъ внити въ Царствіе Небесное, и что всѣ хотящіи благочестно житии гоними будутъ. Помышляя все это, твердо содержи въ памяти слова Самаго Господа: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваши. Причемъ чаще перечитывай въ умѣ Евангельскія блаженства, и особенное вниманіе обрати на послѣднее: блажени есте, егда поносятъ вамъ, ижденутъ и рекутъ всякъ золъ глаголъ лжуще на вы меня ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси.

А чтобы не погрѣшить намъ обвиненіемъ другихъ, необходимо намъ помнить и слѣдующія Заповѣди Господни: «не гнѣваться всуе, не судить и не осуждать, любить врагова, добро творить ненавидящимъ насъ, и молиться за творящихъ намъ напасть, и изгоняющіи ны». Болѣе всего и прежде всего слѣдуетъ намъ молиться за творящихъ намъ напасть, какъ научаетъ насъ и Св. Дороөей: помози Господи, якоже вѣси, такимъ-то, и за ихъ молитвы мнѣ окаянной. Краткая это молитва, какъ показываетъ опытъ, очень сильна, и намъ помогаетъ, и измѣняетъ противное расположеніе другихъ.

Если же и послѣ всего сказаннаго по немощи нашей помыслъ намъ какъ нибудь сталъ бы насъ беспокоить или возмущать памятованіемъ зла, тогда обратимся къ сильному глаголу Самаго Господа, вѣщающаго черезъ Апостола: Мнѣ отмщеніе, азъ воздамъ, глаголетъ Господь (Римл. 12, 19). Не это только, но и все полезнѣе намъ предавать суду Божію, и во всемъ располагаться на всеблагій Промыслъ Божій. Въ православной Церкви обносится мудрое слово: человѣкъ предполагаетъ, а Богъ располагаетъ. Мы предполагаемъ такъ; а Господь да устроитъ о насъ полезное, якоже угодно будетъ Его всеблагой и всесвятой волѣ. Только въ настоящемъ положеніи, для успокоенія нашего, крѣпко да держимся утѣшительнаго Псаломскаго слова: Открый ко Господу путь свой, и уповай на Него, и Той сотворитъ и изведетъ, яко свѣтъ, правду твою, и судьбу твою, яко полудня. Повинися Господеви, и умоли Его: не ревнуй спѣющему въ пути своемъ, человѣку творящему законопреступленіе; ‑ и весь Псаломъ (36 й) до конца.

Хотя бы сонъ, видѣнный тобою, исполнился на самомъ дѣлѣ на Яву, это тебѣ нисколько не повредитъ, а только подастъ случай къ терпѣнію и къ пріобрѣтенію духовнаго искусства, какъ пишетъ братъ Божій, Св. Iаковъ: человѣкъ неискушенъ неискусенъ.

Привѣтствую Господѣ сестеръ и матерей, благоволящихъ къ моей худости.

Призывая на Васъ миръ и благословенiе Божiе, остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

<автограф прп. Амвросия:> Многогр. I. Амвросій.

 

4[2].

<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

25 го Сент. 74 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ Скорбящая Мать Леонида!

17 го Iюня писалъ я тебѣ, и послѣ отъ тебя получилъ отъ 7 го Августа, отъ 25 го Авг. и отъ 14 го Сент. Изъ перваго твоего письма видно, что въ продолженіе лѣта еще было письмо, въ которомъ ты описывала мнѣ пріѣздъ къ Вамъ Архіерея; но этого письма я не получалъ. А въ послѣднемъ письмѣ ты выражаешь свое удивленіе, и даже недоумѣніе о томъ, какъ труденъ путь спасенія. Это давно объявлено Самимъ Господомъ въ Евангеліи: тѣсенъ и прискорбенъ путь вводящій въ жизнь вѣчную. Потому Господь и ублажаетъ ходящихъ путемъ симъ неуклонно глаголя: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ (И тогда иго Мое будетъ для васъ благо, и бремя Мое легко). Согласно сему и всѣ святые утверждаютъ, что терпѣніе и смиреніе на все побѣда.

Ты указываешь на два лица, (не говоря о 3 мъ высшемъ), которыя особенно затрудняютъ путь твой, подстрекаемыя завистію. Что дѣлать, когда такъ идетъ отъ начала міра, и продолжается во всѣхъ временахъ; и нѣкоторые о семъ затрудненіи выражаютъся очень просто: Каинъ родился прежде Iакова. Но придержащіеся добра впослѣдствіи получаютъ успѣхъ, хотя и много случается имъ потерпѣть отъ прилежащихъ Ему. Не вотще Апостолъ говоритъ: вси хотящіи благочестно житии гоними будутъ. Теперь нѣтъ Діоклетіановъ и Максиміановъ. Но врагъ находитъ удобство досаждать держащимся благочестія черезъ слабыхъ и нерадивыхъ.

16 го Октября. Это письмо, давно начатое, пролежало двѣ недѣли, потому что у насъ затерялся адрессъ твоей сестры. Вчера же получилъ письмо твое отъ 11 го Окт. Ты выражаешь свое удивленіе, какая великая сила сокрыта въ исповѣданіи борющихъ помысловъ. Не удивляйся этому и самое монашество есть таинство; а откровеніе помысловъ духовнымъ отцамъ, какъ монашествующихъ, такъ и другихъ лицъ, составляетъ существенную часть таинства покаянія.

Завистливымъ сестрамъ можешь по временамъ угрожать, что ты ихъ удалишь отъ себя, т.е. изъ своей кельи, если онѣ не перестанутъ куролесить и путать себя и другихъ.

Торопову совсѣмъ было отказало мѣстное начальство въ его намѣреніи, выставивъ на видъ, что будто онъ сектантъ, и хочетъ распространять какую-то секту чрезъ предположенное дѣло. Но когда Тороповъ объявилъ, что онъ поѣдетъ въ Петрозаводскъ и будетъ просить о строгомъ изслѣдованіи этого дѣла, то мѣстно начальство сробѣло, и стало просить его, чтобы онъ не ѣздилъ въ Петрозаводскъ, что оно снова разсмотритъ дѣло и тогда пуститъ въ ходъ. Разсмотрѣніе уже началось. Что будетъ далѣе, увидимъ.

Здоровье мое во все лѣто слабое, и утомленное отъ множества посѣтителей. ‑ Испрашивая на тебя миръ и благословенiе Божiе, остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

<автограф прп. Амвросия:> Многогр. I. Амвросій.

 

5[3].

<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

Многоуважаемая Матушка Леонида!

Увѣдомьте, гдѣ теперь находится сестра Ваша, Емилія Михайловна. Мы давно собираемся писать ей; но затерялось письмо, гдѣ ея адрессъ. Увѣдомьте поскорѣе, чѣмъ много одолжите <автограф прп. Амвросия:> Готоваго къ услугамъ Амвросія.

го Октября 74 г.

Козельскъ

 

6[4].

<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

23 го Дек. 74 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Недоумѣвающая Мать Леонида!

Поздравляю тебя съ наступающимъ всерадостнымъ праздникомъ Рождества Христова и съ приближающимся Новымъ Годомъ, который желаю тебѣ встрѣтить и провести въ мирѣ, здравіи и утѣшеніи духовномъ.

Письма твои отъ 30 го Октября, 3 го Ноября, и отъ 8 го Декабря получилъ. Въ послѣднемъ письмѣ упоминаешь, что не задолго предъ тѣмъ послала еще какое-то письмо, съ поздравленіемъ. Но того письма я не получилъ, а получилъ въ Ноябрѣ и Декабрѣ только три письма отъ означенныхъ чиселъ. Вотъ, помнится, второй случай, что письма твои ко мнѣ гдѣ-то теряются.

Прости, что до сихъ поръ не отвѣчалъ тебѣ. Отъ перемѣнной погоды все это время чувствовалъ себя не хорошо, и отъ непрестанныхъ толковъ съ посѣтителями очень утомился, такъ что и голова ослабѣла. Надо бы на нѣсколько дней прекратить пріемъ посѣтителей; но подходятъ праздники, ‑ поневолѣ тянешься. Но для письменныхъ занятій почти не имѣю ни силъ, ни времени. Потому и теперь пишу тебѣ кратко.

Если бы народные толки сбылись, что иныхъ назначаютъ въ другое мѣсто, а тебя оставятъ на старомъ, то предайсѣ волѣ Божіей: какъ будетъ Богу угодно, такъ пусть о тебѣ и да устроитъ. Только М. Ѳеофаніи тогда не слѣдуетъ тебѣ держать, въ своей кельѣ, и никакой власти ей не давать. Пусть живетъ частнымъ человѣкомъ, если захочетъ жить въ вашей обители. А пойдетъ въ другую, пусть идетъ. Но толки ея не слѣдуетъ обращать никакаго вниманія. Думаю, что не ты одна знаешь и понимаешь ея подозрительный и завистливый характеръ. Силенъ Господь покрыть насъ и другихъ отъ вреда чрезъ подобные толки.

Всеблагій Господь да помилуетъ всѣхъ насъ.

<автограф прп. Амвросия:> Многогр. I. Амвросій.

 



[1] Печатается по фонду 213-55-4. Л. 7-10 об.

[2] Печатается по фонду 213-55-4. Л. 11-13 об.

[3] Печатается по фонду 213-55-4. Л. 14.

[4] Печатается по фонду 213-55-4. Л. 16-17 об.