16[1].

<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

го Апр. 78 г.

+

Сестра о Господѣ и чадо духовное

Пречестнѣйшая Мать Казначея Леонида!

Достопочтеннѣйшая о Господѣ Матушка Казначея Леонида!

Привѣтствуя тебя радостнымъ Пасхальнымъ привѣтствіемъ «Христосъ воскресе!», поздравляю тебя съ свѣтлымъ праздникомъ Воскресенія Христова, который сердечно желаю тебѣ встрѣтить и провести въ мирномъ расположеніи духа, и въ радованіи о Господѣ.

Для утѣшенія и назиданія твоего посылаю тебѣ общее поздравленіе, которое посылается и въ другія мѣста.

На дняхъ отправлены на имя О. Василія Сперанскаго два экземпляра новой книги нашего изданія «Царскій Путь Креста Господня», одинъ экземпляръ для него, другой для тебя. Въ этой книгѣ пространно объяснено, что каждому Хрістіанину должно нести свой крестъ. Читая эти разсужденія, старайся ими ободрять себя къ терпѣливому перенесенію различныхъ неудобствъ твоего положенія. – Письмо твое отъ 7 го Марта получилъ. Ты скорбишь о потерѣ прошлогодняго твоего письма ко мнѣ. Теперь много стало пропадать писемъ; и поэтому совѣтую тебѣ письма твои посылать заказными. – Пишешь о послушницѣ А., которая все хочетъ поступать въ сестры милосердія, но наконецъ слава Богу усѣлась. Если опять станетъ смущаться, скажи ей, что если она убѣжитъ изъ монастыря, то врагъ ее поймаетъ. А послушницѣ Н. не совѣтую ради близости родныхъ, перейти куда нибудь подальше. Врагъ нигдѣ не оставитъ искушеніями.

Касательно же своего положенія помни Апостоломъ вкратцѣ выраженную волю Божію: ко всѣмъ долготерпите, всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всемъ благодарите. Сія бо есть воля Божія.

Если не можемъ еще радоваться, то по крайней мѣрѣ постараемся не скорбѣть паче мѣры, а вооружаться терпѣніемъ и долготерпѣніемъ, памятуя сказанное отъ Господа: претерпѣвый до конца той спасенъ будетъ.

<автограф прп. Амвросия:>

Объясненные немощи Господь да проститъ тебѣ, и впредь да утвердитъ!

Миръ тебе! И живущимъ съ тобою!

Многогр. I. Амвросій.

 

17[2].

<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

12 го Iюня

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Пречестнѣйшая Матушка Леонида!

Письма твои отъ 19 Апрѣля и отъ 14 го Мая получилъ.

Должно быть тебѣ еще неизвѣстно, что въ Апрѣлѣ у насъ скончался О. Климентъ. 13 го Апрѣля онъ заболѣлъ нервною горячкою, не разъ сообщался Св. Христовыхъ Таинъ, особоровался Св. Елеемъ, а 30 го мирно почилъ о Господѣ. Нелегка для меня эта потеря. Но хотя съ одной стороны прискорбно было для меня лишиться О. Климента, какъ хорошаго помощника, зато съ другой стороны и утѣшительно, такъ какъ онъ назначаемъ былъ настоятелемъ въ Малоярославскій монастырь, и тогда онъ обременилъ бы меня своими письмами.

Пишешь о своемъ братѣ, который страдаетъ душевною болѣзнію подозрѣнія, будто бы тайная полиція всюду и чрезъ всѣхъ его преслѣдуетъ, такъ что онъ подозрѣваетъ самыхъ близкихъ къ нему людей въ злоумышленіи и сообщеніи съ тайной полиціею. Душевная эта болѣзнь произошла у него въ слѣдствіе того, что онъ стыдился или просто не захотѣлъ во время покаяться въ дѣтскихъ своихъ грѣшкахъ, считая ихъ маловажными. Но совѣсть, - неподкупный судія, - упреками своими напомнила ему о необходимости покаяться, внушая, что онъ не правъ, а виноватъ; а онъ вмѣсто покаянія внушеніе совѣсти обратилъ на преслѣдованіе полиціи. А присоединившееся къ сему неверіе и долгое отлученіе себя отъ пріобщенія Св. Таинъ еще болѣе усилило душевную его болѣзнь неосновательной подозрительности.

Ты боишься, что онъ помѣшается въ умѣ. – Но это изъ золъ и бѣдствій легчайшее. Въ этомъ положеніи  по крайней мѣрѣ сохранена будетъ его жизнь, если онъ будетъ находиться въ заведеніи умалишенныхъ, и что человѣкъ въ помѣшательствѣ не отвѣчаетъ уже за то, что въ такомъ положеніи дѣлаетъ. Разумѣется, за прежнее не можетъ быть безотвѣтенъ.

Если бы ты могла умудриться свозить брата своего къ Преп. Сергію и въ Пещерахъ отслужить съ нимъ молебенъ предъ Чудотворною иконою Божіей Матери, называемою Черниговскою, предварительно приготовивши хорошаго духовника для брата, то это было бы хорошо; потому что послѣ молебна предъ сею иконою поврежденные въ умѣ приходили въ здравый смыслъ и хорошо исповѣдывались и чрезъ это исцѣлялись.

Болѣе писать недосужно. Посѣтителей наѣхало столько, что я и не знаю, какъ съ ними быть. Отъ постояннаго напряженія ослабѣваю.

Испрашивая на тебя и близкихъ твоихъ сестеръ миръ и благословенiе Божiе, остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

<автограф прп. Амвросия:> Многогр. I. Амвросій.

 

18[3].

<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Пречестнѣйшая Матушка Казначея Леонида!

Письмо твое отъ 12 го Iюня и приложенныя при ономъ пять руб. получилъ. Деньги переданы мною Столоначальнику О. Анатолію. Имя новопреставленной твоей духовной дочери Монахини Анастасіи будетъ поминаться у насъ въ Скиту годъ на 2 хъ Литургіяхъ въ недѣлю, а въ остальное время на чтеніи псалтири, по заведенному порядку.

Въ 9 й день не успѣли помянуть, еще письмо не было получено. Въ 20 й помянется въ монастырѣ, на Литургии, а въ 40 й у насъ въ Скиту. Да упокоитъ ее Господь въ вѣчныхъ селеніихъ Праведныхъ.

Пишешь о ея блаженной кончинѣ, и что она сподобилась Духовнаго видѣнія. На ней исполнилось Слово Писанія: «скончався вмалѣ, исполни лѣта долга, угодна бо бѣ Господеви душа его». Восхищеніемъ восхищенъ бысть, да не злоба измѣнитъ разумъ его, или лесть прельститъ душу его. Слава и благодареніе Господу, изліявшему на нее свою великую и богатую милость.

А брата своего хорошо бы было, если бы сама умудрилась его свозить къ Черниговской Божіей Матери.

Испрашивая на тебя и на всѣхъ живущихъ съ тобою миръ и благословенiе Божiе остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

<автограф прп. Амвросия:> Многогр. I. Амвросій.

26 Iюня

1878 года

 

19[4].

<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

+

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

24 го Декабря 78 г.

Сестра о Господѣ

Пречестнѣйшая Матушка Казначея Леонида!

Поздравляю тебя съ праздникомъ Рождества Христова, а вмѣстѣ и съ Новымъ Годомъ. Сердечно желаю тебѣ встрѣтить и провести оные въ мирѣ и утѣшеніи духовномъ.

Получилъ отъ тебя два письма отъ 4 го и 17 го Декабря. Въ первомъ пишешь, что въ Вашей Обители нѣсколько времени жила одна Купеческая вдова, довольно задолжала бѣднымъ сестрамъ и бѣднымъ мірскимъ людямъ, потомъ уѣхала на родину и тамъ умерла страшною кончиною, высунувши языкъ, который и послѣ не могли вправить. Ты спрашиваешь причину такой страшной кончины. Судьбы Божіи для насъ не исповѣдимы, а можно только сказать, что во первыхъ, неблагонамѣренно брать у бѣдныхъ людей деньги, безъ уплаты оныхъ, принадлежитъ къ грѣхамъ вопіющимъ на небо, какъ и мзда наемнича, по сказанному въ псалмахъ, ‑ заемлетъ грѣшный и не возвратитъ; во-вторыхъ, должна быть особа эта много грѣшила языкомъ, отъ котораго ни за горами, ни за морями не укроешься, и видно въ этомъ не покаялась; въ третьихъ такія страшныя кончины бываютъ и для вразумленія, оставшихся въ живыхъ, чтобы были осторожны и страшились нарушать заповѣди Божіи, или по крайней мѣрѣ позаботились приносить искреннее покаяніе во грѣхахъ своихъ, чтобы смерть не настигла ихъ неготовыхъ.

Во второмъ письмѣ пишешь, что здоровье твое значительно ослабло и ослабѣваетъ, такъ что Матушка Игуменья отправляетъ тебя къ доктору посовѣтываться о своемъ здоровьи. Не противься ей въ этомъ; можешь попробовать и полечиться, если будетъ помогать леченье, только своей главной мысли держись, предаваться въ волю Божію, и молить милосердаго Господу, да устроитъ о тебѣ полезное, ими же вѣсть судьбами, и какъ будетъ угодно благости Его.

Также пишешь, что ты теперь, какъ отъ болѣзненнаго состоянія, такъ и отъ настроенія душевнаго, часто плачешь, и болѣе всего молишь Бога о томъ, чтобы въ будущей жизни не лишиться тебѣ лицезрѣнія Христова, и спрашиваешь, не гордая ли это мысль? Нѣтъ (в сноске: только ты не такъ понимаешь эту мысль – ред.)! Потому что всѣ милованные отъ Господа, будутъ сподоблены лицезрѣнія Христова; и Царствіе Небесное не что иное есть, какъ радость о Христѣ Спасителѣ, отъ лицезрѣнія Его. Такъ и напротивъ, отлученныя отъ Христа, будутъ лишены и Царствія Небеснаго, и отосланы въ муку. А Св. Златоустъ говоритъ, что быть отлученнымъ отъ Христа, страшнѣе геены и мучительнѣе всякой муки. Пр. Ѳеогностъ въ послѣдней главѣ говоритъ: «если кто не надѣется быть тамъ, гдѣ Св. Троица, тотъ да постарается не лишиться лицезрѣнія воплотьшагося Христа. А Св. Лѣствичникъ въ 28 й степени, въ 14 й главѣ пишетъ: что достигшіе безстрастія, будутъ тамъ гдѣ Св. Троица. Въ средней мѣрѣ находящіеся, будутъ имѣть различныя Обители. А получившіе прощеніе грѣховъ, сподобятся быть внутри райской ограды, и послѣдніе не должны лишиться лицезрѣнія Христова. Но тебя смутили слова Пр. Симеона Новаго Богослова, который говоритъ: «Кто въ здѣшней жизни не узритъ Христа въ своемъ сердцѣ, тотъ не узритъ Его и въ будущей жизни. Пишешь, что для тебя это изрѣченіе ужасающее. Успокойся и не безпокойся много. Если б не были прибавлены слова, - въ своемъ сердцѣ, тогда дѣствительно было-бы это изрѣченіе ужасающее. А зрѣть Христа въ сердцѣ своемъ, смиренный Никита Стеофатъ объясняетъ такъ: Егда кто горячесть души своея въ залогственной вѣрѣ зритъ разширяему и въ Божію любовь: тогда Христа носити, да вѣсть въ себѣ, отъ земли и видимыхъ дѣйствующа возвышеніе души его, и на Небесѣхъ жилищи доставляюща ей, и прочіе. (Добротолюб. Часть 4 я, сотница третья, глава 23 я). И Апостолъ Павелъ пишетъ: себѣ искушайте, аще есте въ вѣрѣ, или не знаете себѣ, яко Iисусъ Христосъ въ васъ есть, развѣ точію чимъ не искусни есте. (2 е коринфянамъ, глава 13 я, стихъ 5 й). <в сноске: И паки: вселитися Христу вѣрою въ сердца ваши. Ефе. 3, 17. И паки: вѣрою ходимъ, а не видѣніемъ. 2 е Коринф. 5, 7. Значитъ вся сила въ вѣрѣ. – ред. >

Еще пишешь, что и Петръ Дамаскинъ смутилъ тебя, сказаннымъ во 2 й части, во 8 мъ словѣ; о слезахъ, что они прежде очищенія отъ страстей, ничто иное, какъ прелесть демоновъ. Вновь перечитай эту главу со вниманіемъ, тамъ не такъ сказано и не тотъ смыслъ, ты очень усилила. Тутъ главный смыслъ безпристрастіе, и говоритъ, что слезы, живущихъ посрѣдѣ человѣкъ въ попеченіи о вещахъ чувственныхъ, т. Е. мірскихъ, бываютъ отъ посмѣянія и краденія демоновъ. А твои хлопоты по Казначейской обязанности не относятся къ такому попеченію, что дѣлается за святое послушаніе по монастырской обязанности, того нельзя назвать попеченіемъ суетнымъ. Разумѣется, что и при такихъ случаяхъ, должно внимательно беречь себя и вести себя въ страхѣ Божіемъ и храненіемъ совѣсти.

Правда, что слезы, прежде очищенія отъ страстей, бываютъ не совсѣмъ часты, но они по слову Лѣствичника, очищаются и дѣлаются правильными, если человѣкъ при плачѣ и слезахъ всегда помышляетъ о исходѣ изъ сей жизни и предстояніе на страшномъ судѣ и о послѣднемъ на немъ изрѣченіи, а потомъ очищаютъ и душу плачущаго.

При слезахъ всячески должно беречься тщеславія и возношенія, отъ которыхъ слезы дѣлаются подобными болотной водѣ, гдѣ заводятся піявиць и другіе безобразные гады. Во-вторыхъ при слезахъ по слову Лествичника, должно всячески оберегаться обольщенія безсловесною радостію, чтобы не принять волка, вмѣсто пастыря. Святый сей съ удивленіемъ говоритъ, до какой степени ухитрился лукавый врагъ, что источникъ добродѣтели, т.е. плачь превращаетъ въ источникъ страстей.

Если можетъ человѣкъ плакать, то благоразумно да плачетъ во смиреніи съ сокрушеніемъ сердечнымъ и памятію о своихъ согрѣшеніяхъ, (только не плотскихъ, подробностей, сіе бо боліе вредно) и памятію смерти и суда Божія. Св. Лествичникъ пишетъ, что въ водѣ слезъ потопляется мысленный фараонъ, который отъ Ап. Петра называется львомъ рыкающимъ, какъ и тебѣ самой нѣкогда представлялось.

Справедливо сказано, что въ водѣ слезъ и умаленномъ плачѣ, нѣтъ мѣста этому льву рыкающему и ищущему кого либо поглотити.

Мать Антонія спрашиваетъ, можно-ли у себя держать деньги сестеръ на храненіи. Если-бы сохранялся древній порядокъ Общежитія, когда живущимъ выдавалось все потребное, въ такомъ случаѣ было-бы это неприличнымъ и можно считать не должнымъ; а въ настоящее время, по общей немощи какъ начальствующихъ, такъ и подчиненныхъ, возбранить этаго совершенно нельзя. Бываетъ нужда и необходимая потребность для послѣднихъ.

Испрашивая на тебя и на сестеръ живущихъ съ тобою миръ и благословенiе Божiе остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

<автограф прп. Амвросия:> Многогр. I. Амвросій.

Вотъ что успѣлъ съ отрывками тебѣ написалъ; а если удосужусь, опять прочту твое письмо, и можетъ быть еще что либо прибавлю. Сказано, Господи, въ свѣтѣ лица Твоего пойдемъ и проч.

Миръ тебѣ!

Гр. А‑сій.

 



[1] Печатается по фонду 213-55-4. Л. 39-40 об.

[2] Печатается по фонду 213-55-4. Л. 41-42 об.

[3] Печатается по фонду 213-55-4. Л. 43-44.

[4] Печатается по фонду 213-55-4. Л. 45-49 об.