20[1].

<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

+

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Пречестнѣйшая Матушка Казначея Леонида!

24 го Декабря послалъ тебѣ письмо, но ничего не написалъ тебѣ на вопросъ твой о принятіи Схимы. Если будетъ усиливаться болѣзненность твоя, то скажи Матери Игуменьи, что ты желаешь келейно принять схиму. Если особеннымъ промысломъ божіимъ останешься жива, и будешь имѣть порядочное здоровье, то не станешь отказываться отъ Казначейской должности. Слва эти написалъ тебѣ въ тотъ день, когда послалъ тебѣ письмо, вспомнивъ, что въ длинномъ къ тебѣ письмѣ ничего я не сказалъ о принятіи Схимы. 6 го Января получилъ я отъ тебя письмо отъ 2 го Января, въ которомъ увѣдомляешь меня, что болѣзнь твоя настолько усилилась, что ты окладенная подушками, пишешь ко мнѣ письмо и за тебя уже молятся на церковныхъ прошеніяхъ и всѣ сестры усердно желаютъ, чтобы ты выздоровѣла, а тебѣ не желается встать отъ болѣзни и потому непріятны тебѣ Сестринскія молитвы о твоемъ выздоровленіи. Какъ бы не молились и о чемъ бы не просили Господа, касательно тебя, испрашиваютъ тебѣ отъ Господа помилованія. Потому и не отвергай сестринскихъ молитвъ и сестринскаго усердія, а предавай себя въ волю Божію, какъ будетъ угодно Господу, такъ о тебѣ и да сотворитъ, точію да не лишитъ тебя Милости Своей и желаемого тобою лицезрѣнія, называясь чрезъ Пророка Отцемъ будущаго вѣка. О принятіи же схимы и теперь подтверждаю писанное въ началѣ этого письма. Iеросхимонаха или хоть Iеромонаха можно вызвать для сего хоть изъ Угрешской Пустыни.

Болѣе писать недосужно. Увѣдомляй о себѣ хоть чрезъ другихъ. Мать Антонію привѣтствую о Господѣ.

<автограф прп. Амвросия:> Исповѣданное тобою Господь да проститъ тебѣ и азъ недостойный прощаю и разрѣшаю, во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь!

Многогр. I. Амвросій.

Всеблагій Господь да помилуетъ всѣхъ насъ!

13 го Января – 79 года

 

21[2].

<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

+

18 го февраля 1879 года

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Пречестнѣйшая Матушка Казначея Леонида!

Посылаю тебе записки монахинь, о которыхъ ты просила. Въ нихъ сама увидишь, что всякій монастырь, кромѣ обычнаго своего имени, называется Крестокрещенскимъ и почему.

Получилъ я отъ тебя два письма, одно отъ го, а другое отъ 23 го Января. Пишешь, что здоровье твое было поправилось, а потомъ опять свихнулось, отъ случившейся непріятности. Что делать? Всего не предусмотришь. Потому-то и монастырь называется крестокрещенскимъ; и заповѣдь намъ такая дана: «въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша».

Ты въ болѣзни пріобщалась Св. Таинъ Христовыхъ каждую недѣлю, и сомнѣваешься, не часто-ли. Въ сурьезной и сомнительной болѣзни можно прѣобщаться Св. Таинъ и чаще. Нисколько не сомнѣвайся въ этомъ. Еще пишешь, что если удерживаешь слезы въ Церкви, то разстраиваешься духомъ. Поэтому очень не понуждайся слезы удерживать и въ Церкви, а если кто станетъ говорить объ этомъ, отвѣчай, что у тебя отъ болѣзни ослабѣли нервы, а только слезы эти считай окраденными отъ Тщеславія, смиреніе же можетъ пополнять этотъ недостатокъ.

Пишешь, что боишься, проститъ-литебѣ Господь грѣхи? Вѣруй несомнѣнно, что проститъ, пришедый въ міръ грѣшныя спасти, и за грѣшныхъ распныйся волею. Спрашиваешь, если докторъ и мать Игуменья будутъ принуждать сть рыбу въ великій постъ, какъ тебѣ быть? Если будешь очень изнемогать отъ постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болѣзни, и послѣ въ этомъ должно приносить покаяніе. Впрочемъ смотри и на свою совѣсть, насколько она можетъ вмѣстить это разрѣшеніе. Въ книгѣ аввы Дороөея сказано; что по вѣрѣ изѣлліе или картофель можетъ замѣнять яйцо. Всячески сперва надо испробовать, насколько сносно будетъ для тебя постная пища, хоть-бы немножко и пострадать, а затѣмъ и видно будетъ, на что должно рѣшиться.

Видѣніе Матери Антоніи можно принимать въ подтвержденіе Евангельскихъ словъ: будете готови на всякое время, яко не вѣстѣ ни дне ни часа въ онь же Сынъ Человѣческій пріидетъ. Въ болѣзни чумы никто другой дѣйствуетъ какъ посланный отъ Господа Ангелъ наказанія, и за жестокое страданіе, всячески будетъ и милость отъ Господа, умирающимъ такою смертію, особенно у кого мягкая кожа. Хорошо, что упомянула ты о коврикѣ, а то мы не знали и недоумѣвали отъ кого онъ былъ присланъ. Спаси Господи за усердіе. Привѣтствую о Господѣ Мать Антонію и прошу молитвъ вашихъ о усталой моей слабости и изнеможеніи.

Сердечно желаю вамъ съ Матерью Антоніей и жительствующими провести Св. Четыредесятницу съ пользою душевною и радостно встрѣтить Свѣтлый Праздникъ Воскресенія Христова.

У насъ погода давно стоитъ сырая и туманная. Отъ сырой-ли погоды, или отъ чего другаго давно чувствую слабость головы, в приходящіе и пріѣзжающіе объ этомъ не разсуждаютъ; а просто толкуютъ мнѣ нужно ѣхать, а мнѣ некогда дожидаться.

<автограф прп. Амвросия:> Многогр. I. Амвросій.

P.S. 5 го Февраля скончалась родная моя сестра Схимонахиня Параскева. Написавши это письмо, получилъ отъ тебя еще письмо отъ 12 го Февраля, но пока посылаю написанное. А на это послѣ постараюсь отвѣчать, аще Господь поможетъ.

 

 

22[3].

<список с автографом прп. Амвросия >

<писцовое>

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Пречестнѣйшая Матушка Казначея Леонида!

Въ письмѣ отъ 12 го Февраля пишешь, что врагъ нападаетъ на тебя помыслами отчаянія, представляя, что на мытарствахъ враги похитятъ твою душу и сведутъ во тму, такъ что отъ этихъ помысловъ ты не можешь съ умиленіемъ и молиться; и тебѣ стало представляться, что покаяніе твое мало въ сравненіи съ твоими грѣхами, что все таки за нихъ нужно удовлетвореніе понести, сообразное съ грѣхами, и тогда только получишь прощеніе.

На все это скажу тебѣ, что слово довлетвореніе изъ католической Церкви перешло въ Православную, а чисто Православное вѣрованіе такое, что если Христіаниъ согрѣшилъ, то онъ по Праведному Суду Божію, для избѣжанія вѣчнаго наказанія, долженъ при покаяніи понести какое-нибудь наказаніе временное, но малое въ сравненіи съ грѣхами, или болѣзнь, или бѣду какую, или безчестіе. Благоразумный разбойникъ разбойничалъ 30 ть лѣтъ, а понесъ наказаніе, - только три часа, повисѣвши на крестѣ съ перебитыми голенями. Правда, что наказаніе тяжелое, но можетъ-ли оно послужить удовлетвореніемъ за 30 ти лѣтнее разбойничество? Суди сама.

Въ книгѣ Исаака Сирина въ словѣ 71 мъ на страницѣ 406 й, сказано; что одному посылается болѣзнь въ продолженіи жизни, а другому передъ смертію, но зато болѣзнь тягчайшая, особенно въ послѣднемъ случаѣ, но все таки не можетъ служить полнымъ удовлетвореніемъ за грѣхи, а только малымъ наказаніемъ. И изъ этого мѣста видно, что труды покаянія и всякое злостраданіе можетъ служить только средствомъ храненія и отраженія или усмиренія страстей, а не довлетвореніемъ.

Понесемъ и мы съ тобой посланную болѣзнь, какъ малое наказаніе, вѣруя и надѣясь получить прощеніе грѣховъ своихъ милосердіемъ Божіимъ, заслугами Христа Спасителя, пришедшаго призвать грѣшниковъ на покаяніе. Брань отчаянія происходитъ отъ зависти бѣсовской. Ты желаешь сподобиться лицезрѣнія Сына Божія, а они онаго лишились. Повторяй въ этой брани Апостольское слово, что туне спасохомая милосердіемъ Божіимъ, а только знай и помни, что спасеніе наше совершается между страхом и надеждою.

Еще ты пишешь, что видѣла во снѣ покойнаго батюшку Отца Макарія, который тебѣ сказалъ: иди къ Отцу Иларіону, и желаешь знать, чтобы эти значили слова, когда уже Отецъ Иларіонъ давно умеръ?

**

Думаю, что слова эти могутъ означать во первыхъ то, чтобы ты почаще вспоминала и не забывала, какъ покойный О. Иларіонъ съ какимъ терпеніемъ и твердою вѣрою и упованіемъ переносилъ продолжительную и тяжкую болѣзнь свою; во вторыхъ то, чтобы ты не помышляла и не надѣялась выздоровѣть отъ болѣзни, а лучше-бы готовилась какъ слѣдуетъ къ переходу туда, гдѣ О. Иларіонъ, потому что такое уготовленіе полезно по сказанному: уготовихся и не смутихся. Видѣнныя же тобою на Гостинницѣ богодѣлки, стѣснившія тебя, могутъ означать что переходъ твой долженъ быть не такъ скоро, а что ты должна еще пожить на Гостинницѣ міра и понести тѣсноту вмѣстѣ съ тѣми, которыя мудрствуютъ какъ богодѣлки, а не какъ настоящіе монахини. Вот какъ думаю, такъ тебѣ и написалъ. Настоящее же значеніе Богъ весь, если какое тутъ есть.

Первыя же слова покойнаго старца батюшки О. Макарія старайся подлинникомъ исполнить, а именно: въ силу установленія Св. Отцевъ утро до полудня посвящать молитвѣ, а потомъ уже заботиться объ откровеніи помысловъ старцамъ, и бѣсѣдованія съ ними. Къ послѣднему слову можетъ относиться чтеніе Свято Отеческихъ писаній.

Пишешь еще ты объ одной сестрѣ, которая къ тебѣ расположена и живетъ у тебя въ кельи 4 года, а Мать Игуменья назначила ей относиться къ другой монахини, и спрашиваешь какъ вамъ быть? По моему мнѣнію ты и сестра эта должна считать назначеніе это промыслительнымъ. Въ случаѣ твоей смерти сестрѣ этой будетъ лучше и легче, нежели когда бы она совершенно относилась къ тебѣ, особенно же если, означенная монахиня, будетъ имѣть силу и значеніе въ Обители.

Испрашивая на Васъ миръ и благословенiе Божiе остаюсь съ искреннимъ благожеланiемъ.

<автограф прп. Амвросия:> Многогр. I. Амвросій.

 

 



[1] Печатается по фонду 213-55-4. Л. 50-51.

[2] Печатается по фонду 213-55-4. Л. 52-54 об.

[3] Печатается по фонду 213-55-4. Л. 55-59 об.