20[1].
<список с автографом прп. Амвросия >
<писцовое>
+
М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.
Сестра о Господѣ
Пречестнѣйшая Матушка Казначея
Леонида!
24 го Декабря послалъ
тебѣ письмо, но ничего не написалъ тебѣ на вопросъ твой о принятіи
Схимы. Если будетъ усиливаться болѣзненность твоя, то скажи Матери
Игуменьи, что ты желаешь келейно принять схиму. Если особеннымъ промысломъ
божіимъ останешься жива, и будешь имѣть порядочное здоровье, то не
станешь отказываться отъ Казначейской должности. Слва эти написалъ тебѣ
въ тотъ день, когда послалъ тебѣ письмо, вспомнивъ, что въ длинномъ къ
тебѣ письмѣ ничего я не сказалъ о принятіи Схимы. 6 го
Января получилъ я отъ тебя письмо отъ 2 го Января, въ
которомъ увѣдомляешь меня, что болѣзнь твоя настолько усилилась,
что ты окладенная подушками, пишешь ко мнѣ письмо и за тебя уже молятся
на церковныхъ прошеніяхъ и всѣ сестры усердно желаютъ, чтобы ты
выздоровѣла, а тебѣ не желается встать отъ болѣзни и потому
непріятны тебѣ Сестринскія молитвы о твоемъ выздоровленіи. Какъ бы не
молились и о чемъ бы не просили Господа, касательно тебя, испрашиваютъ
тебѣ отъ Господа помилованія. Потому и не отвергай сестринскихъ молитвъ и
сестринскаго усердія, а предавай себя въ волю Божію, какъ будетъ угодно
Господу, такъ о тебѣ и да сотворитъ, точію да не лишитъ тебя Милости
Своей и желаемого тобою лицезрѣнія, называясь чрезъ Пророка Отцемъ
будущаго вѣка. О принятіи же схимы и теперь подтверждаю писанное въ
началѣ этого письма. Iеросхимонаха
или хоть Iеромонаха можно вызвать для сего
хоть изъ Угрешской Пустыни.
Болѣе писать недосужно. Увѣдомляй о
себѣ хоть чрезъ другихъ. Мать Антонію привѣтствую о Господѣ.
<автограф прп. Амвросия:>
Исповѣданное тобою Господь да проститъ тебѣ и азъ недостойный
прощаю и разрѣшаю, во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь!
Многогр. I. Амвросій.
Всеблагій Господь да помилуетъ всѣхъ насъ!
13 го Января – 79 года
21[2].
<список с автографом прп. Амвросия >
<писцовое>
+
18 го февраля 1879 года
М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.
Сестра о Господѣ
Пречестнѣйшая Матушка Казначея Леонида!
Посылаю тебе записки монахинь, о которыхъ
ты просила. Въ нихъ сама увидишь, что всякій монастырь, кромѣ обычнаго
своего имени, называется Крестокрещенскимъ и почему.
Получилъ я отъ тебя два письма, одно отъ 2 го, а другое отъ 23 го Января.
Пишешь, что здоровье твое было поправилось, а потомъ опять свихнулось, отъ
случившейся непріятности. Что делать? Всего не предусмотришь. Потому-то и
монастырь называется крестокрещенскимъ; и заповѣдь намъ такая дана: «въ
терпѣніи вашемъ стяжите души ваша».
Ты въ болѣзни пріобщалась Св. Таинъ
Христовыхъ каждую недѣлю, и сомнѣваешься, не часто-ли. Въ сурьезной
и сомнительной болѣзни можно прѣобщаться Св. Таинъ и чаще.
Нисколько не сомнѣвайся въ этомъ. Еще пишешь, что если удерживаешь слезы
въ Церкви, то разстраиваешься духомъ. Поэтому очень не понуждайся слезы
удерживать и въ Церкви, а если кто станетъ говорить объ этомъ, отвѣчай,
что у тебя отъ болѣзни ослабѣли нервы, а только слезы эти считай
окраденными отъ Тщеславія, смиреніе же можетъ пополнять этотъ недостатокъ.
Пишешь, что боишься, проститъ-литебѣ Господь
грѣхи? Вѣруй несомнѣнно, что проститъ, пришедый въ міръ
грѣшныя спасти, и за грѣшныхъ распныйся волею. Спрашиваешь, если
докторъ и мать Игуменья будутъ принуждать сть рыбу въ великій постъ, какъ
тебѣ быть? Если будешь очень изнемогать отъ постной пищи, то можешь
согласиться употреблять и рыбу по болѣзни, и послѣ въ этомъ должно
приносить покаяніе. Впрочемъ смотри и на свою совѣсть, насколько она
можетъ вмѣстить это разрѣшеніе. Въ книгѣ аввы Дороөея
сказано; что по вѣрѣ изѣлліе или картофель можетъ
замѣнять яйцо. Всячески сперва надо испробовать, насколько сносно будетъ
для тебя постная пища, хоть-бы немножко и пострадать, а затѣмъ и видно
будетъ, на что должно рѣшиться.
Видѣніе Матери Антоніи можно принимать въ подтвержденіе
Евангельскихъ словъ: будете готови на всякое время, яко не вѣстѣ ни
дне ни часа въ онь же Сынъ Человѣческій пріидетъ. Въ болѣзни чумы
никто другой дѣйствуетъ какъ посланный отъ Господа Ангелъ наказанія, и за
жестокое страданіе, всячески будетъ и милость отъ Господа, умирающимъ такою
смертію, особенно у кого мягкая кожа. Хорошо, что упомянула ты о коврикѣ,
а то мы не знали и недоумѣвали отъ кого онъ былъ присланъ. Спаси Господи
за усердіе. Привѣтствую о Господѣ Мать Антонію и прошу молитвъ
вашихъ о усталой моей слабости и изнеможеніи.
Сердечно желаю вамъ съ Матерью Антоніей и
жительствующими провести Св. Четыредесятницу съ пользою душевною и
радостно встрѣтить Свѣтлый Праздникъ Воскресенія Христова.
У насъ погода давно стоитъ сырая и туманная. Отъ
сырой-ли погоды, или отъ чего другаго давно чувствую слабость головы, в
приходящіе и пріѣзжающіе объ этомъ не разсуждаютъ; а просто толкуютъ
мнѣ нужно ѣхать, а мнѣ некогда дожидаться.
<автограф прп. Амвросия:> Многогр.
I. Амвросій.
P.S. 5 го Февраля
скончалась родная моя сестра Схимонахиня Параскева. Написавши это письмо,
получилъ отъ тебя еще письмо отъ 12 го Февраля, но
пока посылаю написанное. А на это послѣ постараюсь отвѣчать, аще
Господь поможетъ.
22[3].
<список с автографом прп. Амвросия >
<писцовое>
М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.
Сестра о Господѣ
Пречестнѣйшая Матушка Казначея
Леонида!
Въ письмѣ отъ 12 го Февраля
пишешь, что врагъ нападаетъ на тебя помыслами отчаянія, представляя, что на
мытарствахъ враги похитятъ твою душу и сведутъ во тму, такъ что отъ этихъ
помысловъ ты не можешь съ умиленіемъ и молиться; и тебѣ стало
представляться, что покаяніе твое мало въ сравненіи съ твоими грѣхами,
что все таки за нихъ нужно удовлетвореніе понести, сообразное съ грѣхами,
и тогда только получишь прощеніе.
На все это скажу тебѣ, что слово довлетвореніе
изъ католической Церкви перешло въ Православную, а чисто Православное
вѣрованіе такое, что если Христіаниъ согрѣшилъ, то онъ по
Праведному Суду Божію, для избѣжанія вѣчнаго наказанія, долженъ при
покаяніи понести какое-нибудь наказаніе временное, но малое въ сравненіи съ
грѣхами, или болѣзнь, или бѣду какую, или безчестіе.
Благоразумный разбойникъ разбойничалъ 30 ть лѣтъ,
а понесъ наказаніе, - только три часа, повисѣвши на крестѣ съ
перебитыми голенями. Правда, что наказаніе тяжелое, но можетъ-ли оно послужить
удовлетвореніемъ за 30 ти лѣтнее
разбойничество? Суди сама.
Въ книгѣ Исаака Сирина въ словѣ 71 мъ на
страницѣ 406 й, сказано; что одному посылается
болѣзнь въ продолженіи жизни, а другому передъ смертію, но зато
болѣзнь тягчайшая, особенно въ послѣднемъ случаѣ, но все таки
не можетъ служить полнымъ удовлетвореніемъ за грѣхи, а только малымъ
наказаніемъ. И изъ этого мѣста видно, что труды покаянія и всякое злостраданіе
можетъ служить только средствомъ храненія и отраженія или усмиренія страстей, а
не довлетвореніемъ.
Понесемъ и мы съ тобой посланную болѣзнь, какъ
малое наказаніе, вѣруя и надѣясь получить прощеніе грѣховъ
своихъ милосердіемъ Божіимъ, заслугами Христа Спасителя, пришедшаго призвать
грѣшниковъ на покаяніе. Брань отчаянія происходитъ отъ зависти
бѣсовской. Ты желаешь сподобиться лицезрѣнія Сына Божія, а они
онаго лишились. Повторяй въ этой брани Апостольское слово, что туне спасохомая
милосердіемъ Божіимъ, а только знай и помни, что спасеніе наше совершается
между страхом и надеждою.
Еще ты пишешь, что видѣла во снѣ покойнаго
батюшку Отца Макарія, который тебѣ сказалъ: иди къ Отцу Иларіону, и
желаешь знать, чтобы эти значили слова, когда уже Отецъ Иларіонъ давно умеръ?
**
Думаю, что слова эти могутъ означать во первыхъ то,
чтобы ты почаще вспоминала и не забывала, какъ покойный О. Иларіонъ съ
какимъ терпеніемъ и твердою вѣрою и упованіемъ переносилъ продолжительную
и тяжкую болѣзнь свою; во вторыхъ то, чтобы ты не помышляла и не
надѣялась выздоровѣть отъ болѣзни, а лучше-бы готовилась какъ
слѣдуетъ къ переходу туда, гдѣ О. Иларіонъ, потому что такое
уготовленіе полезно по сказанному: уготовихся и не смутихся. Видѣнныя же
тобою на Гостинницѣ богодѣлки, стѣснившія тебя, могутъ
означать что переходъ твой долженъ быть не такъ скоро, а что ты должна еще
пожить на Гостинницѣ міра и понести тѣсноту вмѣстѣ съ
тѣми, которыя мудрствуютъ какъ богодѣлки, а не какъ настоящіе
монахини. Вот какъ думаю, такъ тебѣ и написалъ. Настоящее же значеніе
Богъ весь, если какое тутъ есть.
Первыя же слова покойнаго старца батюшки
О. Макарія старайся подлинникомъ исполнить, а именно: въ силу установленія
Св. Отцевъ утро до полудня посвящать молитвѣ, а потомъ уже
заботиться объ откровеніи помысловъ старцамъ, и бѣсѣдованія съ
ними. Къ послѣднему слову можетъ относиться чтеніе Свято Отеческихъ
писаній.
Пишешь еще ты объ одной сестрѣ, которая къ
тебѣ расположена и живетъ у тебя въ кельи 4 года, а Мать Игуменья
назначила ей относиться къ другой монахини, и спрашиваешь какъ вамъ быть? По
моему мнѣнію ты и сестра эта должна считать назначеніе это
промыслительнымъ. Въ случаѣ твоей смерти сестрѣ этой будетъ лучше и
легче, нежели когда бы она совершенно относилась къ тебѣ, особенно же
если, означенная монахиня, будетъ имѣть силу и значеніе въ Обители.
Испрашивая на Васъ миръ и благословенiе Божiе остаюсь
съ искреннимъ благожеланiемъ.
<автограф прп. Амвросия:> Многогр.
I. Амвросій.