Матери Марiи Поливановой.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Ваше Преподобiе

Пречестнѣйшая Матушка Марiя!

Получилъ отъ Васъ писанiе въ которомъ изъявляете желанiе принять отъ меня грѣшнаго постриженiе въ великiй ангельскiй образъ. Съ великимъ усердiемъ желалъ бы азъ недостойный исполнить прошенiе Ваше. Но вотъ уже десятый годъ исполняется, какъ я самъ никого не постригаю, а исполняетъ это по моему прошенiю о. Пименъ, или кто-нибудь другой; а пока былъ живъ о. Ѳеодотъ, онъ это совершалъ. Для усердныхъ же желателей и просителей бываетъ лишь такое исключенiе: когда Iеромонахъ читающiй молитвы постриженiя, дойдетъ до мѣста: возьми ножницы и подаждь ми, тогда призываетъ меня грѣшнаго, и мноюсовершается только самое постриженiе, и подаются символы постриженiя. Остальное же доканчиваетъ приглашенный Iеромонахъ. Всего же постриженiя я не могу самъ совершать отъ слабости, такъ какъ схимническое постриженiе съ канономъ продолжается цѣлый часъ.

Если угодно Вамъ означеннымъ порядкомъ принять постриженiе, то можете въ Маѣ мѣсяцѣ прiѣхать въ нашу обитель.

Пречестнѣйшей Матушкѣ Игуменьѣ Аѳанасiи потрудитель передать искреннее мое почтенiе и уваженiе, съ искреннимъ душевнымъ моимъ благожеланiемъ всего полезнаго и спасительнаго. Поздравляю и Матушку Игуменью и Васъ съ наступающимъ всерадостнымъ праздникомъ свѣтлаго Воскресенiя Хрiстова. Да сподобитъ Господь и васъ и насъ грѣныхъ встрѣтить сiе великое хрiстiанское торжество въ мирѣ и утѣшенiи духовномъ.

Многогр. I. Амвросiй.

18-го Марта 1874 г.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

 

Диктованiе                                                                                           20 Iюня 74 г.

 

Сестра о Господѣ и чадо духовное

Мать Марiя!

Письмо твое отъ 14-го Iюня получилъ. Очень радъ, что вы съ М. Еликопидою милостiю и помощiю Божiею доѣхали до своей обители благополучно.

Хорошо ты сдѣлала, что немедленно высказала свое смущенiе, наведенное на тебя словами великой особы, отъ которой этого и ожидать нельзя было, будто бы М. Ел-а имѣетъ на меня какое-то влiянiе. Не вѣрь этому. Ни М. Ел-ѣ, ни кому изъ дѣтей моихъ духовныхъ не дозволяю и не могу дозволить имѣть влiянiе человѣческое на меня грѣшнаго. Совѣтовалъ бы также и особѣ, смутившей тебя, никакъ не дозволять такого влiянiя, потому что отъ сего много бываетъ огорченiя и оскорбленiя для другихъ, что ты и собственнымъ опытомъ испытала. За такое вмѣшательство, или вѣрнѣе, даже за простое, неумѣстные только усердiе человѣческое. Господь верховнаго Апостола Петра назвалъ сатаною: иди за мною, сатана, соблазнъ ми еси, яко не мыслиши яже суть Божiя, но человѣческая. (Матѳ. 16, 23). Путь вѣрнѣйшiй и ни для кого не оскорбительный – принимать отъ каждой сестры объясненiе ея обстоятельствъ. Тогда и будетъ яснѣе правда съ двухъ сторонъ.

Азъ грѣшный относительно духовныхъ моихъ дѣтей сужу и дѣйствую по собственнымъ ихъ словамъ, а не по чужимъ сказанiямъ. Вотъ и тебя придержалъ лишнихъ нѣсколько дней, чтобы слышать изъ собственныхъ твоихъ устъ твое положенiе и душевное расположенiе и самыя внѣшнiя обстоятельства; и не потребовалъ свидѣтельства и семъ отъ М. Ел-ы. Повторяю: не вѣрь никому относительно меня въ подьбныхъ подозрительныхъ умозаключенiяхъ.

Девятый часъ подъ воскресенiе читать нужно. 12 Псалмовъ можно оставлять. Акаѳистъ же, вечером или съ утра, слѣдовало бы читать.

Чети – мипси и Прологъ можно читать. У Муравьева же и у Преосв. Филарета, по русски, читать житiя только тѣ, которыхъ по славянски нѣтъ.

Уходя изъ кельи въ лесъ, и приходя въ келью изъ лѣса, должно читать: «Достойно есть съ поклонами, какiе може. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; и проч. Господи помилуй трижды Молитвами Святыхъ Отецъ нашихъ. При семъ полезно причитывать и Заступленiе Ангела Хранителя, чтобы сохранилъ насъ отъ всякаго Зла.

 

14 Iюля 1874 г.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и чадо духовное

Мать Марiя.

     Сегодня – 40-й день совершенiя твоего постриженiя. Мы, и по обязанности своей, и по слову твоему вспоминали тебя, и поминали имя твое на проскомидiи.

     Прости, что доселѣ не отвѣчалъ на письмо твое отъ 30-го Iюня. До сихъ пор вожусь съ разными простудами, и до сихъ поръ въ лѣсную свою келью не ѣздилъ, а только по часу въ день послѣ обѣда ѣзжу по лѣсу вблизи обители. И за то слава и благодаренiе всеблагому Господу!

     Тебя врагъ представляетъ, что будто бы не исполнилось ее не исполняется предсказанiе преждянго твоего отца духовнаго. Онъ сказалъ правду, о внутреннемъ царствiи, и правду не свою, а евангельскую. Но не исполнилось это по твоей винѣ, потому что ты не возхимѣла полной вѣры къ сказанному, и не употребила до ложнаго тщанiя о прiобрѣтенiи сего. Дѣйствительно – если человѣкъ прiобрѣтетъ царствiе Божiе внутрь себя, то не пожелаетъ ѣздить ни въ Iерусалимъ и никуда. А какъ мы не прiобрѣли этого, то чувствуемъ потребность поѣхать, только не совѣтую тебѣ прiѣздать съ М. Игуменьею, по причинѣ моей болѣзненности и извѣстной тебѣ неисправности. Вѣроятно, что если М. Игуменья пожелаетъ поѣхать къ намъ, то всячески на короткiй срокъ. Поэтому совѣтую тебѣ лучше, когда пожелаешь, прiѣхать къ намъ на почтовыхъ[i], или съ М. Еликопидою, или съ М. Аполлинарiею, пополамъ издержки. Силенъ Господь послать тебѣ на это средства, - не сомнѣнно вѣруй.

     Ты желаешь отъ меня наученiя, и даже обличенiя, говоря, что, можетъ быть, ты впродолженiе 20 лѣтъ, при неполномъ руководствѣ, «прiобрѣла дурной навыкъ пирается на свой разумъ, и исполнять свою волю». Правда, что замѣтны навыки не полезные, и даже противные монашеству. Первый навыкъ – самооправданiя, противнаго самоукоренiю, т. е. во всякомъ непрiя и прискорбномъ случаѣ возлагать вину на себя, а не на другихъ, что мы не сумѣли поступить, какъ слѣдуетъ, и отъ нашей вины произошла скорбь, и непрiятность или замѣшательство. Св. Авва Дороѳей и другiе святые отцы утверждаютъ, что безъ добродѣтели самоукоренiя трудно устоять человѣку, хотя бы и имѣлъ много другихъ добродѣтелей. Самооправданiе твердитъ намъ много лѣтъ: Зачѣмъ такое-то платье дано Вамъ безъ вѣдома нашего, - тогда какъ Апостолъ выставляетъ на видъ душеное расположенiе древнихъ хрiстiанъ, которые съ радостiю приняли разграбленiе своихъ имѣнiй. На это обстоятельство не пришло нам своевременно на память, и потому самооправданiе наше причинило намъ много неправильнаго огорченiя.

     Второй навыкъ замѣтилъ я рѣзко выражаться о другихъ, а объ нѣкоторыхъ и довольно насмѣшливо. Хотя и видно было, что ты это говорила очень простосердечно, и не по какой-либо причинѣ, а просто по прежней привычкѣ, какъ говорятъ и выражаются о другихъ люди обыкновенные: Но вѣдь ты теперь схимница, а сказано, что по имени нашему житiе наше да будетъ. Житiе же человѣка прежде всего обозначается словами и выраженiями другихъ, равно какъ и исправленiе хрiстiанина, по слову Брата Божiя Iакова, прежде всего начинается съ обузданiя языка: аще кто въ словѣ не согрѣшаетъ, говоритъ онъ, сей совершенъ мужъ, силенъ обуздати и все тѣло (Iак. 3.2). И еще: аще кто мнится вѣренъ бытии въ васъ и не обуздоваетъ языка своего, но льститъ сердце свое, сего суетна есть вѣра (Iак. 1, 26).

     Сестра о Господѣ, и Мать схимница, и Чадо духовное! Смотри, будь тверда! Не прими вразумленiя нашего и исправшеннаго наученiя за терпкое обузданiе. Мушка и Горчица производятъ не только непрiятное, но и болѣзненное ощущенiе. Но желающiе исцѣлиться отъ болѣзни, охотно соглашаются и на иное. Но если ищущiе исцѣленiя тѣлеснаго такъ благоразумно поступаютъ, кольми паче прилично это ищущимъ уврачеванiя и исцѣленiя душевнаго.

     Еще бы что-нибудь написалъ; но сегодня некогда. На этотъ разъ довольно съ тебя.

     Книгу Григорiя двое слова купить себѣ можетъ.

     Въ чтенiяхъ общества любителей духовнаго просвѣщенiя можетъ читать писанiя Владыки Митрополита филарета. А кромѣ ихъ, въ этомъ журналѣ ничего не идетъ тебѣ читать. А потому на будущiй год, кажется не стоитъ и выписывать его.

     Но учиться дѣлать на фамани можешь.

     Нескладное диктованi начато 14-го, а кончено 20-го Iюля. Молитвы Пророка Божiя Имида покроютъ и тебя и меня грѣшнаго.

     Ты боишься, что я отъ тебя потребую извѣстный потретъ, но въ этомъ нѣтъ никакой надобности. Только совѣтую тебѣ остерегаться довѣрять измѣненiю или оживленiю не только въ портретахъ, но и въ самыхъ иконахъ. Это относится къ прелести вражiей, отъ которой да избавитъ насъ всеблагiй Господь.

     Миръ тебѣ! Многогр. I. Амвросiй.

     Отъ многогрѣшнаго Климента низкiй поклонъ.

 

24-го Окт. 74 г.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и чадо духовное, мать Марiя!

     Сегодня празднованiе Царицѣ Небесной, Радости всѣхъ скорбящихъ; а въ вашей обители особенный праздникъ ради памяти покойнаго Старца вашего, блаженнаго Зосимы. Я слышалъ, что въ этотъ день многiя из сестеръ вашихъ прiобщаются св. Таинъ Хрiстовыхъ. Если и тебя Господь сподобилъ прiобщиться въ этотъ день Божественнаго сего дара, то поздравляю тебя, и молитвенно желаю, да будетъ тебѣ прiобщенiе сiе во здравiе души и тѣла.

     Два письма твои отъ 28-го Iюля, и третье съ М. Аполлинарiею получилъ. Во всѣхъ письмахъ просишь обличать тебя въ недостаткахъ твоихъ. Ты въ большихъ вещахъ показываешь себя, что имѣешь вѣру ко мнѣ грѣшному; а въ меньшихъ показываешь сомнѣнiе и невѣрiя, что будто бы я не могу исполнять даннаго обѣщанiя, благословлять тебя ежедневно осѣненiемъ Знаменiя креста святаго. Во извѣтъ свой представляешь множество относящихся ко мнѣ. Правда, что много народа бываетъ у меня ежедневно, но не много, а мало чадъ духовныхъ схимницъ: по пальцамъ всѣхъ можно перечесть. Потому твой извѣтъ и неумѣстенъ. Оставь это сомнѣнiе и невѣрiе, слыша слово Самаго Господа, глаголющаго: невѣрный въ малѣ и во мнизѣ невѣренъ есть. Если не теперь, то по времени можетъ дойдти до сего по вражiю ухищренiю и такъ всячески остергайся невѣрiя, отъ котораго просходитъ и неправильный страхъ буто я заставлю тебя ѣхать къ намъ съ такою особою, съ какою ты не желаешь. Аще волею Божiею живы будемъ до весны, то можешь взять съ собою такую сестру, на которую надѣешься, что она успокоить тебя въ дорогѣ.

     Спрашиваешь, каеое тебѣ вывести для себя полезное заключенiе изъ рассказа сѣнокощиковъ, которые нѣсколько разъ видѣли бблаженнаго Старца Зосиму на извѣстномъ мѣстѣ, называемомъ «Кругъ», иногда сидящимъ и читающимъ книгу, а иногда ходящимъ по лесу и тихо поющимъ. Тебѣ можно вывесть для себя такое заключенiе изъ этого обстоятельства, что въ лѣтнiе хорошiе мѣсяцы, и въ сухую погоду, и когда бываешь здорова, слѣдуетъ тебѣ ходить на это мѣсто, и проводить назначенное время дня въ молитвенномъ упражненiи, какъ имѣешь обычай. Въ весеннее же и осеннее время, и вообще въ сврую и холодную погоду, и когда бываешь не совсѣмъ здорова, тогда можешь ходить въ ближайшее къ монастырю мѣстѣ, и въ лѣсномъ безмолвiи проводить назначенные тобою часы.

     Присланную тобою рукописную книгу, Правила О. Игумена Пнтонiя готовящимся ко Причащенiю, просматривалъ[ii], и нахожу что когда бываешь ты въ силахъ полезно тебѣ прочитывать это правило, если будешь имѣть къ чему и возможность. Акаѣстъ хоть одинъ изъ двухъ можемь прочитывать, какой тебѣ болѣе нравится. Также исповѣдь общую просматривалъ. Можешь по ней исповѣдаться; только въ концѣ предъ словами «но о всѣхъ сихъ каюся», должно объяснять, чѣмъ въ этотъ промежутокъ особенно была обременена совѣсть. А хорошо предварительно записать на запискѣ и это обремененiе совѣст, чтобы удобнѣе было объяснить.

     Спрашиваешь, можно ли ежедневно употреблять Богоявленскую воду. Старецъ Левъ и другiе Старцы у насъ не совѣтовали ее очень часто употреблять, но только наканунѣ Прiобщенiя Св. Таинъ, и во время болѣзни, или отягощенiя отъ какой-либо скорби; и совѣтовали такъ дѣлать потому, чтобы не потерять уваженiя къ этой святынѣ, такъ какъ вода эта называется «великая агiасма».

     Въ полунощное время приличнѣе всего читать утреннiя молоитвы и 12 Псалмовъ. Можно иногда вмѣсто 12 Псалмовъ и 17-ю каѳисту читать особенно, когда почему-либо не можешь идти къ утренѣ.

     Беседы Макарiя Египетскаго прежде прочти по изданiю 20-го года, а потомъ по изданiю 32-го; и какое изданiе болѣе повлiяетъ на твою душу, то изданiе послѣ и читай.

     Не вѣрь вражьему помыслу, что будто бы ты находяхъ на 200 верст не можешь проходить пути послушанiя. Уто въ важныхъ случаяхъ поступаетъ по совѣту и по благословенiю, тот можетъ проходить послушанiе и за 1000 верстъ, не беспокоясь мелочными случаями, на которые есть прямое указанiе въ Евангельскомъ Законѣ и въ свято-отеческом Писанiи, и въ монастырскихъ порядкахъ. Въ чемъ бываетъ какое отступленiе, и совѣсть наша указуетъ, будучи возбуждаема нашимъ ангеломъ хранителемъ.

     Книги Аръ. Михаила получилъ, и съ ними книжицу Протоiерея Сергiевскаго. Эту-ли книжицу ты любила читать, или другую какую?

     Ты выражаешь желанiе къ частому прiобщенiю св. Таин, но у васъ это неудобно.

     Когда бываешь нездорова, подъ этимъ предлогомъ можешь прiобщаться въ келлiи.

     У тебя есть желанiе великое шить параманы, но жалуешься, что при этомъ не можешь удерживать молитвы Iисусовой; и прибавляешь, что и четки тогда надобно бываетъ надѣть на руку. Какъ же святые отцы и работали, и молились? Во первыхъ святые отцы за работою творили молитву Iисусову безъ четокъ. А во вторыхъ они были мужи совершенные; а мы еще новоначальные, которымъ рукодѣлiе полезно только при унынiи. А молитву совершать полезно совершать намъ, какъ можемъ и когда можемъ.

     По мяткамъ можемъ продолжать страстныя Евангелiя, какъ и читала.

     Рождественскiй постъ Богъ благословитъ тебѣ провести съ пользою душевною, во страхѣ Божiемъ, и смиренiи, и посильномъ воздержанiи, не только отъ братенъ и питiя, но и отъ другихъ немощей душевныхъ, особенно же отъ гнѣва и осужденiя.

     Спрашиваешь, какой мнѣ болѣ нравится параманъ изъ двухъ присланныхъ. Параманъ великiй изъ нитокъ неудобенъ для того, кому часто нужно перемѣнять: какъ-то края его сцѣпляются одинъ съ другимъ.

     Исповѣданныя тобою немощи душевныя Господь тебѣ да проститъ и да укрѣпитъ безсилiе наше.

     Миръ тебѣ!

     Многогр. I. Амвросiй.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ,

Мать Марiя!

 

Поздравляю тебя съ приближающимся великимъ и всерадостнымъ праздникомъ Рождества Христова, и вмѣстѣ съ наступающимъ новолѣтiемъ Всеблагiй Господь да поможетъ тебѣ встрѣтить и проводить сiи Священные дни въ добромъ здоровьѣ и въ духовной радости.

Призывая на тебя миръ и благословенiе Божiе остаюсь съ сердечнымъ желанiемъ тебѣ всего благого, полезнаго и душеспасительнаго,

Многогр. I. Амвросiй.

Поздравь отъ меня и Матушку Игуменью съ наступающими праздниками.

22 Дек., 74.

 



[i] Въ своемъ экипажѣ, как прiѣзжала.

[ii] И возвращаю.