14-го Августа 1883 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо духовное

Пречестнѣйшая матушка Марiя!

Письмо твое по подписи отъ 30 мая, а по почтовому штемпелю отъ 8-го Августа получилъ.

Пишешь о сллвахъ, сказанныхъ покойному Митрополиту Филарету въ 38-мъ году въ сонномъ видѣнiи, что «молится безъ любви не бываетъ услышана». Слова эти привели тебя въ недоумѣнiе. Недоумѣвать сильно не слѣдуетъ, а лучше отыскивать стезю къ прiобрѣтенiю любви. Господь ясно въ Св. Евангелiи глаголетъ: любяй Мя заповѣди Моя соблюдаетъ. Вотъ стезя къ прiобрѣтенiю любви Божiей. О любви къ ближнему паки глаголетъ Господь ясно и опредѣлительно: вознобиши искренняго твоего, яко самъ себе. Мне не любимъ, чтобы другiе дѣлали намъ худо, или говорили о насъ худо. Не будемъ поступить такъ и мое относительно ближнихъ. Вотъ и найдемъ стезю къ прiобритенiю мое къ ближнему, и особенно когда къ ближнимъ будемъ почтительны и снисходительны къ ихъ недостаткамъ, такъ какъ сами любить такое снисхождение и уваженiе. Во св. Евангелiи прямо и ясно говорится: якоже хощете, да творитъ вамъ человецы, и вы творите имъ такажде. Одна опытная молитввенница преподавала своему ученику такое наставление: когда ты покоенъ и миренъ со всѣми, то помоги Господи, помилуй мя грѣшнаго; и когда ты на кого либо недоволенъ, или немиренъ, или кто тебѣ не нравится, то представляя эти лица, молись такъ: Господи, помилуй насъ, - и успокоишься, и не отчуждаешься отъ лбви къ ближнему. И такая твоя молитва не будетъ противна Богу. А старецъ Левъ многимъ давалъ такое наставленiе, въ случаѣ когда кто на кого не миренъ: Господи, якоже вѣси, помоли возлюбленному моему брату или сестрѣ, и за ихъ молитвами помилуй ли грѣшнаго и окаяннаго.

Здоровья мое въ настоящее лѣто неисправнѣе прежняго, приходилось не разъ вызывать доктора изъ Калуги. Катаррх кишечный безпокоитъ и не даетъ ходу. – Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросiй.

 

 

10 Сентября 1883 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо духовное

Пречестнѣйшая Матушка Марiя!

14-го Августа послалъ тебѣ отвѣтъ на забытое письмо твое, а 21-го Августа получилъ отъ тебя другое письмо, въ которомъ объясняешь, что ты разстроилась относительно прохожденiя молитвеннаго подвига, винишь другихъ, что будто бы не такъ тебя учили тому, какъ нужно молиться. Какъ учили тебя, другiе я не знаю, а мнѣ ты объясняла, что любишь свободу и въ прохажденiи молитвы. На что я тебѣ отвѣчалъ: при постриженiи, когда вручаются монаху чотки, говорится слѣдующее: пришли, брате, мечъ духовный, иже есть глаголъ Божiй во всегдашней молитвѣ Iисусовой, всегда бо Имя Господа Iисуса во умѣ, въ сердцѣ, въ мысли и во устѣхъ своихъ имѣти должнехъ еси, глаголя присно: Господи Iисусе Хрiсте Сыне Божiй, помилуй мя грѣшнаго. – Слова эти показываютъ, - какую молитву можетъ монахъ молиться, такую и долженъ проходить. Разумѣется, кто не стяжалъ навыка творить молитву устами, тому неудобно и опасно обучаться молитвѣ умною, кольми паче сердечной, - впадетъ въ прелесть вражiю. А что помысль запрещалъ тебѣ и устрашалъ творить молитву устами, называя это самочинiемъ, - это явно искушенiе вражеское. Всѣ вообще хрiстiане имѣютъ общую апостольскую заповѣдь относительно устной молитвы: выну приносящее хвалу Богу, сиречь плодъ устенъ, исповѣдающихся Господвеви. Поэтому, ничтоже сумняся, молишь ты послабно творить молитву Iисусову, не опасаясь никакого вреда, и не боясь самочинiя. А когда неудобно устами творить, можешь умомъ и мыслiю. Сердечную же молитву до времени можешь оставить, какъ требующую многихъ условiй храненiя и исполненiя. Впрочемъ, и всякая молитва требуетъ сихъ трехъ, - смиренiя, милости и любви, за неимѣнiе которыхъ должно зазирать себя и тѣмъ болѣе смиряться.

Въ прежнемъ письмѣ писано было тебѣ о любви, по поводу слѣзъ, сказанныхъ покойнымъ Митрополитомъ Филарѣтомъ любовь къ Богу прежде всего доказывается въ насъ любовью къ ближнему; о каковой любви Апостолъ пишетъ: любы долготерпитъ, милосердствуетъ, не превозносится, ни гордится, ни о комъ не мыслитъ зла, кольми паче не помнитъ зла, вся терпитъ, вся уповаетъ, потому и называется непадательною.

Господи, помилуй насъ! Господи, помози немощи нашей.

Св. Исаакъ Сириъ пишетъ: надобно стараться о томъ, чтобы ни въ комъ не видѣть зла. Въ семъ состоитъ чистота души.

Здоровье мое не исправно, а посѣтители не уменьшаются. Отче того и дѣло не спорится и здоровье не поправляется.

Миръ тебѣ! Многогр. I. Амвросiй.