М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

24-го Октября. Праздникъ Божiей Матери всѣхъ скорбящихъ радости, и Память Старца Зосимы. И тебя вспоминали.

Сестра о Господѣ

И Чадо духовное

Мать Марiя!

Сегодня вторично читалъ я письмо твое отъ 24-го Сентября, чтобы хоть начало отвѣта сотворитъ на твое письмо. Господи благослави!

Пишешь, что тебя смущали помыслы сомнѣнiя, поволѣ ли Божiей ты приняла постриженiе въ схиму. Презирай эти безсмысленные помыслы, и всячески на этоть счетъ будь покойна. Бѣсы ни о комъ не хлопочутъ, чтобы постригать его въ схиму. Образъ схимническiй болѣе всего бѣсамъ непрiятенъ, по зависти ихъ. Они будущаго не знаютъ, какъ будетъ жить схимникъ; и знаютъ только, что схимники спасающiеся займутъ на небѣ ихъ мѣсто; потомъ они и наносятъ отъ зависти разные нелѣпые помыслы, сомнѣнiя и невѣрiя, и наводятъ разныя искушенiя, чтобы какъ нибудь сбить съ толку схимника, или по крайней мѣрѣ огорчить его.

Далѣе пишешь, что тебя такуже помыслы беспокоили такiе, что вамъ съ бѣдной сестрой не далось старческое отношенiе. На это тебѣ скажу, что отношенiе твоей сестры. М. Евфросинiи, къ покойному О. Игумену Антонiю, доселѣ для многихъ служитъ назидательнымъ примѣромъ; и дѣйствительно это отношенiе виимо казалось для всѣхъ самымъ искреннимъ и полнымъ, хотя внутренне сестра твоя и испытывала многiя скорби и огорченiя; и это отчасти и потому что послушанiе и отсѣченiе свой воли уподоблены Св. Лѣствичникомъ мученичеству; мученичество же безъ скорбей и болѣзней не бываетъ, по причинѣ искушенiй вражiихъ, непосредственно и черезъ другихъ. Повторю, что люди назидались тѣмъ, что видѣли; а невидимое и внутреннее ведалъ и вѣдаетъ одинъ только Богъ.

Еще писала ты, что въ прошломъ году при прощанiи со мной тебѣ казалось, что я тягощусь тобою и намѣренъ тебя бросить и не писать ко мнѣ. Но это тебѣ только казалось; на самом же дѣлѣ ничего это не было; и кажется, ты сама подала поводъ этимъ помысломъ, много разътолкуя предом ною, что, можетъ быть, Вы когда-нибудь передадитѣ меня о. Клименту». Бѣсы, должно быть подслушали это, и тотчасъ же стали внушать тебѣ разныя нелѣпыя вражiи внушенiя. Помни и Знай одно, что если рѣшелись постричь тебя въ схиму, то дѣлали это не шутя, а серьезно, какъ требуетъ важность этого духовнаго дѣла.

2-го Ноября. Пишешь еще, что врагъ тебя началъ смущать боязнью и не желанiемъ отъ боязнью и не желанiемъ ходить на то мѣсто, гдѣ три года назадъ сѣникищики видѣли Старца Зосиму, и гдѣ ты обычно уединялась лѣтомъ въ прежнiе годы, - что будто бы тебя тамъ звѣрь растерзаетъ, такъ какъ ты тамъ видѣла одинъ разъ волка. Повѣрь, что это одно пустое вражiе устрашенiе. Господь не попуститъ этому быть. Да и нигдѣ въ нашей странѣ не видно и не слышно, чтобы волки кого-нибудь растерзали, хотя многимъ и случается ихъ встрѣчать. Я когда-то читалъ, что одинъ путешественникъ встрѣтился съ тигромъ, и зная что звѣри не могутъ выносить взора человѣческого, сталъ смѣло и пристальнее смотреть на тигра, который пряталъ свои глаза, и видя, что путешественникъ зорко на него смотрелъ, удалился. Такъ и ты, если бы случилось тебѣ встрѣтить волка, смѣло и прямо на него смотри и онъ удалится. Господь вложилъ страхъ въ звѣрей, чтобы боялись человѣка и не прикасались къ нему. Исходя на свое безмолвiе читай всегда Псаломъ «Живый въ помощи Вѣликого въ которомъ сказано: на а срѣди и василиска наступили, и потеряли льва и Змiя.

Спрашиваешь: можно ли тебѣ читать подъ воскресенье вмѣсто Акаѳистнаго канона Троичные каноны. Очень можно Богъ благословитъ».

Пишешь, что ты теперь читаешь вторично Антиликуди. Когда со вниманiемъ прочтешь эту книгу, можешь прочитать вышедшаго часть новаго Добротолюбiя, Преосв. Ѳеофана. А за тѣмъ Слово Пострическое Нила Синайскаго, и его Главы о молитвѣ также и деятельныя Главы о молитвѣ Едика. А за тѣмъ слово умозрительное Ѳеодора Едосскаго и дѣятельныя его главы. А затѣмъ трисоткицы смиреннаго Никиты Стифата; и послѣ всѣхъ, отъ Аввы Филимонѣ. Попа для тебя и достаточно будетъ.

Главное берегись унынiя. И помысловъ, смущающихъ подарочными благовидными предлогами. Св. Исаакъ Сиринъ смущенiе называетъ бѣсовскимъ мостомъ, черезъ который они имѣютъ доступъ и приближаются къ душѣ. Отъ Дуъа Святаго и Пророкъ Давидъ глаголетъ: миръ многълюбящимъ Закон Твой и нѣсть имъ соблазна. И паки въ мирѣ мѣсто Его (т. е. Божiе). Ипаки: Господь благословитъ люди своя миромъ. И паки: взыщи мира и пожелали.

Еще пишешь, что видѣла во снѣ О. Антонiя, осѣнящего тебя иконою Заменiя; а затѣмъ видѣла враговъ нападающихъ на тебя сперва во снѣ, потомъ и на яву ухватили тебя за бокъ. Не удивляйся этому, кто болѣе всего прилежитъ молитвѣ это обучное искушенiе. Но вѣруй, что Господь не оставляетъ прибѣгающихъ къ Нему исповѣданное Господь да проститъ тебѣ и впредь да утвердитъ!

Многогр. I. Амвросiй.

Отъ многогрѣшнаго Климента поклонъ, съ испрашенiемъ Вашихъ святыхъ молитвъ. На этотъ разъ ничего не успѣлъ Вамъ приготовить; а къ Введенiю или въ Введенiе постарались писать Вамъ какое-нибудь письма О. Архим. Моисея, а можетъ быть и еще что нибудь. Помолитесь, чтобы хоть понемногу мнѣ исправляться. Простите!

Здоровье Батюшкино – среднее.