1875 Года, Апрѣль

Общее поздравленiе.

Сестры о Господѣ и Матери!

Христосъ воскресе! Христосъ воскресе! Христосъ Воскресе!

     Поздравляю васъ съ свѣтлымъ и всерадостнымъ Праздникомъ Воскресенiя Господа нашего Iисуса Христа. Сердечно желаю всѣмъ вамъ встрѣтить и провести всерадостное Христiанское Торжество сiе въ мирѣ, и утѣшенiи, и веселiи душевномъ.

Желалъ бы я вмѣстѣ съ поздравленiемъ написать вамъ нѣчто и въ назиданiе духовное. Но опасаюсь, какъ бы изъ праздничнаго и высокоторжественнаго не вылило нѣчто не праздничное и не торжественное, потому что полезное рѣдко сходится съ прiятнымъ, развѣ только у крѣпкихъ, и мужественныхъ, и совершенныхъ духомъ.

Во всерадостныхъ церковныхъ пѣсняхъ о Восксенiи Христовомъ нерѣдко слышимъ, что воспоминается Крест Христовъ, и смерть, и паогребенiе. Какъ напримѣръ: Кресту Твоему покланяемся Христе, и Святое Воскресенiе Твое поемъ и славимъ. Повѣшнъ на древѣ всю тварь поколебалъ еси: положенъ же во гробѣ, живущiя во гробѣхъ воскресилъ еси. Правильно разумѣющiе съ радостiю воспоминаютъ равно какъ Воскресенiе Христво, такъ и крестъ Христовъ. Но не мало есть малодушныхъ, не скажу суеверныхъ, которымъ о крестѣ, и о несенiе креста и не говори. А если и молча имъ даютъ крестъ на благословенiе, то они или отказываются принимать, или  содрогаясь принимаютъ оный, какъ предвѣстника какой-либо бѣды – тогда какъ Церковь всѣмъ явно провозглашаетъ, что «Крестъ есть хранитель всея вселенныя, крестъ красота Церкви, крестъ царей держава, крестъ Ангеловъ слава и демоновъ язва». Не крестомъ ли христовымъ мы избавлены отъ власти и мучительства дiавольскаго! Поэтому, малодушные, оставимъ неправильное мнѣнiе, и равно возлюбимъ, какъ Воскресенiе Христово, такъ и крестъ Христовъ. Если желаемъ быть общниками Воскресенiя Христова, то не должны отрекаться и отъ несенiя Креста Христова, или по крайней мѣрѣ Христiанскаго, какой кому Промысломъ Божiимъ будетъ посланъ. Быть распятымъ на крестѣ, надобно Христу Господу, выше мѣры нашей. По крайней мѣрѣ не будемъ отказываться понести то, что Господь прежде своей крестной смерти претерпѣлъ; потому что Воскресшiй Господь опредѣленно изрекъ: «Иже не прiиметъ креста своего и вслѣдъ Мене грядетъ, нѣсть Мене достоинъ». Если же по слову Апостола, со Христомъ или о Христѣ страждемъ, то съ Нимъ и прославимся радостно поющее Церковную пѣсн: Кресту Твоему покланяемся Христе, и Святое Воскресенiе Твое поемъ и славимъ. И паки: Воскресенiя день, просвѣтимся людiе: Пасхаосподня Пасха: отъ смерти бо къ жизни и отъ земли къ небеси Христосъ Богъ насъ преведе, побѣдная поющiя.

Христосъ новая Пасха, жертва живая, Агнецъ Божiй, вземляй грѣхи мiра.

Величитъ душа наша болею страдавша; и погребена, и воскресшаго тридневность гроба.

Величитъ душа наша Трiепостнастнаго и нераздѣльнаго Божества державу.

Радуйся, Дѣво радуйся: радуйся благословенная, радуйся, препрославленная: твой бо сынъ воскресе тридневенъ отъ гроба.

Недостойн. Iером. Амвросiй.

 

 

Съ начальническаго поздравленiя.

 

Поздравляю Васъ съ наступающимъ свѣтлымъ и всеродостнымъ праздникомъ Воскресенiя Господа нашего Iисуса Христа. Сердечно желаю Вамъ и всѣмъ сестрамъ обители Вашей встрѣтить и провести всерадостное торжество сiе въ мирѣ и утѣшенi духовномъ.

Желалъ бы азъ грѣшный и скудоумный при этомъ сказать Вамъ нѣчно полезное и утѣшительное. Но ничего полезнаго въ настоящiя минуты не пришло мнѣ на мысль, кромѣ словъ Апостола Павла: «сiе да мудрствуется въ васъ еже и во Христѣ Iисуса: Иже въ образѣ Божiй сый, не восхищенiемъ непщева бытии равенъ Богу, но Себе умолилъ, зракъ раба прiимъ, въ подобiи человѣчестѣмъ бывъ и образомъ обрѣтеся я когда же человѣкъ, смирилъ Себе послушливъ бывъ даже до смерти, смертiе же крестныя. Тѣмъ же и Богъ его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче вскаго имяне, да о имени Iисусовѣ всяко кельно поклонится небеснымъ и земнымъ и пресподнимъ». (Филипп. 2, 5-10).

При чтении Сихъ Апостольскихъ словъ особенно являются три мысли:

1. Восхищающiе незаконно царскую или другую какую либо власть по слову Св. Златоуста боятся являться предъ подчиненными просто и въ смиренномъ видѣ, а всячески стараются поддержать свое могущество властительскимъ и гордымъ и жестокимъ обращенiемъ съ нисшими, потому что чрезъ простое и краткое обращенiе спасаются потерять свое владычество. А законно и правильно получившiе начальство и власть нисколько не боятся обращаться съ подчиненными просто и кратко и смиренно, потому что и великихъ людей простота и смиренiе не только не унижаютъ, но напротивъ очень возвышаютъ и возвеличиваютъ.

2. Если дѣло искупленiя рада человѣческаго совершенно было послушанiемъ до смерти Отцу воплотившагося Сына Божiя, то и всякая поручаемая должность есть ни что иное, какъ послушанiе Богу, и послушанiе высшему начальству. Послушанiе Богу, потому что различные рады правленiй радѣляются отъ Дуъа Святаго, какъ свидѣтельствуетъ Апостолъ (1 Кар. 12, 28). Послушанiе и земному высшему начальству, такъ какъ чрезъ оное назначаются различныя должности. Послушанiе это начальническое, хотя по видимому дается не до смерти, но если кто возмогодушествуетъ при какихъ либо столкновенiяхъ, то не рѣдко нѣкоторыхъ почти приближаетъ къ смерти.

3. Что распеншемуся за насъ и воскресшему Господу Iисусв поклонится всяко колѣно небесныхъ и земныхъ, это понятно, - какъ и церковная пѣснь провозглашаетъ: «Воскресенiе Твоя Христе Спасе, Ангели поютъ на небеси, и насъ на земли сподоби чистымъ сердцемъ Тебе славити: «Но какъ поклоняется Господу колѣно преисподнихъ?. Тѣмъ, что они невольно покоряются Ему, такъ какъ Воскресенiи Господь чрезъ крестную Свою смерть попралъ всю силу вражiю, сокрушивъ врата мѣдныя и вереи ада желѣзныя сломилъ. Но подъ симъ разумѣется и изведенiе изъ ада Воскресшимъ Господамъ держимыхъ тамо душъ, каковое изведенiе торжественно описываетъ Св. Iоаннъ Дамаскинъ такъ: Нынѣ вся исполнитася свѣта, небо и земля и преисподняя: да аразднуетъ убо вся тварь востанiе Христова. – Днесь Владыка плѣни ада, воздвигнувый возники; даже отъ вѣка имяше, лѣтъ одоржимыя. – Безмѣрное твое благоутробiе адовыми узами содержиши зрящее; къ свѣту идяху, Христе, веселыми ногами пасхи хвалящее вѣчную.

Вотъ, что приника сынѣ въ голову при поздравленiи Васъ, то Вамъ и написалъ.

Недостойн. Iером.

Амвросiй.

Апрѣль 1875 г.