Общее поздравленiе.

 

Сестры о Господѣ и Матери и чада

Духовныя!

Христосъ воскресе!

Поздравляю васъ, со всерадостнымъ праздникомъ Воскресенiя Господа, Бога и Спаса нашего Iисуса Христа. Сердечно желаю вамъ встрѣтить и провести сiе великое хрiстiанское торжество въ мирѣ и утѣшенiи духовномъ.

Хотя я самъ слабо и во всемъ неисправно живу, но привыкъ другихъ учить отъ того какъ-бы невольно понуждаюсь сказать вамъ въ праздникъ сей что-либо душеполезное и спасительное, хотя самъ того и не исполняю дѣломъ. Светлый праздникъ Воскресенiя Хрiстова изъ всѣхъ духовныхъ праздниковъ называется торжествомъ торжествъ. Посему праздновать его и торжествовать слѣдуетъ намъ не плотски, а духовно. Св. Апостолъ Павелъ пишетъ: аще живемъ дузомъ, духомъ и да ходимъ; не бываемъ тщеславни, другъ друга раздражающе, друг другу завидяще (Галл. 5, 25-26). И паки: духомъ ходите и пахоти плотскiя не совершайте (Галл. 5, 16). И паки: вы духовнiи исправляйте таковаго духомъ кротости, блюдни себе, да не и ты искушенъ будеши (Галл. 6, 1).

Апостольскiя сiе слова ясно показываютъ намъ, что значитъ духовно жуть, и какъ духовно праздновать хрiстiанскiе праздники т. е. должно и всегда а особенно въ эти дни, имѣть ко всѣмъ кротость, никого не раздражать, никому не завидовать, и не исполнять пахотей плоти, которая прежде всего искушаетъ человѣка чревоугодiемъ, а затѣмъ и другими страстьми.

Но это еще не все высказано, что необходимо для духовной жизни. Апостолъ, какъ основанiе спасенiя, и какъ главную потребность вставляетъ добродѣтель смиренiя и послушанiя, глаголя еще: сiе да мудрствуется въ васъ, еже и во Хрiстѣ Iисусѣ, Иже во образѣ Божiи сый, смирилъ себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя (Филиппе. 2, 5-8).

Ежели воплотившiйся нашего ради спасенiя Сынъ Божiй имѣлъ крайнее смиренiе и послушанiе до смерти, то кольми паче намъ, непотребнымъ и грѣшнымъ рабамъ Его, хотящимъ наслѣдовать спасенiе всячески должно заботиться о сихъ главныхъ добродѣтеляхъ, т. е. о смиренiи и послушанiи, гдѣ нѣтъ нарушенiя какой-либо Заповѣди Божiей.

Вотъ что пришло мнѣ въ слабую и омраченную мою голову, то и предлагаю любви вашей въ сей великiй и всерадостный праздникъ для утѣшенiя и назиданiя вашего, заключая грѣшное мое слово глаголомъ Самаго Господа: въ терпѣнiи вашемъ стяжите души ваши (Лук. 21, 19) Аминь.

Недостойн. I. Амвросiй.

40го Апрѣля 1876 г.

 

Общее поздравленiе.

Сестры о Господѣ и Матери!

Вотъ милостiю Божiею и еще сподобляемся мы встрѣтить Праздникъ Рождества во плоти Господа нашего Iисуса Христа. Поздравляю васъ съ симъ знаменательнымъ, и всерадостнымъ, и всеобимъ христiанскимъ Торжествомъ, и сердечно желаю вамъ провести оное въ мирѣ, и радости, и утѣшенiи духовномъ. По обычаю своему желалъ бы сказать вамъ нѣчто въ пользу душевную и теперь, какъ и прежде.

Слышимъ, поется въ пѣсняхъ Церковныхъ: Христосъ сниде, сокрушая и разоряя силу вражiю. Какъ Радывыйся отъ Дѣвы попралъ и сокрушилъ всю силу вражiю, объ этомъ теперь говорить не будемъЮ а скажемъ только о нѣкоторыхъ силахъ вражiихъ, какъ онѣ борятъ подвижниковъ и подвижницѣ Христовыхъ и какъ и чѣмъ съ помощiю Христовою отражаются и побѣждаются.

Пр. Маркѣ подвижникъ выставляетъ три особенныя силы вражiя, которыя, подобно тремъ великимъ исполинамъ, раждаютъ какъ живущихъвъ монастыряхъ, такъ равно и всѣхъ хотящимхъ приближитися къ Богу. Эти три исполина суть: унынiе, забвенiе и невѣдѣнiе, а по другимъ отцамъ, невѣжетсво и неразумiе, которые  предъидутъ всѣмъ другимъ страстямъ, и пролагаютъ удобный путь темному полчищу оныхъ.

Бываютъ, что часто мы не знаемъ, что намъ дѣлать; а если знаемъ, то часто забываемъ нужное и полезное для насъ; а если помнимъ, то часто отъ унынiя, лѣнимся исполнять должное, и такимъ образомъ путаемся въ сѣтяхъ вражiихъ. И на оборотъ: унываетъ человѣкъ, и отъ унынiя лѣнится исполнять свои обязанности; отъ таковаго унвенiя и разлѣненiя нерѣдко предается онъ забвенiю; а находясь въ забвенiи и самозабвенiи, человѣкъ иногда предается такому невѣжеству, что послѣ, когда омонится самъ отведится своихъ невѣжественныъ и непристойныхъ дѣйствiй и неразумныхъ и безразсудныхъ словъ.

Чтобы оградить человѣка отъ нападенiй трехъ означенныхъ исполинов, Пр. Маркъ предлагаетъ три средства. 1-е вѣдѣнiе, получаемое отъ чтенiя Божественныхъ и духовныхъ книгъ, отъ слышанiя Слова Божiя и отъ вопрошенiя опытныхъ. 2-е благое памятованiе: памятованiе Бога и Его вездѣприсутствiя, по сказанному въ Словѣ Божiемъ: очи Господни тмами темъ кратъ свѣтлѣйшiе солнца, презирающiи въ темныхъ мѣстѣхъ (Сирах. 23, 27); памятованiе Божественныхъ Его заповѣдей и всего того, что по слову Апостола, честно, прелюбезно и достохвально, и особенно памятованiе четверехъ послѣднихъ, - смерти, суда Божiя, ада и Царствiя Небеснаго, по сказанному: поминай послѣдняя твоя; и во вѣки не согрѣшиши (Сирах. 7, 39). 3-е прилежное исполненiе своихъ обязанностей относительно того, чтобы удерживать тѣло свое отъ излишняго сна, чрево отъ излишней пищи и питiя, языкъ отъ празднословiя и осужденiя, умъ отъ пмысловъ и попеченiй суетныхъ, а сердце отъ похотей лукавыхъ,- чему содѣйствуетъ прежде всего трезвенное вниманiе и смиренное исполненiе молитвеннаго правила, какъ церковнаго, такъ и келейнаго, и особенно частое съ благоговѣнiемъ и произношенiе молитвы Iисусовой, которую неопытнымъ и начинающимъ должно первоначально имѣть устную, какъ предписываетъ Св. Апостолъ Павелъ: тѣмъ убо приносимъ жертву хваленiя Богу, сирѣчь плодъ устемъ исповѣдающихся Имени Его (Евр. 13, 15).

Радывайся отъ Дѣвы и пришествiемъ Своимъ сокрушивый всю силу вражiю, ходатайствомъ Пречистыя Своея Матери и всѣхъ благоугодившихъ Ему, и за молитвы почившихъ Отцевъ нашихъ, да поможетъ намъ противуратовати, елико возможно, тремъ симъ сильнымъ исполинамъ, т. е. унынiю, забвенiю и неразумiю.

Такъ какъ я самъ присно содержимъ самъ сими страстями, то и разсудилъ подѣлиться съ вами бесѣдою о нихъ, по старинной пословицѣ; чѣмъ богатъ, тѣмъ и радъ.

Недостойн. Iером. Амвросiй.

Декабря, 1876 г.