Общее поздравленiе.
Сестры о Господѣ и Матери и чада
Духовныя!
Христосъ воскресе!
Поздравляю васъ, со всерадостнымъ праздникомъ
Воскресенiя Господа, Бога и Спаса нашего Iисуса Христа. Сердечно желаю вамъ встрѣтить и провести сiе великое хрiстiанское торжество въ
мирѣ и утѣшенiи духовномъ.
Хотя я самъ слабо и во всемъ неисправно живу, но
привыкъ другихъ учить отъ того какъ-бы невольно понуждаюсь сказать вамъ въ
праздникъ сей что-либо душеполезное и спасительное, хотя самъ того и не
исполняю дѣломъ. Светлый
праздникъ Воскресенiя Хрiстова изъ всѣхъ духовныхъ праздниковъ называется
торжествомъ торжествъ. Посему праздновать его и торжествовать слѣдуетъ намъ не плотски, а духовно. Св. Апостолъ
Павелъ пишетъ: аще живемъ дузомъ, духомъ и да ходимъ; не бываемъ тщеславни,
другъ друга раздражающе, друг другу завидяще (Галл. 5, 25-26). И паки: духомъ
ходите и пахоти плотскiя не совершайте (Галл. 5, 16).
И паки: вы духовнiи исправляйте таковаго духомъ
кротости, блюдни себе, да не и ты искушенъ будеши (Галл. 6, 1).
Апостольскiя сiе слова ясно
показываютъ намъ, что значитъ духовно жуть, и какъ духовно праздновать
хрiстiанскiе праздники т. е. должно и всегда а особенно въ эти дни, имѣть
ко всѣмъ кротость, никого не раздражать, никому не завидовать, и не
исполнять пахотей плоти, которая прежде всего
искушаетъ человѣка чревоугодiемъ, а затѣмъ и другими страстьми.
Но это еще не все высказано, что необходимо для
духовной жизни. Апостолъ, какъ основанiе спасенiя, и какъ главную потребность
вставляетъ добродѣтель смиренiя и послушанiя, глаголя еще: сiе да
мудрствуется въ васъ, еже и во Хрiстѣ Iисусѣ, Иже во
образѣ Божiи сый, смирилъ себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же
крестныя (Филиппе. 2, 5-8).
Ежели воплотившiйся нашего ради спасенiя Сынъ Божiй
имѣлъ крайнее смиренiе и послушанiе до смерти, то кольми паче намъ,
непотребнымъ и грѣшнымъ рабамъ Его, хотящимъ
наслѣдовать спасенiе всячески должно заботиться о сихъ главныхъ
добродѣтеляхъ, т. е. о смиренiи и послушанiи, гдѣ нѣтъ
нарушенiя какой-либо Заповѣди Божiей.
Вотъ что пришло мнѣ въ слабую и омраченную мою
голову, то и предлагаю любви вашей въ сей великiй и всерадостный праздникъ для
утѣшенiя и назиданiя вашего, заключая грѣшное
мое слово глаголомъ Самаго Господа: въ терпѣнiи вашемъ стяжите души ваши
(Лук. 21, 19) Аминь.
Недостойн.
40го Апрѣля
Общее поздравленiе.
Сестры о Господѣ и Матери!
Вотъ милостiю Божiею и еще сподобляемся мы
встрѣтить Праздникъ Рождества во плоти Господа
нашего Iисуса Христа. Поздравляю васъ съ симъ знаменательнымъ,
и всерадостнымъ, и всеобимъ христiанскимъ Торжествомъ,
и сердечно желаю вамъ провести оное въ мирѣ, и радости, и утѣшенiи
духовномъ. По обычаю своему желалъ бы сказать вамъ нѣчто
въ пользу душевную и теперь, какъ и прежде.
Слышимъ, поется въ пѣсняхъ
Церковныхъ: Христосъ сниде, сокрушая и разоряя силу вражiю.
Какъ Радывыйся отъ Дѣвы попралъ и сокрушилъ всю силу вражiю, объ этомъ
теперь говорить не будемъЮ а скажемъ только о
нѣкоторыхъ силахъ вражiихъ, какъ онѣ борятъ подвижниковъ и
подвижницѣ Христовыхъ и какъ и чѣмъ съ помощiю Христовою отражаются
и побѣждаются.
Пр. Маркѣ подвижникъ выставляетъ три особенныя
силы вражiя, которыя, подобно тремъ великимъ
исполинамъ, раждаютъ какъ живущихъвъ монастыряхъ, такъ равно и всѣхъ
хотящимхъ приближитися къ Богу. Эти три исполина суть: унынiе, забвенiе и
невѣдѣнiе, а по другимъ отцамъ,
невѣжетсво и неразумiе, которые
предъидутъ всѣмъ другимъ страстямъ, и пролагаютъ удобный путь
темному полчищу оныхъ.
Бываютъ, что часто мы не знаемъ, что намъ дѣлать; а если знаемъ, то часто забываемъ нужное и
полезное для насъ; а если помнимъ, то часто отъ унынiя, лѣнимся исполнять
должное, и такимъ образомъ путаемся въ сѣтяхъ вражiихъ. И на оборотъ:
унываетъ человѣкъ, и отъ унынiя лѣнится исполнять свои обязанности;
отъ таковаго унвенiя и разлѣненiя нерѣдко предается онъ забвенiю; а
находясь въ забвенiи и самозабвенiи, человѣкъ иногда предается такому
невѣжеству, что послѣ, когда омонится самъ
отведится своихъ невѣжественныъ и непристойныхъ дѣйствiй и
неразумныхъ и безразсудныхъ словъ.
Чтобы оградить человѣка отъ нападенiй трехъ
означенныхъ исполинов, Пр. Маркъ предлагаетъ три средства. 1-е вѣдѣнiе, получаемое отъ чтенiя Божественныхъ и духовныхъ
книгъ, отъ слышанiя Слова Божiя и отъ вопрошенiя опытныхъ. 2-е благое
памятованiе: памятованiе Бога и Его вездѣприсутствiя, по сказанному въ
Словѣ Божiемъ: очи Господни тмами темъ кратъ свѣтлѣйшiе
солнца, презирающiи въ темныхъ мѣстѣхъ
(Сирах. 23, 27); памятованiе Божественныхъ Его заповѣдей и всего того,
что по слову Апостола, честно, прелюбезно и достохвально, и особенно
памятованiе четверехъ послѣднихъ, - смерти, суда Божiя, ада и Царствiя
Небеснаго, по сказанному: поминай послѣдняя твоя; и во вѣки не согрѣшиши
(Сирах. 7, 39). 3-е прилежное исполненiе своихъ обязанностей относительно того,
чтобы удерживать тѣло свое отъ излишняго сна, чрево отъ излишней пищи и
питiя, языкъ отъ празднословiя и осужденiя, умъ отъ пмысловъ и попеченiй
суетныхъ, а сердце отъ похотей лукавыхъ,- чему содѣйствуетъ
прежде всего трезвенное вниманiе и смиренное исполненiе молитвеннаго правила,
какъ церковнаго, такъ и келейнаго, и особенно частое съ благоговѣнiемъ и
произношенiе молитвы Iисусовой,
которую неопытнымъ и начинающимъ должно первоначально имѣть устную, какъ
предписываетъ Св. Апостолъ Павелъ: тѣмъ убо
приносимъ жертву хваленiя Богу, сирѣчь плодъ устемъ исповѣдающихся
Имени Его (Евр. 13, 15).
Радывайся отъ Дѣвы и пришествiемъ
Своимъ сокрушивый всю силу вражiю, ходатайствомъ Пречистыя Своея Матери и
всѣхъ благоугодившихъ Ему, и за молитвы почившихъ Отцевъ нашихъ, да
поможетъ намъ противуратовати, елико возможно, тремъ симъ сильнымъ исполинамъ,
т. е. унынiю, забвенiю и неразумiю.
Такъ какъ я самъ присно содержимъ самъ сими страстями,
то и разсудилъ подѣлиться съ вами бесѣдою о нихъ, по старинной пословицѣ; чѣмъ богатъ, тѣмъ
и радъ.
Недостойн. Iером.
Амвросiй.
Декабря,