Общее Поздравленiе.

Христосъ воскресе!

Сестры о Господѣ и Матери!

Утѣшаяй смиренныя Господь, да утѣшитъ и васъ утѣшенiемъ духовнымъ Ев. Свѣтлый Праздникъ Воскресенiя Своего!

По немощи и недосугу, въ нынѣшнемъ году не сбирался я вамъ писать Поздравленiе съ симъ всерадостнымъ Празникомъ. Но мнѣ пришли на мысль утѣшительныя слава Св. Златоуста, читаемыя на Пасхальной утрени: «постившiйся и не постившiйся возвеселитеся днесь; воздержницы и лѣнивiю день почтите». И какъ я принадлежу къ числу послѣднихъ, то и пришло мнѣ желанiе побесѣдовать съ подобными мнѣ, какъ и почему мы слабые и невоздержные, вмѣстѣ съ постниками и воздержниками, можемъ раздѣлять общую радость и веселiе свѣтлаго сего христiанскаго Торжества.

Во первыхъ потому, что Сынъ Божiй сходилъ съ небесъ для спасенiя грѣшниковъ и многаго отъ насъ не требуетъ, а только искренняго покаянiя, какъ Самъ глаголетъ во Святомъ Евангелiи: не прiидоъ призвати праведники, но грѣшники на покаянiе (Матѳ. 9, 13). И паки: радость бываетъ о единомъ грѣшницѣ кающемся, нежели о девятидесятихъ девяти праведников, иже не требуютъ покаянiя. (Лук. 15, 7).

Во вторыхъ потому, что никакая добродѣтель так не прiятна Богу, какъ смиренiе. А смиряться удобнѣе неисправному подвижнику, нежели строгому и исправному, чему ясный примѣръ мытарь и фарисей. Правда, что не всѣ строгiе подвижники подражаютъ фарисею. Благоразумные изъ нихъ и смиренные занимаютъ у Бога первое мѣсто; а уже созади ихъ стоятъ слабые, кающiеся и смиряющiеся. Но относится мудрое слово: хоть сзади, да въ томъ же стадѣ – о которомъ наствереначальникъ и Спасъ душѣ нашихъ глаголетъ: не бойся; малое стадо, яко благоизволи Отецъ вашъ Небесный дати вамъ царство (Лук. 12, 32).

Какъ слабые такъ и строгiе подвижники всегда должны испытывать себя тщательно, есть ли въ насъ залогъ истиннаго смиренiя. Св. Iоаннъ Лѣствичникъ пишетъ: иное есть возноситься, иное – не возноситься; а иное смиряться. Первый судитъ весь день; вторый, хотя не судитъ, но и себя не осуждаетъ; третiи будучи неосужденъ, всегда симъ себя осуждаетъ (Степ. 25, отд. 19). Слова Лѣствичника ясно показываютъ, что если мы дозволяемъ себѣ судить другихъ, то настоящаго смиренiя въ насъ нѣтъ. Залогъ истиннаго смиренiя обозначается самоуничиженiемъ и самоукоренiемъ, безъ котораго по слову Св. Аввы Дороѳея, трудно устоять человѣку на пути благочестiя.

Насъ рады распеншiйся и въ третiй день воскресшiй Сынъ Божiй, Господь нашъ Iисусъ Христосъ да помилуетъ всѣхъ насъ.

Недостойн. Iером. Амвросiй.

Апрѣль 1878 г.