Оьщее Поздравленiе.

Христосъ Воскресе!

Сестры о Господѣ и Матери!

И паки Всеблагiй Богъ сподобилъ насъ достигнуть всерадостнаго Праздника Свѣтлаго Воскресенiя Господа нашего Iисуса Христа. Сердечно желаю всѣмъ вамъ встрѣтить и провести великое сiе Христiанское Торжество въ мирѣ и радости и утѣшенiи духовномъ. О дабы Всеблагiй Господь сподобилъ насъ недостойныхъ также радостно встрѣтить и всеобщее страшное Воскресенiе, по сказанному отъ Апостола: сiе бо вамъ глаголемъ словомъ Господнимъ, яко мы живущiи оставшiи въ пришествiе Господне, не имамы предварити умершихъ: яко Самъ Господь въ повелѣнiе, во гласѣ Архангеловѣ, и въ трубѣ Божiе снидетъ съ небесе, и мертвiе о Христѣ воскреснутъ первые: потомъ же мы живущiи оставшiи купно съ ними восклицени будемъ на облацѣхъ въ грѣшенiе Господне на воздусѣ, и тако всегда съ Господомъ будемъ (1 Солун. 15-17). Что же будетъ съ тѣми, которые тогда не будутъ восхищении на облацѣхъ.

Ради всерадостнаго Праздника умолчимъ о семъ. А для пользы душевной разсмотримъ Пророческое псаломское слово: Нынѣ воскресну, глаголетъ Господь, положуся во спасенiе, не обинюся о немъ (Псал. 11, 6). Что значатъ слова Господни: положуся во спасенiе необинюся о немъ? Означаютъ то что человѣколюбивый Господь нашъ прежде воскресенiя Своего необинуяся волею претерпѣлъ распаятiе и смерть на крестѣ ради нашего спасенiя а прежде крестной смерти претерпѣлъ оплеванiя и заушенiя и всякой видъ поруганiя и уничиженiя, посказанному: Иже вмѣсто предлѣжащiя Ему радости, претерпѣ крестъ, о грамотѣ нерадивъ, одесную же престола Божiя сюде. (Евр. 12, 2). Чтоже скажемъ мы о себѣ, также желающiе быть одесную престола Божiя во второе пришествiе Христово? Не обинуемся ли мы о своемъ спасенiи, не перенося иногда не только заплеванiя и заушенiя, но и малаго укорительнаго слова и малаго досажденiя намъ? Какъ же и чрезъ что надѣемся быть оюесную Распеншагося за спасенiе наше, когда Апостолъ говоритъ: аще съ Нимъ страждемъ, съ Нимъ и прославимся (Римл. 8, 17)? Если у васъ найдутся подобные мнѣ немощные и несправные по крайнѣй мѣрѣ зазримъ себѣ въ своей немощи и неисправности, не оставляя въ Свѣтлый Праздникъ радоваться о томъ, что имѣемъ Всеблагаго Господа пришедшаго призвати грѣшныя на покаянiе и готоваго всегда принять искренно кающего и нелицѣмѣрно смиряющагося, имѣя притомъ твердое намѣренiе держаться со смиренiемъ хотя послѣднихъ средствъ спасенiя, по слову самаго Господа: не судите, и не судятъ вамъ: и не осуждайте, да не осуждении будете: отпущайте; и отпустятъ вамъ (Лук. 6, 37). Еже буди всѣмъ намъ получити милостiю Распешагося за насъ и днесъ Воскресшаго!

Недостойн. Iером. Амвросiй.

Апрѣля 1879 года.

 

 

Общее Поздравленiе.

Сестры о Господѣ и Матери!

По примятому обычаю, поздравляю Васъ со всерадостнымъ Праздникомъ Рождества Христова.

Въ этотъ Праздникъ часто повторяеться знаменательная Церковная пѣснь: Дѣва днесь Пресущественнаго рождаетъ и земля вертепъ Неприступному приноситъ, Ангелы съ пастыреми словословятъ, волеви же со звѣздою путешествуютъ насъ бо ради родися Отрога младо, Превѣчный Богъ.

Всѣ мы многократно слышимъ эту Церковную пѣснь, но всѣ ли хорошо понимаемъ великiй смыслъ и значение оной?

Дѣва днесь Пресущественнаго рождаетъ. Святая Дѣва паче естества сподобилась быть Матерью Пресущественнаго Сына Божiя, и остановясь всегда Дѣвою, называется Пресвятою. Впрочемъ не всякое дѣвство хорошо и похвально, какъ Самъ Господь объявилъ въ Евангелiи о десяти дѣвахъ пять ни бѣ отъ никъ мудры, и пять городивы (Матѳ. 25, 21). т. е. дѣвы неразумныя, которыя соблюдали только наружное дѣвство, а внутренно осквернялись нечистыми помышленiями также побѣждены были и другими страстями, - сребролюбiемъ и тщеславiемъ, завистiе и ненавистiю, гнѣвомъ и памятозлобiемъ, и вообще невоздержанiемъ, какъ объясняютъ Преподобные Симеонъ Новый Богословъ и Маркъ Подвижникъ. Почему Господь и упрекаетъ таковымъ въ Евангелiи: аминь глаголю вамъ, мытари и любодѣйцы, кающiеся, варяютъ вы въ Царствiи Божiи (Матѳ. 21, 31); имящiеся же бытии, сыны Царствiя изгнании будутъ во тму кромѣшнюю (Матѳ. 8, 12).

И земля вертепъ Неприступному приынитъ. Слова эти показываютъ во первыхъ, какъ бѣдно приношенiе человѣческое Богу, во вторыхъ, что для Смирившагося волею до рабiяго зрака прiятнѣе жилища и помѣщенiя простыя и смиренныя, и напротивъ неугодны и непрiятны Ему зданiя раскошныя, воздвигаемыя человѣческимъ тщеславiемъ, Ангелы съ пастырыми славословятъ. За что такой чести и славы сподобились простые пастыри? За свое простосердечiе и за простой образъ имъ жизни, которую Св. Iоанн Златоустъ по суровости и лишенiямъ уподобляетъ житiю Предтечи. Ели они только одинъ хлѣбъ, и пили изъ источниковъ воду, гдѣ приходилось. А сказано въ Псалмѣ отъ потока на пути пiетъ сего ради вознесетъ главу (Пс. 104, 7). Кто не питается раскошными снѣдями, и пьетъ дорогiя питiя, того мысль не можетъ возноситься горѣ, и бродитъ и пресмыкается долу по землѣ. Сказано еще въ Евангелiи о пастыряхъ, что они бѣху бдящее и стрегуще страну нощную о стадѣ своемъ (Лук. 2, 3). Въ полунощи пастыри бдѣли, и когда родился Христосъ явились ихъ Ангелы и предъ ними въ воздушномъ пространствѣ словословили Господа: Слава въ вышнихъ Богу, и на земли мiру въ человѣцѣхъ благоволепiе (Лук. 2, 14). Не могли те Ангелы славословить Господа предъ спящими и сонливыми.

Волеви же созвѣздою путешествуютъ Волхвы, т. е. восточные мудрецы, занимавшiеся астрономiею, когда увидѣли необыкновенную звѣзду, то пришли въ Iерусалимъ поклониться Рождшемуся Христу, такъ как слышали отъ учителя своего Валаама пророчество, что возсiяетъ звѣзда отъ Iакова (Числ. 24, 17). Вотъ и мудрецы, только мудрецы древнiе, разсматривая звѣзды небесныя, познавали Бога, по сказанному: Небеса повѣдаютъ слову Божiю (Пс. 18, 1); а мудрецы настоящаго времени, разсматривая и излѣдывая видимый мiръ, большею частiю дѣлаются безбожниками.

Насъ ради родися Отреча младо, превѣчный Богъ. Думаю, что слова эти для всѣхъ ясны и понятны. Къ сказанному же прибавлю только то, что хотя учитель волхвовъ Валаамъ былъ пророкъ храмлющiй, и интереса ради училъ Валака положити соблазнъ предъ сыими Израилевыми (Апок. 2, 14); но ученики его волхвы сказались людьми Богомудрыми, подобно тому, как и пророку Самуилу не повредило, что онъ былъ ученикомъ священника Илiя, который слабо обращался съ своими дѣтьми.

Такъ и вы, сестры и Матери, старайтесь подражать симъ Богомудрымъ ученикамъ. Если ваши наставники сами будутъ слабы и инеисправны, и слабо обращаются съ духовными дѣтьми своими, то вы старайтесь быть тверды, имѣйте страхъ Божiй и храните совѣсть свою во всѣхъ дѣлахъ вашихъ и поступкахъ, болѣе же всего смиряйтесь. Тогда несомнѣнно получите великую милость Божiю, понеизреченному человѣколюбiю и милосердiю насъ ради Вочеловѣчшагося Сына Божiя. Аминь.

Недостойн. Iером. Амвросiй.

Декабря 1879 года.