Общее Поздравленiе.

Сестры о Господѣ и Матери!

Вотъ и еще милосердiемъ и долготерпѣнiемъ Божiимъ сподобились мы дожить до всерадостнаго Праздника Рождества Христова, съ которымъ всѣхъ васъ благожелательно поздравляю. Сердечно желаю вамъ встрѣтить и провести оный во взаимномъ мирѣ и утѣшенiи духовномъ.

По обѣчаю своему хочу вамъ предложить на разсмотрѣнiе, для пользы душевной, 22-й Псаломъ, который всегда читается на Правалѣ ко Св. Причащенiю Псаломъ этотъ для многихъ довольно понятенъ, но не для всѣхъ. Вотъ мнѣ и пришло желанiе написать нѣкоторое объясненiе онаго для тѣхъ которые не вполнѣ его понимаютъ.

Господь пасетъ мя, и ничтоже мя лишитъ. На мѣстѣ злачнѣ тамо всели мя, на водѣ покойнѣ воспита мя.

Самъ Господь, какъ Пастырь, пасетъ насъ, и ничего не лишилъ, что потребно къ нашему спасенiю. Безсловесныхъ овецъ обыкновенно пасутъ при водѣ на мѣстахъ обильныхъ для питанiя травами. И Господь пасетъ словесныхъ овецъ своихъ, - вообще православныхъ Христiанъ во оградахъ единой Святой Соборной Своей Церкви, а монашествующихъ во оградахъ в монастырскихъ, и обильно питаетъ всѣхъ насъ ученiемъ Божественныхъ словесъ. Подъ водою покойною должно разумѣть воду Св. Крещенiя, которою мы, будучи крещаемы въ младенчествѣ, омываемая отъ прародительскаго грѣха; а если крестяться взрослые, то имъ прощаются и собственные ихъ грѣхи.

Душу мою обрати, настави мя на стези правды имене ради Своего.

Съ пути неправды, лжи, порока и грѣха обращаетъ насъ Господь Евангельскими заповѣдями на путь добродѣтели, правды и истины имени ради Своего, т. е. дѣлаетъ все это не ради человѣческихъ заслугъ и дѣлъ, но по единому Своему благовеленiю чтобы мы прославляли всесвятое Имя Его.

Ащо бо и пойду посредѣ сѣни смертныя, не убоюся зла яко ты со мною еси: жезлъ Твой и палица Твоя, тамъ утѣшеста.

Жезлъ означаетъ Крестъ Христовъ, а Палица призыванiе Имени Христова съ Знаменiемъ Крестнымъ. Если христiанинъ, по силѣ заботящiйся объ исполненiи зповѣдей Христовыхъ, съ вѣрою и упованiемъ всегда ограждаетъ себя молитвою Iисусовою и Крестнымъ Знаменiемъ, то безбоязненно и безопасно проходитъ не только бѣдственные опасные случаи въ сей жизни, но по смерти самыя мытарства, какъ пишетъ о семъ Пр. Iоаннъ Карпаѳiйскiй: Ратуя и поношая, съ дерзновенiемъ находитъ врагъ на душу изшедшую отъ тѣла; клеветникъ бывъ горекъ же и страшенъ о согрѣшенныхъ. Но возможно есть видѣти тогда боголюбивую и вѣрнѣйшую душу, аще и множащею уязвлена бысть грѣхами, неужасающуюсяь онаго стремленiй же и прещенiй: но паче укрѣпляему о Господѣ, и воскраляему радостiю, и дерзотвориму наставляющими ее Св. Ангелами, и осѣняему свѣтомъ вѣры, и противоглаголющу со многимъ дерзновенiемъ лукавому дiаволу: Что тебѣ до насъ чуждый Бога? Что тебѣ до насъЮ бѣжательно небесныхъ и рабе лукавый? Не имеши ты власти надъ нами: Христосъ бо  Сын Божiй надъ нами же и надъ всѣми власть имать: Тому согрѣшихомъ, Тому и отвѣтствовать будемъ, обрученiе имущее еже къ намъ милосердiя и спасенiя, крестъ Сего честный. Ты же бѣжи далече отъ насъ губителю, ничтоже тебѣ и рабамъ Христовымъ (Добротолюб. 2, 4, гл. 25). Св. Отцы подъ палицею разумѣютъ также псалмопѣнiе и всякую другую молитву.

Уготовалъ еси предо мною трапезу сопротивъ стужающимъ мнѣ,… и чаша твоя упоявающи мя яко державна.

Слава сiи прямо указываютъ на Таинство Св. Причащенiя. Ежели мы съ вѣрою неосужденно причащаемся Таинства Тѣла и Крови Христовыхъ, то всѣ козни враговъ нашихъ душевныхъ, студающимъ намъ, остаются недѣйственны и праздны. Неосужденно же причащаемя тогда, когда приступаемъ къ Таинству сему, во первыхъ съ искренникмъ и смиреннымъ раскаянiемъ и исповѣданiемъ грѣховъ своихъ и съ твердою рѣшительностiю не возвращается къ онымъ, а во вторыхъ если приступаемъ безъ памятозлобiя, примиряясь въ сердцѣ со всѣми опечалившими насъ.

Умастилъ если елеемъ главу мою.

Подъ Елеемъ должно разумѣть Таинство Мiропомазанiя и Таинство Елеосвященiя, а подъ главою умъ нашъ, который въ началѣ получаетъ духовное утвержденiе чрезъ Таинство Мiропомазанiя.

И милость Твоя поженетъ мя вся дни живота моего и еже вселитимися въ домъ Господень, въ долготу дней.

Милость Божiя окружаетъ и хранитъ Христiанина, по силѣ заботящагося объ исполненiи заповѣдей Христовыхъ и о покаянiи, не только во всѣ дни земной жизни его, но и въ самомъ переходѣ его въ жизнь будущую, для водворенiя въ небесномъ дому Господнемъ на вѣки вѣчные и нескончаемые. Еже буди в ѣмъ намъ получити неизреченнымъ милосердiемъ во убогомъ вертѣпѣ Рождшагося отъ Пресвятыя Дѣвы Сына Божiя, и въ скотiихъ яслехъ. Возлежавшаго, да избавитъ насъ грѣшныхъ отъ скотянаго и безсловеснаго житiя и нрава. Аминь.

Недостойн. Iеромон. Амвросiй.

Декабря, 1880 г.