Общее Поздравленiе.
Сестры о Господѣ и Матери!
Вотъ и еще милосердiемъ и
долготерпѣнiемъ Божiимъ сподобились мы дожить до всерадостнаго Праздника
Рождества Христова, съ которымъ всѣхъ васъ благожелательно поздравляю.
Сердечно желаю вамъ встрѣтить и провести оный во
взаимномъ мирѣ и утѣшенiи духовномъ.
По обѣчаю своему хочу вамъ предложить на
разсмотрѣнiе, для пользы душевной, 22-й Псаломъ, который всегда читается
на Правалѣ ко Св. Причащенiю Псаломъ этотъ для
многихъ довольно понятенъ, но не для всѣхъ. Вотъ мнѣ
и пришло желанiе написать нѣкоторое объясненiе онаго для
тѣхъ которые не вполнѣ его понимаютъ.
Господь пасетъ мя, и ничтоже мя лишитъ. На мѣстѣ злачнѣ тамо всели мя, на водѣ
покойнѣ воспита мя.
Самъ Господь, какъ Пастырь, пасетъ насъ, и ничего не
лишилъ, что потребно къ нашему спасенiю. Безсловесныхъ
овецъ обыкновенно пасутъ при водѣ на
мѣстахъ обильныхъ для питанiя травами. И Господь пасетъ словесныхъ овецъ
своихъ, - вообще православныхъ Христiанъ во оградахъ единой Святой Соборной Своей Церкви, а монашествующихъ во оградахъ в
монастырскихъ, и обильно питаетъ всѣхъ насъ ученiемъ Божественныхъ
словесъ. Подъ водою покойною должно разумѣть воду Св.
Крещенiя, которою мы, будучи крещаемы въ младенчествѣ, омываемая отъ
прародительскаго грѣха; а если крестяться
взрослые, то имъ прощаются и собственные ихъ грѣхи.
Душу мою обрати, настави мя на стези правды имене ради Своего.
Съ пути неправды, лжи, порока и грѣха обращаетъ
насъ Господь Евангельскими заповѣдями на путь добродѣтели, правды и
истины имени ради Своего, т. е. дѣлаетъ все это не ради
человѣческихъ заслугъ и дѣлъ, но по единому Своему
благовеленiю чтобы мы прославляли всесвятое Имя Его.
Ащо бо и пойду посредѣ сѣни смертныя, не
убоюся зла яко ты со мною еси: жезлъ Твой и палица
Твоя, тамъ утѣшеста.
Жезлъ означаетъ Крестъ Христовъ, а Палица призыванiе Имени Христова съ Знаменiемъ Крестнымъ. Если христiанинъ,
по силѣ заботящiйся объ исполненiи зповѣдей Христовыхъ, съ
вѣрою и упованiемъ всегда ограждаетъ себя молитвою Iисусовою и Крестнымъ Знаменiемъ, то безбоязненно и
безопасно проходитъ не только бѣдственные опасные случаи въ сей жизни, но
по смерти самыя мытарства, какъ пишетъ о семъ Пр. Iоаннъ Карпаѳiйскiй: Ратуя и поношая, съ
дерзновенiемъ находитъ врагъ на душу изшедшую отъ
тѣла; клеветникъ бывъ горекъ же и страшенъ о согрѣшенныхъ. Но
возможно есть видѣти тогда боголюбивую и вѣрнѣйшую душу, аще
и множащею уязвлена бысть грѣхами,
неужасающуюсяь онаго стремленiй же и прещенiй: но паче укрѣпляему о
Господѣ, и воскраляему радостiю, и дерзотвориму наставляющими ее Св.
Ангелами, и осѣняему свѣтомъ вѣры, и противоглаголющу со
многимъ дерзновенiемъ лукавому дiаволу: Что тебѣ до насъ чуждый Бога? Что тебѣ до насъЮ бѣжательно
небесныхъ и рабе лукавый? Не имеши ты власти надъ нами: Христосъ бо Сын Божiй надъ нами
же и надъ всѣми власть имать: Тому согрѣшихомъ, Тому и
отвѣтствовать будемъ, обрученiе имущее еже къ намъ милосердiя и спасенiя,
крестъ Сего честный. Ты же бѣжи
далече отъ насъ губителю, ничтоже тебѣ и рабамъ Христовымъ (Добротолюб.
2, 4, гл. 25). Св. Отцы подъ палицею разумѣютъ также псалмопѣнiе и всякую другую молитву.
Уготовалъ еси предо мною трапезу сопротивъ стужающимъ
мнѣ,… и чаша твоя упоявающи мя яко державна.
Слава сiи прямо указываютъ на Таинство Св. Причащенiя. Ежели мы съ вѣрою неосужденно причащаемся Таинства Тѣла и Крови Христовыхъ, то
всѣ козни враговъ нашихъ душевныхъ, студающимъ намъ, остаются
недѣйственны и праздны. Неосужденно же причащаемя тогда, когда
приступаемъ къ Таинству сему, во первыхъ съ искренникмъ и смиреннымъ раскаянiемъ
и исповѣданiемъ грѣховъ своихъ и съ
твердою рѣшительностiю не возвращается къ онымъ, а во вторыхъ если
приступаемъ безъ памятозлобiя, примиряясь въ сердцѣ со всѣми
опечалившими насъ.
Умастилъ если елеемъ главу мою.
Подъ Елеемъ должно разумѣть Таинство Мiропомазанiя и Таинство Елеосвященiя, а подъ главою умъ
нашъ, который въ началѣ получаетъ духовное утвержденiе чрезъ Таинство
Мiропомазанiя.
И милость Твоя поженетъ мя
вся дни живота моего и еже вселитимися въ домъ Господень, въ долготу дней.
Милость Божiя окружаетъ и хранитъ Христiанина, по
силѣ заботящагося объ исполненiи заповѣдей Христовыхъ и о покаянiи,
не только во всѣ дни земной жизни его, но и въ самомъ переходѣ его
въ жизнь будущую, для водворенiя въ небесномъ дому Господнемъ на вѣки вѣчные и нескончаемые. Еже буди в
ѣмъ намъ получити неизреченнымъ милосердiемъ во убогомъ вертѣпѣ Рождшагося отъ Пресвятыя Дѣвы Сына Божiя, и
въ скотiихъ яслехъ. Возлежавшаго, да избавитъ насъ грѣшныхъ
отъ скотянаго и безсловеснаго житiя и нрава. Аминь.
Недостойн. Iеромон.
Амвросiй.
Декабря,