26 Апрѣля 1881 г.

 

 Христосъ воскресе,

Сестры о Господѣ и Матери,

Христосъ воскресе, Христосъ воскресе!

Поздравляю васъ съ Свѣтлымъ Праздникомъ Воскресенiя Христова, и сердечно желаю всѣмъ всѣмъ встрѣтить и провести всерадостное сiе Христiанскоеторжество въ мирѣ и радованiи и утѣшенiи духовном, или кому не помѣшаетъ несвойственная немощь. Вы спросите, какя же это немощь? Можетъ подумаете; что подъ этимъ разумѣется неисправное проведенiе поста св. четыредесятницы. Но Св. Златоустъ снисходитъ намъ в этомъ говоря: «постившiйся и непостившiйся возвеселятеся днесь, воздрежницы и лѣнивiи день почтите». Также можетъ быть подумаете, что это относится къ памяти прежнихъ согрѣшенiй, которая препятствуетъ радости. Но и объ этомъ онъ же говоритъ: «никтоже да плачетъ прегрѣшенiй, прощенiе бо отъ гроба возсiя». И такъ спросите, какая же это немощь? Та несвойсвтенная немощь, которая побудила Каина убить незлобиваго Авеля, и Iудеевъ побудила распять Христа Спасителя и Избавителя мiра. Сами можете понять что говорю вамъ о страсти зависти, которая по Писанiю, не вѣсть предпочитати полезная. Страсть зависти ни въ какой радостный Праздникъ, ни при какихъ радостныхъ обстоятельствахъ не даетъ вполнѣ порадоваться тому кѣмъ она обладаетъ. Всегда какъ червь, точитъ душу и сердце его смутною печалiю,  потому что завистливый благополучiе и успѣхи ближняго почитаетъ своимъ несчастiемъ, а оказываемое другимъ предпочтенiе считаетъ для себя несправедливою обидою.

Одинъ греческiй Царь пожелалъ узнать, кто изъ двухъ хуже, сребролюбецъ или завистливый, потому что оба не желаютъ другимъ добра. Съ этою цѣлiю повелѣлъ позвать къ себѣ сребролюбца и завистливаго, и говоритъ имъ: просите у меня каждый изъ васъ, что ему угодно, только знайте, что второй вдвое получитъ, что попроситъ первый. Сребролюбецъ и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы послѣ получить вдвое. Наконецъ Царь сказалъ завистливому, чтобы онъ просилъ первый. Завистливый будучи объять недоброжелательствомъ къ ближнимъ, вмѣсто полученiя обратился къ злоумѣшленiю, и говоритъ Царю: Государь прикажи мнѣ выколоть глазъ. Удивленный Царь спросилъ, для чего онъ изъявилъ такое желанiе. Завистливый отвѣчалъ: для того, чтобы ты Государь приказалъ товарищу моему выколоть оба глаза».

Вотъ насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готовъ подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему. Мы здѣсь выставили самую сильную степень зависти. Но и она. Какъ и всѣ другiя страсти имѣетъ разные размѣры и степени, и потому должно стареться подавлять ее и истреблять при первомъ ощущенiи, моляся Всесильному Сердцевѣдцу Богу псаломскими словами: отъ тайныхъ моихъ очисти мя и отъ чуждыхъ пощади рабу Твою или раба Твоего (18, 14). Также со смиренiемъ должно исповѣдывать немощь эту предъ духовнымъ отцемъ. А третiе средства – всячески стараться не говорить чего либо противнаго о томъ человѣкѣ, которому завидуемъ. Употребляя эти средства, мы можемъ съ помощiю Божiею, хотя не скоро исцѣлиться отъ завистливой немощи.

Зависть происходитъ отъ гордости и вмѣстѣ отъ нерадѣнiя къ исполненiю должнаго. Каинъ понерадѣлъ принести избранную жертву Богу. А когда Богъ за такое нерадѣнiе, презрѣлъ его жертву, а усердную и избранную жертву Авеля принялъ тогда онъ объятый завистiю рѣшился убить, и убилъ праведнаго Авеля. Всего лушче какъ сказано выше, стараться истреблять зависть въ самомъ началѣ смиренною молитвою и смиренною исповѣдiю и благоразумнымъ молчанiемъ. Кто съ помощiю Божiею возможетъ истребить въ себѣ страсть зависти, тотъ можетъ надѣяться побѣдить и другiя страсти, и тогда не только въ Свѣтлый Праздникъ Воскресенiя Христова и въ другiе Христiанскiе Праздники онъ можетъ радоваться радостiю неизглаголанною, но и въ простые дни, когда будетъ находиться въ благомъ расположенiи духа и въ благомъ устроенiи. Аминь.

А меня простите за непраздничное поздравленiе. Хотѣлъ я въ Правздникъ сказать всемъ нѣчто и полезное, а полезное рѣдко схъодится с прiятнымъ. Кому не понравится это поздравленiе, пусть оное прочтетъ на Ѳоминой недѣли, и да замѣтитъ, что зависть вначалѣ обнаруживается неумѣстною ревностiю и соперничествомъ, а зитѣмъ рвеiемъ съ досадою и порицанiемъ того, кому завидуемъ. И такъ да будемъ благоразумны и осторожны при первомъ появленiи завистиваго чувства, стараясь отвергать оное – прося всесильной помощи насъ ради волею Распеньлагося и въ третi день Воскресшаго Христа Господа. Аминь. Аминь!!!

Недостойн. Iеромон. Амвросiй.

Апрѣля 1881 года.

 

 

Общее Поздравленiе.

Сестры о Господѣ и Матери!

Милосердiемъ и долготерпѣнiемъ Божiимъ паки сподобляемся втрѣтить Праздникъ Рождества Христова. Поздравляю всѣхъ Васъ со всерадостнымъ симъ Христiанскимъ Торжествомъ.

По обычаяю своему желаю предложить на общее разсмотрѣнiе Рождественскiй Ирмосъ: Христосъ раждается, славите. Христосъ съ Небесъ, срящите. Христосъ на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселiемъ воспойте людiе, яко прославися. Всѣ мы поемъ Ирмосъ сей, но думаю, что не всѣ изъ простѣйшихъ хорошо понимаютъ смыслъ онаго. Для нихъ-то и желаю написать нѣкое объясненiе.

Прародителямъ нашимъ, изграннымъ за преступленiе изъ Рая, милосердый Господь обѣщалъ послать Избавителя, котораго древнiе называли Мессiею и Христомъ. Избавителя сего люди ожидали пять тысячъ съ половиною лѣтъ. И когда Онъродился Церковь торжественно побуждаетъ всѣхъ прославлять Его: Христосъ раждается, славите. А что значитъ: Христосъ съ Небесъ срящите». Христами, т. е. помазанниками Божiими древнiе называли Царей, Первосвященниковъ и Пророковъ. По этому Церковь торжественно и объявляетъ что родился не простой Христосъ, а Христосъ съ Небесъ, т. е. Богъ и человѣкъ, какъ сказано въ Псалмахъ: Богъ Господь и явися намъ. Благословенъ грядый во имя Господне (Пс. 117, 24, 26). Христосъ на земли, возноситеся, т. е. торжествуйте внутренно и внѣшно. Пойте Господеви вся земля, и веселiемъ воспойте людiе, яко прославися. Какъ прославился? Только что родился Христосъ и тотчасъ вся воинства Небесная въ полунощи въ виду бдящихъ пастырей прославляютъ Его: Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ въ человѣцѣхъ благоволенiе. И восточные мудрецы, или волхвы пришли изъ далекихъ странъ на поклоненiе. Рождшемуся Христу, и принесли Ему дары злато, ливанъ и смирну. Прославился Христосъ и несказаннымъ смиренiемъ: родился въ убогомъ вертепѣ, и въ пеленахъ положенъ былъ въ скотiихъ яслехъ, будучи Единородный Сын Божiй и Богъ всѣхъ.

Созерцая все это Св. Церковь воспѣваетъ: странствiя Владычня, и безсмертныя трапезы, во убозѣмъ вертепѣ высокими умы; вѣрнiи прiидите насладимся, воплотившееся Слово неизреченно увѣдѣвше, Его же величаемъ. Творецъ видимаго и невидимаго мiра на землѣ явился странникомъ, не имѣя гдѣ главы подклонити, и за грѣхи рода человѣческаго принесъ Себя въ жертву Богу и Отцу вольными страданiями и крестною смертiю, и питаетъ вѣрныхъ безсмертною трапезою въ Таниствѣ Св. Причащенiя. Все это мы должны созерцать мыслiю умовъ нашихъ, возвышенно. Отъ всего земнаго; и тогда только достодолжно можемъ наслаждаться таниствами вѣры, и достодолжно срѣтать Христа, и достодолжно прославлять Его. Еже буди всѣмъ намъ получити неизреченнымъ милосердiемъ и всесильною помощiю Рождшагося Христа Господа. Аминь.

Недостойн. Iером. Амвросiй.

Декабря 1881 года.