№ 38 29 Декабря 1884 г.

 

Общее Поздравленiе.

Сестры о Господѣ и Матери!

По обычаю своему поздравляю Васъ со всерадостнымъ Праздникомъ Рождества по плоти Господа нашего Iисуса Христа; и также по обычаю своему, для пользы душевной, предлагаю на разсмотрѣнiе Псаломскiя слова, приличныя настоящему Празднику: Милость и истина срѣтостася; правда и миръ облобызастася: истина отъ земли возсiя, и правда съ небесе приниче (Псал. 84). Слова эти ежедневно читаются въ Церкви на девятомъ часѣ; но многiя ли изъ васъ понимаютъ смыслъ и значенiе этихъ словъ?

Когда Богъ Отецъ благоволилъ помиловать падшiй родъ человѣческiй, послать на землю Единороднаго Своего Сына для избавленiя человѣка отъ власти дiавольской, и Сынъ Божiй, Истина вѣчная, послушалъ исполнить волю Пославшаго родившись плотiю отъ Пресвятыя Дѣвы, благоволенiемъ Отца и содѣйствiемъ Святаго Дуъа; тогда исполнились Псаломскiя слова: Милость и истина срѣтостася. Когда же воплотившiйся Сын Божiй и Богочеловѣкъ вольнымъ страданiемъ Своимъ, Кровiю Своею и смертiю на крестѣ удовлетворилъ Правосудiю Божiю за преслушанiе Адама и прочiе грѣхи человѣческiе и такимъ образомъ примирилъ падшаго человѣкаъ съ Богомъ, тогда исполнились другiя Псаломскiя слова: Поавда и миръ облобызастася.

До пришествiя Христова на землю царствовали на ней одна ложь и прелесть вражiя; кромѣ народа Израильскаго, и то не всего, было повсюду почитанiе ложныхъ боговъ и поклоненiе идоламъ. Когда же вочеловѣчивыйся Сынъ Божiй ученiемъ Своимъ и примѣромъ возстановилъ и устроилъ на землѣ истинную жизнь, тогда на ней явилась и Святость, и Праведность небесная; явились земные Ангелы и небесные человѣки, и исполнилось сказанное: Истина отъ земли возсiя, и правда съ небесе приниче. Почему и Апостолъ взываетъ ко всѣмъ Христiанамъ: Житiю бо наше на небесѣхъ есть, отонудуже и Спасителя ждемъ Господа нашего Iисуса Христа (Филипп. Гл. 3). Слова Апостола означаютъ то, что всѣ Христiане обязываются жить не просто по земному, а и по небесному.

Какъ же быть тѣмъ, которые подобно мнѣ унылому и слабому не могутъ жить по небесному, а живутъ еще по земному съ разными душевными немощами и пристрастiями земными? Одно остается намъ немощнымъ и грѣшнымъ – искренно каяться въ своихъ слабостяхъ и немощахъ душевныхъ, нелицемѣрно смиряться предъ Богомъ и людьми, и безропотно и терпѣливо переносить посылаемыя намъ за грѣхи различныя скорби и болѣзни, и такимъ образомъ несомнѣнно можемъ получить милость Божiю. Самъ бо Господь глаголетъ чрезъ Пророка: Хотѣнiемъ не хощу смерти грѣшника, но яко же обратитися, и живу бытии ему. И паки во Святомъ Евангелiи глаголетъ: Прiйдите ко Мнѣ вси труждающiеся и обремененнiи, и Азъ упокою вы; возмите иго Мое на Себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ. Аминь.

Недостойн. Iеромон. Амвросiй.

Декабря, 1884 года.

23. Письмо твое отъ 12-го Декабря получено.