Общiе поздравленiе!

Сестры о Господѣ и Матери!

Хрисосъ воскресе! Хрисосъ воскресе! Христосъ воскресе!

Поздравляю Васъ со всерадостнымъ Праздникомъ Воскресенiя Христова. Сердечно желаю Вамъ встретить и провести оный въ мирѣ и утѣшенiи духовномъ.

По обычаю своему для пользы душевной предлагаю на разсмотрѣнiе Ирмосъ Срѣтинскаго канона:

«Покрыла ить Небеса добродѣтель Твоея, Христосъ изъ Кивота во прошедъ Святыни Твоея нетлѣнныя Матери, въ храмѣ Славы Твоея явился Еси, яко младенецъ руконосимъ: и исполнится вся Твоею хваленiя».

Какая это добродѣтель, покрытая Небеса? – бузмѣрная любовь Сына Божiя къ падшему роду человѣческому, ради которой онъ, будучи Богъ, благоизволил быть человѣкомъ; родился отъ Святыя Дѣвы въ убогомъ вертепѣ; сорокодневнымъ младенцемъ былъ прижитъ въ Храмѣ, отъ безсловѣснаго Ирода бѣжалъ съ Матерiю и Шосифомъ во Египетъ, воспитывался въ домѣ простаго древодѣла, наконецъ ради спасенiя и избавленiя человѣка отъ власти дiавола претерпѣхъ заплеванiя, и заушенiя, и всякiй видъ уничтоженiя и самую поносную смерть на крестѣ; но по тридневномъ погребенiи силою Божества своего и Славою Отчею воскресъ изъ мертвыхъ, и поправъ всю силу вражiю и, разрушивъ врата и заклеты ада, извелъ на свободу души, содержимыя тамъ вѣрованiя и увѣровавшiя въ пришествiе Его.

Ради спасения человѣка изъ любви тако пострадавшiй. Единородный Сын Божiй и тридневно воскресшiй, весь законъ свой основалъ на двухъ заповѣдяхъ, любви къ Богу и ближнему, и ни одна изъ этихъ заповѣдей не можетъ совершаться безъ другой Святый Iоаннъ Богословъ говоритъ: «Аще кто речетъ люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, ложь есть». (1 поссл. 4, 20). Такъ же и любовь къ ближнему, или бываетъ не Бога ради, а по какому либо побужденiю человѣческому, то не только не приносытъ пользы, но нерѣдко причиняетъ и вредъ лушевный. Признаки же истинной любви христiанской Апостолъ Павелъ, выставляетъ слѣдующiе: «Любое долготерпитъ, милосердствуетъ, любое не завидетъ, любое не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своихъ сiе, не раздражается, не мыслитъ зла (и не помнитъ зла), не радуется о неправдѣ, радуется же о истинѣ: вся любитъ, всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ, любое никому отторгаетъ». Безъ такой любви ни Пророчество, ни вѣры, горы преставляющия, ни самое мученичество не принесетъ никакоф пользы. «Аще раздамъ вся имѣнiя моя и аще предамъ тѣло мое, во еже горещи и, говоритъ Апостолъ, любве же не имымъ никая польза ми есть».

Но должно знать, что если всякая добродѣтель прiобрѣтается не вдругъ, я постепенно и съ трудомъ и понужденiемъ, то вольми паче любовь, какъ начало и конецъ всѣхъ добродѣтелей, требуетъ къ преобрѣтенiю своему и времени, и великаго понужденiя, и внутренняго подвига, и молитвы и прежде всего требуетъ великаго смиренiя предъ Богомъ и предъ людьми. Смиренiе и искреннее сознанiе своего недостоинства во всѣхъ добродѣтеляхъ скорый помощниковъ, равно и въ прiобрѣтенiи любви.

И такъ начнем каожый съ той степени любви, какую кто имѣетъ, и Богъ поможетъ намъ Кого тяготятъ грѣхи, тотъ да помышляетъ, что любовь покрываетъ множество грѣховъ, чья совѣсть возмущена множествомъ беззаконiй, то да помнитъ, что любовь есть исполненiе закона. «Любяй бо ближняго, говоритъ Апостолъ, весь законъ исполни». Если бы мы и не достигли означенной совершенной любви, по крайней мѣрѣ позаботимся и постараемся не имѣть зависти и ненависти и памятозлобiя. «Путiе бо злопомнителей въ смерть»; и «зависть прiиметъ люди испаказанныя», т. е. ненаставленныхъ и не понимающихъ, какъ должно, христiанской жизни; и «ненавидяй ближняго во тьмѣ есть»; «и въ тьмѣ ходитъ и не вѣсть кому идетъ».

Помолимся насъ ради Пострадавшему и тридневно Воскресшему Молитвою Св. Ефрема: Господи и Владыко животы нашего! Даруй намъ духъ цѣломудрiя и смиренномудрiя и Терпѣнiя и любве и иже зрѣти пригрѣшенiя наши, и не нуждати брата нашего, яко благословенъ Еси во вѣки вѣков. Аминь.

Недостойн. Iеромон. Амвросiй.

Апрѣля 1886-го года.

 

 

 

 

Общее Поздравленiе.

Сестры о Господѣ и Матери!

Паки и паки милосердiемъ и долготерпѣнiемъ Божiимъ сподобляемая встрѣтить всерадостный Праздникъ Рождества Христова. Поздравляю Васъ съ симъ знаменательнымъ Христiанскимъ Торжествомъ, и сердечно желаю вамъ провести оное, равно и наступающiй Новый Годъ въ мирѣ, благоденствiи и утѣшенiи духовномъ.

По обычаю своему, для пользы душевной, предлагаю на разсмотрѣнiе Апостольскiя слова: Сердцемъ бо вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасенiе (Рим. 10, 10). Слова эти для вѣдущихъ и понимающихъ яснѣ, а для простѣйшихъ требуется нѣкоторое объясненiе.

Сердцемъ вѣруется въ правду. Вѣровать въ правду означаетъ, во 1-хъ вѣровать въ Сына Божiя, Господа нашего Iисуса Христа, плотiю родившагося отъ Пресвятыя Дѣвы Марiи, который по слову Апостола Павла есть наша правда, и освященiе, и избавленiе (1 Кар 1, 30); во 2-х вѣровать Его божественному ученiю и божественнымъ Заповѣдямъ. Блажени, сказано, алчущiи и жаждущiи правды, т. е. ревнующiе исполнять божественныя Заповеди.

Усты же исповѣдуется во спасенiи. Въ первыя времена Христiанства, когда отъ язычниковъ было сильное гоненiе на Христiанъ, слова эти имѣли одно значенiе, а именно: Язычники отъискивали всюду вѣрующихъ во Христа, и принуждали ихъ къ отреченiю отъ Христа. И тѣ, которые не отрекались, а твердо исповѣдовали вѣру во Христа, предавались различнымъ мукамъ, чрезъ что и получали не только готовое спасенiе, но и мученическiе вѣнцы, и донынѣ Церковiю прославляются. Теперь же, когда времена мученичества давно миновались, Апостольскiя слова: Усты же исповѣдуется во спасенiе, имѣютъ иное значенiе, а именно: Кто словомъ и дѣломъ проповѣдуетъ истину, любовь и милость, и доброжелательство къ ближнимъ, и подобное, тотъ ясно исповѣдуетъ предъ всѣми своем спасенiе. Напротивъ, изъ чьихъ устъ исходятъ слова зависти и ненависти, гнѣва и памятозлобiя, лжи и клеветы, осужденiя и уничиженiя ближнихъ, тотъ исповѣдуетъ предъ всѣми не спасенiе свое, а противное. Св. Златоустъ въ одной бесѣдѣ разсуждая о злополучной участи Семея, который отъ зависти порицалъ Св. Давида, говоритъ, что болѣе почитающихъ отъ злыхъ словъ, нежели отъ злыхъ дѣлъ; потому что немногiе считаютъ нужнымъ приносить покаянiе въ произнесенныхъ словахъ. Бѣдѣ такой мы подвергаемся чрезъ недостатокъ любви и доброжелательства ближнимъ, и прежде всего чрезъ недостатокъ смиренiя, на которомъ зиждется любовь. Св. Апостолъ Павелъ пишетъ: Аще имамъ всю вѣру яко и горы преставляти, любве же не имамъ, ниятоже есмь. И аще раздамъ вся имѣнiя моя, и аще предамъ тѣло мое, во еже ежищие, любове же не имамъ, никая польза ми есть( 1 Кар. 13, 2-3).

Какъ же бысть тѣмъ, которые немоществуютъ недоброжелательствомъ къ ближнимъ, завистiю и осужденiемъ и презарствомъ? Такимъ слѣдуетъ позаботиться о исправленiи своего нрава. А исправленiе это требуетъ, во 1-хъ смиреннаго и искренняго сознанiя и раскаянiя предъ Богомъ и духовнымъ Отцемъ; а во 2-хъ Евангельскаго понужденiя удерживать языкъ свой на помыслъ отъ порицанiя другихъ. Не вотще сказано въ Евангелiи: Нудится Царствiе Небесное, и нуждницы восхищаютъ оное; въ 3-хъ исправленiе это требуетъ усердной и смиренной молитвы, словами Акаѳиста: Господи! Исцѣлилъ Еси сребролюбивую душу Закхся Мытаря, исцѣли и мою окаянную душу отъ недоброжелательства и зависти, осужденiя и памятозлобiя. Не безъ понужденiя и смиренной молитвы получили спасенiе мытари и другiе разные грѣшники покаявшiеся. Господу прiятнѣе грѣшников кающiйся и смиряющiйся, нежели Праведникъ, возносящiйся и уничижающiй другихъ, чему яснымъ доказательствомъ служитъ Евангельская Притча о Мытарѣ и Фарисѣе.

Покаянiе и смиренiе нужнѣе и выше всѣхъ добродѣтелей, и до конца жизни не прекращаются. Св. Iоаннъ Лѣствичникъ, на основанiи словъ Св. Давида, пишетъ: Не постихся, ни одѣхъ, ни на земли легахъ, но смирихся, и опасе мя Господь.

Еже и намъ буди получити, неизреченнымъ человѣколюбiемъ и милосердiемъ Сына Божiя, плотiю родившагося въ убогомъ вертепѣ и возлежавшаго въ ясляхъ, да избавитъ насъ отъ безсловеснаго нрава и житiя. Аминь.

Недостойн. Iеромон. Амвросiй.

Декабря, 1886 года.