Получено 9 Апрѣля 1887 г. № 43.

 

Общее Поздравленiе.

Сестры о Господѣ и Матери,

Христосъ воскресе, Христосъ воскресе,

Хрисосъ воскресе!

Поздравляю Васъ съ Праздникомъ Праздниковъ – Свѣтлымъ днемъ Воскресенiя Господа нашего Iисуса Христа, и сердечно желаю вамъ во всерадостный сей Праздникъ радоваться радостiю неизлаголанною и утѣшаться утѣшенiемъ духовнымъ. Въ настоящiй день Св. Златоустъ призываетъ всѣхъ безразлично къ радости, какъ сказано въ его словѣ на сей Праздникъ: «Внидите вси въ радость Господа своего; богатiи и убозiи другъ со другомъ ликуйте; воздержницы и лѣнивiи день почтите; постившiеся и не постившiеся возвеселитеся днесь; вси насладитесь пира вѣры, вси воспрiимите богатство благости».

Блаженъ, кто радости праздничной и духовной не отправляетъ никакою немощiю человѣческою. А общая у всѣхъ насъ немощь, - когда бываемъ веселы или недовольны, судить и осуждать ближняго. Немощь эта многимъ изъ насъ кажется маловажною, а въ самой вещи она очень велика, и подвергаетъ насъ великому осужденiю предъ Богомъю Св. Апостолъ Павелъ пишетъ: Имъ же бо судомъ судиши друга, себе осуждаеши: тая жде бо твориши судяй (Римл. 2, 1), т. е. такой же подвергаетъ себя отвѣтственности, какъ и согрѣшающiй, котораго осуждаешь. Св. Iаковъ братъ Божiй пишетъ: Единъ есть Законоположникъ и Судiя. Могiй спасти и погубити; ты же кто еси осуждаяй друга (4, 12). И Самъ Господь во Св. Евангелiи глаголетъ: Не осуждайте, да не осуждении будете.

Св. Димитрiй Ростовскiй грѣхъ осужденiя уподобляетъ седмиглавому змiю, который хоботомъ своимъ отторгъ третью часть звездъ небесныхъ, т. е. Ангеловъ. И грѣхъ осужденiя, по слову сего Угодника Божiя, отторгаетъ отъ Неба третью чать и добродѣтельныхъ людей, которые безъ грѣха осужденiя просiяли бы какъ звѣзды.

Нѣкоторые грѣху осужденiя подвергаются отъ привычки, иные отъ памятозлобiя, другiе отъ зависти и ненависти, а большею частiю подвергаемся мы грѣху сему отъ самомнѣнiя и возношенiя; несмотря на великую свою неисправность и грѣховность, намъ все таки кажется что мы лучше многихъ.

Если желаемъ избавиться отъ грѣха осужденiя, то должны всячески понуждать себя къ смиренiю предъ Богомъ и людьми, и просить въ этомъ помощи Божiей, памятуя Евангельское слово: «Нудится Царствiе Божiе, и нуждницы восхищаютъ оное; и Евангельское увѣщанiе тридневно Воскресшаго Господа: Возможе иго Мое на себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и  обрящете покой душамъ вашимъ. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Аминь.

Недостойн. Iеромон. Амвросiй.

Апрѣля, 1887 года.

 

Получено 17 Декабря 1887 г.

 

Общее поздравленiе.

Братiе о Господѣ, Сестры и Матери!

Милосердiемъ и долготерпѣнiемъ Божiимъ и еще сподобляемся встрѣтить великiй прздникъ Рождества по плоти Господа нашего Iисуса Христа. Поздравляю Васъ съ симъ всерадостнымъ христiанскимъ торжествомъ и сердечно желаю вамъ провести оное въ мирѣ и утѣшенiи духовномъ.

По обычаю своему, для пользы душевной, предлагаю вамъ на разсмотрѣнiе Псаломскiя слова: Благъ и правъ Господь, т. е. праведенъ и правосуденъ, сего ради законоположитъ согрѣшающимъ на пути (пс. 24). Что законоположитъ Господь согрѣшающимъ во св. Евангелiи: покайтеся, аще не покаетеся погибнете (Лук. 13).

Некоторые изъ христiанъ отъ невѣрiя совсѣмъ не каются; а нѣкоторые хотя и каются для порядка и обычая, но потомъ безъ страха опять тяжко согрѣшаютъ, имѣя неразумную надежду на то, что Господь правосуденъ, не перестаютъ грѣшить отъ отчаянiя, не надѣясь получить прощенiе. Тѣхъ и другихъ исправляя, Слово Божiе объявляетъ всѣмъ, что благъ Господь ко всѣмъ кающимся искренно. И съ твердымъ намѣренiемъ не возвращаться на прежнее. Нѣсть бо грѣхъ побѣждающъ человѣколюбiе Божiе. Напротивъ, правосуденъ Господь для тѣхъ, которые отъ невѣрiя или нерадѣнiя не хотятъ каяться; также для тѣхъ, которые, хотя иногда и приносятъ покаянiе для порядка и обычая, а потомъ опять безъ страъа тяжко согрѣшаютъ, имѣя неразумное упованiе, что Господь благъ. Есть и такiе христiане, которые приносятъ покаянiе, но не все высказываютъ на исповѣди, а нѣкоторые грѣхи скрываютъ и утаиваютъ стыда ради. Таковые, по слову Апостольскому, недостойно причащаются Св. Таинъ; а за недостойное причащенiе подвергаются различнымъ немощамъ и болзнямъ, а немало и умираютъ. Сказано Апостоломъ: Ядый и пiяй недостойнѣ, судъ себѣ ясть и пiетъ, не разсуждая тѣла Господня ( 1 Кор. 11, 29). Скажутъ нѣкоторые, какъ же намъ быть, когда мы часто, какъ бы невольно, согрѣшаемъ отъ немощи. Иное согрѣшать отъ немощи и согрѣшать удобопростительнымъ грѣхомъ; а иное согрѣшать отъ нерадѣнiя и безстрашiя, и согрѣшать тяжкимъ грѣхомъ. Всѣмъ извѣстно, что есть грѣхи смертные, и есть грѣхи удобопростительные словомъ или мыслiю. Но во всякомъ случаѣ потребно покаянiе искреннее и смиренное, и понужденiе, по слову Евангельскому, съ твердымъ намѣренiемъ не возвращаться на прежнее. Сказано въ Отечникѣ: палъ ли еси, восстань пкки палъ еси, пкки востани! Не удивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать въ грѣхѣ.

Всеблагiй Господь да подастъ намъ всесильную Свою помощь, чтобы держаться покаянiя искренняго и истиннаго во исполненiе Евангельскаго слова: Нудится Царствiе Небесное, и нуждницы восхищаютъ оное; еже буди всѣмъ намъ получити неизреченнымъ милосердiемъ Вочеловѣщаго Сына Божiя и Рождашагося отъ Пресвятыя Дѣвы, Аминь.

Недостойн. Iером. Амвросiй.

Декабря 1887 года.