Получено 9 Апрѣля
Общее Поздравленiе.
Сестры о Господѣ и Матери,
Христосъ воскресе, Христосъ воскресе,
Хрисосъ воскресе!
Поздравляю Васъ съ Праздникомъ Праздниковъ –
Свѣтлымъ днемъ Воскресенiя Господа нашего Iисуса Христа, и сердечно желаю вамъ во всерадостный
сей Праздникъ радоваться радостiю неизлаголанною и утѣшаться
утѣшенiемъ духовнымъ. Въ настоящiй день Св. Златоустъ призываетъ
всѣхъ безразлично къ радости, какъ сказано въ его словѣ на сей
Праздникъ: «Внидите вси въ радость Господа своего; богатiи и убозiи другъ со
другомъ ликуйте; воздержницы и лѣнивiи день почтите; постившiеся и не
постившiеся возвеселитеся днесь; вси насладитесь пира вѣры, вси
воспрiимите богатство благости».
Блаженъ, кто радости праздничной и духовной не
отправляетъ никакою немощiю человѣческою. А общая у всѣхъ насъ
немощь, - когда бываемъ веселы или недовольны, судить и осуждать ближняго.
Немощь эта многимъ изъ насъ кажется маловажною, а въ самой вещи она очень
велика, и подвергаетъ насъ великому осужденiю предъ Богомъю Св. Апостолъ Павелъ
пишетъ: Имъ же бо судомъ судиши друга, себе осуждаеши: тая жде бо твориши судяй
(Римл. 2, 1), т. е. такой же подвергаетъ себя отвѣтственности, какъ и
согрѣшающiй, котораго осуждаешь. Св. Iаковъ братъ Божiй пишетъ: Единъ есть Законоположникъ и
Судiя. Могiй спасти и погубити; ты же кто еси осуждаяй друга (4, 12). И Самъ
Господь во Св. Евангелiи глаголетъ: Не осуждайте, да не осуждении будете.
Св. Димитрiй Ростовскiй грѣхъ осужденiя
уподобляетъ седмиглавому змiю, который хоботомъ своимъ отторгъ третью часть
звездъ небесныхъ, т. е. Ангеловъ. И грѣхъ осужденiя, по слову сего
Угодника Божiя, отторгаетъ отъ Неба третью чать и добродѣтельныхъ людей,
которые безъ грѣха осужденiя просiяли бы какъ звѣзды.
Нѣкоторые грѣху осужденiя подвергаются отъ
привычки, иные отъ памятозлобiя, другiе отъ зависти и ненависти, а большею
частiю подвергаемся мы грѣху сему отъ самомнѣнiя и возношенiя;
несмотря на великую свою неисправность и грѣховность, намъ все таки
кажется что мы лучше многихъ.
Если желаемъ избавиться отъ грѣха осужденiя, то
должны всячески понуждать себя къ смиренiю предъ Богомъ и людьми, и просить въ
этомъ помощи Божiей, памятуя Евангельское слово: «Нудится Царствiе Божiе, и
нуждницы восхищаютъ оное; и Евангельское увѣщанiе тридневно Воскресшаго
Господа: Возможе иго Мое на себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и
смиренъ сердцемъ, и обрящете покой
душамъ вашимъ. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Аминь.
Недостойн. Iеромон.
Амвросiй.
Апрѣля, 1887 года.
Получено 17 Декабря
Общее поздравленiе.
Братiе о Господѣ, Сестры и Матери!
Милосердiемъ и долготерпѣнiемъ Божiимъ и еще
сподобляемся встрѣтить великiй прздникъ Рождества по плоти Господа нашего
Iисуса Христа. Поздравляю Васъ съ симъ всерадостнымъ
христiанскимъ торжествомъ и сердечно желаю вамъ провести оное въ мирѣ и
утѣшенiи духовномъ.
По обычаю своему, для пользы душевной, предлагаю вамъ
на разсмотрѣнiе Псаломскiя слова: Благъ и правъ Господь, т. е. праведенъ
и правосуденъ, сего ради законоположитъ согрѣшающимъ на пути (пс. 24).
Что законоположитъ Господь согрѣшающимъ во св. Евангелiи: покайтеся, аще
не покаетеся погибнете (Лук. 13).
Некоторые изъ христiанъ отъ невѣрiя
совсѣмъ не каются; а нѣкоторые хотя и каются для порядка и обычая,
но потомъ безъ страха опять тяжко согрѣшаютъ, имѣя неразумную
надежду на то, что Господь правосуденъ, не перестаютъ грѣшить отъ
отчаянiя, не надѣясь получить прощенiе. Тѣхъ и другихъ исправляя,
Слово Божiе объявляетъ всѣмъ, что благъ Господь ко всѣмъ кающимся
искренно. И съ твердымъ намѣренiемъ не возвращаться на прежнее.
Нѣсть бо грѣхъ побѣждающъ человѣколюбiе Божiе.
Напротивъ, правосуденъ Господь для тѣхъ, которые отъ невѣрiя или
нерадѣнiя не хотятъ каяться; также для тѣхъ, которые, хотя иногда и
приносятъ покаянiе для порядка и обычая, а потомъ опять безъ страъа тяжко
согрѣшаютъ, имѣя неразумное упованiе, что Господь благъ. Есть и
такiе христiане, которые приносятъ покаянiе, но не все высказываютъ на
исповѣди, а нѣкоторые грѣхи скрываютъ и утаиваютъ стыда ради.
Таковые, по слову Апостольскому, недостойно причащаются Св. Таинъ; а за
недостойное причащенiе подвергаются различнымъ немощамъ и болзнямъ, а немало и
умираютъ. Сказано Апостоломъ: Ядый и пiяй недостойнѣ, судъ себѣ ясть
и пiетъ, не разсуждая тѣла Господня ( 1 Кор. 11, 29). Скажутъ
нѣкоторые, какъ же намъ быть, когда мы часто, какъ бы невольно,
согрѣшаемъ отъ немощи. Иное согрѣшать отъ немощи и согрѣшать
удобопростительнымъ грѣхомъ; а иное согрѣшать отъ нерадѣнiя и
безстрашiя, и согрѣшать тяжкимъ грѣхомъ. Всѣмъ
извѣстно, что есть грѣхи смертные, и есть грѣхи
удобопростительные словомъ или мыслiю. Но во всякомъ случаѣ потребно
покаянiе искреннее и смиренное, и понужденiе, по слову Евангельскому, съ
твердымъ намѣренiемъ не возвращаться на прежнее. Сказано въ
Отечникѣ: палъ ли еси, восстань пкки палъ еси, пкки востани! Не
удивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать въ грѣхѣ.
Всеблагiй Господь да подастъ намъ всесильную Свою
помощь, чтобы держаться покаянiя искренняго и истиннаго во исполненiе
Евангельскаго слова: Нудится Царствiе Небесное, и нуждницы восхищаютъ оное; еже
буди всѣмъ намъ получити неизреченнымъ милосердiемъ Вочеловѣщаго
Сына Божiя и Рождашагося отъ Пресвятыя Дѣвы, Аминь.
Недостойн. Iером.
Амвросiй.
Декабря 1887 года.