Получено 21 Апрѣля 1888 г.

 

Общее поздравленiе.

Христосъ воскресе, Христосъ воскресе, Хрисосъ воскресе!

Милосердiемъ и долготерпѣнiемъ Божiимъ и еще сподобляюсь поздравить Васъ со всерадостнымъ праздникомъ Воскресенiя Христова. Сердечно желаю всѣмъ Вамъ великое сiе и знаменательное христiанское торжество торжествъ встрѣтить и провести въ мирѣ и утѣшенiи духовномъ.

По обучаю своему для пользы душевной предлагаю на разсмотренiе апостольскiя слова: нѣсть бо царствiе Божiе братiию и птiе, но правда и миръ и радоство о Дусѣ Святъ (Рим. 14, 17).

Како не дорого для христiанъ царствiе Божiе и царствiе небесное, но по немощи человѣческой мы прежде всего заботимся о пище и питаiи и о прочемъ, за что и подвергаемя Евангельскому упреку Господа: не пецитеся убо глаголющее: что ямы, или что темъ, или чимъ одеждемся. Вѣсть бо Отецъ вашъ небесный, яко требуете сихъ всѣхъ: ищите же прежде царствiя Божiя и правды его и сiя приложатся вамъ (Мат. 6, 31-33).

Господь порицается затоливое житейское попеченiе, какх препятствующее къ прiобрѣтенiю царствiя Божiя, а святой Апостолъ Павелъ выставляетъ и другую причину, также препятствующiю, когда кто употребляетъ пищу и питiе на соблазнъ и претыканiе ближнему, глаголя: зло человѣку претыканiемъ ядущему. (Рим. 14, 20). Древнимъ христiанамъ Апостолъ подавалъ такой совѣтъ: Добро не ясти мясъ; ни же питии вина, ни о нем же братъ твой претыкается или соблазняетъ или изнемогаетъ. (Рим. 14, 21). А святые Отцы Соборовъ, снисходя немощи человѣческой, кромѣ постовъ, запретили употреблять мясо только въ два дни недѣли въ среду и пятокъ, въ воспоминанiе преданiя и страданiй за насъ Христа Спасителя. Но въ настоящее время многими православными христiанами и эти два дня презираются и нарушаются изъ подражанiя неправославнымъ. Впрочемъ не одною мясною пищею или виномъ можно соблазнить ближняго, но и безпорядочнымъ и неблаговременнымъ употребленiемъ всякой другой пищи и питiя. Въ томъ и другомъ случаѣ потребно каяться и исправляться, чтобы не постигло насъ зло, которымъ угрожаетъ Апостолъ.

В словѣ Божiемъ говорится и о царствiи Божiемъ и о царствiи небесномъ, какое въ этомъ различiе?

Цпрствiе небесное получаютъ достойны по смерти въ будущей жизни, а царствiе Божiе твердо вѣрующiе и тщательные прiобрѣтаютъ и въ настоящей жизни внутри себя, въ своей душѣ и сердцѣ, по сказанному въ евангелiи: царствiе Божiе внутрь васъ есть (Лук. 17, 21).

Какъ и чѣмъ прiобрѣтается царствiе Божiе внутрь насъ? По слову апостольскому оно прiобрѣтается во 1-хъ правдою или праведностiю, которая состоитъ въ исполненiи заповѣдей Божiихъ и милостивомъ и сострадательномъ расположенiи къ ближнимъ; во 2-хъ миромъ съ ближними, миромъ отъ страстей, миромъ съ своею совѣстiю и миромъ съ Богомъ чрезъ покаянiе и смиренiе. Когда христiанинъ понудится такъ себя устроить, тогда онъ плучаетъ благодатную помощь и при содѣйствiи Святаго Духа среди самыхъ скорбей будетъ радоваться, твердо вѣруя апостольскому слову что скорбь содѣловаетъ терпѣнiи, терпѣнiе же искусство, искусство же упованiе, упованiе же не посрамитъ, что не достойны страданiя ныняшняго времени къ хотящей славѣ явитися въ насъ въ жизни будущей что многими скорбми подобаетъ намъ внити въ царствiе небесное.

Смиренный Никита Стигратъ въ книгѣ добротолюбiя пишетъ, что стяжавшiе внутренно царствiе Божiе въ сей жизни свободный переходъ въ царствiе небесное, а нестяжавшихъ сего въ этой жизни переходъ въ будущую бываетъ со страхомъ. Блаженъ тотъ кто приготовилъ себя здѣсь къ свободному переходу въ царствiе небесное, еже буди всѣмъ намъ получити, неизреченнымъ милосердiемъ и человѣколюбiемъ насъ ради волею пострадавшаго и умершаго на крестѣ и тридневно воскресшаго Христа Спасителя нашего. Аминь.

Недостойн. Iеромон. Амвросiй.

Апрѣля 1888 года.

 

Получено 23 Декабря 1888 г.

 

Общее Поздравленiе.

Братья о Господѣ, Сестры и Матери!

Милосердiемъ и долготерпѣнiемъ Божiимъ сподобляюсь я немощный и еще поздравить Васъ съ наступающимъ всерадостнымъ Праздникомъ Рождества Христова и пожелать Вамъ всего благаго и спасительнаго. По прежнему моему обыкновенiю желательно мнѣ ради и наступающаго Праздника сказать Вамъ нѣчто для пользы душевной.

Верховный Апостолъ Петръ въ посланiи своемъ къ Христiанамъ пишетъ: Возлюбленный яко чада послашанiя не преобразуйтеся первыми невѣденiя вашего походѣнiи, но по звавшему в Святому и сами святи во всемъ житiи будите. За не писано есть: святи будити, яко Азъ святъ есмь». (1 Посл. Гл. 1, ст. 14, 15, 16).

Святости жизни требуетъ отъ насъ Богъ. Эта святость прежде всего состотъ въ цѣломудрiи, а потомъ въ неполненiи и другихъ заповѣдей Божiихъ, и при нарушенiи оныхъ въ искренномъ и смиренном покаянiи. – Цѣлому дри есть двоякое дѣйвственное и супружеское. Древняя Сусанна и въ супружествѣ названа цѣломудренною за то, что рѣшилась лучше умереть, нежели исполнить злое пожеланiе беззаконныхъ судей. А изъ Евангельской притчи о десяти дѣвахъ видно, что не всѣ дѣвы были мудры, но пять изъ нихъ было юродивыхъ. Послѣднiя юродивыми или неразумными дѣвами названы за то, что соблюдая тѣлесное дѣвство. Не заботились соблюдать чистоту душевную, и оскверняли умъ и сердце нечистыми помыслами и пожеланiями, или возмущались помыслами и пожеланiями, или возмущались помыслами гнѣва и памятозлобiя, или завистiю и ненавистiю, или ослѣплялись сребролюбiемъ и отъ скупости несострадательны были къ ближнимъ. Если же нѣкоторыя изъ нихъ по видимому и удерживались отъ этихъ страстей, но побѣждаясь самомнѣнiемъ и гордостiю осужденiемъ и уничиженiемъ ближнихъ, теряли чрезъ это душевную чистоту по сказанному: «Нечисть предъ Господомъ всякъ высокосердый». (Прим. Сол. 16,15).

Что говорится о страстяхъ въ отношенiи дѣвствующихъ, то относится и къ вдовствующимъ и къ супружнымъ, какъ сказалъ Самъ Господь Апостоламъ: «мже вамъ глаголю, всѣмъ глаголю» (Маар. 13, 37).

Въ чемъ состоитъ главное средство, чтобы проводить жизнь свято?

Самъ Господь чрезъ того же Апостола Петра указываетъ на это средство глаголя: «Аще называетъ Мя Отцемъ нелицемѣрно судящемъ комуждо подѣлу, со страхомъ житiя вашего время жительствуйте» (1 Псал. 1, 17). Слово сiи показываютъ, что главное средство къ тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоитъ въ страхѣ Божiемъ и страхѣ будущаго суда и вѣчныхъ мукъ. Только при содѣйствiи этого страха съ помощiю Божiею и бываетъ храненiе заповѣдей какъ сказано въ Псалмахъ: «Блаженъ мужъ бояйся Господа, въ заповѣдехъ Его всехощетъ зѣло». А безъ страха, если бы кто и на небеси жительствовалъ, по слову Преподобнаго Петра Дамаскина, не воспользуется, имѣя гордыню, ею же сатана, и Адамъ и мнози падша. Ежели и Святымъ всѣмъ, въ словѣ Божiемъ, предписывается по сказанному: «Бойтеся Господа вси Святiи Его, яко нѣсть лишенiя боящимся Его». (Пс. 33, 14), то кольми паче намъ грѣшнымъ и неисправнымъ необходимо имѣть страхъ Божiй и страхъ смерти и страшнаго суда Божiя, и вѣчныхъ мвкъ во адѣ, растворяя страхъ сей надеждою наслѣдовать Царствiе Небесное, если будемъ елико возможно понуждаться на покаянiе и исправленiе. Страхъ Божiй и всегдашнее памятованiе четырехъ послѣднихъ удерживаютъ отъ грѣхопаденiй, по сказанному: «Помни послѣдняя твоя и во вѣки не согрѣшити» (Сир. 7, 35). Еже буди всѣмъ намъ получити неизрѣченнымъ милосердiемъ и всесильною помощiю Родшагося отъ Пресвятыя Дѣвы Господа нашего Iисуса Христа, Его же усердно о семъ да молимъ. Аминь.

Недостойн. Iеромон. Амвросiй.

Декабря 1888 года.