Общее Поздравленiе.

Христосъ воскресе, Хрисосъ воскресе, Христосъ воскресе!

Братiя о Господѣ, и Сестры, и Матери!

Милосердiемъ и долготерпѣнiемъ Божiимъ и опять сподобляемся встрѣтить всерадостный Праздникъ Воскресенiя Христов. Поздравляю всѣхъ васъ симъ великимъ и знаменательнымъ Христiанскимъ Торжествомъ торжествъ. Отъ души желаю вамъ провести оное въ мирѣ и утѣшенiи духовномъ. По обыкновенiю своему, для пользы душевной предлагаю вамъ на разсмотрѣнiе Псаломскiя слова Богъ нашъ на небеси и на земли, вся, елико восхотѣ, сотвори (Псал. 11, 11, 11).

На землѣ Богъ сотворилъ болѣе нежели на небѣ. На небѣ сотворилъ Богъ Ангеловъ, духовъ безплотныхъ, умовъ совершенныхъ, но не утвержденныхъ еще конечно въ добрѣ, а оставленныхъ на испытанiе ихъ произволенiя, какое покажутъ въ отношенiи ихъ покорности или непокорности Богу. Третья часть ангеловъ отпали отъ Бога, бывъ увлечены начальнѣйшимъ ангеломъ, который возгордился противъ Бога и пожелалъ быть равнымъ Ему, помышляя въ себѣ: Поставлю престолъ мой выше здвѣздъ небесныхъ, и буду подобенъ Вышнему. За таковую гордость и дерзость изъ свѣтоноснаго ангела превратился въ змiя дракона, о которомъ сказано въ откровенiи Iоанна Богослова, что хоботомъ своимъ отторгъ третью часть здвѣздъ небесныхъ, т. е. ангеловъ. Падшiе ангелы съ ихъ злоначальникомъ свержены съ неба и отсавлены на ихъ злую волю до страшнаго суда, на которомъ и получатъ должное воздаянiе.

На землѣ Богъ сотворилъ человѣка Адама плотянаго, вземъ престь отъ земли и вдуну въ лице его дыханiе жизни, т. е. душу разумную и безсмертную. Человѣка плотянаго сотворилъ Богъ во 1-хъ для того, чтобы человѣкъ смирялся, памятуя, что тѣло его создаю изъ земли и въ землю должно обратиться. Во 2-хъ для того, чтобы человѣка плотянаго можно было помиловать какъ немощнаго. Сотворилъ Богъ и помощницу Адами изъ ребра его, и поселилъ первозданныхъ въ раю сладости, въ жизни блаженной, заповѣдавъ имъ не вкушать только отъ одного древа. Но тотъ же змiй, превращенный изъ свѣтоноснаго ангела, по зависти прельстилъ прародителей нашихъ, увѣрилъ ихъ, что если вкусятъ отъ плодовъ сего древа, то будутъ они боги, вѣдяще доброе и лукавое. Обманутые Праотцы наши, хотя и изгнаны за непослушанiе и преступленiе изъ рая, но совсѣмъ не оставлены Богомъ, какъ падшiе ангелы. Всеблагiй и милосердный Богъ обѣщалъ послать имъ Избавителя сказавъ, что сѣмя жены сотретъ главу змiя. Но такъ какъ обѣщанный Избавитель не вскорѣ явился на землѣ, то Адамъ и Евва и потомки ихъ должны были жить только вѣрою въ грядущаго Избавителя или Мессiю. И потому пришлось имъ потомиться сперва въ жизни въ разныхъ трудахъ, и разныхъ скорбяхъ, и разныхъ болѣзняхъ, а потомъ по смерти въ темныхъ заклепахъ ада въ продолженiи пяти тысячъ лѣтъ и болѣе. Наконецъ Богъ исполнилъ свое обѣщанiе, послалъ имъ Избавителя въ лицѣ Сына Своего Единороднаго, который какъ младенецъ на землѣ родился отъ Пресвятыя Дѣвы наитiемъ Святаго Духа, пожилъ съ человѣки и пришедъ въ возрастѣ, проповѣдывалъ слово Божiе, наконецъ пострадалъ и умеръ на крестѣ и тридневно воскресъ, чтобы избавить человѣковъ отъ насильственной власти и мучительства дiавола, седмиглавою змiя и сатаны, какъ сказано у Евпнгелиста Iоанна. Тако возлюби Богъ мiръ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онъ, не погибнетъ, но имать животъ вѣчный. (Еванг. Iоанна. 3, 16).

Богъ на землѣ сотворилъ болѣе, нежели на небѣ, особенно въ томъ отношенiи, что Единородный Сын Его, воплотившись, соединился съ естествомъ  человѣческимъ и сталъ Богочеловѣкъ, и послѣ страданiй и крестной смути и воскресенiя вознесь естество человѣческое на небо и спосадилъ на престолѣ царствiя Своего, что Ангелосное естество не сподобилось, Многомилостивый Господь благоволилъ обожить и всѣхъ человѣковъ, но мѣшаетъ тому человѣческое невѣрiе или зловѣрiе, или нечестивая жизнь, и вообще нерадѣнiе и заботы земныя, за что и упрекаетъ насъ Господь чрезъ Пророка Давида: язъ рѣхъ: бози есте и сынове Вышняго вси. Вы же яко человѣцы умираете, и яко един отъ князей падаете (Пс. 31, 64).

Бывъ удостоена со стороны Божiей такой великой милости, всячески должны мы позаботиться о себѣ. Если не можемъ жить вполнѣ такъ, какъ требуетъ слово Божiе, по крайнѣй мѣрѣ постараемся приносить искренное и смиренное раскаянiе въ своихъ ошибкахъ и согрѣшенiяхъ съ посильнымъ исправленiемъ, чтобы на Страшномъ Судѣ не оказаться въч ислѣ нераскаянныхъ грѣшниковъ, о которыхъ говоритъ евангелiе: Идутъ сiи во онь вѣчный, уготованный дiаволу и ангеловъ его (Мат. 25, 41). Эти Евангельскiя слова явно показываютъ, что люди какъ бы добровольно по неразумiю и нераскаянности идутъ въ мученiе, уготованное не имъ а падшимъ ангеламъ.

Насъ ради во человѣчшiйся и волею пострадавшiй на крестѣ, и тридневно воскресшiй Христосъ Господь Iисусъ, да помилуетъ насъ, и всѣхъ ищущихъ спасенiя.

Аминь! Аминь! Аминь!

Недостойн. Iеромон. Амвросiй.

Апрѣля 1889 года.

 

Получено 22 Декабря 1889 г.

 

Общее Поздравленiе.

Братiя о Господѣ и сестры и Матери!

Приближается праздникъ Рождества Христова. По принятому порядку поздравляю всѣхъ васъ съ симъ всерадостнымъ Христiанскимъ торжествомъ, и по обычаю своему для пользы душевной предлагаю на разсмотрѣнiе Псаломскiя слова. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предадемся. Отверзите мнѣ врата правды, вшедъ въ ня, исповѣмся Господеви сiя врата Господня, праведнiи внидутъ въ ня (Пс. 117, 18-21).

Слова сiи Святый Давидъ произнесъ и написалъ, когда согрѣшилъ и наказанъ былъ бѣдствiями, угражающими  ему смертiю; а милосердiемъ Божiимъ остался въ живыхъ. За каковую милость онъ въ благодарномъ чувствѣ взывалъ. Отверзит мнѣ врата правды, внидъ въ ня исповѣмся Господеви.

Какiя это врата правды? Врата правды заповѣди Господни и законъ Божiй. Грѣхами врата сiи затворяются, и паки отверзаются искреннимъ сознанiемъ и смиреннымъ покаянiемъ и благодаренiемъ Господу за помилованiе и избавленiе отъ смерти. Врата правды называются и вратами Господними, чрезъ которыя и праведные восходятъ ко Господу также покаянiемъ, которое по слову Преподобнаго Марка Подвижника, потребно и необходимо до самой смерти не только грешнымъ, но и праведнымъ; потому что и праведникъ ежедневно можетъ падать седмижды, если не дѣломъ, то словомъ, или помышленiемъ, или зрѣнiемъ, или слухомъ и подобными; только, по словамъ Св. Епифанiя, грѣхи праведнымхъ грѣхи устъ; а грѣхи грѣшника – грѣхи тѣла.

Так ли поступаемъ, какъ поступилъ Св. Давидъ, когда наказываемы бываемъ отъ Бога за грѣъхи наши или бѣдствiями, или болѣзнями? – Св. Давидъ, согрѣшивши, каялся, исповѣдывался Богу и благодарилъ Господа за то, что согрѣшившаго, не предалъ его смерти, а оставилъ на покаянiе и исправленiе. Нѣтъ? Мы маловѣрные и малодушные не подражаемъ Св. Давиду, а будучи наказуемы за грѣхи наши, ропщемъ на Бога и людей, обвиняемъ всѣхъ и все, вмѣсто того, чтобы смириться и приноситъ искреннее раскаянiе въ своей грѣшной жизни, и постараться исправиться, или по крайней мѣрѣ, хоть не роптать и не обвинять другихъ, а сознавать, что терпимъ болѣзнь или бѣдствiе достойно и праведно Чрезъ такое смиренное сознанiе и раскаянiе съ твердою рѣшимостiю не возвращаться на прежнее, можетъ получить помилованiе отъ Господа и въ сей и въ будущей жизни. Въ настоящей жизни можемъ сподобиться помилованiя отъ Господа христiанскимъ напутствiемъ предъ кончиною, а въ будущей блаженнаго вселенiя съ праведными. Еже буду всѣмъ намъ получити неизреченнымъ милосердiемъ Рождшагося нынѣ отъ Пресвятыя Дѣвы Сына Божiя. Аминь!!!

Недостойн. Iером. Амвросiй.