Получено 29 Марта 1890 г. въ Великiй Четверг.

 

Общее поздравленiе.

Братiя о Господѣ, и Сестры и Матери!

Христосъ Вскресе, Христосъ Вскресе, Хрисосъ Воскресе!

Милосердiемъ и долготерпѣнiемъ Божiимъ еще сподобляемся встрѣтить всерадостный и Свѣтлый Проаздникъ Воскресенiя Христова, съ которымъ всѣхъ васъ поздравляю и сердечно желаю вамъ провести сiе великое христiанское торжество въ мирѣ, радости и утешенiи духовномъ. По обычаю своему для пользы душевной предлагаю на разсмотрѣнiе псаломскiя слова Уста моя возглаголятъ премудрость и поученiе сердца моего разумъ. (Псал. 48, 9).

Слова эти повторяетъ святая церковь преимущественно въ Праздники Святителей на службахъ ихъ, но онѣ равно относятся и ко всякому истинному Христiанину.

Всякiй благочестивый христiанинъ обязанъ устами говорить о премудрости Божiей, а сердцемъ поучаться въ благихъ разъмышленiяхъ и въ благихъ разумѣнiяхъ.

Что такое премудрость Божiя? Премудрость Божiя есть, во первыхъ, Самъ Сынъ Божiй, восплотившiйся отъ Пресвятыя Дѣвы и нашего ради спасенiя пострадавшiй и тредневно воскресшiй. Во вторыхъ, ремудрость Божiя есть все то, о чемъ говорится въ Св. Евангелiи и во всемъ Священномъ Писанiи и Писанiяхъ сято-отческихъ о спасенiи душъ христiанскихъ.

Сказано еще въ ветхомъ завѣтѣ, что начало Премудрости есть страхъ Господень, разумъ же благъ всѣмъ творящимъ его, (Притч. 1, 7) т. е. всѣмъ живущимъ по страху Божiю дается благой разумъ, разумъ духовный. Св. Исаакъ Сиринъ пишетъ: Положи въ основанiе въ житiи твоемъ страхъ Божiй и въ нѣсколькихъ днехъ обрящешися во вратахъ Царствiя. А живущiй безъ страха, какъ говоритъ Петръ Дамаскинъ, хотя бы жительствовалъ на небеси нисколько не воспользуется, какъ Адамъ и дiаволъ.

Когда кто начинаетъ забывать страхъ Божiй, не подражая Св. Давиду, глаголющему: Презрѣхъ Господи предо мною вину, яко одесную мене есть, да не подвижуся, тогда такой человѣкъ помрачается и начинаетъ устами празднословить, судить и осуждать, злословить и уничижать ближнихъ, и сердцемъ поучаться въ помыслахъ гнѣва и памятозлобiя, или въ помыслахъ плотскихъ, нечистыхъ. И если онъ скоро не опомнится, то дойдетъ и до худыхъ дѣлъ, называемыхъ дiавольскими, потому что по слову Апостола, исперва дiавол. Согрѣшаетъ ( I Iлагга 3, 8), внушая грѣшное человѣку христiанину. Такiя то дѣла пришелъ на землю разрушить Сынъ Божiй насъ ради пострадавшiй и умершiй на Крестѣ и тридневно воскресшiй.

Можетъ быть кто нибудь скажетъ, неужели нельзя уже говорить ни о чемъ житейскомъ, кромѣ одного душевнаго спасенiя? О всемъ можно говорить, только съ сознанiемъ и благодарнымъ памятованiемъ, что Господь по благости и милосердiю Своему создалъ для человѣка всю вселенную; землю сотворилъ для временнаго его пребыванiя на ней и вмѣстѣ для испытанiе его воли – къ чему она склонна къ добру или злу; а небо для вѣчнаго блаженства достойныхъ и непротивящихся слову Божiю и покаявшихся. Только одни непокорные слову Божiю и нераскаянные грѣшники идутъ въ огонь вѣчный, уготованный не людямъ, а дiаволу и ангеламъ его; люди же какъ бы добровольно идутъ туда.

Такъ же, если взираемъ на солнце, должно помышлять къ благодарнымъ памятованiемъ, что и оно создано для человѣка освѣщать и согрѣвать землю, на которой живемъ. Если видимъ дождь идущiй, то должны помышлять, что черезъ него утучняются засѣянные хлѣбныя нивы и другiя произрастенiя, которыя доставляютъ намъ питанiе. Если вкушаемъ пищу и питiе, то должны благодарно помышлять, что въ настоящей временной жизни безъ этого не можемъ и существовать.

Если находимся въ благополучiи и благоденствiи, то должна помышлять съ благодарнымъ чувствомъ, что Господь помылаетъ это не по нашему достоинству, а по благости Своей и милосердiю. Если постигнетъ насъ болѣзнь или какое-либо бѣдствiе, должно помышлять, что это послалъ намъ Господь за грѣхи наши для нашего вразумленiя, и поравленiя.

Если такъ будемъ расположены внутренно въ душѣ нашей и такъ поступать согласно съ симъ и наружно, тогда будемъ благонадежны, что насъ ради пострадавшiй и тридневно воскресшiй Господь нашъ Iисусъ Христосъ не оставитъ насъ милосердiемъ Своимъ ни въ сей ни въ будущей жизни. Аминь!

Недостойн. Iеромон. Амвросiй.

Марта 1890 г.

 

Получено 21 Декабря 1890 г.

 

Общее поздравленiе!

Братiе о Господе сестры и матери!

Приближается великiй Христiанский Праздникъ Рождества по плоти Господа нашего Iисуса Христа. Поздравляю всѣхъ Васъ съ симъ знаменательнымъ христiанскимъ торжествомъ и сердечно желаю Вамъ встрѣтить и провести оное въ мирѣ и радости и утѣшенiи духовномъ.

По обычаю своему для пользы душевной предлагаю на разсмотрѣнiе Псаломскiе слова: Еда забудетъ ущедрити Богъ, или удержитъ во гнѣвѣ Своему щедроты Своя? (Пс. 76, 10 П.). Многiе изъ христiанъ и вѣрующихъ по слабости человѣческой и малодушiю своему особенно въ скорбяхъ и болѣзняхъ имѣютъ обычай не рѣдко говорить: «забылъ меня или насъ Господь. Вотъ и свят. Давидъ за это и упрекаетъ насъ псаломскими словами: «Еда забудетъ ущедрити Богъ или удержитъ во гнѣвѣ Своему щедроты Своя? Слова эти показываютъ, что Господь изливаетъ щедроты Своя на созданiе Свое не только тогда, когда люди ведутъ себя какъ должно но и тогда, когда они прогнѣвляютъ Господа какъ сказано въ Евангелiи, что Всеблагiй Господь по милосердiю Своему солнцемъ Своимъ сiяетъ на злыя и благiя и дождитъ на праведныя и на не праведныя. Самъ Господь чрезъ другаго Пророка глаголетъ къ созданiю Сврему: «Скорѣе жена забудетъ изчадiе сове, Азъ же не забуду тебя». (Пс. 49, 15).

Ошибка и заблужденiе человѣчества происходитъ оттого, что мы непонимаемъ какъ слѣдуетъ намѣренiя Божiя и волю Божiю о насъ. Господь по благости Своей и милосердiю Своему хощетъ даровать намъ вѣчное блаженство на небѣ въ царствiи небесномъ, а мы по слѣпотѣ своей болѣе желаемъ и ищемъ счастiя и благополучiя временнаго на землѣ. Вотъ Господь по благости Своей и по любви къ роду человѣческому и вразумляетъ насъ разными скорбями и болѣзнями и другими бѣдствiями, какъ свидѣтельствуетъ Апостолъ: «Его же любитъ Господь наказуетъ, бiетъ же всякаго сына, его же прiемлетъ. Аще ли же безъ наказанiя есте, убо прелюбодѣчищи есте, а не сынове. (Евр. 12, 6, 7, 8,9).

Не мало между нами и такихъ, которые хотятъ и вѣчное блаженство получить въ царствiи небесномъ и вмѣстѣ желаютъ и временное имѣть счастiе и полное благополучiе. Но это невозможно, какъ объявляется въ словѣ Божiемъ что многими скорбями подобаетъ внити въ царствiе небесное и что наслѣдiе со Христомъ получатъ только тѣ, которые Христа ради на землѣ переносятъ различныя скорби и страданiя, какъ свидѣтельствуетъ Апостолъ: Аще съ Нимъ т. е. со Христомъ страждемъ, то съ Нимъ и прославимся. Когда же въ скорбяхъ нашихъ и болѣзняхъ будемъ малодушествовать и роптать на Бога и на людей и на участь свою, въ такомъ случаѣ не только не прославимся со Христомъ, но и спасенiе наше вѣчное сомнительно будетъ, если не покаемся и не постараемся исправиться, хотя не дѣлами, по крайней мѣрѣ душевнымъ и мысленнмъ расположенiемъ, какъ говорит Iоаннъ Лествичникъ: «Не постихся, не бдѣхъ, ни на землѣ легахъ, но смирихся и спасе мя Господь».

И другой святой Исаакъ Сиринъ говоритъ: «Смиренiе и безъ дѣлъ прощаетъ многiя согрѣшенiя, а дѣла безъ смиренiя безполезны.

Ради спасенiя нашего Рождейся отъ Дѣвы Господь нашъ Iисусъ Христосъ, да вразумитъ всѣхъ насъ на полезное и спасительное. Аминь.

Недостойн. Iеромон. Амвросiй.