Общее Поздравленiе.

Братiя о Господѣ и Сестры и Матери!

Поздралвяю Васъ съ свѣтлымъ Праздникомъ Воскресенiя Христова и привѣтствую всѣхъ Васъ радостнымъ христiанскимъ привѣтствiемъ: Хрисосъ воскресе! Хрисосъ воскресе! Хрисосъ воскресе!

По великому значенiю своему свѣтлый Проаздникъ Воскресенiя называется Праздникомъ Праздниковъ, торжествомъ торжества Христiанскихъ, пасхою Христовою, которая означаетъ преведенiе отъ смерти къ жизни отъ земли къ небеси. Въ этотъ праздникъ обрадованные христiанѣ братски привѣтствуютъ другъ друга воскресенiемъ, прощая все и ненавидящим ихъ.

По обычаю своему, для пользы душевной, предлагаю на рассмотрѣнiе псаломскiя слова, которыми молился Святой Давидъ Богу:

«Благости и наказанiю и разуму научи мя. (Пс. 118).

Ежели Святый Давидъ будучи Пророкъ имѣлъ нужду молиться Богу дарованiи ему означенныхъ качествъ то кольми паче всякому христiанину, человѣку обыкновенному необходимо заботиться о прiобрѣтенiи этихъ качествъ, моляся Богу  о помощи свыше.

«Благости научи мя». Благость и милосердiе есть главная часть любви, а любовь есть главная добродѣтель и заповѣдь, какъ сказано въ Евангелiи: «Возлюбиши Господа Бога твоего отъ всея души твоея Яко самъ себе. На сихъ двухъ заповѣдяхъ весь законъ и пророцы висятъ».

Любовь рождается отъ вѣры и страха Божiя, возрастается и укрѣпляется надеждою, приходитъ въ совершенство благостiю и милосердiемъ, которыми выражается подражанiе Богу, какъ сказано въ Евангелiи: «будите милосердии, яко же Отецъ Вашъ Небесный милосердъ есть и еще сказано въ евангелiи: «Милости хощу а не жертвы». Милость и снисхожденiе къ ближнему и прощенiе недостатковъ его выше жертвы, которая не принимается безъ мира съ ближнимъ по слову евангелiя: «Аще принесеши даръ твой ко алтарю и ту помянеши, яко братъ твой имать нѣчто на тя: остави ту даръ твой предъ алтаремъ и мед прежде смирися съ братомъ твоимъ и тогда пришедъ принести даръ твой». Любовь къ Богу доказывается любовiю и милосердiемъ къ ближнему, а милосердiе и милость и снисхожденiе къ ближнему и прощенiе недостатковъ его прiобрѣтаются чрезъ смиренiе и самоукоренiе, когда во всѣхъ скорбныхъ и непрiятныхъ случаяхъ будемъ возлагать вину на себя, а не на другихъ, что мы не умѣли поступить какъ слѣдуетъ, оттого произошло непрiятность и скорбь. Ежели такъ будемъ разсуждать то менѣе будемъ огорчаться и предаваться гнѣву, который правды Божiея не содѣлываетъ. Страшны слова Апостола Iоанна: «Не любяй брата т. е. всякаго ближняго, пребывать въ смерти» во тьмѣ ходитъ и не вѣсть камо идетъ; а не навидяй брата человѣкоубiйца есть».

«Наказанiю научи мя». Въ славянскомъ нарѣчiи слово «наказанiе» означаетъ душеполезное наставленiе, какъ дѣятельно проходитъ путь добродѣтели въ стразѣ Божiемъ согласно заповѣдямъ Божiимъ и постановленiямъ Церкви. Еще въ ветхомъ завѣтѣ сказано: «Сын ненаказанный скорбь отцу и печаль матери», т. е. сынъ не наставленный въ страхѣ Божiемъ и законѣ Господнемъ. По настоящее время многiе родители дѣтей своихъ учатъ многому, часто не нужному и не померному, но не радятъ о томъ, чтобы наставлять дѣтей страху Божiю и исполненiю заповѣдей Божiихъ и соблюденiю постановленiй Единой Соборной Апостольской Цереви, отчего большего частiю дѣти бываютъ непокорны и не почтительны къ родителямъ и для себя и для отечества непотребны а иногда и зловредны.

«Разуму научи мя»; т. е разуму истинному и правильному. Въ Святомъ Писанiи сказано: «Взыщите разума да поживете и исправите разумъ въ вѣдѣнiи, т. е. старайтесь разумѣть Святые Писанiе не кое-какъ вамъ вздумается, а разумѣть какъ слѣдуетъ правильно и истинно.

Доказательствомъ тому на сколько это не обходимо служить то, что всѣ народы читаютъ одно Евангелiе, а разумѣютъ различно. Не едино чего понимаютъ оное Православные и Католики, иначе понимаютъ Армяне, Конты и Арiане, иначе Реформаты и Лютеране и подобные имъ Такое различiе происходитъ оттого что не всѣ обращаютъ должное вниманiе на значенiе Евангельскихъ словъ Самаго Господа: «Щедин убо научите вся языки крестящее ихъ во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, учащее ихъ блюсти вся елика заповѣдахъ вамъ». Одна Православная Церковь принимаетъ Святое-Писание ветхое и новое все вполнѣ, а несогласные съ Православною Церковiю принимаютъ по выбору изъ Писанiя только тѣ мѣста, которые имъ нравятся и за это причисляются къ еретикамъ потому что слово «еретикъ» произходитъ отъ греческаго слова «EpEго» (выбираю). О такихъ людяхъ пишетъ Апостолъ Павелъ такъ: «Еретика человѣка, по первомъ и второмъ увѣщанiи отрицайся: вѣдай яко развратiйся таковый, и согрѣшаетъ, и есть самоосужденъ».

Подобно Давиду будемъ молиться и мы что Господь ими же вѣсть судьбами помогъ намъ научиться благости и милосердiю и наказанiю душеполезному и разуму истинному безъ которыхъ сомнительно и не надежно вѣчное наше спасенiе, если не прибѣгнемъ въ покаянiи и со смиренiемъ къ Пострадавшему за насъ и Умершему на крестѣ и тридневно Воскресшему Господу нашему Iисуса, которому подобаетъ всякая слава честь и поклоненiе со Безначальнымъ Его Отцомъ и Пресвятымъ Благимъ и Животворящимъ Духомъ во вѣки вѣков. Аминь.

Недостойн. Iеромонахъ Амвросiй.

Апрѣля «___» дня 1891 г.