<список с автографом прп. Амвросия >

<список>

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Мать Серафима!

Письмо твое отъ 23 го Янв. получилъ. Касательно М. Маргариты ничего не могу сказать, потому что самъ ея не знаю, а знающія ее М. Макарія въ Троекуровѣ, а сестра твоя лежитъ больная въ Бѣлевѣ. Впрочемъ все-таки думаю, что вы едва ли сладитесь съ нею: она, какъ ты пишешь подъ руководствомъ не жила, а ты подъ руководствомъ не ужилась. Поэтому немудрено, что Вы обѣ будете настойчивы въ своихъ понятіяхъ и привычкахъ.

Пишешь, что смущалась на меня, будто бы я благословилъ Варварѣ Ильинишнѣ оставить тебя. Да отъ куда взяла ты, что я благословилъ ей быть больною?

Я бы радъ благословить ей, чтобы она всегда была здорова, да не отъ меня это зависитъ.

Сознаешь теперь, что была тебѣ и польза отъ Матушки Макаріи. Я и прежде зналъ, что ты будешь жалѣть о ней.

Спрашиваешь, какъ тебѣ держать себя въ отношеніи къ сестрамъ, часто ли посѣщать ихъ. Безъ надобности не къ чему ходить, да и надобно разбирать сестеръ, кого посѣщать и кого нѣтъ.

Относительно игуменства: благословляю быть Игуменьею надъ самою собою и надъ своими дурными привычками. А остальнаго благословить тебѣ не могу, потому что это начинаніе не только не можетъ полезно, но и опасно.

Впередъ не обращайся по мірски не только съ дядями, но и съ тетками. Разумѣй еже глаголю.

Ежели у мірскихъ есть благоприличіе, то у монашествующихъ должна быть и осторожность во всемъ, и прежде всего въ обращеніи.

Варвара Ильинишна къ М. Игуменьѣ не писала, думаю, потому, что время отъ времени надѣялась выѣхать изъ Бѣлева, а болѣзнь препятствовала и препятствуетъ доселѣ.

Живи и старайся стяживать умъ да разумъ, не кое-какой, а дѣльный, основательный, монашескій, не упрямый, а твердый, - и во внѣшнемъ, по приходу держи расходъ, и о себѣ суди по тому, что ты дѣлаешь, а не потому, что ты думаешь. Надумать можно много, но недостатокъ въ исполненіи обличаетъ насъ.

Въ прежнемъ письмѣ писала ты мнѣ, что имѣешь къ одному лицу залогъ не сближенія. Впередъ называй всякую вещь своимъ именемъ; проще и прямѣн сказать, ты имѣла залогъ памятозлобія, доходящаго до ненависти. За чѣмъ безобразіе страстей прикрывать благовидными именами.

Умудряйся во спасеніе! И прежде всего не вини.

<автограф прп. Амвросия:>

Многогр. I. Амвросій.

<список>

29 Янв. 63.

 

1                          [1]

 

<список с автографом прп. Амвросия >

<список>

9 Апрѣля 1863.

Христосъ воскресе!

Достопочтенная о Господѣ

Мать Серафима!

Послѣ послѣдняго письма моего къ тебѣ (отъ 29 Янв.) получилъ я отъ тебя письма: отъ 29 же Янв., отъ 2 Марта, и теперь третье отъ 3 Апрѣля. На первыя два письма до сихъ поръ не отвѣчалъ я тебѣ отчасти по немощи тѣлесной (съ половины 6 й недѣли до конца Свѣтлой недѣли и въ церкви не могъ быть), отчасти же и потому, что ты предлагаешь мнѣ много вопросовъ, на которые неудобно и отвѣчать, - Ты делала бы имѣть въ своемъ мѣстѣ такую наставницу, къ которой могла бы, въ бореніи помысловъ, относиться; но я не знаю, кого бы тебѣ назначить, кто бы была тебѣ угодна и полезна. Къ О. Иліодору въ Глинскую пустынь можешь писать, и можешь принимать его мнѣнія и совѣты; остальныхъ же, коихъ мнѣнія всѣ врозь, сама видишь, что принимать нельзя. Ѣздить въ Глинскую пустынь погоди, посиди дома и посмотри, что и какъ будетъ съ тобою, и что съ другими. – Келлейницъ твоихъ лучше оставь въ покоѣ, т. е. не назначай имъ правила; развѣ кто изъ нихъ сама попроситъ, и тогда можешь назначить имъ хоть половину правильца, которое и сама проходишь. Изъ отеческихъ книгъ пусть онѣ читаютъ Авву Дороөея и Лѣствицу; а иногда, въ свободное время, и ты можешь почитать имъ изъ этихъ книгъ. – Спрашиваешь меня: какимъ образомъ можешь достигнуть того, чтобы нажить разумъ духовный, твердый? Смиреніемъ, страхомъ Божіимъ, и храненіемъ совѣсти и терпѣніемъ находящихъ скорбей. Еще спрашиваешь: отъ чего въ душѣ твоей такой мракъ? – Кромѣ другихъ причинъ отъ того, что имѣвши Старицу, ты не хотѣла покоряться ей, и даже противилась, грубила и досаждала ей, а все это, какъ ты сама сознаешь, плоды гордости. –

Ты пишешь, что много спишь, и въ отношеніи пищи дѣлаешь себѣ снисхожденіе: сознавая въ семъ немощь свою, укоряй себя и удерживайся по крайней мѣрѣ отъ осужденія людей. – Iисусову Молитву можешь употреблять, особенно при бореніи дурныхъ помысловъ, но только устную, а вмѣсто ея иногда и: «Боже милостивъ буди мнѣ, грѣшной». Лучше и эту молитву, чѣмъ ничего. – Еще пишешь, что стоя въ Церкви, однажды возъимѣла сильное желаніе войти въ Царствіе Небесное, и насладиться пѣніемъ Ангеловъ. Это тебѣ по твоему устроенію не можетъ быть полезно; а скорѣе противное сану:

Въ Патерикѣ рассказывается объ одномъ Старцѣ, который, сознавая себя грѣшнымъ, каждое утро, какъ проснется, сходилъ умомъ ко грѣшникамъ во адъ, помышляя о тамошнихъ мукахъ, вѣчномъ томленіи, о скрежетѣ зубовъ и т. д., и молился о избавленіи отъ оныхъ; и другіе Старцы признали дѣланіе сего Старца наиболѣе полезнымъ и надежнымъ.

Варвара Ильинишна больна доселѣ и живетъ ожидая милости Божіей; а когда выздоровѣетъ, будетъ видно, если выздоровѣетъ.

Въ третій разъ въ письмѣ этомъ о Старицѣ говорю, въ которой ты теперь чувствуешь нужду, а когда имѣла ее, тогда не сознавала потребности въ ней. Всегда такъ бываетъ. Когда обладаемъ добромъ, то его не цѣнимъ; а теперь по пословицѣ, посиди у моря, подожди погоды. <автограф прп. Амвросия:> умнѣе и смиреннѣе будешь.

Многогр. I. Амвросій.

<список>

 

2                          [2]

<список с автографом прп. Амвросия >

<список>

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Серафима!

Письма твои отъ 16 го Апрѣля, 17 го и 29 го Мая получены. Ты жалуешься на свое одиночество, и желаешь теперь воспользоваться отношеніемъ къ какой нибудь Старицѣ, чего прежде не хотѣла понять и оцѣнить, имѣя близъ себя Старицу по благословенію покойнаго Батюшки О. Макарія. Ты, можетъ быть, скажешь въ свое оправданіе, что она была строга. Но я тебѣ на это противопоставлю слова Св. Лѣствичника; онъ говоритъ: кто склоненъ къ гордости и самочинію (или какъ говорятъ другіе отцы имѣетъ выю непреклоняющуюся и волю непокоряющуюся), тотъ долженъ избрать себѣ наставника строгаго и не попустительнаго. Тебѣ многократно было говорено: покорись, и получишь пользу душевную. Но ты пребыла непреклонна и даже наконец сопротивлялась наставницѣ съ досажденіемъ и негодованіемъ. Вотъ теперь поневолѣ пришлось вкушать отъ горькихъ плодовъ самовѣрія и непокориваго разумѣнія. Сбывается на насъ слово Апостола: мняйся вѣдѣти что, не у разума якоже подобаетъ, и слово опытныхъ: своя воля и учитъ и мучитъ; сперва помучитъ, а потомъ чему нибудь и научитъ. Ты прежде не хотѣла покоряться и какъ должно относиться къ дѣльной и благословенной наставницѣ, а теперь нужда научила и возбудила въ тебѣ желаніе относиться хоть къ какой-нибудь старицѣ, или имѣть собесѣдникомъ дѣльную сестру. Вещь эта въ настоящее время очень мудреная. Ты указываешь на старушку Игуменью: Я ея не знаю, а слышалъ, что она могла бы приносить другимъ пользу, если бы обстановка и положеніе ея были другія; а при этомъ неудобствѣ неудобно и духовное отношеніе. Сама это разсмотри на мѣстѣ и потолкуй съ тѣми кто понимаетъ дѣло. Мнѣ жаль тебя, очень жаль, а положительно и утвердительно сказать ничего не могу, касательно духовнаго отношенія. Пока найдешь это отношеніе, руководись заповѣдями Евангельскими; на нихъ опираясь, смотри что дѣлается внутри тебя и не ретись неразсудно на одно внѣшнее уединеніе, которое въ страстномъ можетъ питать самомнѣніе, гнѣвливость и осужденіе другихъ. Обращай на эти признаки твое вниманіе и понуждайся обучать себя самоукоренію, во всякомъ случаѣ возлагая вину на себя а не на другихъ.  Помни всегда отеческое слово: «Келлія выситъ, а люди искушаютъ. Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, да научатся смиряться и не порицать другихъ. <автограф прп. Амвросия:> Многогр. I. Амвросій.

10 го Iюня

1863. г.

 

3                          [3].

<список с автографом прп. Амвросия >

<список>

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

9 Окт. – 63. г.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Мать Серафима!

Посылаю тебѣ, обще съ сестрою, послѣднюю часть писемъ покойнаго Батюшки О. Макарія, для духовнаго Вашего назиданія.

Въ письмѣ своемъ отъ 22го Сентября просишь меня помолиться, чтобы тебѣ правильно совершать путь твоего спасенія. Отъ всей души желаю, чтобы ты не уклонялась ни на десную, ни на шуюю сторону, а шла путемъ среднимъ, царскимъ, который указанъ намъ Самимъ Царемъ царей и Господомъ господей, въ животворныхъ Его заповѣдяхъ, начиная отъ сихъ: не гнѣвайтесь, не осуждайте, изми первѣе бревно изъ очесе… твоего, какъ Онъ изрекъ Самъ; и также, какъ учитъ чрезъ Апостола своего: прежде всего прилежну имѣйте любовь другъ ко другу.

Жалуешься еще на то, что облѣнилась къ чтенію и молитвѣ: - это тебѣ за то, что много разбираешь въ чужихъ дѣлахъ и скоро дѣлаешь заключенія, хотя и не примѣчаешь сего и готова оправдываться; но бываетъ такъ. Спрашиваешь, съ чего тебѣ начать, чтобы не прогнѣвить Господа своимъ нерадѣніемъ?

Чтобы болѣе не прогнѣвлять Господа, надо начать съ покаянія и съ смиренія, и съ совѣсти предъ Богомъ, который зритъ и и тайныя наши мысли.

Желаешь читать разные акаөисты, по усердію. Можешь читать но съ тѣмъ чтобы при этомъ не мнѣть о себѣ нѣчто и другихъ не осуждать. А когда есть возношеніе и другихъ осужденіе, тогда не читай.

Къ молитвѣ Iисусовой старайся прибѣгать часто, во всякое время, также и въ церкви, особенно если не слышно чтеніе, - за хожденіемъ и кажденіемъ. Поклоны земные можешь класть въ келліи въ Пятидесятницу (какъ разрѣшаетъ Пр. Варсонуфій В.) въ Воскресные дни вечеромъ, или подъ воскресенье, въ полүелейные праздники и т.д. Въ церкви надо слѣдовать общему порядку; а келлія иное дѣло; впрочемъ не отмѣчать смиреннѣе и безопаснѣе.

Крѣпость на келлію надобно и совершить, но теперь еще не время.

Сперва поживите пока такъ, и обживайтесь; а тогда видно будетъ, какъ ее совершать.

<автограф прп. Амвросия:> о прочемъ напишу послѣ, аще Господь поможетъ.

Многогр. I. Амвросій.

 

{М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ

Мать Серафима!

Поздравляю тебя съ имяниницею. Длинныя твои письма отъ 5, 11 и 14 Nоября получилъ, но теперь отвѣчать нѣтъ времени.[4]}

{Миръ тебѣ!

Многогр.<ѣшный> I.<еромонахъ> Амвросій.

28 Nоября — 64. г.[5]}

// л. 169

 

 



[1] Печатается по фонду 213-55-13. Лл. 3-4 об.

[2] Печатается по фонду 213-55-13. Лл. 5-6 об.

[3] Печатается по фонду 213-55-13. Лл. 7-8.

[4]        Рукой писца.

[5]        Автограф прп. Амвросия.