Сестра о Господѣ

Пречестнѣйшая Мать С-ма!

Письмо твое отъ 20 Дек. получилъ. Хотя я человѣкъ немощной, но по вѣрѣ твоей рѣшаюсь отвѣчать тебѣ.

Не имѣя досуга пространно отвѣчать тебѣ о тѣсномъ пути, ведущемъ въ царство небесное, посылаю тебѣ объ этомъ печатную брошюрку, недавно мнѣ присланную.

Касательно же умной и сердечной молитвы, къ которой ты такъ расположена, скажу, что врагъ нашъ душевный не возстаетъ такъ ни противъ какой добродѣтели, какъ противъ молитвы, въ особенности умной и сердечной, всѣми способами подвизаетъ человѣка на гнѣвъ и на немурствіе противъ другихъ, которые по своему неразумію, а вмѣстѣ по наущенію вражію, мѣшаютъ намъ проходить внимательную жизнь. Блаженный Илія Экдикъ пишетъ: егда помолишься, якоже подобаетъ, ожидай оныхъ, яже не подобаетъ, т. е. гнѣвнаго возмущенія (Добротол. Ч. 4).

Патріархъ Каллистъ въ 14-й главѣ о молитвахъ пишетъ: аще хощеши уразумѣти, како подобаетъ молитися, взирай на конецъ вниманія, или молитвы, и не прельщайся. Сея бо конецъ, возлюбление, умиленіе есть всегдашнее, сокрушеніе сердца, любви ко ближнему. Сопротивное же явстенно есть: по мыслъ похоти, испытаніе клеветы, ненависть ко ближнему, и еслика симъ подобна (Добротол. Ч. 2).

Препод. Исихій Пресвитиръ пишетъ въ главѣ 20-й: подабаетъ подвизающемуся внутрь, во всякое мгновеніе времени имѣти четыре сія: смиреніе, крайнее вниманіе, противорѣчіе и молитву. Смиреніе, яко съ гордыми бѣсами противными имѣетъ оно брань, да помощь Хрістову въ руцѣ сердца имать, зане Господь гордыхъ ненавидитъ. Вниманіе же, да присно сердце свое творитъ ни единаго помысла имѣти, аще бы и благъ являлся. Противорѣчіе же, да егда скоро уразумѣетъ пришедшаго, абіе со гнѣвомъ противословитъ лукавому (псаломскими словами): отвѣщаю, глаголетъ, поношающимъ ми слово: не Богу ли повинется душа моя. По противорѣчіи же абіе молитву, да возопіетъ ко Хрісту съ воздыханіемъ безмолвнымъ. И тогда самъ подвизаяйся узритъ врага разрушающася, или прогоняема покланяемымъ именемъ, Iисусъ яко прахъ отъ вѣтра, или яко дымъ исчезающій съ мечтаніемъ его. – И въ главе 31-й: подабаетъ бо намъ, во общежитіи пребывающимъ, добровольнымъ изволеніемъ и добрымъ сердцемъ всю волю свою отсѣкати предъ настоятелемъ, и тако Богу спомоществующу, благообуздываемы и сами некако бываемъ и невольны. Хитрость же въ семъ имѣти подобаетъ, да не желчію смущаемся, и ярость нашу безсловеснѣ и чрезъестественнѣ дважимъ, и тако не дерзновенны на невидимую брань обрящемся. Обыкла бо есть воля наша, не отсѣкаема нами добровольнѣ, гнѣватися на начинающихъ принужденныѣ оную отыскати: и отъ сего убо ярость злящаяся подвишися, погубляетъ разумѣніе брани, еже едва со многимъ трудомъ стжати возможе. Растлительна бо ярость есть естественно, аще на помыслы подвигнется бѣсовскія, растлѣыаетъ и погубляетъ ихъ: аще же паки на человѣки возмутится, растлѣваетъ и тако благія помыслы въ насъ. Ярость, аще на сію троицу добродѣтелей весь полкъ бѣсовскій ниже противовзирати можетъ (Доброт. ч. 2, Каллиста и Игнат. Гл. 73).

Препод. Маркъ Подвижникъ въ словѣ о покаяніи говоритъ: правое дѣло для начинающихъ, среднихъ и совершенныхъ есть: молитва, очищеніе помыслов[i] и тверпѣніе постигающихъ насъ скорбей. Безъ сихъ трехъ нельзя совершать и прочія добродѣтели. Да и самая молитва безъ очищенія помысловъ и безъ перенесенія скорбей совершаться не можетъ. Въ этой триплѣтенной верви если гдѣ одна нить ея прерывается, тамъ прерываются и другія нити. – Тоже самое выражаетъ и Апост. Павелъ въ 1-мъ посланіи къ Солунянамъ, въ гл. 5-й: долготерпите ко всемъ, всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всемъ благодарите, сія бо есть воля Божія. – А Ап. Iоаковъ объясняетъ, когда мы должны радоваться, т. е. когда впадаемъ въ различныя скорбныя искушенія, которыми испытывается наша вѣра, а вмѣстѣ очищаются наши согрѣшенія.

По крайнему недосугу хотѣлъ написать тебѣ вкратцѣ, а по важности предмета коротко нельзя было написать.

Помози тебѣ, Господи, утвердиться, Сестра, въ молитвенномъ подвигѣ, и стяжать молитву истинную, а не кое-какую храмлющую; какъ обличаетъ насъ Iоаннъ Богословъ въ своихъ постаніяхъ: аще кто речетъ, яко люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, ложь есть. И сію заповѣдь имашы, да любяй Бога, любитъ и брата своего.

Помолись и о мнѣ грѣшнымъ, сестра,  глаголющимъ и нетворящемъ. Непотребн. I. Амвросій.

4 Января 1881 г.

 



[i] Т.е. отверженіе помысловъ блудныхъ помысловъ гнѣва, памятозлобія и ненависти.