12 Мая 1882 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Г. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо духовное

Матушка Серафима!

Вдругъ получилъ отъ тебя два письма. Въ первомъ описываешь свое положеніе и душевное расположеніе и устроеніе. Между прочимъ относительно другихъ выражаешься такъ: «Горько мнѣ видѣть и сознавать, что кругом меня даже редко и слышится рѣчь о Богѣ, а все какое-то пустое или намѣренное хитрословіе, или лесть, соединенная съ предательствомъ и человѣкоугодіемъ». – На это тебѣ скажу, что и между такими людьми жить полезнѣе, нежели въ одиночествѣ и въ удаленіи, какъ бы считая это безопаснымъ. оть, когда жилъ въ Садомѣ, былъ праведенъ; а когда удалился въ Сигоръ, и считалъ это мѣсто безопаснымъ, то тяжко согрѣшилъ. Не напрасно написано въ Отечникѣ: келья выситъ, а люди искушаютъ. Чрезъ претерпѣніе же искушеній человѣкъ дѣлается искуснымъ. А о противномъ пишетъ Апостолъ: неискушенъ – неискусенъ. Да и кромѣ того Заповѣдь Евангельскую имѣемъ, - не спѣшить судить, не здраво рассуждать и неправо осуждать.

Недавно пріѣхала въ  Оптину изъ-за Кіева монахиня, ревностная, строгая по жизни, но склонная судить и осуждать, подъ благовидными предлогами, другихъ, особенно съ ней жвущихъ.

Она сказывала мнѣ, какое было ей видѣніе. Вижу, говоритъ, во снѣ, будто бы множество разнообразныхъ птичекъ, весьма пріятныхъ по виду, садились мнѣ на правое плечо и на руку и по всему правому боку, и даже лезли подъ ряску. Видѣть ихъ мнѣ было очень пріятно. Но въ тоже время, съ другой стороны стали садиться на менѣ птички, черные по виду, цвѣтомъ какъ галка, грачи или вороныя, и мнѣ ихъ непріятно было видѣть. И вдругъ слышу какой-то голосъ, говорящій: «для Бога дороги и эти, какъ и первые. И они могутъ исправиться, и быть подобными первымъ. Поэтому не суди и не осуждай». – Съ этими словами я проснулась, и казалось мнѣ, что еще ощущала нѣкоторыхъ птичекъ подъ платьемъ. Поэтому не вдругъ престала себя ощупывать.

Все сказанное да научитъ насъ съ тобою не спѣшить судить и осуждать; поэтому что видимые наши люди внутри не всегда таковы, какими кажутеся снаружи. Нерѣдко человѣкъ, начнетъ говорить по обычной немощи человѣческой, и не кончивши еще разговора, уже начинаетъ сознавать, что онъ говоритъ не то, что слѣдуетъ; а пришедши въ келью, горько раскаевается въ сказанномъ или сдѣланном. Препод. Маркъ Подвижникъ пишетъ: отъ дѣлъ и словесъ и помышленій праведникъ единъ, а отъ покаянія праведніи быша мнози.

Еще пишетъ: «Восхитясь книжкой: «Разсказъ Странника», и желая, чтобъ на пользу послужила одной по-видимому благочестивой монахинѣ, я было отправилась къ ней, и почитала ей съ любовію; но горько должна была сознаться, что и для нея существуетъ только одна обрядовая часть религіи, а потому, распрастясь съ любовію, и не видя ея желанія и слушать, осталась все-таки одна съ собой и Богомъ».

Оставаться съ собой и Богомъ, - это хорошо, если дѣствительно такъ. Въ Псалмѣ на каждой вечернѣ читаемъ: единъ есмь азъ, дандеже прейду. Т. е. живя среди многихъ, полезно уединяться и съ собою однимъ оставаться. Это поможетъ избѣгать многихъ сѣтей вражескихъ, если при этомъ не будемъ плохо разумѣть о ближнемъ. Ты рѣзко отозвалась о сестрѣ, для которой, по мнѣнію твоему, будто бы существуетъ одна только обрядовая часть религіи. Нельзя совсѣмъ охуждать и эту часть, потому что читаемъ въ тропаряхъ многихъ святыхъ, что дѣяніе есть выходъ къ видѣнію, а еще болѣе потому, что дарованія даются людямъ различныя, какъ говорится въ Евангеліи: овому дадеся пять талантѣ,  овому же два овому же единъ, комуждо противу силы его. И усугубившіе пять и два равно вошли въ радость Господа своего. Марѳа и Марія, сестры Лазаревы, были сестры родныя, но дарованія имѣли различныя. – Марія присѣдѣла при ногу Iисусову, слушая Его Божественные глаголы; а Марѳа готовила обѣдъ, чтобы учредить Хріста пришедшаго. А если бы онѣ обѣ сидѣли при ногу Iисусову, кто бы приготовилъ обѣдъ для учрежденія Хріста? И сверхъ того нигдѣ не писано, чтобы одна только Марія вошла въ Царствіе Небесное, а Марѳа осталась внѣ. Св. Авва Дороѳей, удерживая насъ отъ строгаго сужденія другихъ, говоритъ такъ: можетъ быть въ братѣ, или сестрѣ, которыхъ осудить понуждаетъ насъ помыслъ, есть одно доброе дѣло, котороые предъ Богомъ учѣнньѣ всей нашей жизнию

Прежде ты писала, что были противъ тебя ухищренія отъ старшихъ, чтобы вытѣснить тебя изъ обители. А въ послѣднемъ письмѣ пишешь, что начались ухищренія отъ нихъ, чтобы удержать тебя въ обители. Такая путаница, что и не поймешь.

Наконецъ пишешь, что для тебя грустно и тяжко сознавать, что Господь у всехъ какъ бы на послѣднемъ планѣ. – На это тебѣ скажу: ежели мнѣніе Пророка Иліи не оправдалось, взывавшаго ко Господу: Олтари Твоя раскопаша, пророки твоя избиша: остахся азъ единъ, и ищутъ души соей. И сказано было ему онѣ Господа: оставихъ седмъ тысящь мужей, не преклонившихъ колѣна предъ вааломъ. То наше съ тобою мнѣніе можетъ оказаться еще ошибочнѣе. И Апостолъ предостерегаетъ: мняйся стояти, да блюдется, да не падетъ.

Среди великаго недосуга помыслъ понудилъ меня написать тебѣ то, что написалъ. А ты на досугѣ помолись о мнѣ грѣшномъ, глаголющемъ и не творящемъ. Съ утра до глубоикаго вечера нахожусь въ непрестанной молвѣ, - некогда о себѣ и подумать. Только и занимаюсь разборомъ чужихъ дѣлъ.

Господи помилуй мене

Грѣшнаго!

Непотребн. I. Амвросій.

P.S. На Землѣ все измѣнчиво.

Можетъ и грубое объявеніе – никуда не ѣздить – измѣнить ея.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Г. н. п. н.

Боголюбивая Раба Хрістова

Пречестнѣйшая Матушка Серафима!

Письмо твое отъ 20-го Августа получилъ. По недосугу на прежніи твои письма не могъ отвѣчать. И на это скажу тебѣ вкратцѣ. Бывее тебѣ видѣніе означаетъ то, чтобы ты въ затруднительномъ твоемъ положеніе не унывала и не малодушествовала. Бѣлая одежда означаетъ, что нужно держаться всегда истиннаго и искренняго покаянія, растворяемаго нелицемѣрнымъ смиреніемъ. Елей и помозаніе елеемъ означаетъ милость Божію. А гдѣ милость Божія, тамъ и всесильная Его помощь. Ибо обряйся бывшимъ видѣніемъ и не малодушествуй среди окружающихъ неудобствъ, держась благаго совѣта внутренняго гласа: не занимайся ничьими здѣсь дѣлами; пусть всѣ, какъ хотятъ. А ты внимай себѣ и своему спасенію, ожидая рѣшеніе о себѣ отъ Всеблагаго Промысла Божія. Какъ Господу угодно, такъ Онъ и да устроитъ о насъ полезное. Никогда не выпускай изъ памяти следующей Евангельской заповѣди Божіей: Не судите, и не судятъ вамъ. Не осуждайте, да не осуждении будете. Любите враги ваша, добро творитѣ ненавидящимъ васъ, и молитесь за творящихъ вамъ напасть и изгонящія вы.

Помнится что ты просила у меня карточку. За множествомъ дѣлъ я не помню, посылалъ ли ее тебѣ. На всякой случай прилагаю при семъ просимое тобой.

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросій.

31-го Августа 1882-го года.

P. S. Благожелательно привѣтствую о Господѣ старицу-молитвенницу, и благодарю ее за присланный рубль, который употребленъ, по ея назначенію, на масло предъ святыѣ иконы въ моихъ кельяхъ. Передай ей, что на преложеніе М. Игуменіи принять схиму она можетъ согласиться. Можетъ принять схиму въ простотѣ сердца, и съ упованіемъ на милось и всесильную помощь Божію, держась при томъ благаго совѣта, преподаннаго тебѣ внутреннимъ гласомъ: «не занимайся ничьими здѣсь дѣлами; пусть всѣ какъ хотятъ».

Многогр. I. Амвросій.

31 Августа 1882 года.

 

20 Сентября 1882 г.

М. С. О. н. Г. I. Х. Г. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо духовное

Мать Серафима!

Въ послѣднемъ письмѣ твоемъ отъ 9-го Сентября, спрашиваешь. Что значатъ слова, - стяжи друга Господа». Слова эти означаютъ, чтобы стараться быть истинной ученицей Хрістовой, чтобы удостоиться услышать, что удостоились услышать отъ Господа истинные ученики Его: Вы друзи мои есте, аще творите, елика азъ заповѣдаю самъ. Нектому  васъ глаголю рабы, яко рабъ не вѣсть, что творитъ Господь его: васъ мне рекахъ други, яко вся, яже спѣшахъ отъ Отца моего, сказахъ вамъ. Сія заповѣдаю вамъ, да любите другъ друга. Больши сея любве никто же имать да кто душу свою положитъ за други своя (Iоан. 15, 14. 15.17.13). Заповѣдь же Господня полагать душу за ближняго состоитъ, по Евангельскому Славу, въ томъ, чтобы любить враговъ, благотворить ненавидящимъ насъ, благославять клаянущихъ, и молиться за творящихъ намъ капаетъ и изгонящія мы; также и въ томъ, чтобы по силѣ нашей и возможности защищать ближняго отъ враговъ видимхъ и невидимыхъ, и чѣмъ можно, и какъ можно помогать ему. Апостолъ Павелъ пространнѣе объяссняетъ свойства любви къ ближнему: люби долготерпимъ, милосердствуетъ: любы не завидитъ: любы не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своихъ си, не раздражается, не мыслить зла (и не помнить зла), не радуется о неправдѣ (ближнихъ), радуется же о истинѣ (ихъ): вся любить (т. е. все покрываетъ любовію), всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся (печальная) терпитъ . Люби никостлись отпадаетъ (Корипѳ. 13, 4. 5. 6. 7. 8).

Къ этому присадини и нагорную проповѣдь Господа в 5-й, 6-й и 7-й главѣ отъ Матѳея. Помни и сказанное въ Псалмѣ: вси путіе Господни милость и истина. Т. е. должно ближнему оказывать милость и всякое снисхожденіе, а отъ себя самихъ требовать всякой истины исполненія заповѣдей Божіихъ.

Старайся подражать и той преподобной матери, которая видя къ себѣ зависть и ненависть, и слыша разныя клеветы, творила себѣ самой: я недостойна любви ихъ. А когда находитъ на тебя смущеніе по этимъ причинамъЮ повторяй псаломское слово: миръ многъ любящимъ Закон Твой, и нѣсть имъ соблазна.

Пишешь, что ты не ладишь съ своей келейницей. – Знай и помни, что черезъ нее врагъ старается искушать тебя. Блаженный Экдикъ пишетъ: егда помолитися, яко же подобаетъ, ожидай тѣхъ, яже не подобаетъ. Хорошо помолившагося врагъ старается послѣ подвигнуть на гнѣвъ подъ благовидными предлогами. Помни это, и будь осторожна.

О начальственномъ избраніи оставь это на волю Божію. А кто станетъ лукаво тебѣ говоритъ об этомъ, отвѣчай: «есть пословица: бабушка на двое сказала, - лбо будетъ это, либо нѣтъ». А искренно тансращимъ объ этомъ отвѣчай: «что будетъ, то будетъ; а будетъ то, что Богъ даст».

Ревнуя о молитвѣ, почаще прочитывай «Семь словъ Макарія Египетскаго», по прежнимъ переводамъ. Тамъ ты увидишь и узнаешь, что молитва безъ любви и смирніе и терпѣнія непрочна. Хотя на время и подаются молитвенныя дѣйствія, но по недостатку любви и смиренія и терпѣнія скоро отнимаются.

Молись о себѣ и о мнѣ грѣшномъ, глаголющемъ и нетворящемъ.

Непотребн. I. Амвросій.

Миръ тебѣ!

14-го Ноября 1882 г.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Г. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо духовное

Мать Серафима!

Послѣднее письмо твое отъ 1-го Ноября получилъ. Получилъ также и Св. Крестъ отъ Живоносного Гроба Господня изъ стараго Iерусалима, четки, носки и платки, изъ коихъ три пары отъ скорбной жены Священника Екатерины, и пара отъ келлотки Параскевы. Благодарю всѣхъ васъ за усердіе къ моей худости.

Также получено письмо твое отъ 9-го Октября, въ которомъ пишешь о своихъ немощахъ душевныхъ. Св. Исаакъ Сиринъ въ 98 словѣ пишетъ, что Господь оставляетъ страсти въ человѣкѣ къ пользѣ его душевной, чтобы не возносился, а смирялся. И Св. Iоаннъ Богословъ пишетъ въ 1-м посланіи: аще речемъ яко грѣха не имамы, себе прельщаемъ, и истины нѣсть въ насъ. Аще неповѣдаемъ грѣхи наша, вѣренъ есть и праведенъ, да оставитъ намъ грѣхи наша, и очиститъ насъ отъ всякія неправды (гл. 1, ст. 8 и 9).

Въ прежнемъ письмѣ еще писала, что многіе обращаются съ тобою по политикѣ. Хотя можетъ быть это и правда, но полезнѣе для насъ на все смотрѣть не съ подозрѣніемъ, а съ простотою, подражая Св. Давиду, который о себѣ говоритъ: укланяющагося отъ мене лукаваго не познахъ. Чтобы стяжать такое молительное непознаваніе, должно усердно молить Господа чтобы помочь и даровать намъ имѣть яко благое, о которомъ въ Св. Пиманіи сказано: око благо не узритъ лукава. Въ чисѣ девяти плодовъ Духа полагается благость, т. е. снисходительное и неподозрительное обращеніе съ другими. Нѣкто изъ Святыхъ пишетъ, что всѣ мы находимся подъ эпителіями, т. е. за слабость нашу и за грѣшныя немощи наши всѣ мы находимся подъ запрещеніемъ Божіимъ. Не похвалится всяка плоть предъ Богомъ.

Въ послѣднемъ письмѣ пишешь, что одна послушница нанесла тебѣ несправедливое и нсколько не заслуженное оскорбленіе, и ты въ горести сердца плакала, а внутренній голосъ говорилъ тебѣ: «держи умъ горѣ, и твори неослабную молитву, все пройдетъ». Такъ въ подобныхъ случаяхъ и поступай. Тогда и будетъ проходить все прискорбное и оскорбительное.

Еще писала ты, что видѣла сонъ, въ которомъ представляелось тебѣ, что будто бы ты находишься на Аѳонской горѣ, и нарвала  цѣлый букетъ благоуханныхъ розовыхъ цвѣтовъ. – Подъ такими цвѣтами можно разумѣть Свято-отеческія писанія тѣхъ преподобныхъ мумий, которые, живя на Аѳонѣ и въ другихъ мѣстахъ, дѣломъ исполнили Божественныя Заповѣди и словеса, и по любви духовной къ намъ оставили свои спасительныя наставленія, чтобы и мы слабѣе черпали изъ нихъ, и собирали какъ благовонные цвѣты, и услаждали оными духовную свою гортань отъ горести, его же сопротивникъ нашъ насъ напон. – Видѣнный тобою въ сновидѣніи юный монахъ, вышедшій изъ одного Аѳонскаго храма, можетъ означать твоего Ангела Ананитлы. Поэтому и слава сказаться имъ: здѣсь гуляй, но знай, - не смѣй заниматься суетными полмыслами міра сего, творя молитву въ умѣ, - должно помнить и не забывать, и самымъ дѣломъ исполнять. Гора Аѳонъ называется жребіемъ Божіей Матери. Поэтому видѣнный тобою сонъ можетъ означать также и то, что ежели ты желаешь причисленной быть къ меребко Божіей МатериЮ то должна подражать жизни и нравомх получившихъ спасеніе на горѣ Аѳонской подъ покровомъ Божіей Матери, какъ показываютъ и самыя слова, сказанныя тебѣ нашедшимъ изъ Аѳонскаго Храма: здѣсь гуляй, и не смѣй заниматься суетными помыслами, твори, молитву въ умѣ. Также, можно прибавить, и вовремя пасалмопѣнія и въ другихъ читаемыхъ молитвахъ.

Объясняешь еще, что ты, въ церкви побѣждаясь, не можно человѣческаго, въ Цереви разговариваетъ съ любимою тобою монахинею, которая и тебя любитъ. – Выгъ церкви объясни этой монахинѣ, что тебя совѣсть очень упрекаетъ за разговоры въ церкви, и попроси ее, чтобы она впередъ не начинала разговоръ, и тебя бы останавливала, когда ты, забывшись, начнешь о чемъ либо говорить. Тогда и исполнится на васъ слово писанія: брать отъ брата помогаетъ, яко градъ твердъ и огражденъ.

Миръ тебѣ!

Многогр. I. Амвросій.

P. S. Карточку Старца Льва постараемся выслать после.

Къ P. S. Александрѣ Ивановнѣ и дочери ея, а также и базарницѣ Серафимѣ передай мое недостойное благословеніе и благожеланіе.

 

16 Декабря 1882 года.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Г. н. п. н.

Сестра о Господѣ

И Боголюбное Чадо духовное

Мать Серафима!

Два письма твои получилъ. Въ первомъ отъ 28 Ноября пишетъ, что ты видѣла себя въ храмѣ предъ крестомъ Хрістовымъ большаго размѣра. На груди у тебя была икона Божіей Матери, пахожая на Владимірскую, и ты Iоанна въ мантіи большими и слабыми ногами, а поклонившись кресту, уже легкаго поступью кошки на Правую сторону.

Спрашиваешь, что это значитъ. Во 1-хъ можетъ означать то, что мы на славу Апостольскому, должны всегда носить Хріста въ душѣ своей, какъ пишетъ онъ: не судихъ бо вѣдѣти что въ васъ, точію Iисуса Хріста, и сего распята (1 Кар. 2,2). Во 2-хъ всѣмъ внутреннимъ распанаяніемъ и усерднаго молитвою всегда должны прибѣгать къ заступленію Царицы Небесной, какъ первой и главной ходатаицѣ о насъ предъ Сыномъ Своимъ и Богомъ. Въ 3-х, что ты стоялв въ мантіи босыми и слабыми ногами, а поклонившись Кресту, пошла легкою поступью на правую сторону, - можетъ означать то, что недостаточно обуть сапоги земного пристрастія, но потребно пріобрѣсти духовную обувь, въ которую обувь, въ которую обутые могутъ безвредно наступать на Змію и скорпію и на всю силу вражію. Въ чемъ состоитъ эта духовная обувь, Апостолъ свидѣтельствуетъ, глаголя: обувши нозѣ въ уготованіе благовшествованія мира. А еще прежде Пророкъ Давид написалъ: миръ многъ любящихъ Законъ Божій и нестъ имъ соблазна. Если насъ смущаетъ и малое немирство на кого-либо, или соблазняемся чемъ-либо въ нѣкоторыхъ то этимъ показывается, что мы еще не приобрѣли означенной духовной обуви, и кромѣ того еще не любимъ Закона Божія, какъ слѣдуетъ. Выраженіе, - гадко лишь видѣть теперь низкіе поклоны моихъ ненавистницъ, смѣшны ихъ гримасы и негодованіе, - показываетъ оскуденіе въ насъ духовной любви, которая все покрываетъ, всѣмъ оказыватъ милость и снисхожденіе въ ихъ недостаткахъ. Стяжавшіе духовную обувь твердо помнятъ Апостольское слово: разуйтеся, егда впадаете во искушенія различна. Также и слово Евангельское: блажени есте, егда поносятъ вамъ. Къ сему приложимъ: Аѳонскіе преподобные кромѣ присномолитвенности, и сполненія келейнхъ правилъ на илѣ и ожиданія ежеминутныхъ искушеній имѣли смиреніе и самоукзаніе. Смиреніе ихъ состояло въ томъ, что они считали себя хуже всѣхъ и хуже всей твои, а самоукореніе въ томъ, что во всякомъ непріятномъ и прискорбномъ случаѣ пналагали вину на себя, а не на другихъ, что не умѣли они поступить, какъ слѣдуетъ, а отъ того выходила непріятность и скорбь; или – попущали искушеніе за ихъ грѣхи, или къ испытанію смиренія и терпѣнія и любви къ Богу. Такъ разсуждая они не позволяли себѣ кого-либо судить, кольми паче уничижать и презирать.

Господи, помилуй насъ! Господи помози немощи нашей!

Въ письмѣ отъ 2-го Декабря пишешь, что когда-то во снѣ тебѣ слышался голосъ: Царица Небесная велѣла тебѣ вечеромъ молиться съ 8-ми часов, до 12-ти. Когда выполняешь это, бываешь въ радости, а когда нѣтъ, то совѣсть тебя мучитъ. Поэтому старайся выполнять так, развѣ что-либо особенное помѣшаетх. Пишешь, что утреня у васъ бываетъ въ 5 часов. Поэтому не очень затруднительно так выполнять.

Дѣвочку твою можетъ приготовлять къ пансіону ради любви Христіанской.

Наступающій всерадостный праздникъ Рождества Хріста желаю тебѣ встрѣтить и провести въ мирѣ и утѣшеніи духовномъ, равно и Новый Год. Посылаю тебѣ копію общаго праздничного поздравленія.

Сестра Степанида пусть еще потерпитъ немощь своей товарки. Послѣ видно будетъ, что и какъ.

Передай отъ меня благожелательное привѣтствіе Старицѣ молитвенницѣ и М. Р., и поздравленіе съ грядущими праздниками.

Посылается тебѣ карточка О. Льва. Лучше этой у насъ не нашлось.

Имѣешь желаніе вѣсной побывать у насъ. Если не надѣешься, чтобы тебѣ отпустила прямо къ намъ, то попросись въ Задонскъ и Воронежъ, а по дорогѣ и къ намъ заѣхать можешь.

Призывая на тебя мир и благославленіе Божіе, и испрашивая твоихъ Св. молитвъ о моей худости и неиспрвности, остаюсь съ искреннимъ благожеланіемъ.

Многогр. I. Амвросій.

16 Декабря 1882 г.

P.S. Семь рубл. Получены. Изъ нихъ три рубл. Употрѣблены на масло въ моей кельи, а прочіе на Церковную молитву за помилованіе лица.