М. С. О. н. Г. I. Х. Г. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо духовное

Мать Серафима!

Письма твои отъ 28 Декабря, и отъ 15 Января получилъ.

Въ первомъ пишешь, что ты стала равнодушнѣе къ окружающимъ тебя неприятностямъ и пренебреженію другихъ, а между прочимъ прибавляешь, что крайне обидно бываетъ, когда слышишь, что самыя, по-видимому и расположится къ тебѣ, тайно вооружали противъ тебя самую твою родительницу. – Обиднѣе съ равнодушнымъ невполнѣ сходится. Что дѣлать когда мы еще несовершенны, а нѣкакъ еще немаществуемъ? Чтобы обидное много не тревожило насъ, надобно помнить и не забывать, какъ уже тебѣ было писано, что исконный искуситель искушаетъ однихъ противъ другихъ, а особенно противъ тѣхъ, которыя держатся молитвы. Если твердо будешь это помнить, то менѣе для тебя будетъ обидно постороннее обращеніе, хоть бы съ пренебреженіемъ.

Во второмъ письмѣ пишешь, что ты съ цѣлію доставить пользу душевную, показывала нѣкоторымъ общее поздравленіе, и кто-то изъ этихъ сестреъ довелъ до свѣденія Игуменіи, которая сдѣлала тебѣ замѣчаніе.

Думаю, что это сдѣлалось очень просто. Сестры толковали одна съ другой, и дошло до завистливыхъ, а эти уже довели до свѣденія начальствующихъ. А кто не испыталъ пути духовнаго отношенія и откровенія, тому онъ кажется страннымъ. Поэтому и слѣдуетъ дѣйствовать поискуснѣе. Вотъ и не любитъ старческаго отношенія. Монахини же этаго монастыря, имѣя нужду въ этомъ и потребность, умудряются дѣлать такъ: отпрашиваются побывать къ роднымъ или къ знакомымъ, или отправиться въ Задонскъ или Воронежъ, и въ это время побываютъ и въ Оптинѣ. Подобнымъ образомъ можешь поступить и ты. Ежели боишься ѣхать одна изъ Калуши до насъ, то въ Калужскомъ монастырѣ побывай и Монахини Леониды Богомоловой. Она можетъ найдти тебѣ спутницу до Оптинойю

Пишешь, что твой Ангелъ Хранитель въ лицѣ моемъ, въ какомъ-то храмѣ, подводилъ тебя къ ликамъ древнихъ преподобныхъ и заставивъ къ нимъ приложиться, сказалъ: подражай имъ, но иди тише по стопамъ ихъ, чтобъ не знали другіе. – Св. Iоаннъ Лѣствичникъ пишетъ: живя обще съ другими, не отличайся отъ нихъ наружно, а только отличайся однимъ смиреніемъ. – И Св. Исаакъ Сиринъ въ словѣ 56, на стран. 316 пишетъ: «Добрѣе есть во знепщеванну бытии тебѣ невѣждѣ, за малость разума твоего къ прекославію, а не тъ премудрыхъ, за безстудіе. Обнищай за смиреніе, а не бывай богатъ за беструдіе. Обличи силою добродѣтелей твоихъ противноучащихъ тебѣ, а не славопреніемъ славесъ твоихъ; и кротостію и тишиной устенъ твоихъ уста Загради, и умоликнути сотвори непокаривыхъ безстудіе. Обличи невздержнымя, благородствіемъ житія твоего: и чувствами безстудныя, удержатіемъ очію твоею».

Ты пишешь, что въ простые дни не ходишь въ трапезу, чтобы не видѣть тамъ безпарядковъ и сестръ% также чтобы не заставлять келейную готовить въ общей кухнѣ; и во избѣжаніе столкновенія, ты двѣ едѣли питалась однимъ чаемъ съ хлебомъ, и какъ бы почувствовала себя нѣколько крѣпче. Но всегда дѣлать такъ неудобно, - можешь подвергнуться засоренію желудка, отъ чего бываютъ головныя боли. Потребно хоть въ перемѣжку, употреблять хоть холодный обѣдъ или ужинъ: картофель или огурцы съ квасомъ, или можешь, процветшій горохъ съ очишенными огурцами, а иногда горячій картофельный супъ, или горячую кашку. По усмотрѣнію твоему придумай что-либо въ родѣ этаго. Пишешь что Игуменья ради пожара запретила тебѣ дровами готовить пищу въ каминѣ. – Въ нашей сторонѣ одинъ мудрецъ придумалъ готовить супъ и кашку кглями въ желѣзной печкѣ подъ самоварной трубой. Печка эта менѣе самовара; въ нее входитъ только одна кострюлька; и стоитъ очень дешево. Если хочешь, пожалуй можно прислать по почтѣ. Умѣющіе готовить, варятъ супъ въ полчаса.

Письмо безъ конца.

 

28-го Апрѣля 1883 г.

 

Воистину Хрістосъ воскресе!

Сестра о Господѣ и Чадо духовное

Мать Серафима!

Два письма твои, отъ 14 и 17-го Апрѣля, получилъ, и въ первомъ четыре рубля. На остальные деньги поставимъ свѣчи,  Божіей Матери и Предтечѣ.

Касательно ощущаемой тобою радости и видѣннаго твоего сна[i] и сказанныхъ тогда словъ, что – любящіе Господа должны говорить только о духовномъ и необходимомъ, а не о человѣческихъ вещахъ, пребывая въ молитвѣ, - приведу тебѣ псаломское слово: работайте Господеви со страхомъ, и радуйтеся Ему съ трепетомъ. Что значитъ – работать Господеви со страхомъ, объяснилъ Пр. Агаѳонъ Великій предъ своею смертію, когда спрашивали его, неужели и ты боишься, отче? На что онъ отвѣчалъ: «Я старался всякую Заповѣдь Божію исполнить по своей силе: но я человѣкъ, - почему могу знать, кгодно ли мое дѣло Богу или нѣтъ. Имъ судъ человѣческій, и имъ судъ Божій». Сими словами Св. Агаѳонъ явно показать, что работающему Господу должно имѣть и смиреніе и осторожность, чтобы какъ нибудь не сдѣлать какой-либо ошибки, которая въ будущемъ вѣкѣ не можетъ быть уже поправлена.

А что значатъ слова, - и радуйтесь ему съ трепетомъ, - объясняетъ Св. Iоаннъ Лѣствичникъ въ 7-й степени: «отвергай рукою смиренія, какъ недостойный, приходящую радость, да не обольстившися его, волка вмѣсто пастыря пріимешь». Просите сказать, при ощущаемой радости должно остерегаться, чтобы не впасть въ прелесть вражію. Какъ удержать въ этомъ святую средину, должно всегда помнить совѣтъ Пр. Марка Подвижника: Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованіемъ приносити Богови: Тай бо вѣсть аобоюполезное (гл. 28 въ Добротолюбіи о мнящихся отъ дѣлъ опрадитися). Также помнить предостереженіе Григорія Синаита въ послѣдней или 7-й главѣ о безмолвіи въ Добротолюбіе, что сотворитъ кто, егда преобразуется бѣсъ во ангела свѣтла.

Пишешь, что въ одно время тебѣ казалось, что ты очень любишь Господа. А Господь на Евангеліи глаголетъ: любвите враги ваша, добро творите ненавидящимъ васъ, благославляйте клянущія вы, и молитеся за творящія вамъ напасть изгоняющiя вы, и проч. Старайся всегда повторять свои чувства, согласны ли они съ Евангельскимъ ученiемъ и ученiемъ Св. Отцевъ. Препод. Нилъ Сорскiй пишетъ о себѣ, что онъ никогда не принималъ того мнѣнiя или мысли, хотя бы они казались очень ясны и удобопонятныы, пока не найдешь на нихъ свидѣтельства въ ученiи Евангельскомъ, или Апостольскомъ или Свято-Отеческомъ.

Ты все тревожишься, какъ тебѣ добраться до нашей обители. Если воля Божiя будетъ на это, то и исполнится твое желанiе.

Еще пишешь, что ты всегда имѣла и имѣешь потребность въ прислугѣ. – На всякiй случай хорошо бы прiучаться дѣлать тебѣ самой около себя потрѣбное. Также не мѣшало бы поучиться, чтобы умѣть сварить что-либо для себя, чтобы несегда имѣть нужду въ помощи другихъ.

Тебѣ все толкуютъ о начальствѣ: но думаю, что это можетъ случиться только по двумъ причинамъ, или по особенной волѣ Божiей, или потому, - если правильно не устрашиться и неудержиться на молитвенной стези, какъ пишетъ о послѣдней причинѣ смиренный Никита Стифатъ въ Добротолюбiи. По духовному же твоему наступленiю тебѣ прилична болѣе безмолвная жизнь, для которой прислуга пригодна, но невсегда, иногда и мѣшать можетъ. Но всеблагiй Промыслъ Божiй лучше нашего знаетъ, что для насъ полезнѣе, полезное и устрояетъ.

М. Римму и болящую Александру Ивановну съ сѣмействомъ и келейную твою благожелательно привѣтствую.

Миръ тебѣ! и молись о мнѣ грѣшномъ,  глаголющемъ и нетворящемъ. Непотребн. I. Амвросiй.

 

12-го Мая 1883 года.

 

Христосъ воскресе!

Сестра о Господѣ и Чадо духовное

Матушка Серафима!

Два письма отъ тебя получилъ, одно отъ 29-го Апрѣля со вложенiемъ пяти рублей, изъ которыхъ три р. употреблены на церковные поминовенiе у насъ въ Скиту о успокоенiи Павла, Димитрiя и Николаѣ, а два присланы табою на масло, за которые и благодарю тебя; лишь мне разсудилось употребить ихъ на бѣдныхъ. Другое твое письмо было отъ 6-го Мая, въ которомъ пишешь, что въ  концѣ Iюня намѣрена проситься въ предпологаемое тобою путешествiе. Упоминала ты въ первомъ своем письмѣ, что думаешь заѣхать за М. Гврiилой, чтобы путешествовать вмѣстѣ. А по моему мнѣнiю не слѣдовало бы набирать съ собою лишнихъ людей. Сама ты написала, что скорбишь о своемъ излишнемъ глаголанiи, и ревнуешь о благоразумномъ молчанiи; а съ компаньонкой и по неволе должна будешь лишнее говорить. Конечно, нужно взять только кого попроще, чтобы могла послужить твоему слабому благородiю. Впрочемъ я хорошо не знаю М. Гаврiилы. Поэтому сама смотри, какъ лучше и полезнѣе. Есть старинная пословица: умъ хорошо, два лучше того, а три хоть брось. Но это человѣеческое замѣчанiе. Господь ми глаголетъ во Св. Евангелiи: идѣ либо еста два или три собранiи во имя Мое, ту есмь по средѣ ихъ. Посмотри на свое чувство внутреннее повнимательнѣе: какъ будетъ покойнѣе и ближе къ твоему устроенiю, такъ и сотвори. Одинъ мудреный юродивый толскуетъ: гусь да гагара не ладная пара. Впрочемъ, у насъ на скотномъ дворе умеръ столѣтнiй старецъ Пахомий, который и среди множества людей умѣлъ сохранять глубокое молчанiе. Случалось, что нѣкоторые станутъ приставать къ нему съ разными вопросами, онъ встанетъ и пропоетъ имъ: Ангелъ вопiяше благодатнай, и опять сядетъ молча, почесывая въ головѣ или роясь въ своей сумкѣ, какъ буто бы что-то отъискиваетъ. Если бывало кому что-либо скажетъ, то помни и незабывай. На многихъ сбывались слова его.

Я все это видѣлъ, а никакъ не научился благоразумному молчанiю,  подъ разными благовидными предлогами увлекаюсь многоглалоланiемъ, въ которомъ, какъ сказано, «Асть спасенiе. Хочу все исправиться, а старая привычка не допускаетъ. Помолись о мнѣ грѣшномъ, чтобы положитьначало.

Непотребн. I. Амвросiй.

Лихорадка потрясла меня.

 

27 Iюля 1883 года.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и чадо духовное

Мать Серафима!

Письма твои отъ 10-го и 190-го Iюля получены. Самое дѣло показало, что впередъ тебѣ не смлѣдуетъ дѣлать зароковъ и назначенiй, подобныхъ тому, что для тебя довольно будетъ написать 4-хъ писемъ въ годъ. Помни это, и впередъ не дѣлай годовыхъ назначенiй; а лучше подражай примѣру старинныхъ людей, которые обыкновенно говаривали: не живи, какъ хочется, а живи какъ Богъ приведетъ. Въ первомъ письмѣ ты писала, что тебѣ очень хорошо; а вскорѣ во второмъ пишешь, что тебѣ очень не хорошо. Не напрасно Св. Апостолъ Павелъ написалъ, что всѣ, хотящiй благочестно жити, гоними будутъ. И Самъ Господь глаголетъ во Евангелiи: будити мудри яко змiя и зрѣли яко голуби. Змiя, когда бьютъ ее, старается всячески сохранять голову. И хрiстiанинъ, когда поражаютъ его, долженъ хранить главное – вѣру и незлобiе. Нѣкто изъ святыхъ сказалъ: «ежели кто поистинѣ любитъ Бога, тотъ не будетъ возмущаться, хотя бы и цѣлый миръ досаждалъ ему». А ты отъ нужды скорбей и стѣсненнаго положенiя стала преклоняться и на то, что пожалуй хоть бы и назначили куда-нибудь на начальство, напр. хоть въ Кинишму. Въ Костомѣ тебѣ тѣсно онѣ скорбей и уничиженiй; а въ Кинимшмѣ нелегко будетъ и не свободно отъ заботъ житейскихъ. Волею неволею, а нельзя не заботиться о дѣлахъ обители и о поведенiи сестеръ. Впрочемъ, да будетъ о насъ по волѣ Всеблагаго Господа, хотящаго всѣмъ спастися и въ разумъ истины прiдти. Не напрасно слышимъ повторяемое слово: инъ судъ человѣческiй, и инъ судъ Божiй. Всевѣдущiй Господь лучше нашего знаетъ, что для насъ полезнѣе, полезное и устрояетъ. Въ молитвѣ Господней заповѣдано намъ молиться такъ: Отче наш, да будетъ воля Твоя. Правда, что положенiе твое въ своей обители стѣстенное и непрiятное и неудобное. Но есть простая пословица: побѣжишь отъ волка, нападешь на медвѣдя. Остается одно, - потерпѣть и подождать, внимая себѣ и не осуждая другихъ, и молясь Господу и Царицѣ небесной, да устроять о тебѣ помѣное, якоже имъ угодно. Я прежде писалъ, и теперь опять повторю тоже, что всѣ эти нападенія на тебя со стороны другихъ происходятъ по ухищренію вражію, чтобы воспрепятствовать тебѣ заниматься внимательно молитвою. Покойный О. Игуменъ Антоній, братъ О. Архимандрита Моисея[ii] говаривалъ: внимательная молитва молящагося – врагу ножъ по горлу. Ты сама заложила это на твоей келейной, которая ни съ того ни съ  сего придирается къ тебѣ, и не хочетъ дѣлать то, что нужно, при всемъ томъ, что тебя любитъ. Кольми паче тебѣ нужно разумѣвать это относительно другихъ, что не все и не всѣ они это по злобѣ дѣлаютъ, а болѣе по внушенію и наущенію исканнаго врага, который хочетъ отлучить тебя отъ внимательной молитвы, и вмѣстѣ съ тѣмъ отъ любви къ ближнимъ. А любовь эта, по слову Апостольскому, долготерпитъ, милосердствуетъ, и никакими же отпадаетъ отъ благаго расположенія къ собратіямъ, искушаемымъ отъ общаго врага нашего, частію мне и отъ своей немощи. Если твердо это будешь помнить, то не будетъ безполезно смущаться. Несколько лѣтъ назадъ у насъ былъ одинъ князь, который учился молитвѣ у одной опытной молитвенницы. Она говорила ему такъ: когда ты миренъ и покоенъ, молись: Господи! Помилуй мя грѣшнаго; когда же помыслы будутъ приноситися на другихъ по какой либо причинѣ, то молись такъ: Господи помилуй насъ, - и успокоишься. Дѣлай и ты такъ. Тогда и меньше будешь безпокоиться, и будешь разумѣвать, что всѣ мы подлежимъ ошибкамъ и залужденіямъ и нерѣдко подъ благовидными предлогами, какъ сказано въ Евангеліи: пріидетъ часъ, да всякъ, иже убіетъ вы, мнится службу приносити Богу. Немудрено, что и досаждающіе тебѣ такъ мудрствуютъ. Поэтому и потребно намъ снисходить ближнимъ нашимъ, по Евангельской заповѣди о любви. Ежели кого мы любимъ, тому мы во многомъ снисходимъ, и многое прощаемъ. С другой стороны и по другой причинѣ прощаемъ, какъ свидѣтельствуетъ Авва Дороѳей, когда находится въ благомъ устроеніи, какъ сама ты съ удивленіемъ замѣтила, что не сердились на свою келейную, когда она тебѣ противилась. При этомъ поминай и Евангельское слово: блажени есте, егда поносятъ вамъ, и ижденутъ и рекутъ всякъ золъ исаюнъ, на вы лжуще, Мене ради.

Акаѳистъ Святителю Никалаю, по обѣщанію должно читать, если будешь имѣть досугъ. А при недосугѣ, или когда будетъ особенное дѣйствіе молитвы, можно оставлять. Впрочемъ, для успокоенія совѣсти ради обѣщанія, можно акафистъ этотъ читать и въ другіе дни – разъ въ недѣлю. Можно читать читай, а при невозможности не должно смущаться.

Пищу можешь употреблять одинъ разъ въ день, какъ писала; а послѣ какъ дѣло укажетъ. И единожды въ день употреблѣніе пищи на начальствѣ измѣняютъ сей порядокъ.

Вотъ по секрету назначаютъ моего письмоводителя О. Агапита настоятелемъ Добраго монастыря, а онъ хочетъ отписываться. Не знаемъ, насколько успѣемъ. Помолись и ты за насъ.

Миръ тебѣ!

Гр. Амвросій.

27-го Iюля 1883-го года.

 

22-го Августа 1883 г.

 

М. С. О. и. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо духовное

Матушка Серафима!

Безъ отвѣта у менѣ находятся три твоихъ письма, - отъ 31-го Iюля и отъ 4 и 8 Августа.

По содержанію твоихъ писемъ, прежде всего сдѣлаю тебѣ замѣчаніе, что не точно понимаешь писанное тебѣ. И поэтому неточно выражаешься въ своихъ письмахъ ко мнѣ. Сообразно съ твоимъ устроеніемъ душевнымъ и настроеніемъ уховнымъ, писано было тебѣ, что начальство, добровольно принятое, можетъ помѣшать твоему безмолвному настроенію и старанію удержать неослабную молитву. Также и сказано тебѣ въ видѣти, чтобы не увлекаться земными и суетными попеченіями. А ты въ своемъ письмѣ просто за просто выразилась, что начальство мѣшаетъ дѣлу спасенія; тогда какъ сама знаешь, что многое множество лицъ начальственныхъ получили не только спасеніе, но и слову Божію. Да и писано было тебѣ, что если кто спутается на молитвенномъ подвигѣ, то Промысломъ Божіимъ устрояется на начальство, чтобы не подвергся совершенной прелести вражіей. Исправь свою ошибку, и впередъ разумѣвай, - что говорится кому-либо в частности, и что говорится вообще ко всѣмъ. Также, иное есть что творится по волѣ Божіей, и совсѣмъ другое, что творится по избранію собственной нашей воли. И въ сонномъ видѣніи тебѣ было сказано, что пара тебѣ разумѣвать.

Тебѣ желательно, по примѣру Кіевскаго старца Парѳенія, ежедневно читать 300 разъ: Богородице Дѣво, радуйся. – Можешь это дѣлать. Только не смущайся, если по какой-либо причинѣ не удастся тебѣ исполнить этого предназначенія. Самоукореніе въ своей неисправности полезнѣе благовиднаго смущенія.

Пишешь, что въ день Ангела Матушка Игуменія была у тебя въ гостяхъ, и своего исходнаго молитвою удивила тебя. – Вотъ тебѣ урокъ разумѣвать, по слову Аввы Дороѳеи, что у иного есть такое тайное добро, которые передъ Богомъ дѣннѣе всей нашей жизни. Человѣкъ можетъ видѣть только виденное; Господь ми зритъ самыя глубины сердечныя. Пр. Макарій Египетскій, увидѣвъ человѣка грѣшащаго, сказалъ самъ себѣ: онъ хоть согрѣшихъ, но съумѣетъ покаяться; а если ты согрѣшишь, то покаяться не съумѣешь. И такимъ разумѣніемъ поставилъ себя нилые грѣшащаго. Вотъ какъ древніе святые отцы умудрялись смиряться, и удерживать себя отъ сужданія и осужденія.

Спрашиваешь, какъ тебѣ обходиться съ людьми неискренности, и у уоторыхъ при разговорѣ не рѣдко бываетъ задняя мысль. – Зная это, отвѣчай, соображаясь съ настроеніемъ того, кто съ тобой говоритъ. Пр. Исаакъ Сиринъ пишетъ: съ недугующимъ завистію глаголи со охраненіемъ, - чтобы завистливый, по своему устроенію, не перетолковать и благія слова въ худую сторону. Напередъ придумай нѣсколько общихъ выраженій, и ими отдѣлывайся отъ неискреннихъ толкуновъ. Большею частію говори, - «не знаю». А во извбѣжаніе лжи говори, - «не знаю, какъ вамъ сказать. Я не вслушалась, хорошо не поняла». А иногда: «это не по моей части, это внисе меня. Я въ подобныѣ дѣла не вхожу». А если издали увидишь, что тебѣ приходится встрѣтиться съ такимъ человѣкомъ, удали шаги и отвѣчай: «мнѣ не досужно». Если будешь осторожна, то Богъ научитъ и вразумитъ, какъ обращаться съ такими людьми. Старшихъ и равныхъ предваряй приличнымъ поклономъ; а младшимъ отвѣчай приличнымъ поклономъ. Страхъ Божій и хожденіе въ присутствіи Господнемъ вразумитъ и научитъ насъ достодолжному обращенію съ другими. Полезно намъ всегда помнить, какъ мыслила блаженная Ѳеодора, которая, при противномъ обращеніи съ нею другихъ, говорила себѣ самой, что «ты недостойна любви ближнихъ».

Пишешь, что М. Игуменія, говоря о старчествѣ, сказала, что въ какомъ то знаемомъ его монастырѣ изъ старчества въ концѣ концовъ образовалась ересь.

Объ этой мнимой ереси ты прочтешь въ жизнеописаніи Оптинскаго Старца Леонида и Бѣлевской Игуменіи Павлины. Всякій кто понимаетъ, такъ и толкуетъ.

Пишешь, что въ великой твоей радости гнѣваться по прежнему не можешь. – Погоди придется иногда и разгнѣваться, хоть не по прежнему, когда врагъ нападетъ врасплох.

Генеральшѣ Сухаревой я писалъ. Только впередъ не старайся никого располагать къ Оптиной, потому что я съ прежними никакъ не управлюсь.

Фотографическую карточку прислать можешь. Фотографія – свѣтописаніе. Есть и духовная фотографія Господи, въ свѣтѣ лица твоего пойдемъ, и о Имени твоемъ возрадуемися во вѣки.

Пишешь, что тобою должно быть отчасти руководило тщеславіе, когда ты рассказывала другимъ, что Иимператоръ былъ воспріемникамъ у дочери твоего брата. – Св. Григорій Синаитъ пишетъ, что тщеславіе послѣдуется всемъ тремъ, - повоначальнымъ и среднимъ и совершеннымъ.

А. Агапита назначенъ по секрету въ настоятеля для того, чтобы не отпрашивался. Онъ послалъ было отказанное прошеніе, да кажется опоздалъ. Безъ О. Агапита отвѣты должны быть покороче и порѣже. А пока еще пишетъ. Впередъ же воля Господня да будетъ о насъ грѣшныхъ.

Въ заключеніе писала скажу о видѣнномъ тобою во снѣ, какая толпа покусителей-враговъ окружила тебя, и сказано было, что пора тебѣ разумѣвать, что эти искусители также окружаютъ и искушаютъ и другихъ, и что по ихъ искушенію и внушенію бываютъ разныя путаницы и непріятности и оскорбленія другъ другу. Когда будешь это знать и разумѣвать и помните, тогда не будешь неразсудно огорчаться на другихъ, а снисходительно смотрѣть на всѣ человѣческіе путаницы. Не безъ причины Св. Лѣствичникъ написалъ, что Господь отъ поступающихъ въ монастырь конца и ожидаетъ, каков будетъ.

Благополучнаго конца да сподобитъ Господь и насъ немощныхъ.

Миръ тебѣ! И молись

О мнѣ грѣшномъ. Непотребный

I. Амвросій.

 

20 Окт. 83 г.

М. С. О. и. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и чадо духовное

Мать Серафима!

Три письма твои лежатъ у меня безъ отвѣта; а чтобы отвѣчать на нихъ, надо опять прочитать. Память у меня ослабѣла; скоро забываю, что прочиталъ; а пока сберусь читать, скажу тебѣ. Что О Вгапитъ третьяго дня отправился въ Калугу къ Архиерею, что бы принимать Пакровскій Хабрый Монастырь. А теперь диктованіе это пишетъ мой прежній писарь, большею частію придерживающійся кровати и у одра болѣзненнаго М. Иннокентій.

Теперь у меня твои двѣ фотографическія карточки, прежняя и новая. Совѣтую тебѣ эти двѣ карточки блюсти и у себя. Въ прежней твоей карточкѣ очень выражается прежнее твое устроеніе, когда ты не по разуму ревновала о томъ, что не было тебѣ поручено, и когда ходила, смотря вверхъ. Во второй карточкѣ видъ совсѣмъ другой. Глаза смотрятъ внизъ и выраженіе лица другое. Впрочемъ и тутъ немного замѣтно, какъ ты отставивала свое достоинство предъ старымъ священникомъ.

Деньги пять рублей получены. Ты спрашиваешь, понравились ли мнѣ, присланныя тобою, носки. Они поступили въ общую массу, и наровнѣ съ другими употребляются. Вотъ я и не знаю, какъ ихъ оцѣнитъ достоинство. Просто, благодарю за усердіе.

Ты просила меня прислать тебѣ просфору, а я по забвенію послал тебѣ сухарей. Память моя очень ослабѣлаю

Спрашиваешь, какъ тебѣ быть и держать себя, потому что всюду видится тобою одна личина. Сама объясняетъ, что тебѣ очень помогаетъ въ такихъ случаяхъ умѣренность рѣчи. Отвѣчать кратко, благоразумно и осторожно, въ подобныхъ выраженіяхъ: не знаю, что вамъ сказать, иногда, это не по моей части, иногда: это меня не касается, или это вы же меня; а иногда отвѣчать молча однимъ поклономъ и проходить, какъ будто не раз слушала, или не поняла. А сверхъ всего этаго потребно держаться совѣты Св. Исаака Сирина. Стараться не видѣть злобы человѣка. Въ этомъ состоитъ чистота душевная. Всѣ предстанемъ судищу Христову, и не знаемъ, какой кто получитъ конецх. И въ едино на десятый часъ пришедшихъ Господь пріемлетъ покоянія, и таковымъ первымъ повѣлеваетъ раздавать награды; а прежде пришедшихъ упрекаетъ, что въ нихъ око лукаво, яко Азъ благъ есмь. Всѣхъ Господь хощетъ спасти, вразумить и исправить, чтобы имѣли смиреніе и любовь, и не выставляли свои заслуги. Потому что всѣ тут спасаешься благодатію Христовою. Потребно всѣмъ намъ помнить и незабывать Евангельское слово Самаго Господа: егда вся повелѣнная вамъ сотворите, глаголите яко раби неключими есмы[iii]. А, Бывающіе немощи и уконете Господь да проститъ намъ

Многогр. I. Амвросій.

P. S. Внушеніе благаго помысла отвердости и непоколебимости не презирай, а мужайся и да крѣпится сердце твое. Молись о себѣ и о мнѣ грѣшномъ.

 

Молитвенно прибѣгай почаще къ Предтечи и проси Его помощи и заступленiя.

Ежели очень уже неудобно будетъ жить въ новомѣщенной кельеѣ, ради многолюбства живущихъ близъ и шумящихъ то повремени, помолясь Богу, можетъ у Матери Игуменьи попросить келью болѣе удобную. Дастъ, хорошо; а не дастъ понуждайся потерпѣть, смиряясь и считая себя недстойной лучшей кельи. При этомъ хорошо помнить, что  Лотъ когда въ Садомѣ съ многолюдствомъ жилъ, праведенъ был; въ Сигорѣ обезпечившись удаленiемъ отъ всѣхъ, тяжко согрѣшилъ.

Опять скажу о твоихъ деньгахъ у родныхъ, что хорошо ихъ устроитъ такъ, что получатъ ихъ на содержанiе безмятежно и много не дуать и не заботиться о нихъ. Совершенное  нестяжанiе намъ стоящему временя не возможно. Съ помощiю Божiею умудряйся утроивать себя такъ, чтобы возможно было держаться внутри нашего подвига, который по Апостольскому слову, состоитъ изъ четырехъ частей: ко всѣмъ долготерпите, всегда радуйтеся, непрестанно молитесь и о всемъ благодарите. Сiя есть воля Божiя. Начинать должно съ послѣдняго, т. е. съ благодаренiя за все. Начало радости быть довольнымъ своимъ положенiемъ. Гр. Амвросi.

 

 



[i] Не написала ты, видѣла ли ты при этомъ изображеніе креста на чемъ-либо

[ii] Оптинскаго настоятеля. Скончался в 1862 г.

[iii] Болѣе писать недосужно.