22 Января 1884 года.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо духовное

Мать Серафима!

Получилъ я отъ тебя и другое большое офицiальное письмо. Впрочемъ я раздумалъ подавить подлинникомъ Архiерею письма твое и Игуменное, а просто напишу ему, что ты не отказываешься отъ предлагаемаго мѣста, а Игуменiя согласна тебя отпустить.

Жаль, очень жаль, что ты неудержала мужества, и возмалодушествовала и заскорбѣла, оттого и заболѣла. Ободрись и воспрянь, уповая на милость и помгдь Божiю и заступленiя Царицы Небесной. Люди безъ попущенiя Божiя вреда намъ нанести не могутъ, и начатся дѣло теперь, кажется, надолго незамедлитс. Какъ скоро получу извѣстiе изъ Консисторiи, за какимъ N-мъ посланы послѣднiя справки въ Лёнадаившую Канцелярiю, тотчасъ тебѣ пришлю  докладную записку; а ты перешлешь ее къ къ брату своему Попечителю. Попроси его, чтобы онъ спрева съѣздилъ къ Директору Канцелярiи, а потом и къ Оберъ Прокурору, и поросилъ ихъ, чтобы ускорить дѣло открытiя Шамординской общины, начатое еще въ Iюлѣ прошедшего года. Ждали больше, теперь немного придется подаждать.

Господь молился за аспинающихъ и Перво Мученикъ Стефанъ иолился за убивающихъ чтобы не вмѣнилось имъ въ грѣхъ глаголя: не вѣдятъ бо, то творятъ. Дѣлай и ты тая, и получишь милость и помощь Божiю, и успокоишься.

Ты не разъ писала, чтобы избавить тебя отъ Бѣлевской личности. Но думаю, что ты Лазаря наизусть поешь. Когда ты была въ Оптинѣ, чей личности тутъ не было, и потому немогла ты ее видѣть, а видѣла какую либо другу. Когда прiѣдешь и увидишь, тогда и можно начать избавленiе. Собственнымъ своимъ опытомъ ты испытала и испытываешь, какъ тяжело нести притѣсненiе по одному подозрѣнiю. Помни это и незабывай, и остерегайся дѣйствовать безъ испытанiя и изслѣдованiя.

Повторяю: ободрись и престань малодушествовать, и особенно остерегайся гнѣва, который правды Божiей не содѣлываетъ. Молись, и перечитывай мои письма, въ которыхъ не разъ тебѣ было сказано: ежели не исполняемъ заповѣди Божiей – любите враги ваша, добро творите ненавидящимъ васъ, благослвляйте клянущiя вы и молитесь за творящихъ вамъ напасть и изгонящiя вы: то чѣмъ различествуемъ отъ язычниковъ, которые только люлящихъ любятъ? Ежели хочешь гнѣваться, то гнѣвайся и негодуй на невидимыхъ поджигателей, которыми ты было окружена, какъ видѣлм въ видѣнiи. Они то всѣхъ стараются путать и запутывать подъ благовидными предлогами, какъ хищные и злобные волки въ овчихъ кожахъ. Поэтому будь благоразумна и осмотрительна и осторожна, чтобы не спѣшить огорчаться, чему послѣдуетъ душевредный гнѣвъ и негодованiе и проч. и проч. остерегись! И молись о мнѣ грѣшномъ якоже и о себѣ!

Непотребн. I. Амвросiй.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо Духовное

Мать Серафима!

Вкратцѣ увѣдомляю тебя, что получилъ я письмо отъ Матери Вашей Игуменiи, письмо мягкое, что съ любовiю тебя отпускаетъ, и что черезъ годъ имѣетъ желанiе побывать въ Оптинѣ, разумѣется, и посмотрѣть на твое житье-бытье. Постараюсь ей тоже отвѣтить мягко, и думаю послать ей нѣсколько свято-отеческихъ книгъ не вдругъ, а прежде жизнеописанiя: Старца Льва, Архимандр. Моvсея и Iером. Климента.

Ты преждевременно заботишься избавиться отъ Бѣлевской особы. Есть старинная русская мудрая пословица: поспѣшишь людей насмѣшишь. Вдругъ отстранять ее нѣтъ никакой надобности и потребности; да и будетъ очень неловко, и душеприкащикамъ не понравится. А самое дѣло лучше укажетъ, какъ нужно будетъ поступить. Взять тебѣ вдругъ все дѣло на себя одну будетъ тебѣ тяжело, и многое попеченiе будетъ мѣшать молитвенному настроенiю. Во всяком дѣлѣ нужна постепенность и послѣдованiе примѣру Святыхъ Отцевъ. Въ монастырѣ Казначей, Благочинный, Келiархъ, Экономъ назначены Преподобнымъ Ѳеодоромъ Студитомъ. Мы не можемъ быть премудрѣе сего Святаго Отца, который съумѣлъ управить тысячью Братiй. Повторяю, придержимся лучше постепенности и разсмотрѣнiю на самомъ дѣлѣ. Самое же дѣло таково: Каинъ родился прежде Авеля и Исафъ прежде Iакова и Хаимъ не оставленъ, а перевезенъ черезъ потопныя воды. И Евангельское слово Самаго Господа: оставите обоя расти до жатвы.

И еще скажу. Собственный твой опытъ долженъ научить тебя, что не слѣдуетъ скоро довѣрять тому, что люди говорятъ, равно и вдругъ родившемуся чувству по той или другой причинѣ; а слѣдуетъ провѣрять это во первыхъ разсмотрѣнiемъ, а во втормхъ и молитвою. Представляя себѣ и пто лицо, должно молится. Господи Iисусе Христе, помилуй насъ, и устрой о насъ полезное и спасительное. Послѣ и видно будетъ, что и какъ.

Нѣсколько разъ я предъупреждалъ тебя, чтобы ты не тревожилась окружающими тебя обстоятельствами; но видно ты меня не послушала, и расстроилась до болѣзни; тогда какъ всеблагiй Господь и Царица Небесная устроили дѣло легко безъ всякихъ препятствiй.

Хорошо ты сдѣлала, что сказала Матери Игуменiи, что прежде второй недѣли великого поста ѣхать нельзя. Только недавно собраны послѣднiя.

Письмо безъ конца.

 

Молода твоя келейница, какъ пишешь: я всегда совѣтую настоятельницамъ являться къ духовнымъ лицамъ вдвоемъ съ какою либо старшею сестрой скромной, которая бы не передавала разговоровъ начальническихъ. Впрочемъ какъ будетъ удобно.

Присланныя тобою шпалеры лежатъ праздны. Общiй совѣтъ обить внутренность храма бѣлымъ коленкоромъ, разумѣется, не дорогимъ.

Я поручилъ въ Москвѣ купить 600 аршинъ узкаго аоленкора или 300 аршинъ широкаго.

Тебѣ желается, хотя въ продолженiи десяти лѣтъ устроить каменный Храмъ Успѣнiю Божiей Матери, это съ помощiю Божiею будетъ возможно. Мѣсто приличное для храма есть въ саду. Есть и кирпичные сараи, хорошая глина и песокъ и вода близко.

Въ первый годъ надѣлали кирпича 50000 тысячь, во второй 80000-ть тысячь, а на слѣдующее лѣто управляющiй нанялъ Подрядчика на 200000 тысячь. Только нужно готовить денегъ, чтобы расплачиваться.

Въ Перемышилѣ есть Чудотворная Икона Святителя Николая. Ее носили по уѣзду, и на канунѣ Срѣтенiя принесли въ Шинардино. Незадолго былъ поставленъ Иконостасъ хоть не полный. Икону Святителя поставили въ храмъ противъ алтаря. Нашло столько народу, что было тѣсно. Бдѣнiе продолжалось почти до перваго часу. Новички пѣвчiе пѣли со всѣмъ усердiемъ. Торжество было для всѣхъ радостное и утѣшительное, какъ для живущихъ сестеръ, такъ и для окольныхъ жителей.

Письмо безъ конца.

 

Христосъ воскресе, Христосъ воскресенье

Христосъ воскресе!

Сестра о Господѣ и Чадо духовное

Мать Серафима!

Поздравляю тебя со всерадостнымъ Праздникомъ Воскресенiя Господа нашего Iисуса Христа, и посылаю тебѣ общее праздничное поздравленiе.

Краткое письмецо твое отъ 29-го Марта получилъ. А ты мои письма не скоро получаешь. Изъ Петербурга не получалъ никакого извѣстiя, а изъ Ливенъ получилъ, глѣ по завещанiю богачки Охотниковой открывается община. Душеприкащикъ Генералъ Васильевъ всю зиму прожилъ въ Петербургѣ, и не успѣлъ дѣла довести до конца, - все наводились и наводятся однѣ справки. Такъ и Шатординенская Община Синодомъ утверждена; а задержка только въ передачѣ недвижаго имѣнiя Киличаревою Общинѣ. Ни въ какомъ случаѣ не мимо идетъ Евангельское слово: въ терпѣнiи вашемъ стяжите души ваша. Генерала же Елагина не мѣшаетъ просить, чтобы подвигалъ дѣло. И я съ своей стороны буду просить нѣкоторыхъ; да подождалъ немного; тогда, милостiю Божiю, дѣло и кончится. А ты между прочимъ еще поучишься, что начальницѣ не слѣдуетъ всякому слуху верить, и особенно тѣмъ лицамъ, въ которыхъ замѣтно зависть и ревность и недоброжелательство или исканiе своихъей. Прежде всего должно начальницѣ имѣть чистое намѣрiе, - во всемъ дѣйствовать по Богу и по Божьему, и молить прилежно Господа и Царицу Небесную, чтобы вразумили и помогли въ этомъ. Также нужно помнить и незабывать, что въ монастырь приходятъ не только не опытная, но и немощныя и съ прежними привычками для исправленiя которыхъ и поступаютъ въ монастырь. Все это нужно начальницѣ разсматривать и знать и помнить, и соображаясь дѣйствовать по потребности.

Я все забывалъ тебѣ написать, что желанiе мое такое, чтобы въ общинѣ щегольства не завидилось, въ избѣжанiе чего слѣдуетъ всѣмъ сестрамъ носить, по крайнѣй мѣрѣ, верхнее платье изъ тонкаго сукна, называемаго мухояромъ. Для примѣра можно и самой Начальницѣ носить мухояровую рясу. Покойный Кiевскiй Митрополитъ Филаретъ во всю жизнь свою носилъ мухояровые подрясникъ и рясу, разумѣется, изъ хорошего мухояра.

Внутренность храма обили картономъ, а послѣ будутъ обивать шпалерами мрамаонаго цвѣта. Келейную, о которой пишешь, можешь взять, если она хороша.

Миръ тебѣ! И молись о мнѣ грѣшномъ!

Непотребн. I. Амвросiй.

 

Письмо без начала.

 

Отрѣзанный ломоть опять къ хлѣбу не приставишь.

Ты сама замѣчаешь, что замедленiе утвержденiя общины отчасти и для тебя самой полезно; ты изучаешь теперь и дѣла человѣческiя и самыхъ людей; только совѣтую тебѣ ничему не удивляться. На землѣ людей безстрастныхъ очень мало; а гдѣ страсти человѣческiя дѣйствуютъ, и особенно въ главныхъ лицахъ, тамъ правильнаго порядка видѣть невозможно. Впрочемъ гдѣ главныя лица по возможному исправны и дѣйствуютъ по Богу, тамъ и въ подчиненныхъ, хотя бы и страстныхъ, можетъ быть порядокъ во исполненiе псаломскихъ словъ: броздами и уздою челюсти ихъ выстягнеши, не приближающихся къ Тебѣ, то есть, удаляющихся отъ Господа. Но гдѣ дѣйствуютъ по Богу, тамъ Богъ и подаетъ Свою помощь.

Пишешь, что у тебя будетъ много старшихъ. Какiя-бы не были старшiя, а Начальница выше всѣхъ и страше всѣхъ. Приличный почетъ кому нужно отдавай, а должнаго порядка требуй и бразды правленiя изъ рукъ не выпущай; какъ и сама писала прежде мнѣ, чтобы безъ вѣдома и безъ благословенiя Начальницы ничто не далалось. Разумѣется сперва нужно спросить о всякомъ дѣлѣ, какъ оно тутъ дѣлалось и дѣлается, и хорошее утверждать, а не хорошее измѣнять, если ты разумѣешь лучшее на самомъ дѣлѣ все будетъ виднѣе.

Миръ тебѣ!

И молись о мнѣ грѣшномъ.

Непотребн. I. Амвросiй.

4-го Мая 1884-го года.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо Духовное

Мать Серафима!

Миръ тебѣ и Божiе благословенiе и всякое утвержденiе въ истинѣ!

Въ послѣднемъ письмѣ просишь увѣдомить, если узнаю, еще что мнѣ о Шамардинскомъ дѣлѣ. – Ничего не слышно: и думаю, что скоро должно кончиться, если братъ твой попечитель и Елагинъ заботливо будутъ стараться поскорѣй выпроваживать это дѣло изъ Министерства къ Оберъ-Прокурору, а Побѣдоносцева его попросятъ поскорѣй представить на Высочайшее утвержденiе. Какъ бы то ни было, а послѣ Троицына дня думаю написать къ своему Аладыкѣ, что Костромской Преосвященный въ Iюнѣ мѣсяцѣ предполагаетъ ѣхать по епархiи, и потому не благовидно-ли ему будетъ списаться съ Костромскимъ Владыкою о Начальницѣ, не дожидаясь окончанiя формальностей о Шамординѣ.

Шамординское кладбище обновилъ полугодовой младенецъ, сынъ управляющаго; а за тѣмъ и старикъ, мужъ Госпожи Астафьевой, 19-го Мая скончавшiйся. А сегодня (21-го) привезутъ его хоронить на Шамординское кладбище. Зная благоволенiе жены своей къ новой обители, онъ желалъ было поселиться вблизи къ новой обители; но тяжкая болѣзнь недозволила и потому онъ пожелалъ быть хоть погребеннымъ тамъ. Шамординскихъ сестеръ, шутя, называлъ онъ Матери Мангѳы.

23-го Мая. Два дня не посылалъ письмо, желая получить какое либо извѣстiе изъ Петерурга, ное не получилъ.

Ты затрудняешься пересылкою вещей. Вещи, которыя тебѣ могутъ скоро потребоваться, можетъ послать по почтѣ въ Козельскъ на мое имя, и тогда, тотъ часъ по приѣздѣ, можешь получить ихъ. Также можешь прислать мнѣ и квитанцiю тяжелыхъ вещей, которыя пошлются въ Калугу въ контору въ общество Надежды. Тогда можно послать за ними лошадей. Но ждали долго, подождешь еще немного; и милостiю и помощiю Божiею можетъ и все устроиться.

Вчера одна монахиня рассказывала мнѣ слѣдующее. Ей явился во снѣ Старецъ покойный Игуменъ Антонiй и сказалъ: читай псаломъ второй каѳизмъ (должно быть первый псаломъ). Она спросила – для чего-же читать? Старецъ отвѣчалъ: его нужно читатъ въ нашествiе скорбей.

Дѣйствительно эта Монахиня находится въ подозрѣнiи у Игуменiи, будто-бы она идетъ противъ Начальницы, и ищетъ Игуменства и такое мнѣнiе составилось изъ простыхъ толковъ. Думаю, что и тебѣ теперь полезно читать этотъ псаломъ. Онъ содержитъ смыслъ весьма знаментальный. И молитва всегда сильнѣе псаломскими словами, нежели собственными нашими.

Паки. Миръ тебѣ!

И молись о мнѣ грѣшномъ

непотребн. I. Амвросiй.

23-го Мая 1884-го года.

 

1884 г., 13 Iюня. Вечеръ.

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Скорбная Сестра и Скорбящее Чадо

Мать Серафима!

Сей часъ получилъ отъ тебя два письма, - первое о прощанiи съ Матерiю, и второе о кончинѣ ея. Слава и благодаренiе Господу, что ты благовременно простилась съ матерiю, а за тѣмъ скоро послѣдовала и кончина ея. Не напрасно старинные люди говоривали: что ни дѣлается, бываетъ къ лучшему. Теперь ты совсѣмъ развязана.

Сегодня же утромъ получилъ письмо и отъ Госпожи Астафьевой, которая 1-го вечеромъ была у Калужского Пеосвященнаго. Владыка соглашается на то, чтобы ты прiѣхала съ пачпортомъ сперва въ Калугу, а потомъ въ Шамордино, и сказалъ, что отъ 25-го Iюня до 10-го Iюля онъ будетъ въ Калугѣ. Значитъ въ это время ты и можешь приѣхать сперва въ Калугу, а потомъ и въ Оптину, и такъ далѣе. И прибавилъ, что ему желательно видѣть и назначаемую начальницу и въ другой разъ видѣть Шамординъ прежде освященiя храма. А это на прямомоъ языкѣ означаетъ то, что самаго Владыку слѣдуетъ пригласить на освященiе Храма.

14-го Кончаю письмо.

Пишешь, что продолжаютъ препятствовать тебѣ взять какую либо келейную. – Не заботься болѣе объ этомъ. Можетъ быть это устроивается и къ лучшему, во избавленiе пустыхъ толковъ, и отъ внесенiя чуждаго элемента въ новую Горскую обитель.

Письмо безъ конца.

 

29 Ноября 1884 года.

 

М. С. О. н. Г. I. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господѣ и Чадо Духовное

Мать Серафима!

Сбирался тебѣ отвѣчать на первое твое письмо, но по немощи и крайнему недосугу не могъ. Получилъ и другое письмо отъ 17-го Ноября.

Пишешь, что и сама и другiя замѣчаютъ, что ты поправляешься тѣлесно. Благодари Бога и за это.

Въ прежнемъ письмѣ писала ты, что весной сбираешься уѣхать куда-то изъ обители. Одинъ выѣздъ не удался. Совѣтовалъ-бы я тебѣ не дѣлать другихъ попытокъ, чтобы не случилось подобнаго. Тогда еще больше будетъ нареканiй, и больше придется терпѣть непрiятностѣй. Вѣрнѣе и лучше терпѣть на одномъ мѣстѣ. Есть русская пословица: на одномъ мѣстѣ и камень обростаетъ. А въ старчествѣ сказано: Сиди въ келiи своей и келья всему тя научитъ.

Немощи мои увеличиваются, а докука посѣтителей не уменьшается. Обычныя ночныя охлажденiя усились настолько, что ежедневно требуется растирать все тѣло простымъ виннымъ спиртомъ.

Миръ тебѣ!

И молись о мнѣ гр.

Непотребн. I. Амвросiй.

29-го Ноября 1884-го года.